В конце 1941 – начале 1942 года ситуация с танковой программой фирмы Henschel выглядела довольно комично. Дело в том, что на тот момент фирма из Касселя разрабатывала сразу три тяжелых танка. Судьба одного из них, VK 30.01(H), уже вот-вот должна была оборваться, но по состоянию на декабрь 1941 года работы над ним ещё велись. Вторым танком, находившимся в разработке, был VK 45.01(H). Промежуточное положение по боевой массе между этими двумя проектами занимал ещё один тяжёлый танк, имевший индекс VK 36.01. История у этой боевой машины, едва не ставшей первым серийным танком с орудием, имевшим конический ствол, оказалась крайне непростой.
Курс на резкое облегчение
Проект VK 36.01 появился благодаря работам над «осадными» танками, одобренным 24 ноября 1938 года главнокомандующим сухопутными войсками вермахта генерал-майором Вальтером фон Браухичем. По этой концепции проектировалось сразу три боевые машины, сохранявшие размеры и компоновку, соответственно, танков Pz.Kpfw.I, Pz.Kpfw.II и Pz.Kpfw.IV. В первом случае получился Pz.Kpfw.I Ausf.F, вот втором Pz.Kpfw.II Ausf.J, а в третьем – VK 65.01. Поначалу VK 65.01 носил обозначение S.W. Предполагалось, что боевая машина 65-тонной весовой категории будет иметь броню толщиной 80 мм. В качестве её основного вооружения рассматривались орудия калибра 75 мм и 105 мм (последнее – с длиной ствола в 20 калибров). В июне 1939 года было решено ставить на VK 65.01 75-мм орудие KwK L/24, такое же, как у Pz.Kpfw.IV.
Примерно в то же время, когда вооружение VK 65.01 ограничили уровнем Pz.Kpfw.IV, появился проект нового, еще более тяжелого танка. К сожалению, про него известно очень мало, но по размерам он явно превосходил VK 65.01. Боевая масса машины, получившей обозначение A.W. (Artilleriewagen, то есть «артиллерийский танк»), превышала 80 тонн, а толщина её брони составляла 100 мм. Разработчиком шасси A.W. выступала фирма Henschel, а контракт на создание башни достался Krupp.
В качестве основного вооружения предполагалось использовать орудие калибра 105 мм. Поначалу конструкторы выбирали между орудием с длиной ствола 20 калибров и гаубицей 10,5 cm le.FH.18, имевшей длину ствола 28 калибров. Концерн Krupp предложил 20 октября 1939 года третий вариант. За основу этого орудия была взята 105-мм гаубица с длиной ствола 25 калибров. Башня для размещения такого орудия имела диаметр погона в 1750 мм, а её полная ширина составила 2270 мм. Внушительной оказалась и масса башни – 8,4 тонны.
Жизнь проекта A.W. оказалась ещё более короткой, чем у VK 65.01. Бои во Франции показали, что разрабатывать танки боевой массой свыше 30 тонн не имеет смысла, поскольку большую массу не выдерживали имевшиеся в наличии средства переправы. Первой жертвой новой танковой доктрины, принятой в начале июля 1940 года, и стал проект A.W.
Но идея вооружить танк 105-мм гаубицей военным понравилась. Такое орудие позволяло бороться с более солидными укреплениями, чем те, которые могла разрушить 7.5 cm KwK L/24. По этой причине проект A.W. не умер полностью. 5 июля концерн Krupp получил от 6-го отдела Департамента вооружений задание на разработку «гаубичной» версии VK 30.01.
Первый вариант такой машины должен был получить башню, похожую на башню A.W., при этом орудие менялось на адаптированную версию 10,5 cm leFH 18. Толщина брони лобовой части башни снижалась до 80 мм, а бортов – до 50 мм. Диаметр башенного погона уменьшался до 1700 мм. Предполагалось, что в случае превышения лимита по массе конструкцию башни можно будет изменить: вместо типичных для изделий Krupp граненых поверхностей планировалось борта и корму «округлить». Впоследствии эта схема будет реализована в первом варианте башни для VK 30.01(P ), эволюционировавшей в башню Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E.
