Не секрет, что именно умелые и слаженные действия экипажей в первую очередь предопределяют успех боя. Подготовленный экипаж своими действиями часто может компенсировать недостаток миллиметров брони и килоджоулей мощности выстрела пушки. При этом более всего ценится хороший механик-водитель, которого мечтает заполучить в свой экипаж любой командир танка. Вот только где его взять? Помочь в обучении может специальный танк.
Мировой опыт
Вопросам подготовки водителей для боевых машин практически сразу после их появления стало уделяться большое внимание. Для получения первоначальных навыков стали изобретаться, и, зачастую полукустарным способом, изготавливаться простейшие тренажёры.
С течением времени и прогресса в технологиях эти тренажёры превратились в компьютеризированные комплексы самой разной степени сложности, вплоть до динамических симуляторов. Однако ни один тренажёр не может дать навык практического вождения. По данным науки, наилучшие показатели в адекватности системы «человек — машина — местность» обеспечивают только ходовые тренажёры вождения (ХТВ), созданные на базе конкретных образцов бронетехники. Их главным и неоспоримым преимуществом является стопроцентная эффективность присутствия. Кроме того, разработка подобных учебно-тренировочных средств упрощена за счёт применения большого процента заимствованных узлов и агрегатов.
Исторически тренажёры возникли и получили наибольшее развитие там, где ошибки при обучении на боевых танках могли привести к чрезвычайным последствиям, а их устранение — к большим финансовым затратам. Если говорить проще, тренажёры стали создавать там, где была опасность потерять дорогостоящую технику.
Неудивительно, что наибольшее распространение ходовые тренажёры вождения получили у рачительных немцев. Ещё во время Второй мировой войны — по мере того, как стали появляться более тяжёлые и, соответственно, дорогие танки — для подготовки водителей стали изготовляться специальные учебные машины.
Пика своей популярности так называемые Fahrschulepanzer, что в дословном переводе означает «танк для обучения вождению» или просто «учебный танк», достигли уже в послевоенном бундесвере. Начиная с 1960-х годов там вместе с принятием на вооружение какого-либо образца бронетехники тут же создавалась учебная машина для подготовки водителей и поддержания их навыков. Учебные машины были созданы для самоходных гаубиц М109 и PzH2000, бронетранспортёров и БМП М113 и «Мардер», истребителей танков «Ягуар» и «Визель» и, конечно же, для танков «Леопард» обоих поколений.
Опыт бундесвера переняли в Швеции, где для обучения экипажей танков Strv 103 была создана соответствующая машина.
Великобритания также использовала немецкий опыт, создавая учебные танки DTT (Driver Training Tank) на основе серийных «Центурионов», «Челленджеров» и «Челленджеров 2». В последнем случае армия заказала сразу 22 учебных танка на 358 серийных машин! Реалии оказались скромнее — в итоге на 395 боевых танков было выпущено всего четыре учебных, но и это надо признать весьма неплохим результатом.
Что касается СССР, то сюда идея создания специализированных ХТВ попала через Восточную Германию. В ГДР, принимая на вооружение советскую технику, поступали аналогично коллегам из Западной Германии, только термин Fahrschulepanzer изменили на Fahrausbildungspanzer, что в переводе на русский означает то же самое — «танк обучения водителей». По советской моде это длинное наименование было превращено в аббревиатуру FAP.
Первыми в ГДР в 1977 году были созданы машины FAP-575U и FAP-575UA на шасси от ЗСУ-23-4 «Шилка» и FAP-568U на шасси ЗРК 2К12 «Куб». Затем, в 1981–1983 гг., был создан FAP-500U на шасси ЗСУ-57-2. В 1988 году, незадолго до объединения Германии, в ГДР был создан FAP-172U на шасси танка Т-72, а точнее штурмового мостоукладчика BLP-72 местной разработки. Выпускать серийно его уже не стали, и машина осталась в единственном экземпляре. Она до сих пор находится в ходовом состоянии и выступает на музейных шоу.
