С 1936 по 1942 год немецкая инженерная мысль создала целый ряд любопытных прототипов, среди которых заметное место занимает разработка компании Henschel & Sohn – танк VK3601(H), ставший предшественником легендарного «Тигра»
Несмотря на то что массовое производство тяжёлых танков для нужд вермахта немецкая промышленность начала только в 1942 году, работы над их созданием стартовали довольно рано – ещё в 1936-м. Сложность инженерной задачи, а также отсутствие понимания, кто будет противником новых машин, привели к тому, что их запуск в серию раз за разом откладывался. Активность немецких инженеров и чиновников усилилась лишь в 1941 году, когда вермахт столкнулся с новейшими советскими танками Т-34 и КВ. Тем не менее, за шестилетний срок работы над проблемой немецкая инженерная мысль создала целый ряд любопытных прототипов, среди которых заметное место занимает разработка компании Henschel & Sohn – танк VK3601(H).
Изыскания компании Henschel
Проектирование тяжёлых однобашенных танков в Третьем рейхе началось в конце 1936 года. Работы инициировали в Шестом департаменте Управления вооружений сухопутных сил (Heereswaffenamt, далее – УВС). За разработку танков отвечал старший советник службы конструирования Генрих Эрнст Книпкамп – вместе с группой своих подчинённых он сформулировал технические требования к новому 30-тонному танку (по тогдашней классификации такая машина считалась тяжёлой). В конце января 1937 года на их основании Шестой департамент заказал фирме Henschel & Sohn разработку и изготовление прототипа, которому присвоили индекс «DW I». В качестве исходного образца инженеры выбрали самый тяжёлый немецкий серийный танк того времени – Pz.Kpfw.IV Ausf.A.
Первый и единственный экземпляр DW I собрали и передали на испытания в конце 1937 года. У танка отсутствовала башня (которую пришлось заменить балластом), так как корпорация Krupp, которой поручили её изготовить, сорвала график поставок. Во время проведения испытаний представители Шестого департамента доработали свои требования, доведя массу машины до 33 тонн. Новый прототип DW II завод компании Henschel & Sohn изготовил в 1938 году. В результате доработок получился довольно прочный танк с 50-мм лобовым бронированием, оснащённый 280-сильным двигателем фирмы Maybach HL 120. Если бы корпорация Krupp всё-таки изготовила башню к этой машине, на ней можно было установить 75-мм пушку KwK37 L/24.
Однако 9 сентября 1938 года все работы над DW I/II прекратили, так как Шестой департамент «разродился» новыми требованиями к танку, который считался продолжением проекта, но получил индекс «VK3001(H)», совершенно непохожий на предыдущие. Бронирование этой машины мало чем отличалось от бронирования предыдущих проектов, но в конструкции её ходовой части использовали знаменитую подвеску Книпкампа с характерными опорными катками, расположенными в шахматном порядке. Два прототипа Henschel & Sohn изготовили в марте, а два других – в октябре 1941 года. Изначально планировалось вооружить танк 75-мм пушкой 7,5 KwK37 L/24 или 105-мм L/28, но корпорация Krupp осталась верной своим «традициям», и ни одна из четырёх машин башен не получила. Башни изготовили значительно позже, когда Шестой департамент уже закрыл проект, а потому они использовались для установки в ДОТах.
Уже Pz.VI, но ещё не «Тигр»
После первых испытаний прототипов VK3001(H), которые прошли весной 1941 года, в Шестом департаменте решили в очередной раз изменить требования к тяжёлому танку. 26 мая 1941 года в Бергхофе состоялось совещание, на котором присутствовали Адольф Гитлер, рейхсминистр вооружения и боеприпасов Фриц Тодт, доктор Фердинанд Порше, руководство Шестого департамента УВС и представители фирм-танкостроителей. На совещании рассматривались модели перспективных танков VK3601(Н), спроектированных группой Книпкампа, а также VK4501(Р), над которым работала фирма Porsche, поэтому многие исследователи считают его стартом работ над «Тигром».
Книпкамп продемонстрировал Гитлеру деревянные масштабированные модели танков. Главу Третьего рейха беспокоили результаты Французской кампании, которые показали, что для борьбы с хорошо бронированными французскими танками В-1bis и британскими Matilda II 75-мм пушка KwK37 L/24 уже устарела. После разгрома СССР немцы планировали в 1942 году высадиться на Британских островах, и к этому времени англичане, по немецким расчётам, могли подготовить 4500–6000 своих новейших танков. Исходя из этого предположения, требовалось вооружить армию танками, способными «держать» попадания снарядов, выпущенных танками Matilda II, и при этом пробивать броню толщиной 100 мм с расстояния 1500 м. Несмотря на ряд внесённых им замечаний, Гитлер распорядился выделить средства, необходимые для изготовления прототипов обоих танков.
Доведение конструкции шасси VK3601(Н) до рабочего проекта доверили компании Henschel & Sohn (работами взялся руководить начальник отдела перспективных разработок инженер Эрвин Адерс). Несмотря на все предыдущие срывы сроков, проектировать башню и вооружение для экспериментального танка вновь доверили корпорации Krupp.
