На момент своего вступления в строй Kongo являлся самым совершенным линейным крейсером мира, что вызвало бурные дебаты в британском парламенте: «Почему иностранная держава, пусть даже дружественная, должна получать от английской промышленности более мощный корабль, чем его отечественный прототип?»
Конец XIX-начало ХХ века стали поворотным моментом для Японии. Взяв курс на создание «Великой Восточной империи», японская правящая элита развивала вооруженные силы страны, исходя из убеждения, что только мощный флот способен обезопасить островное государство от прямого вторжения и гарантировать его регулярное снабжение необходимым сырьем. Для обороны островов японцам требовался флот линейных броненосных кораблей, а для защиты морских коммуникаций – флот крейсеров. Таким образом, доктрина японского военного флота предусматривала наличие в его составе равного количества линейных кораблей и больших броненосных крейсеров. Вынужденные приступить к широкомасштабной программе обновления корабельного состава (после появления линейных кораблей дредноутного типа) и располагая ограниченными финансовыми ресурсами, японцы действовали со свойственным им прагматизмом и приняли решение о строительстве линейных крейсеров. Это решение базировалось на трезвой оценке сил потенциальных противников: британский и американский линейные флоты были несопоставимо сильнее, а русский – несопоставимо слабее японских военно-морских сил. Линейные крейсеры позволяли Японии как защитить собственные коммуникации от русских крейсеров, так и нанести серьезный урон коммуникациям британцев и американцев при их попытке блокировать японское побережье (из-за малочисленности британских и американских сухопутных сил, а также удаленности Японии угрозой десанта можно было пренебречь).
Первоначально японцы попытались разработать проект собственными силами, но довольно быстро поняли, что из-за малого опыта в создании подобных кораблей делают это медленнее, чем англичане строят новые корабли. Первый японский проект устарел после постройки британцами линейного крейсера Invincible, второй – крейсера Lion:
|
Японский проект № 1 |
Invincible |
Японский проект № 2 |
Lion |
Водоизмещение, тонн |
18650 |
20078 |
18775 |
29680 |
Мощность механизмов, л. с. |
44000 |
41000 |
44000 |
70000 |
Скорость, узлов |
25 |
25,5 |
26,5 |
27 |
Основное артиллерийское вооружение |
четыре 305-мм и восемь 254-мм орудий |
восемь 305-мм орудий |
десять 305-мм орудий |
восемь 343-мм орудий |
Осознав это, японцы обратились за помощью к англичанам – ведущим специалистам в данной отрасли. На рассмотрение японских адмиралов были предложены проекты фирм «Vickers» и «Armstrong». Несмотря на то, что фирма «Armstrong» уже имела опыт строительства кораблей для императорского флота, победу в конкурсе одержал проект «Vickers», разработанный сэром Джорджем Тэрстоном (впоследствии – создатель британского линейного крейсера Tiger). Проект Тэрстона представлял собой улучшенную версию британского крейсера Lion (в переводе с английского – «лев»).
Тактико-технические характеристики
Контракт с компанией «Vickers» был подписан 17 октября 1910 года (у некоторых авторов ошибочно фигурирует 1912 год). В соответствии с договором головной корабль строился в Англии, а остальные – в Японии. Всего было построено четыре линейных крейсера.