Советская специфика
В СССР танков всегда было много, и денег на оборону не жалели, поэтому ещё с 1930-х годов подход к наработке навыков вождения боевых машин был принципиально иным. Считалось, что эффективность использования ХТВ весьма низка из-за больших затрат на моторесурс, горючее, оснастку и оборудование танкодрома. Советские танки были достаточно простыми и дешёвыми, и тратиться на разработку специальных ХТВ считали лишним.
Система обучения предполагала наличие в боевых частях сверхштатных машин устаревших модификаций — так называемой «учебно-боевой группы» (УБГ). Вот их и гоняли по полной программе, не боясь истратить ресурс или что-то поломать. Фактически, данная система существует и по сей день в российской армии.
Пока речь шла только о танках первого послевоенного поколения, — Т-54, Т-55 и Т-62, — эта система была как-то оправдана, но с началом перевооружения на танки второго поколения начались проблемы. Уже Т-64 и Т-64А были намного сложнее своих предшественников и требовали навыков выше уровнем, нежели у сельских трактористов. Это касалось не только управления машиной, но и, в большей степени, её обслуживания. Порой информация о спорах военных по этому поводу докатывалась до ЦК КПСС, но «кремлёвские старцы» предпочитали закрывать глаза на расходы, связанные с ошибками в эксплуатации машин, наращивая при этом их количественный выпуск. Отрывать ведущие КБ на разработку каких-то тренажёров, отвлекать на них производственные мощности считали нецелесообразным.
Однако как минимум одна такая попытка всё же была предпринята. В 1979 году конструкторским бюро «Уралвагонзавода» была проведена ОКР под шифром «Мечта», в ходе которой был разработан ходовой тренажёр вождения ХТВ-172. Машину предполагалось переделывать из устаревающих танков Т-72 первых серий выпуска.
Проект предусматривал замену башни танка платформой с рубкой управления. В ней должен был находиться инструктор и ещё пара учеников. Инструктор имел в своём распоряжении аппаратуру связи с обучаемым водителем, дублирующие контрольные приборы, а также возможность принудительно заглушить двигатель. Внешняя связь обеспечивалась радиостанцией Р-123. За счёт большой площади остекления рубка обеспечивала прекрасный обзор, при этом лобовое стекло имело «дворник»-очиститель. Для входа в рубку в её кормовой части был предусмотрен большой удобный люк. Машина обеспечивала монтаж навесных противоминных тралов, бульдозерного ножа или снегоочистителя, могла использоваться и в качестве тягача — в общем, была очень полезна в танковом хозяйстве. Однако даже до изготовления опытного образца дело не дошло: «Мечта» так и осталась на бумаге.
Примерно в то же время свой вариант ходового тренажёра предложило Ленинградское КБ-3, так как вождение танка Т-80 имело свою серьёзную специфику.
Информации об этой машине на данный момент практически нет. Можно лишь отметить конструктивные особенности. Если в целом компоновка питерской машины соответствовала тагильскому ХТВ-172, то её рубка была существенно ниже. Доступ в неё осуществлялся через люк в крыше. На фото также заметно мощное кольцо из стальных пластин вокруг рубки для имитации веса башни. В проекте ХТВ-172 утяжеление было спрятано внутрь платформы и выглядело более красиво, хотя и менее технологично.
Вновь вспомнили о ХТВ только спустя десятилетие, предпосылкой к чему стала объявленная в СССР конверсия оборонных производств. В 1988–1989 гг. в 482-м конструкторско-технологическом центре бронетанковой техники МО СССР, расположенном в пригороде Киева Дарнице, в рамках большой программы работ по конверсии высвобождаемой бронетанковой техники предложили сразу серию учебных машин на самых разнообразных шасси. На выбор ГАБТУ предлагалось сразу несколько вариантов их конструктивного исполнения.