Новый прототип VK3601(H) (в документации также часто использовался индекс «Panzerkampfwagen VI Ausf.B») во многом повторял конструкцию предыдущих разработок, но отличался лучшим бронированием (и, соответственно, более высокой массой), другой подвеской и т. д. Тем не менее, многие узлы и детали VK3001(H) и VK3601(H) были взаимозаменяемыми. Компоновка прототипа являлась классической для немецкого танкостроения времён Второй мировой войны – впереди размещалось отделение управления и трансмиссия, а следом шли боевое и моторное отделения.
Толщина верхней лобовой бронедетали, расположенной почти вертикально (под углом 8°), достигала 100 мм. Нижнюю лобовую бронедеталь спроектировали толщиной 60 мм, а её наклон равнялся 23°. Бронирование бортов и кормы танка сделали вертикальным толщиной 60 мм, при этом нижняя кормовая бронедеталь выполнялась из 80-мм листа. В результате общий вес машины должен был достигать 40 т, но без башни, изготовление которой вновь затягивалось, равнялся 31,5 т.
Подвеску танка видоизменили – от поддерживающих роликов отказались, диаметр расположенных в шахматном порядке обрезиненных опорных катков увеличили, а их число выросло с семи до восьми.
Основным вооружением танка должна была стать пушка Gerät 0725 разработки конструкторов компании Friedrich Krupp AG, отличавшаяся коническим каналом ствола. В стволе с переменной геометрией пороховые газы разгоняли снаряд значительно быстрее, чем обычные орудия. Калибр пушки возле казённика достигал 75 мм, а на дульном срезе равнялся 55 мм, при этом длина ствола составляла 55 калибров (3025 мм).
Специальные снаряды, изготовленные по патенту Герлиха, снабжались выступающим ведущим пояском. По мере «ввинчивания» снаряда в ствол поясок сминался, не давая боеприпасу касаться внутренних стенок ствола всей своей поверхностью. Сердечник бронебойного снаряда, вес которого достигал 1 кг, планировалось изготавливать из вольфрама. Благодаря всем этим новшествам бронепробиваемость трёхметрового орудия была сравнима с пятиметровой 88-мм KwK 36. Кроме того, Gerät 0725 обладала меньшим весом и становилась в меньшую башню. Ещё одним её преимуществом было то, что в танке помещалось больше 55-мм снарядов, чем 88-мм. Однако работы по новой пушке всё равно свернули, так как Германия не располагала собственными месторождениями вольфрама, а ввозимого сырья не хватило бы для обеспечения всех танков бронебойными боеприпасами. Кроме того, конические орудия изнашивались намного быстрее, чем обычные. В июне 1941 года работы над установкой пушки Gerät 0725 в башню нового танка прекратили, и инженеры начали проработку вариантов использования уже имеющихся 75-мм орудий KwK 42 и 88-мм орудий KwK 36.
Помимо основного вооружения, танк планировали оснастить двумя 7,92-мм пулемётами MG-34. Один из них должен был устанавливаться в орудийной маске, а второй (курсовой) – в шаровой установке в лобовой бронедетали (справа от места механика-водителя).
В качестве силовой установки танка VK3601(H) планировали использовать четырёхтактный 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель Maybach HL-210 с рабочим объёмом 21 353 см3 и мощностью 655 л. с. при 3000 об/мин, что должно было обеспечить скорость до 40 км/ч. Однако к моменту сборки опытных шасси готовых двигателей ещё не было, и их пришлось заменить менее мощными 610-сильными HL 174.
От VK3601(H) к «Тигру»
В начале 1942 года на заводе Henschel & Sohn в Касселе собрали семь шасси VK3601(H). Первый прототип использовали для проведения ходовых испытаний, на которых присутствовал и новый рейхсминистр вооружений Альберт Шпеер (занявший место Тодта, погибшего в авиакатастрофе) и доктор Порше. Машину пришлось испытывать без башни, поскольку крупповские инженеры оставались верны себе – башни для танков они изготовили с большим опозданием, когда надобность в них уже отпала.
Необходимость замены орудия на более экономный, но тяжёлый вариант привела к пересмотру конструкции танка. Башню под новые артсистемы требовалось увеличивать, в результате чего диаметр погона вырастал на 200 мм. От установки 75-мм орудия KwK 42 вскоре отказались, так как в соответствии с новыми планами им решили вооружать средние танки. Тяжёлые машины требовалось снабдить ещё более мощной 88-мм пушкой KwK 36, но это вело к удлинению корпуса, росту массы, увеличению ширины гусениц и прочим изменениям, в результате которых вес танка, по предварительным расчётам, увеличивался до 48 т. Работы по VK3601(H) остановили, новый проект получил обозначение «VK4501(H)» и вступил в прямую конкуренцию с проектом VK4501(Р) фирмы Porsche. Вскоре ему предстояло стать легендарным «Тигром».
На ставшие ненужными шасси VK 3601(H) бережливые немцы установили лебёдки и в дальнейшем использовали их в качестве бронированных ремонтно-эвакуационных машин. Шесть в конце концов изготовленных танковых башен отправили вслед за башнями предыдущего проекта VK 3001(H) для установки на железобетонных фундаментах ДОТов «Атлантического вала». Проект завершился окончательно, став «прародителем» для лучшего немецкого танка времён Второй мировой войны.
Комментарии к данной статье отключены.