Корабль |
Верфь |
Дата закладки |
Дата спуска на воду |
Дата ввода в строй |
Kongo |
«Vickers» (Барроу, Великобритания) |
17.01.1911 |
18.05.1912 |
16.08.1913 |
Hiei |
Верфь ВМФ (Йокосука, Япония) |
04.11.1911 |
21.11.1912 |
04.08.1914 |
Haruna |
«Kawasaki» (Кобэ, Япония) |
16.03.1912 |
14.12.1913 |
19.04.1915 |
Kirishima |
«Mitsubishi» (Нагасаки, Япония) |
17.03.1912 |
01.12.1913 |
19.04.1915 |
В военно-морской литературе упоминаются две несколько сомнительные истории, связанные со строительством крейсеров типа Kongo. Согласно одной из них, между подписанием контракта с «Vickers» и началом строительства возник большой временной интервал, вызванный спорами о номенклатуре вооружения. Фактически головной корабль был заложен через три месяца после подписания контракта, причем, возможно, что 17 января 1911 года стало лишь официальной датой закладки, а сами работы начались еще раньше. Согласно другой истории, первоначально планировалась постройка двух кораблей, но «огромный крейсер-супердредноут произвел такое сильное впечатление на миниатюрных японских адмиралов, что было принято решение о постройке еще двух кораблей того же типа». Вероятнее всего, японцы изначально планировали строить четыре крейсера, исходя из рационального расчета (один крейсер в ремонте, еще один – осуществляет переход, два – в зоне патрулирования), а задержка с закладкой кораблей была вызвана подготовительными работами по локализации производства на японских верфях (по имеющимся данным, при строительстве Hiei было использована до 30% импортных комплектующих, а Haruna и Kirishima были почти полностью собраны из японских материалов). Линейные крейсеры типа Kongo являлись знаковыми для японского кораблестроения, так как головной корабль проекта стал последним крупным боевым кораблем, построенным за пределами Японии, а Haruna и Kirishima – первыми кораблями, построенными частными отечественными подрядчиками.
Конструкция корпуса
В соответствии с требованиями Морского Технического департамента Японии корпус Kongo существенно доработали. В частности, корабль получил больший, чем на прототипе, развал бортов и форштевень клиперного типа, что положительно сказалось на его мореходности. В результате переделок геометрические размеры Kongo несколько отличались от размеров крейсера Lion.
|
Kongo |
Lion |
Полное водоизмещение, т |
27610 |
29680 |
Длина, м |
214,8 |
213,4 |
Ширина, м |
28 |
27 |
Осадка, м |
8,4 |
8,4 |
На крейсере сохранили треногие фок-мачту и грот-мачту, а также три дымовые трубы разных диаметров, но изменили их расположение. Дымовые трубы на Kongo расположили более компактно, причем труба меньшего диаметра, бывшая на крейсере Lion носовой, на японском корабле стала средней. Фок-мачту и грот-мачту, располагавшиеся между носовой и средней трубами и позади кормовой трубы, разместили, соответственно, впереди носовой и между средней и кормовой трубами (это несколько ослабило задымление мостика корабля). Следует отметить, что в отличие от Kongo с трубами одинаковой высоты, на остальных однотипных крейсерах носовая труба была изначально примерно на два метра выше остальных, что решило проблему задымления (на Kongo носовую трубу удлинили только в 1920 году).
Энергетическая установка
Увеличение ширины корабля по сравнению с прототипом и перемещение труб было следствием существенной реконструкции энергетической установки.
|
Kongo |
Lion |
Водоизмещение, тонн |
27610 |
29680 |
Количество валов |
4 |
4 |
Состав энергетической установки |
4 паровые турбины Парсонса и 36 котлов Ярроу |
4 паровые турбины Парсонса и 42 котла Ярроу |
Мощность, установки, л.с. |
64000 |
70000 |
Удельная мощность установки л.с./тонну |
2,32 |
2,36 |
Тип топлива |
Уголь/нефть |
Уголь/нефть |
Запас топлива, тонн |
4200/1000 |
3500/1135 |
Максимальная скорость, узлов |
27,5 |
27 |
Несмотря на почти десятипроцентное снижение мощности установки, Kongo за счет лучшей мореходности даже несколько превосходил Lion в максимальной скорости. Высокая скорость крейсеров была достигнута не в последнюю очередь благодаря использованию смешанного топлива (нефть использовалась для достижения максимальной скорости, а уголь – для плавания на экономичной скорости). При этом невозможно сравнить экономичность установок двух кораблей: большинство справочников указывают дальность хода японского крейсера в 8000 миль при экономичной скорости в 14 узлов, а английского – в 2420 миль при скорости 24 узла. Различным было и расположение машинных и котельных отделений внутри кораблей. На крейсере Lion мидельная (средняя) башня главного калибра разделяла энергетическую установку на носовую часть из двух котельных отделений и кормовую – из котельного и машинного отделения, а на Kongo из-за смещения башни за кормовую трубу носовая часть установки состояла из трех котельных отделений, а кормовая – лишь из машинного. Утверждение о большей экономичности японской установки достаточно спорно, но отказ от расположения башни главного калибра между дымовых труб, безусловно, увеличивал ее угол обстрела и защищал надстройку от воздействия пороховых газов.