Второй вариант предполагал разработку «гаубичной» версии башни VK 30.01(H). В процессе работ, начатых осенью 1940 года, конструкторы постепенно склонялись именно ко второму варианту. Переделанная башня должна была также иметь толщину брони 80 мм в лобовой части и 50 мм по бортам. Окончательно выбор в пользу переделанной башни, (в переписке – D.W Turm), был сделан в январе 1941 года. При проектировании башня получила орудийную маску литой конструкции. До этого концерн Krupp при создании танковых башен старался избегать литья.
Параллельно с работами по башне Henschel получила от 6-го отдела Департамента вооружений задание на переделку шасси VK 30.01(H). Толщина лобового листа корпуса также увеличилась до 80 мм, а толщина днища выросла до 25 мм. Стало ясно, что с подобными характеристиками в 30-тонной весовой категории удержаться не получится, и планку подняли. Переработанное шасси получило обозначение VK 36.01.
Возросшая нагрузка заставила серьезно переделывать шасси, и от шасси VK 30.01(H) в нём мало что осталось. Даже корпус подвергся некоторой переделке, особенно в кормовой части. Забавно наблюдать за тем, как Генрих Книпкамп, оказывавший большое влияние на разработку VK 36.01, с завидным упорством переносил на тяжелый танк элементы с более легких машин. Метаморфозы шасси тяжёлого танка повторяли те превращения, что происходили с VK 6.01 (Pz.Kpfw.I Ausf.C), а позже перешли на Pz.Kpfw.I Ausf.F и Pz.Kpfw.II Ausf.J. Даже конструкция эвакуационных люков в бортах была позаимствована у новых лёгких танков. То же самое происходило и с ходовой частью. От опорных катков диаметром 700 мм конструкторы отказались, заменив их на катки диаметром 800 мм, число которых выросло до 8 пар на борт. Одновременно из конструкции ходовой были изъяты поддерживающие катки. Траки остались той же ширины, что и на VK 30.01(H), но их шаг уменьшился до 130 мм, а количество гребней на трак увеличилось до двух.
Новому тяжёлому танку было решено заметно увеличить подвижность. В качестве силовой установки предполагалось использовать 450-сильный двигатель Maybach HL 174, имевший объем 17,4 литра и схему V-12. Трансмиссия танка состояла из 8-скоростной полуавтоматической коробки передач Maybach Olvar 40 12 16 и механизма поворотов Henschel L 600 C. Максимальная скорость танка оценивалась в 50 км/ч, под нее и настраивалась трансмиссия.
Тяжёлый танк-истребитель
Работы по шасси и башне VK 36.01 активизировались ближе к весне 1941 года. В это время от общего проектирования Krupp и Henschel перешли к разработке рабочих чертежей. 6 марта Krupp получил задание на изготовление 4 корпусов, из них 2 сдавались в январе, а 2 – в феврале 1942 года. 5 мая с Krupp заключили контракт SS-006–4086/40 на выпуск 4 башен. К тому времени в Германии проектировалось сразу 4 типа тяжелых танков. Помимо VK 30.01(H) и VK 36.01, Porsche K.G. работало над проектом VK 30.01(Р ), имевшим еще более мощное вооружение. Также к весне 1941 года активизировались работы над преемником VK 65.01. Вероятнее всего, именно эти активности и легли в основу известного доклада советской разведки о новых типах немецких тяжелых танков. VK 36.01 вполне соответствует «Типу V», VK 30.01(Р ) похож на «Тип VI», а будущий VK 70.01 – на «Тип VII». Информация из этого доклада спровоцировала начало работ над советской «большой тройкой» — КВ-3, КВ-4 и КВ-5, причем КВ-3 здесь задумывался как временная мера, а в 1942 году планировалось делать выбор между КВ-4 и КВ-5. Советская танковая промышленность вплоть до конца 1941 года в разработке тяжёлых танков опережала немецкую.
О том, что в довоенном СССР запущена программа создания новых тяжелых танков, немцы наверняка не знали. Тем не менее, какие-то слухи и разведывательные донесения точно попадали в Берлин. Можно предположить, что именно они спровоцировали изменение требований по вооружению и броневой защите тяжелых танков, которые Гитлер утвердил на совещании 26 мая 1941 года. Толщина лобовой брони корпуса и башни увеличивалась до 100 мм, а бортов – до 60 мм. Кроме того, в качестве вооружения перспективных танков теперь рассматривались уже не только короткоствольные орудия, но и пушки с противотанковыми характеристиками, причём последние обладали приоритетом.
