27 января 1934 года Управление инспекций бронетанковых войск дало разрешение на начало финансирования проекта так называемого «танка для командиров рот» – Zugführerwagen (сокращённо – Z.W.). Первоначально промышленникам заказали небольшую «нулевую» партию из двадцати пяти танков. Подразумевалось, что они должны будут поступать в танковые части вермахта с октября 1936 по апрель 1937 года. В апреле 1936 года после прохождения испытаний танк получил индекс «Sd.Kfz.141», а в частях машина учитывалась под «боевым» индексом «Panzerkampfwagen III» (сокращённо – «Pz.Kpfw.III»)
В уставе немецкой армии «Вождение войск», изданном в 1933 году, предусматривалось, что основу Panzerwaffe должны составить средние танки. 11 января 1934 года состоялось масштабное совещание организаций, причастных к снабжению армии вооружениями, которое было посвящено развитию перспективных видов оружия. На этом совещании Управление вооружений сухопутных сил (далее – УВС) постановило разместить среди немецких машиностроительных компаний заказы на лёгкий танк LaS 100 (которому в будущем предстояло стать Pz.Kpfw.II), а также на другие, более тяжёлые боевые машины.
Новый танк для ротных командиров
27 января 1934 года Управление инспекций бронетанковых войск дало разрешение УВС на начало финансирования проектов так называемых «танков для командиров рот» – Zugführerwagen (сокращённо – Z.W.) и командиров батальонов – Bataillonsführerwagen (сокращённо – B.W.). Последнему предстояло вскоре стать Pz.Kpfw.IV (самым многочисленным танком Третьего рейха), а на Z.W. мы остановимся подробнее, поскольку именно этой машине посвящена данная публикация.
В конкурентную борьбу за право на разработку Z.W. и B.W. включились сразу четыре крупные немецкие компании: Krupp, Rheinmetall-Borsig, Daimler-Benz и MAN. Для Z.W. конструкторская группа 6-го Департамента УВС разработала следующие тактико-технические требования:
- масса танка – около 10 т;
- основное вооружение – 37-мм пушка во вращающейся башне;
- максимальная скорость – не менее 40 км/ч;
- двигатель – Maybach HL 100 мощностью 300 л. с., трансмиссия SSG 75 фирмы ZF (Zahnradfabrik Friedrichshafen), механизма поворота – Wilson-Cletrac, гусеницы – Kgs.65/326/100.
Корпорация Krupp имела определённую фору, так как её конструкторы совсем недавно разработали лёгкий танк LaS (первые пять машин нулевой серии к тому времени уже собрали в Эссене), а теперь УВС заказало корпорации 450 серийных танков. Однако «эссенцы» не смогли эффективно воспользоваться своим преимуществом, и проект их танка MKA, прототип которого они сконструировали в августе 1934 года, потерпел фиаско. Собрать два прототипа шасси Z.W. доверили компании Daimler-Benz из Штутгарта, а «крупповским» инженерам поручили лишь изготовить для них башни. Ещё один прототип собственной конструкции должна была реализовать в металле нюрнбергская компания MAN (башню для этой машины разрабатывали и собирали на предприятиях корпорации Rheinmetall-Borsig).
Первые прототипы, изготовленные компанией Daimler-Benz, которые собрали к августу 1935 года, получили обозначения Z.W.1 и Z.W.2. После их сборки 6-й Департамент заказал автомобилестроителям из Штутгарта ещё две машины улучшенной конструкции, которые по документам проходили под индексами Z.W.3 и Z.W.4. Две башни в Эссене изготовили ещё в августе 1934 года, но в УВС их утвердили лишь после сравнительных испытаний на готовых шасси вместе с «изделием» Rheinmetall-Borsig.