ХТВ-55
Созданный в 1990 году на основе танка Т-55 тренажёр предназначался для обучения и совершенствования навыков личного состава по вождению в соответствии с «Курсом вождения боевых машин» СВ-86. У разработчика ХТВ-55 проходил под индексом «Изделие 043». Он обеспечивал выполнение практических упражнений по вождению, за исключением подводного вождения. В машине с места инструктора, расположенного в башне с демонтированным вооружением, обеспечивался контроль температур охлаждающей жидкости в системе охлаждения и масла в системе смазки, давления масла, частоты оборотов двигателя, торможения и остановки, а также глушения двигателя. Предполагалось оборудование ХТВ-55 системой объективного контроля вождения «Трасса-1».
Тактико-технические характеристики ХТВ-55:
- масса 32,1 т;
- экипаж 4 человека;
- удельная мощность 16,1 л.с./т;
- среднее удельное давление 0,81 кгс/см²;
- размеры (длина × ширина × высота) 6200×3270×2350 мм;
- ширина колеи 2640 мм;
- длина опорной поверхности 3840 мм;
- клиренс 425 мм;
- максимальный преодолеваемый угол подъёма 32°;
- максимальный угол крена 30°;
- ширина преодолеваемого рва 2,7 м;
- высота преодолеваемой стенки 0,8 м;
- глубина преодолеваемого брода 1,4 м.
При переоборудовании Т-55 в ХТВ-55 демонтировались пушка Д-10Т2С со спаренным пулемётом ПКТ, зенитный пулемёт, дневной прицел ТШ2Б-32П и ночной прицел ТПН-1-22-11, стабилизатор вооружения, элементы укладки и крепления боеприпасов и личного оружия, прожектор Л-2Г с блоком питания, съёмные узлы ОПВТ. С башни срезали детали крепления демонтированных узлов и агрегатов, произвели доработку электрооборудования башни, системы охлаждения, системы смазки, контрольно-измерительных приборов, механизма поворота башни. Дополнительно были установлены пневмооборудование, пульт инструктора, дополнительное сиденье, смотровое стекло.
При доработке электрооборудования башни была демонтирована система целеуказания командирского люка, переделан кабель от ВКУ в башню и провода башни с учётом того, что был снят ряд узлов электрооборудования, заменён щиток башни. При доработке системы охлаждения на переднем коллекторе радиатора установили дополнительный штуцер для датчика термометра ТУЭ-48Т. При доработке системы смазки на трубе к клапану установлен дополнительный штуцер для датчика термометра ТУЭ-48Т. При доработке контрольно-измерительных приборов был заменён кронштейн крепления датчика манометра и дополнительно к имеющимся датчикам термометров и манометра на тренажёре установлены два датчика термометра ТУЭ-48Т и датчик манометра ТЭМ-15. При этом один датчик термометра был установлен на переднем коллекторе радиатора системы охлаждения (для измерения температуры охлаждающей жидкости), а второй — на трубе к клапану системы смазки двигателя (для измерения температуры масла).
Дополнительный датчик манометра был установлен на вновь установленном кронштейне с датчиком базовой машины. При доработке механизма поворота башни с него демонтировали приводной электродвигатель, электромагнитную муфту, азимутальный указатель, а также элементы зубчатой передачи от электродвигателя к приводной шестерне и азимутальному указателю. При этом конструкцией и инструкцией по эксплуатации допускался поворот башни тренажёра на 180 градусов. При отстопоривании и повороте башни было необходимо отсоединять кабель от приборного щитка инструктора, иначе он просто рвался. Кроме того, категорически запрещалось движение тренажёра с открытым люком механика-водителя и при не застопоренной башне.
Пневмооборудование было предназначено для обеспечения дублированного управления остановочным тормозом с места инструктора. В его состав входили редуктор ИЛ-611-150-702 с фильтрующим элементом, два электропневмоклапана ЭК-48, пневмоцилиндр привода остановочного тормоза и трубопроводы. Все элементы пневмооборудования размещались на левом борту сзади воздушных баллонов. Воздух в систему поступал от крана забора воздуха базовой машины.