Вооружение
Японцы основательно пересмотрели артиллерийское вооружение крейсера Lion (восемь 343-мм орудий в четырех двухорудийных башнях и шестнадцать 102-мм орудий в бронированных носовой и кормовой надстройках), увеличив калибр орудий главного и среднего калибра и добавив орудия противоминного калибра. По распространенной версии, первоначально на Kongo в качестве артиллерии главного калибра предполагалось использовать 305-мм орудия. Однако получив от англичан конфиденциальную информацию о том, что «305-мм орудия имели более низкую живучесть и скорострельность, нежели 343-мм установки», японцы решили вооружить свой крейсер новейшими английскими 356-мм орудиями с длиной ствола в 45 калибров (опытный образец был изготовлен и прошел испытания на британском полигоне в Ширнессе в марте 1911 года). В результате японский корабль получил орудия главного калибра, «дальность стрельбы из которых ограничивала только линия горизонта». Обычно для крейсеров типа Kongo раннего периода указывают дальность стрельбы в 25000 м при угле возвышения в 20 градусов, забывая, что построенный в Англии головной корабль точно имел угол возвышения до 25 градусов (по одним данным, угол возвышения крейсеров, построенных в Японии, составлял 20 градусов, по другим – 25).
Орудия главного калибра располагались в четырех двухорудийных башнях (на Kongo и Hiei они были выполнены многогранными, на Haruna и Kirishima – округленными), размещенных в диаметральной плоскости корабля (две – в носовой части с возвышением, одна (мидельная) – за третьей дымовой трубой, еще одна – в корме). Вышеупомянутый перенос мидельной башни за трубы позволил увеличить с двух до четырех количество орудий главного калибра, ведущих огонь в корму. Кроме численного преимущества, перенос давал и качественное, так как для быстрой корректировки огня было необходимо наличие не менее четырех орудий. По непонятным причинам на японских крейсерах вплоть до 1917 года отсутствовал командно-дальномерный пост, что отрицательно сказывалось на их боевых возможностях.
Артиллерия среднего калибра крейсеров типа Kongo состояла из размещенных в одноорудийных казематах шестнадцати 152-мм орудий с длиной ствола в 50 калибров. С каждого борта устанавливалось по восемь пушек с горизонтальным сектором обстрела в 130 градусов и максимальным возвышением в 15 градусов (масса фугасного снаряда – 45,36 кг, дальность стрельбы – 21000 м, боевая скорострельность – 4-6 выстрелов в минуту). Увеличение калибра большинство авторов объясняет опытом, полученным японским флотом в ходе морских сражений русско-японской войны. В то же время, вопрос, почему японцы вооружили свои крейсеры абсолютно бесполезными 76-мм орудиями, остается без ответа. Противоминная артиллерия Kongo состояла из шестнадцати 76-мм орудий с длиной ствола в 40 калибров (восемь орудий устанавливались на каждой башне главного калибра (по две), еще восемь – побортно в средней части корабля на открытой палубе поверх батареи), а также семи пулеметов. Вероятно, у самих японцев изначально существовали сомнения в необходимости подобных орудий (на трех последующих кораблях ограничились установкой восьми орудий на открытой палубе), но окончательно 76-мм орудия и пулеметы были демонтированы только в 1918 году. Не спешили японцы и с установкой зенитного вооружения: по четыре 80-мм зенитных орудия были установлены на крейсерах только в 1923 году. Еще одной загадкой крейсеров типа Kongo, не имеющей однозначного ответа, является установка на них восьми 533-мм подводных торпедных аппаратов (на британском крейсере Lion было всего два аппарата).