На VK 30.01(Р ) уже и так планировалось использовать орудие с баллистикой зенитки 8.8 cm Flak 18, поэтому здесь речь шла об усилении бронепробития. Что же касается VK 36.01, то в его башню такое орудие явно не помещалось. Выходом из сложившегося положения стало использование орудия Waffe 0725 с коническим стволом. Калибр орудия составлял 75 мм у казённика, а на выходе снижался до 55 мм, что позволило значительно повысить начальную скорость снаряда. Правда, существовал один нюанс: каждый выстрел из Waffe 0725 обходился в килограмм вольфрама, улетавшего в сторону противника – а запас этого металл у Германии был ограничен. Тем не менее, именно эту пушку выбрали в качестве основного вооружения VK 36.01.
26 июня 1941 года началась разработка пятого и шестого проектов немецких тяжелых танков – VK 45.01(H) и VK 45.01(Р ). Первый из них появился как ответ на требование установить на VK 36.01 башню с 88-мм орудием, а второй стал результатом переделки конструкции VK 30.01(Р ).
11 июня 1941 года 6-й отдел Департамента вооружений объявил концерну Krupp, что в очередной раз придётся переделывать танковую башню. Общую конфигурацию башни VK 30.01(H) она сохраняла. Но размеры пушки Waffe 0725 были такими, что командир уже не мог находиться в башне за орудием. Поэтому его место и командирскую башенку пришлось смещать влево, также переделке подверглись люки наводчика и заряжающего.
Изменять пришлось и орудийную маску, толщина которой, как и лобовой части башни, осталась на уровне 80 мм. Толщину бортов башни, как и требовало задание, увеличили до 60 мм. С орудием Waffe 0725 был спарен пулемет MG 34 с бинокулярным прицелом TZF 9b. Толщина лобовой брони корпуса танка выросла до 80 мм, а кормы – до 60 мм. Ориентировочная масса машинв составила 40 тонн, при этом максимальная скорость продолжала оцениваться в 50 км/ч.
Лишнее звено
Уже в июле 1941 года организация серийного производства VK 36.01 находилась под большим вопросом. Одной из причин этого стал вопрос с обеспечением Waffe 0725 боеприпасами. Гитлер не горел желанием пускать в большую серию орудие, которое съест весь немецкий вольфрам. По этой причине объем производства VK 36.01 ограничился 6 танками, Waffe 0725 планировалось сделать 8 штук. Позже количество корпусов VK 36.01, заказанных Krupp, увеличилось до 8. В октябре 1941 года танк получил новое обозначение. В переписке его назвали Pz.Kpfw.VI Ausf.B (VK 36.01). Впрочем, такой индекс использовался довольно редко.
Первый корпус VK 36.01 был закончен в Эссене в конце 1941 года. К тому времени стала возрастать загруженность Henschel выпуском другой продукции. Предприятие являлось одним из сборщиков Pz.Kpfw.III, на тот момент основного немецкого танка. Высокие потери на Восточном фронте требовали увеличения объёмов выпуска. По этой причине в конце января 1942 года 6-й отдел Департамента вооружений распорядился ограничить количество собранных VK 36.01 всего двумя машинами. Вместе с тем, концерн Krupp свою работу выполнил: было собрано 8 корпусов и 8 башен. Также было изготовлено 2 орудия Waffe 0725, правда, в башни они так и не попали. Больше того, Henschel не собрал и двух заказанных шасси. Согласно документам, в марте 1942 года было сдано одно шасси VK 36.01, а второе так и не закончили, поскольку больший приоритет получил проект VK 45.01(H). Этот танк выглядел куда более перспективно, да и его вооружение не являлось пожирателем вольфрама.
В июне 1942 года было решено переделать 5 корпусов VK 36.01 в VKz 35.01, бронированные эвакуационные машины. Предполагалось, что машины получат лебедку Seilwinde 22/40, способную тащить грузы массой до 40 тонн. Также двигатель Maybach HL 175 заменялся на более мощный Maybach HL 210, тем самым БРЭМ унифицировался по силовой установке с VK 45.01(H). Собственно, и работать они должны были в паре. Сама по себе идея появления VKz 35.01 оказалась напрямую связана с VK 45.01. Дело в том, что вытаскивать подбитый либо застрявший тяжелый танк вермахту оказалось нечем. Sd.Kfz.9, основной немецкий эвакуатор, был рассчитан на танки массой около 20 тонн.