Пульт инструктора предназначался для обеспечения с места инструктора контроля температуры ОЖ и масла, давления масла, частоты вращения коленвала двигателя, а также дублированного управления главным фрикционом, остановочным тормозом и механизмом остановки двигателя.
Было предусмотрено два варианта крепления пульта в башне. При первом варианте он с помощью кронштейна устанавливался на потолке справа от места командира, а при втором — на двух кронштейнах, приваренных справа от амбразуры над погоном.
Дополнительное сидение было предназначено для размещения инструктора или обучаемого. Оно распологалось перед амбразурой на вращающемся полике. В качестве сиденья обучаемого использовалось штатное сиденье механика-водителя. При этом для обеспечения возможности наблюдения через смотровое стекло сиденье было приподнято от пола. Кроме того, оно могло вращаться в горизонтальной плоскости.
Смотровое стекло предназначалось для наблюдения за местностью при движении. Оно состояло из щитка, приваренного к амбразуре башни, обоймы, двух стёкол, обогревателя стекла и стеклоочистителя. Электропитание к обогревателю подавалось от бортовой сети машины, через кабель, подключаемый к розетке, расположенной на потолке башни перед местом заряжающего. Стеклоочиститель приводился вручную.
Чтобы обеспечить лучший обзор инструктору с места командира, проектом предусматривалось оборудование специальной шестигранной башни со смотровыми стёклами, обеспечивающими круговой обзор. Башня приподнималась над погоном люка за счёт врезок, выполненных из штатной трубы-лаза ОПВТ. При этом сама крышка люка поднималась наверх, над башней.
Однако при изготовлении опытных образцов от этой башни отказались. В серии, для упрощения и удешевления, отказались и от смотрового стекла на месте пушечной амбразуры. Сколько машин было переоборудовано таким образом, неизвестно. По имеющимся фотографиям на данный момент идентифицируются две (б/н 492 и 483) или три машины.
ХТВ-62
По образу и подобию ХТВ-55 на КТЦ создали тренажёр вождения танка Т-62. Объем и принцип доработок был абсолютно тот же самый — естественно, с поправкой на конструкцию прототипа. Так, из неё удалили механизм выброса стреляных гильз и заблокировали соответствующий башенный люк.
При изготовлении опытного образца городить над люком командира «пагоду» также не стали, а вот смотровое стекло в амбразуре все же сделали. Был построен как минимум один опытный образец такой машины.
ХТВ-72 (1)
Ещё одним образцом, конверсированным по подобию ХТВ-55 и ХТВ-62, стала машина на базе танка Т-72. На ХТВ-72 при доработке из боевого отделения был в полном составе выброшен автомат заряжания. Конкретный образец танка, прошедший доработку в ХТВ, представлял собой поздний Т-72 выпуска 1978–1979 гг., дооборудованный в процессе ремонта дополнительной защитой ВЛД по теме «Отражение-2» (дополнительный броневой лист толщиной 16 мм) и антинейтронными накладками на башню.
С танка было демонтировано всё вооружение и прицелы. Как и ХТВ-62, он был оборудован смотровым стеклом на месте пушечной амбразуры.
Также был изготовлен как минимум один образец, который впоследствии попал в войсковую эксплуатацию, где получил бортовой №107.
ХТВ-80БВ
Самой интересной машиной, доработанной по описанному выше принципу, стал танк Т-80БВ. Переоборудование он проходил по проекту, разработанному в КТЦ, но вот какое предприятие этим занималось — пока неизвестно. Единственные фотографии ХТВ-80БВ (условно будем называть его так), были сделаны на БТРЗ №205 в Уссурийске, незадолго до уничтожения этого предприятия.
В отличие от предыдущих рассмотренных образцов, над люком командира на ХТВ-80БВ всё-таки установили наблюдательную башню, в силу чего машина получила очень специфический облик.
На корпусе ХТВ-80БВ были сохранены бонки под крепление ДЗ, а вот с башни все крепления ДЗ были удалены начисто. С другой стороны, бронировку прицела срезать не стали — просто заварили окно.