Новому танку присвоили индекс разработки «VK 619», под которым его «доводили» вплоть до декабря 1935 года, после чего 6-й Департамент заказал первую «нулевую» серию в количестве 25 машин. Здесь необходимо отметить, что почти параллельно с Z.W. на предприятиях и в конструкторских бюро Krupp заканчивали разработку B.W., который был того же класса, но при этом обладал рядом выгодных отличий. Например, диаметр башенного погона будущего Pz.Kpfw.IV в свету достигал 1680 мм против 1520 мм у будущего Pz.Kpfw.III. В башне с большим погоном можно было расположить более мощную пушку – позже, в 1943 году, этот фактор сыграл решающую роль в отказе от выпуска «троек». По своей массе Z.W.4 мало отличался от VK 2001(K) («крупповского» прототипа танка B.W.) – 15,4 т против 18. При этом толщина лобового бронирования у «эссенской» машины достигала 30 мм, в то время как броня Z.W.4 оставалась противопульной (15 мм). Кроме того, у будущего Pz.Kpfw.IV за счёт лучшей компоновки моторного отделения удалось забронировать значительно больший объём, а механик-водитель и стрелок-радист получили эвакуационные люки в крыше корпуса танка, чего у «штутгартской» машины не было. Казалось, вывод может быть только один – необходимо принимать на вооружение «крупповский» танк.
Но 6-й Департамент УВС допустил одну из своих многочисленных и, возможно, решающих ошибок – одобрил серийный выпуск двух средних машин, практически идентичных по своим характеристикам. Сейчас остаётся лишь строить догадки, сколько танков немецкая армия недополучила по этой причине. Наверняка можно сказать только одно – этим решением УВС сыграло на руку Красной армии, с которой вермахту предстояло схлестнуться через пять с половиной лет.
Как уже говорилось, Z.W. обладал круговым 15-мм противопульным бронированием, а потому фактически являлся лёгким танком. Машина имела довольно оригинальную конструкцию ходовой части – на один борт приходилось по десять сдвоенных опорных катков, которые были объединены попарно в пять тележек с пружинной подвеской. В верхней части гусеницы поддерживали два ролика. Традиционно для немецких танков трансмиссия располагалась впереди, а бензиновый двигатель – сзади, что определяло передний привод конструкции. Мелкозвенчатая гусеница набиралась из стальных одногребневых траков.
От двигателя к трансмиссии через весь танк вдоль пола тянулся карданный вал. Трансмиссия включала в себя механическую синхронизированную пятиступенчатую коробку переключения передач (далее – КПП) модели SGF 75, которую изготавливала компания ZF (Zahnradfabrik). Кроме того, в неё входили планетарный механизм поворота и бортовые передачи. Для их обслуживания на крыше корпуса установили два больших прямоугольных люка.
В отделении управления, располагавшемся спереди, слева от трансмиссии находилось место механика-водителя, а справа – место стрелка-радиста.
В средней части машины находилось боевое отделение, внутри которого располагались места командира, наводчика и заряжающего. На крыше башни в задней её части располагалась командирская башенка с двухстворчатым люком, шестью смотровыми щелями и перископическим прибором. В бортах башни также прорезались смотровые щели, закрывавшиеся защитным бронестеклом.
Основное вооружение танка состояло из 37-мм пушки KwK30 L/45, которая монтировалась в башне на цапфах. Бронебойный снаряд 3.7cm Pzgr массой 815 г, выпущенный из такого орудия, развивал начальную скорость 1020 м/с и теоретически на дистанции до 500 м мог пробить вертикально установленный лист брони толщиной 34 мм. Последующие бои показали, что эффективность 37-мм снарядов оказалась гораздо более низкой, что привело к началу поисков эффективного основного вооружения для данного танка.
Помимо пушки, в правой части орудийной маски монтировались сразу два спаренных с ней 7,92-мм пулемёта MG34. Ещё один курсовой пулемёт той же модели размещался в шаровой установке с правой стороны лобового бронелиста корпуса (напротив места стрелка-радиста). Боекомплект танка (не считая личного оружия экипажа и гранат) состоял из 120 снарядов различных типов, а также 4425 патронов к пулемётам.
Помимо люка в командирской башенке ещё два эвакуационных люка прямоугольной формы монтировались в бортах башни. Большим недостатком являлось отсутствие эвакуационных люков у механика-водителя и стрелка-радиста – это означало, что в случае подбития машины они могли покинуть её только после остальных членов экипажа, что значительно сокращало их шансы на выживание.
В кормовом моторном отделении располагался карбюраторный 250-сильный (при 3000 об/мин) двигатель Maybach HL108TR с традиционным для танковых моторов этой компании жидкостным охлаждением.
Комментарии к данной статье отключены.