Как известно, первые в истории авиации воздушные победы были одержаны британскими лётчиками 25 августа 1914 года. Их оппонентам понадобилось больше двух месяцев, чтобы восстановить статус-кво.
Утром 5 ноября 1914 года пилот немецкого 33-го полевого авиаотряда лейтенант Рихард Флашар (Richard Flashar) с наблюдателем обер-лейтенантом Демутом (Demuth) вылетели на дальнюю разведку в район Мо (Meaux), что восточнее Парижа. Погода стояла тёплая, видимость была отличная, и никаких помех ни со стороны стихии, ни противника на всём маршруте.
Полёт проходил на высоте 2000 метров. В заданном районе экипаж «провёл замеры» интенсивности движения железнодорожного и колёсного транспорта, а затем спокойно вернулся обратно к линии фронта. После трёхчасового полёта самолёт подлетал к аэродрому FFA33 в Луар-Ферм (Loire Ferme) около Коне-ле-Шато (Coney-le-Chateau).
Внезапно пилот услышал какой-то хлопок, потом ещё один и ещё. Обеспокоенный, он окинул взглядом небогатое приборное оборудование «Румплера» B (более позднее обозначение B.I) и осмотрел крылья и двигатель, насколько это было возможно из кабины летящего самолёта. Всё было в порядке: мотор монотонно гудел и работал на привычных оборотах, никаких сломанных стоек или повреждений обшивки не наблюдалось.
Затем он обернулся назад, чтобы проверить целостность оперения. Хвост самолёта тоже оказался в полном порядке, зато прямо за ним, отставая на какие-то два корпуса, летел французский аэроплан типа «Парасоль» с большими сине-бело-красными кокардами на крыльях. В его кабине находилось два члена экипажа, и один из них целился в немецкий самолёт из карабина. Позже Флашар писал, что по прошествии лет он всё ещё удивляется, почему французский «франц» (наблюдатель) не сумел тогда их сбить при полной внезапности нападения и такой небольшой дистанции.
Инстинктивно Рихард заложил вираж, пытаясь уйти из зоны огня, и его манёвр заставил собственного «франца» наконец-то осмотреться по сторонам. Завершив вираж, немецкий «эмиль» (пилот) выровнял самолёт и, обернувшись, опять увидел неприятеля позади своего аппарата – в то время тактику воздушного боя только начали разрабатывать, поэтому Флашар попросту не знал, что предпринять в такой ситуации. Тем временем Демут поднял свою винтовку и включился в перестрелку, сделав серию выстрелов. Когда Флашар ещё раз обернулся, противника уже не было видно, поэтому он спокойно пошёл на посадку.
На земле Флашару и Демуту был уготован неожиданно горячий приём – их товарищи видели как сам воздушный бой, так и его последствия – быстрое снижение или, скорее, падение французского моноплана. В нужном направлении выслали поисковую партию, которая обнаружила обломки «Парасоля» в трёх километрах от аэродрома. Двигатель машины ушёл в землю.
В более позднее время первая победа лётчика или наблюдателя означала автоматическое награждение Железным крестом, но самый первый немецкий успех в воздушном бою остался незамеченным как верховным командованием, так и «общественностью». Для обоих победителей всё ограничилось кратким упоминанием их победы в сводке действий 1-й армии и фразой "выношу благодарность обоим» от её командующего генерал-оберста Александра фон Клюка. Два года спустя, в Рождество 1916 года, Флашар получил «особый подарок» – золотые часы с выгравированной надписью: "Обер-лейтенанту Флашару, пилоту первого немецкого победоносного самолёта, 5 ноября 1914. От Инспекции Авиации».
И воспоминания Флашара, и, что важнее, официальное сообщение о победе говорят о том, что сбитый самолёт упал на немецкой территории, но, к сожалению, имена погибших французских авиаторов нигде не приводятся, а в сохранившихся французских и английских документах нет никаких подходящих по дате и сектору фронта потерь.
Через три с половиной недели после того, как немецкие лётчики открыли счёт своих побед, такого же результата добились и их австрийские коллеги. К сожалению, известно об этой победе ещё меньше.
30 ноября 1914 года пилот австро-венгерской 15-й авиароты обер-лейтенант Бела Лошонци фон Лошонц (Béla Losonczy von Losoncz), венгр по национальности, с наблюдателем-поляком обер-лейтенантом Йоханом Верзейски (Johann Wierzejski) на «гебиргс-флигере» «Лонер» тип C (впоследствии B.II) производства фирмы UFAG выполняли разведывательный полёт в прифронтовой полосе над русскими позициями. Пролетая севернее Кракова над городком Мехув (Miechów), они заметили в разрывах облаков взлетающий с местного аэродрома самолёт. Немного подождав, пока противник наберёт достаточную высоту, экипаж вступил в бой.
В распоряжении наблюдателя был кавалерийский карабин, ставший к тому времени стандартным вооружением самолётов императорско-королевской авиации. После нескольких метких выстрелов офицеры наблюдали, как неприятельская машина завалилась на бок, устремилась вниз и врезалась в землю. Русские документы, однако, не подтверждают ни потери самолёта, ни самого факта воздушного боя в этом районе.
Комментарии к данной статье отключены.