Судя по наличию б/н 376, машина прошла через войсковую эксплуатацию.
ХТВ-64А
Странно, но автору пока не попадалась информация о доработанном таким же образом Т-64. Но это не значит, что ХТВ на его базе не делали — совсем наоборот, ХТВ-64 существуют как минимум в двух экземплярах, и оба пока живы. Первый разработан и собран на базе танка Т-64А — по этой причине, чтобы как-то отличать машины, условно нарекаем его ХТВ-64А.
Недостатком рассмотренных выше машин являлось то обстоятельство, что при тренировках навыков вождения не учитывались габариты машины, оснащённой орудием с большим вылетом ствола за корпус танка. А утыкание стволом в грунт — это очень частый случай при повседневной эксплуатации. В результате пушка, как правило, получает значительные повреждения и требует замены. Поэтому при проектировании ХТВ-64А на КТЦ имитировали вылет ствола в положении по-походному, для чего использовали воздухопитающую трубу ОПВТ. С одной стороны её фланцем прикрепили к рубке, а чтобы она не «играла» и не сломалась, подставили специальный упор. Сама рубка, вероятно, была заимствована или аналогична рубке тренажёра, созданного на базе Т-80 в КБ-3. В данном случае заморачиваться с искусственной догрузкой машины до боевой массы серийного танка не стали.
Получившаяся машина, судя по фотографиям и наличию бортового №599, активно использовалась в армии, но уже украинской. Там же, судя по всему, она и осталась.
ХТВ-64Б
Зато второй образец ХТВ, созданный на базе Т-64, можно увидеть в коллекции музея Бронетанковой техники в Кубинке. На табличке она подписана просто как ХТВ-64, но, поскольку была изготовлена с использованием шасси и корпуса танка Т-64Б (серийный № У11ЕТ4033, выпуск ноября 1984 года), то условно поименуем её ХТВ-64Б.
Этот ХТВ также вместо башни имеет рубку. Однако в порыве конверсии и унификации разработчики пошли дальше и в качестве рубки использовали переднюю верхнюю часть корпуса бронетранспортёра БТР-60. Невысокая рубка с лобовым листом, имеющим большой угол наклона, придала тренажёру весьма привлекательный, стремительный силуэт. Внутри рубки имелись три места: одно для инструктора и ещё два для учеников. Место механика-водителя осталось без изменений. Таким образом, экипаж этого ХТВ мог составлять 4 человека (хотя на музейной табличке указано всего 3). На ней же в качестве ТТХ указана масса — 38 тонн, скорость — 60,5 км/ч и запас хода в 600 км, что является явно завышенными параметрами. Двигатель оставался штатный 5ТДФ мощностью 700 л.с., в качестве средства внешней связи использовалась штатная танковая радиостанция Р-123М.
ХТВ-80
По типу ХТВ-64, с использованием рубки вместо башни, был создан ещё один ходовой тренажёр на шасси Т-80. Как и в случае с ХТВ-80БВ, он пока фиксировался всего один раз, на территории всё того же БТРЗ №205 в Уссурийске.
Сотрудники танкоремонтного завода, болеющие за историю отечественного танкостроения, пытались спасти от уничтожения уникальные образцы бронетехники, доставленные на предприятие. Организовали что-то вроде импровизированной выставки-музея, писали обращения в различные инстанции, искали спонсоров, готовых выкупить машины у Минобороны.
Но, увы, всё усилия оказались бесполезными. Все танки, поступившие на БТРЗ, включая новейшие Т-80У, выведенные с Камчатки, были порезаны на металл. А после, как говорят, не без настоятельных просьб китайской стороны, приказом министра обороны Анатолия Сердюкова был уничтожен и сам завод. Теперь на всю Сибирь и весь Дальний Восток — потенциальный театр военных действий с Китаем — остался только один БТРЗ №103 в Атамановке, под Читой.
Что же до конструкции ХТВ-80, то стоит отметить достаточно оригинальную рубку и крепление под третью, дополнительную бочку с топливом на её крыше. Откуда поступила эта машина, где изготавливалась и кем эксплуатировалась, так и осталось неизвестным, но при жизни машина имела б/н 431.