Бронирование
Крейсер Kongo сохранил принципиальную схему бронирования своего британского прототипа.
|
Kongo |
Lion |
King George V |
Blucher |
Тип корабля |
Линейный крейсер |
Линейный крейсер |
Линейный корабль |
Броненосный крейсер |
Страна |
Япония |
Великобритания |
Великобритания |
Германия |
Основное вооружение |
восемь 356-мм орудий |
восемь 343-мм орудий |
десять 343-мм орудий |
двенадцать 210-мм орудий |
Толщина брони, мм |
|
|
|
|
Главный пояс |
127-229 |
102-229 |
152-305 |
65-180 |
Верний пояс |
76-203 |
- |
- |
|
Палуба |
38-51 |
25-64 |
25-105 |
50-70 |
Казематы |
152 |
- |
25-76 |
140 |
Башни |
229 |
229 |
102-279 |
150-180 |
Рубка |
152-254 |
102-254 |
76-279 |
140-250 |
Основным элементом вертикальной защиты крейсера являлся главный броневой пояс (толщина в средней части – 229 мм). Главный пояс замыкался в носовой части траверзом (толщина – 127-152 мм), а в кормовой части – переборками, смыкавшимися позади кормового барбета (толщина – 152-203 мм). Выше главного располагался верхний броневой пояс, прикрывавший среднюю часть корпуса и доходивший до верхней палубы (толщина в средней части – 203 мм). Верхний пояс замыкался траверзами возле барбета главной башни (толщина – 152-254 мм) и позади барбета третьей (мидельной) башни (толщина – 152 мм). Толщина брони казематов составляла 152 мм, барбетов – 254 мм, башен главного калибра – 229 мм. Толщина брони носовой боевой рубки составляла 254 мм, кормовой рубки – 152 мм. Нетрудно заметить, что крейсеры получили большую защиту от продольного огня с носа, чем с кормы, что свидетельствует о планах использования кораблей для атакующих действий. Вертикальная защита линейных крейсеров Kongo и Lion являлась более слабой, чем у линкоров, но оставляла им шансы уцелеть даже в бою с дредноутами противника. Так, в ходе Ютландского сражения Lion сохранил плавучесть после попадания тринадцати 305-мм снарядов и взрыва в средней башне, а потери на однотипном Princess Royal после попадания тринадцати «тяжелых снарядов» составили 22 убитых и 81 раненый.
Значительно больше нареканий вызывает горизонтальное бронирования, которое английские моряки с горькой иронией прозвали «картонным». На Kongo толщина бронепалубы составляла всего 38-51 мм, что было значительно меньше чем, например, у германского броненосного крейсера Blucher. Недостаточность горизонтальной защиты дорого обошлась англичанам во время Ютландского сражения: линейный крейсер Queen Mary (тип Lion) затонул в результате попадания снаряда в погреб носовых башен через палубу (в результате взрыва боезапаса он разломился на две части и почти мгновенно затонул).
Точные данные о противоминной защите крейсеров отсутствуют, но известно, что подорвавшийся на германской мине крейсер Haruna получил серьезные повреждения, хотя остался на плаву и даже не потерял ход. В целом, бронирование крейсеров типа Kongo было характерным для линейных крейсеров – избыточным для боя с крейсерами противника и недостаточным для борьбы с линкорами.
На момент своего вступления в строй Kongo являлся самым совершенным линейным крейсером мира, что вызвало бурные дебаты в британском парламенте:
«Почему иностранная держава, пусть даже дружественная, должна получать от английской промышленности более мощный корабль, чем его отечественный прототип?»
Комментарии к данной статье отключены.