Заказ на переделку пяти VK 36.01 в VKz 35.01 получила фирма FAMO, та самая, что строила Sd.Kfz.9. Правда, ни одного эвакуатора так и не было построено.
Еще одним нереализованным проектом стала очередная замена вооружения VK 36.01. Дело в том, что 8.8 cm KwK 36 L/56 и 7,5 cm KwK 42 (одно из обозначений Waffe 0725) были не единственными орудиями, разрабатывавшимися во второй половине 1941 года немцами. Фирма Rheinmetall-Borsig с санкции Гитлера начала работу над еще одним орудием, имевшим калибр 75 мм. Первый опытный образец имел длину ствола 60 калибров, на дистанции 1400 метров снаряд этого орудия пробил плиту толщиной 100 мм, установленную под углом 60 градусов. В феврале 1942 года появилась 70-калиберная версия орудия, обладавшая ещё большим пробитием.
Вместе с орудием Rheinmetall-Borsig разработала и башню, которая достаточно сильно напоминала ту, что Krupp спроектировал для VK 36.01. Предназначалась эта башня для установки на VK 45.01(H). В июне 1942 года появилась идея установить это орудие и в башню VK 36.01 (в переписке указывался другой индекс – VK 35.01). Танк с таким орудием должен был называться VK 35.02. Правда, прожил этот проект совсем немного – до середины июля 1942 года. От идеи ставить 75-мм пушку в VK 45.01 отказались, а с VK 36.01 Rheinmetall-Borsig опоздал минимум на полгода.
Бесполезной тратой времени, впрочем, работа над VK 36.01 не стала. Машина очень активно использовалась Maybach при разработке трансмиссии для VK 45.01. У обоих танков были одинаковые коробки передач.
Кроме того, VK 36.01 участвовал в различных испытаниях, проходивших в рамках разработки «Тигров». Самым известным таким испытанием стали сравнительные тесты, проведенные 8–14 ноября 1942 в Бад-Берке. Здесь машину неоднократно водил Альберт Шпеер. Стоит отметить, что VK 36.01 испытывался не только без башни, но и без её массо-габаритного макета. В результате танк оказался легче не только тяжёлых собратьев, но и VK 30.02 разработки Daimler-Benz и MAN. Неудивительно, что VK 36.01 оказался самым быстрым. Успехи его заканчивались на бездорожье, где он проигрывал и VK 45.01, и VK 30.02. Кроме того, в ходе испытаний танк сломался. Испытания эти, впрочем, уже ничего не решали – судьба VK 36.01 была давно определена.
Последние события, связанные с VK 36.01, происходили в 1944 году. Дело в том, что на складе Krupp «зависли» 8 башен для этих танков в различной степени готовности. Еще в ноябре 1942 года возникла идея переделать их для установки на оборонительные сооружения. Вновь к вопросу достройки башен и переделке их для вооружения ДОТов немцы вернулись в мае 1943 года. Предполагалось, что башни наконец получат свое артиллерийское вооружение, боеприпасы планировалось использовать от 7.5 cm Pak 41. Гидравлический механизм поворота башни демонтировался, как и сидения наводчика с заряжающим.
Правда, возникла проблема: часть оборудования была уничтожена в марте 1943 года в ходе бомбардировки предприятий Krupp английскими самолетами. Английская авиация и стала главным могильщиком проекта: после грандиозной бомбежки 25 июля 1943 года разрушения оказались настолько большими, что о башнях забыли. В мае 1944 года к вопросу вернулись вновь. Концерн Krupp даже получил заказ на переделку 6 башен, но до конца войны к нему даже не приступали. В итоге весной 1945 года башни стали трофеями союзников.
Источники:
- BAMA (Bundesarchiv)
- NARA
- Panzer Tracts No. 6 — Schwere-Panzerkampfwagen D.W to E-100, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001, ISBN 0–9708407–1–3
- Panzer Tracts No. 20–1 – Paper Panzers, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001
- Germany’s Tiger tanks, D.W. to Tiger I: design, production & modifications, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2000, ISBN 0–7643–1038–0
- Der Panzer-Kampfwagen Tiger und seine Abarten, Walter J. Spielberger Motorbuch verlag, 1987, ISBN 3–87943–456–5
Комментарии к данной статье отключены.