ХТВ-72 (2)
Конструкторы КТЦ, как показывает практика, отрабатывали концепцию ХТВ сразу по нескольким направлениям. Первое заключалось в необходимости минимальных доработок при сохранении родной башни машины. Вторым направлением стало боле серьёзное вмешательство в исходную конструкцию с заменой башни на рубку. Так, параллельно созданию ХТВ-64, который мы обозначили как ХТВ-64А, создавалась точно такая же машина, но на платформе Т-72 — самого массового на тот момент танка Советской армии. Ведущим инженером по ней был М.Е. Ушаков.
На корпус Т-72 была посажена рубка, абсолютно точно такая же, как и на ХТВ-64А. Вся разница заключалась лишь в том, что труба, обозначающая вылет ствола, была установлена с правой стороны — так, как повёрнута башня Т-72 на марше. К сожалению, судьба этого экземпляра покрыта туманом неизвестности. Единственное на данный момент известное автору фото было сделано на БТРЗ №7 в Киеве.
ХТВ-72 (3)
Работы по разработке и созданию ХТВ, базирующиеся на советском опыте, продолжились в Киеве уже в 1990-е годы, после «развода» России и Украины. Так, во время посещения журналистами киевского БТРЗ накануне Дня Победы в 1998 году в одном из цехов был замечен ещё один, и притом весьма оригинальный, ХТВ, созданный на шасси Т-72. Он тоже относится к «рубочному» типу. При этом исполнение рубки наиболее продуманное и культурное.
Рубка имеет достаточно большое по площади остекление, обеспечивающее прекрасный обзор во всех направлениях. Посадка в рубку осуществляется через три люка в крыше — по числу членов экипажа, находящихся в ней. Один люк — обычный командирский, заимствованный с базового танка. Два других — большого размера, прямоугольной формы. Судя по форме выштамповок, они изготовлены из стальных крышек ОПВТ, штатно закрывающих радиаторы танка при движении под водой. Четвёртый член экипажа — механик-водитель, находящийся на своём обычном месте. Для того чтобы подняться на крышу для посадки через люки, на четырёх стенках рубки имеются специальные поручни. На фото через боковое окно рубки видна богато оснащённая контрольными приборами панель управления. Для отработки чувства габаритов машина оснащена имитатором ствола орудия весьма оригинальной конструкции. В её основе — стальная труба, крепящаяся концом к крыше рубки и опирающаяся упором в верхний лобовой лист в районе правого брызговика.
Для удобства хранения и использования машины помимо тренировочных целей, труба выполнена складывающейся на шарнире. При этом в сложенном состоянии она не выходит за габариты корпуса машины, что очень удобно и практично. По каким-то причинам с машины было демонтировано устройство для самоокапывания. Хотя, возможно, его на этом корпусе не было изначально. Можно предположить, что для переделки был использован танк Т-72, выпущенный в 1973–1974 гг. — в этот период «Элемент» ещё не устанавливался.
О судьбе этой машины ничего не было известно до марта 2017 года, когда в публикациях СМИ прошла информация о том, что на вооружении 105-й бригады сирийской Республиканской гвардии оказался Т-72 «редкой модификации». Это как раз и был киевский ХТВ-72. Появление этой машины в зоне боевых действий объяснили «нехваткой тягачей для эвакуации повреждённой техники Сирийской армии».
Однако о том, что данная машина имеет украинские корни, не было сказано ни слова. Соответственно не поднималось вопросов и о том, как она попала в Сирию. Более того, некоторые СМИ предположили, что этот ХТВ — самостоятельная переделка сирийских военных. В мае 2018 года стало известно, что этот ХТВ сирийцы ещё раз переделали и использовали в качестве базы под монтаж пусковой установки тяжёлой РСЗО Golan-1000. Такой вот зигзаг истории…
Заключение
Стоит упомянуть, что, несмотря на то что практически ни один ХТВ в СССР не изготовлялся в «товарных» количествах, работы их разработке велись достаточно широко. Причём это касалось не только танков, но и ХТВ для подготовки водителей и экипажей боевых машин пехоты. Об этом расскажу как-нибудь в другой раз.
