19 января Российское военно-историческое общество разместило на своем сайте информацию о начале зимней экспедиции к месту падения бомбардировщика Пе-2, обнаруженному ранее в заболоченных лесах Вологодской области. Работы в Тешемлевском болоте проводит команда Вологодского объединения поисковиков.
Самолет был обнаружен в конце 2012 года в ходе поисковых экспедиций в Бабаевском районе. Сложные условия заболоченной местности не позволяли вести работы в теплое время года, однако в зимний период мороз делает возможной прокладку дороги через топкие участки и доставку до места работ необходимой техники и оборудования. Все предыдущие попытки поисковых групп провести работы по извлечению фрагментов самолета и тел погибших летчиков не увенчались успехом. Самолет упал с большой высоты и глубоко ушел носом в топкое болото. Стоит отметить, что использование водолазного снаряжения в болоте крайне затруднено, так как нырять приходится не в воду, а в густой и вязкий ил. Со слов участников экспедиции, уже погружавшихся в грязевой котлован, который удалось выкопать в месте крушения, самолет ушел на глубину более шести метров, и поисковикам предстоит большой объем работ по откачиванию воды из котлована и подъема обломков. Возможно, дополнительно понадобится строительство отгораживающих конструкций для того, чтобы воспрепятствовать затоплению котлована водой и илом.
В летнее время члены поисковой команды несколько раз выезжали на место падения бомбардировщика. Предпринимались попытки найти и извлечь на поверхность хотя бы один из элементов самолета. Над местом падения Пе-2 была построена тренога, сделанная из бревен, поисковики погрузили ее опоры в болото и расположили их так, чтобы зимой этот импровизированный кран вмерз в лед и послужил опорой для извлечения обломков из трясины. Собственно подготовка к зимней экспедиции была начата в середине ноября прошлого года.
Для проведения работ используется оборудование, собранное «с миру по нитке» – от промышленного до самодельного. Частично работы удается финансировать за счет средств грантовой поддержки, выделенной администрацией Вологодской области. Однако без бескорыстной помощи и добровольного беззаветного труда активистов-поисковиков этот проект не смог бы существовать и развиваться. Умельцы из команды по собственной инициативе приобретают и доставляют необходимые запчасти, изготавливают нестандартный инвентарь, оборудование и даже машины, а также закупают топливо. Проведению работ посильно помогает и администрация близлежащего Тороповского сельского поселения.
Благодаря проведенным архивным поискам и изучению множества документов времен войны удалось восстановить картину трагедии, разыгравшейся в небе над железнодорожной станцией поселка Тешемля в 1943 году. Два самолета Пе-2 по неизвестным причинам столкнулись в небе и рухнули на землю, при этом оба экипажа (восемь летчиков) погибли. Насколько известно, самолеты следовали перегоном на Ленинградский фронт из Казани, где был расположен один из авиазаводов. Тела пяти летчиков были найдены на следующий день после аварии, а шестого погибшего нашли только после войны. При это удалось выяснить имена четырех погибших, остальные же члены экипажа пока остаются неизвестными, и их имена еще предстоит восстановить. Останки еще двух членов экипажа не найдены до сих пор, и поисковики надеются обнаружить их в кабине самолета, которая все еще находится в болотной трясине. Причины столкновения самолетов также пока остаются неизвестными. Можно лишь предположить, что расследование этого инцидента в свое время проводилось, а это значит, что документы о нем могли сохраниться в архивах.
Во время предыдущих экспедиций на поверхность удалось извлечь лишь отдельные предметы – стойку одного из колес шасси, радиатор и остатки летных очков. Из болота достали и две шильды с номерами, а также некоторые другие детали самолета. Сообщается также о том, что найден фрагмент черепа одного из погибших пилотов. Работы сопряжены с большим риском для жизни самих поисковиков, которые погружаются в болотную трясину, где им приходится действовать вслепую и на ощупь в условиях сильного давления вязкой грязи и затрудненности движений.
Пе-2 был одним из наиболее массовых самолетов периода Второй мировой войны, а также «рекордсменом» среди советских бомбардировщиков по количеству построенных экземпляров. За все время его производства (с 1939 по 1945 год) было выпущено 11427 единиц. Конструктивно Пе-2 представляет собой низкоплан с двухкилевым оперением. Самолет участвовал в Великой Отечественной войне с первых и до последних ее дней, включая боевые действия против Японии. В качестве пикирующего бомбардировщика Пе-2 на начальном этапе период войны использовался редко. Иногда командование и вовсе запрещало такой способ бомбометания по причине сложности управления самолетом в режиме пике и большого риска аварий и гибели пилотов. Поэтому Пе-2, имея бомбовую нагрузку до 1000 кг, чаще всего проводили бомбометания по площадям в составе групп. Обладая довольно высокой скоростью (до 540 км/час), бомбардировщик иногда использовался как самолет разведки и даже как истребитель. Примечательно, что именно на Пе-2 известный конструктор Сергей Королев испытывал авиационные ракетные ускорители. Самолеты Пе-2 находились в эксплуатации еще несколько лет после окончания войны и в некоторых странах были сняты со службы лишь в 1953 году.
Комментарии к данной статье отключены.