Одним из наиболее массовых и незаслуженно забытых фортификационных сооружений является пулеметный колпак. Он является простым, но вместе с тем гениальным изделием, которое было разработано с учетом существовавших тенденций в фортификации. Нужны были малозаметные, быстровозводимые огневые точки, защищенные от пуль и осколков. Удачная, простая в изготовлении конструкция обеспечила этому изделию огромные тиражи и долгую жизнь.
Пулеметный колпак часто называют ЖБОТ – железобетонная огневая точка, однако под это определение попадают и другие сооружения из сборного железобетона, отличающиеся и по форме, и по содержанию. Также неверно называть колпак ДОТом, поскольку он не является долговременным огневым сооружением и не выдерживает даже одиночного попадания снаряда.
Пулеметный колпак был создан в недрах проектно-конструкторского бюро ГВИУ, его авторами являются военные инженеры П. К. Бузник, Л. Н. Никольский и С. В. Барсуков. Он был включен в альбом типовых конструкций Главного военно-инженерного управления (ГВИУ) и в наставление для инженерных войск по полевой фортификации, выпущенное в 1943 году (ПФ-43) и остававшееся актуальным до конца войны.
Колпак представляет собой железобетонный цилиндр диаметром 1,7 метра и высотой 90 см со стенками толщиной 12–13 см. У него есть покрытие (крыша) с отверстием под окопный перископ – «трубка разведчика». Колпак армирован металлическим прутком диаметром 8 мм с выпусками на крыше в виде монтажных петель. Эти выпуски позволяли использовать для погрузки и установки колпака средства механизации – автокраны. Однако очень часто колпаки просто перекатывали к месту установки. Вес колпака составляет примерно 1700 кг.
Амбразура выполнялась высотой 37–40 см и шириной 40–50 см, что обеспечивало сектор обстрела в стандартные 60 градусов. Ее размеры могли незначительно отличаться в зависимости от места производства колпака. Также в некоторых колпаках имелся проем для входа с противоположной стороны от амбразуры и отверстия по бокам (10х5 см), назначение которых точно неизвестно. Внутренний диаметр колпака составляет 1,4 м, что позволяло разместить пулемет «Максим» и его расчет из двух человек.
1930-е годы – время бурного развития конструкций из железобетона, не только монолитных, но и сборных. Ускорение темпов строительства мог обеспечить только сборный железобетон, который начинал применяться как в промышленном, так и гражданском строительстве. Колпаки делали на бетонных заводах, специализирующихся на производстве железобетонных конструкций, хотя само производство было довольно примитивным. Цилиндрическая опалубка изготавливалась из досок шириной около 10 см и толщиной 2-3 см. Внутри устанавливался арматурный каркас, который и заливался бетоном. После того как бетон твердел, внешняя опалубка снималась, а внутренняя часть, связанная с бетоном проволочными скрепками, оставалась и выполняла роль противооткола (при попадании пули или осколка в бетон происходит его выкрашивание, причем и изнутри. Доски опалубки удерживали куски бетона, предохраняя пулеметный расчет от ранений).
Первоначально колпаки имели одинаковую толщину фронтальной и тыловой стенок, однако впоследствии по рекомендации ГВИУ фронтальную стену увеличили до 15 см, вероятно, просто смещая внутреннюю опалубку относительно оси. Это несколько повышало защитные свойства сооружения без увеличения расхода бетонной смеси.
Для установки колпака изготавливался сруб, к которому подходил ход сообщения (часто перекрытый). В ряде случаев ограничивались плетнем или стойчатым ограждением ячейки. Изредка встречаются и специальные бетонные «подстаканники», которые ставили вместо срубов. У них нет амбразуры – только проем для входа. Бетонная стенка неплохо противостояла отдельным пулям и осколкам, но быстро крошилась при множественном попадании в одну точку при пулеметном обстреле. Для повышения стойкости сооружения его дополнительно обваловывали грунтом, делая перед амбразурой дополнительный раструб из досок. Верх не требовал обваловки (считалось, что попасть в него из-за его малых размеров очень сложно), благодаря чему сооружение можно было врезать на верхней кромке откоса, получив наилучшие условия для обстрела.
Точная дата поступления в армию первых колпаков неизвестна. Можно утверждать, что уже в сентябре 1941 года они устанавливались на дальних подступах к Москве, на Смоленском направлении. Как правило, это были рубежи, занимаемые московскими дивизиями народного ополчения, возле Днепра и Дорогобужа. Сотни колпаков были установлены и приготовлены к установке на Можайской линии обороны, бои на которой начались уже 12 октября 1941 года, еще 805 колпаков оказались на Хлебниковском (внешнем) рубеже обороны Москвы. Непосредственно в границах тогдашней Москвы было установлено около 250 колпаков. Таким образом, общее количество пулеметных колпаков только на московском направлении исчислялось тысячами. Впоследствии они широко использовались практически на всех оборонительных рубежах Красной армии.
Вермахт использовал трофейные колпаки, но в ограниченных количествах. Возможно, это связано с тем, что немецкие войска не так долго занимали места, где они были установлены в 1941 году – извлечение в зимних условиях даже неустановленных колпаков с Можайской линии обороны было очень непростой задачей. Точно известно, что колпаки были использованы немецкими войсками при укреплении Великолукской крепости. Они были врезаны в валы крепости и имели выход внутрь, в кирпичные галереи в валах.
После окончания войны пулеметные колпаки нашли применение в народном хозяйстве. Рачительные колхозники перетаскивали колпаки поближе к дому, закладывали амбразуру кирпичом, переделывая этот оборонительный элемент в поилку для домашнего скота или компостную яму. В Подмосковье, недалеко от Подольска, была обнаружена водопропускная труба, практически полностью состоящая из колпаков, у которых, напротив, было обрублено покрытие. В Великих Луках колпаки легли в основу плотины, которая восстанавливалась после войны. Небольшая часть пулеметных колпаков стала памятниками.
Комментарии к данной статье отключены.