Однако сегодня этот опыт в Российской армии прочно забыт. Хотя количество происшествий, приводящих к поломкам и потере дорогостоящей бронетехники, не уменьшается, а лишь растёт. Благодаря сократившимся срокам службы сократилось время и на подготовку специалистов. При этом необходимо признать, что интеллектуальный уровень и уровень образования призывников оставляет желать много лучшего (производная от реформы образования), даже несмотря на отмену отсрочек и призыв выпускников вузов (в большинстве из которых были сокращены военные кафедры).
Министерство обороны РФ неоднократно хвасталось успехами по оснащению частей компьютерными тренажёрами. Однако ни один, даже самый реалистичный симулятор не даёт опыта и навыков вождения тяжёлых боевых машин. Активное продвижение статических и динамических компьютерных тренажёрных систем в российские вооружённые силы является результатом лоббирования интересов их разработчиков и не более того. В то же время армия готовится к приёму боевых машин нового поколения. Прогнозируется, что пересадка экипажей с Т-72 и Т-90 в Т-14 станет намного более сложным процессом, нежели это было в пору принятия на вооружение танка Т-64.
В настоящее время в российской армии в качестве учебных используются танки старых моделей. Например, Т-72, выпущенные ещё в 70-е годы. Эти машины нещадно гоняют на танкодромах до полного израсходования ресурса, а затем отправляют на утилизацию. Из-за принципиальной новизны «Арматы» (расположение экипажа в капсуле, новая трансмиссия, другие контрольные приборы и органы управления) с ней такой номер не пройдёт. Поэтому нам необходимо вспомнить отечественный и зарубежный опыт применения в обучении ХТВ. Что-то подобное необходимо сделать и на базе «Арматы». Поскольку танк будет учебным, можно существенно удешевить конструкцию данной машины. Например, многослойная броня, динамическая защита, орудие, полноценная система управления огнём ей уже не понадобятся.
Особенности компоновки «Арматы» (расположение экипажа в капсуле) — большое благо в обучении, потому что сидящий рядом с водителем инструктор сможет лучше контролировать действия обучаемого. Здесь же в капсуле можно создать и учебные места других членов экипажа. В макеты прицелов можно вмонтировать электронные приставки, которые имитировали бы мишенную обстановку. Причём обучаемый мог бы видеть в прицелы самые различные цели, похожие на реальные боевые машины потенциальных противников, с полным фактором внезапности.
Чтобы ещё больше повысить реалистичность процесса обучения, эти ходовые тренажёры можно оборудовать лазерными имитаторами стрельбы и поражения, что позволило бы разыгрывать двухсторонние тактические учения различного уровня. Всё это повысило бы качество подготовки, сэкономило ресурс и повысило безопасность тренировок.
Надеемся, что мысли по созданию таких разработок уже пришли в головы наших военачальников и конструкторов, и учебные танки на базе «Арматы» скоро появятся на российских полигонах и танкодромах.
Источники и литература:
- Колосков Б.Б., Стариков Н.Е. Факторы развития тренажёров вождения объектов бронетанковой техники российского производства // Известия ТулГУ. Технические науки — 2016 — Вып.12 — Часть 1 — с.321–334
- Ходовой тренажёр вождения ХТВ-55. Дополнение к техническому описанию и инструкции по эксплуатации танка Т-55, 1990
- Anweiler K., Pahlkötter M. Panzer der Bundeswehr seit 1956 — Stuttgart: Motorbuch Verlag, 2008
- Siegert J. Panzer der NVA 1956–1990 — Stuttgart: Motorbuch Verlag, 2008
- Siegert J., Hanske H. Kampfpanzer der NVA — Stuttgart: Motorbuch Verlag, 2011
Комментарии к данной статье отключены.