Чего у родезийцев было не отнять, так это изобретательности. Понятно, что не от хорошей жизни, а от санкций, но порой полёты инженерной мысли приводили к весьма интересным результатам.
Мы уже писали про первые опыты с защитой автомобилей от мин или про функционирование ВВС Родезии в условиях эмбарго и, как следствие, отсутствия запчастей. Однако инженеры этой маленькой африканской страны вошли в историю прежде всего благодаря нашему сегодняшнему герою – «Пуки» (pookie).
Разработанный инженером Эрнестом Коншелом, «Леопард» был первой массовой родезийской машиной, защищавшей пассажиров при подрыве на минах, однако военным требовалось средство, которое позволяло бы обнаруживать взрывные устройства в движении. И, конечно же, это средство должно было быть эффективным и недорогим.
В ЮАР, в меньшей степени страдавшей от мин, хорошо себя зарекомендовал миноискатель Милтона, однако для полноценного использования в Родезии требовался монтаж миноискателя на какое-то транспортное средство, а вот тут-то и выявились характерные проблемы такого решения.
Установка миноискателя в передней части машины не давала водителю времени среагировать на угрозу, даже если мина была обнаружена (фактически, спустя долю секунды передние колеса машины наезжали на мину и следовал взрыв). Единственным способом спасти машину была крайне низкая скорость перемещения – 5–6 километров в час. В пользу этого решения говорило ещё и то, что большая вибрация при движении сбивала настройки миноискателя, и качество обнаружения мин сильно падало.
Первым транспортным средством, которое было оснащено детектором Милтона, стал грузовик «Бэдфорд», но тесты сразу показали его несостоятельность из-за вышеуказанных недостатков. Миноискатель был переставлен на «Леопард», но и тут инженеров поджидала неудача. Стало ясно, что нужно разработать абсолютно новую машину, основной функцией которой было бы обнаружение мин.
Комитет по минной войне поручил разработку такой машины Инженерному корпусу и Университету Родезии. Авторами проекта считаются подполковник Майк Пелхам и Эрнест Коншел.
Первой идеей стала установка миноискателя на судно на воздушной подушке. Давления на грунт нет, скорость хорошая, но… санкции и стоимость перевели этот проект в разряд несбывшихся, а инженерам предложили изготовить что-то более приближенное к реальности.
Отталкиваясь от того, что основной проблемой всех транспортных средств было большое удельное давление колеса на грунт, Эрнест Коншел предложил сначала снизить давление в шинах стандартного «Леопарда», а потом и вообще заменить их на шины от болидов «Формулы-1».
Дело в том, что в ЮАР ежегодно проходили гонки Гран-при на трассе в Кьялами (до 1993 года), чем не преминули воспользоваться родезийцы. Под видом обычных торговцев они скупали использованные шины болидов «Формулы-1». С учётом того, что после гонки покрышки фактически не представляли из себя никакой ценности, их отдавали за очень небольшие деньги.
Установка широких шин на шасси «Леопарда» привела к снижению удельного давления на грунт, но ведь требовалось ещё установить миноискатель! Да и пять пассажирских мест для минного обнаружителя были явно лишними.
Используя предыдущий опыт, Эрнест Коншел и Тревор Дэвис взяли за основу всё тот же VW Combi Transporter Type II, что и в случае с «Леопардом».
Водитель (он же оператор миноискателя) сидел в V-образной кабине с открытой крышей между передней и задней подвесками на высоте 70 см над землей (поскольку энергия взрыва начинала уменьшаться на высоте от 50 см). Двигатель и основные механизмы располагались в задней части машины, а все блоки машины были собраны на «сдвигающихся» винтах (в случае подрыва страдала только одна секция, а не вся машина). Миноискатель был установлен в передней части «Пуки».
Первые же испытания показали впечатляющие результаты. Давление на грунт составило пять фунтов (около 2,4 кг) на квадратный дюйм (впоследствии Эрнесту Коншелу удалось снизить эту цифру до трёх фунтов (1,4 кг) на квадратный дюйм, что было меньше, чем давление ноги обычного человека).
На испытаниях перед командующими армии, ВВС и полиции машина спокойно наехала на стандартную мину ТМ-46 советского производства и не активировала её.
Вскоре для уменьшения колебаний, влияющих на работу миноискателя, его смонтировали под капсулой водителя, что в сочетании с продольной подвеской автомобиля сильно уменьшило помехи в обнаружении мин.
Испытания внутри страны состоялись на самой опасной в минном плане дороге от горы Дарвин – Мукумбуре. Пройдя по этой трассе, обочины которой украшали останки многих и многих взорванных машин, «Пуки» обнаружил 12 мин.
Так появилась удивительная машина, которая стоила всего 11 000 родезийских долларов (стоимость ремонта подорванного на мине любого автомобиля составляла от 17 000 родезийских долларов), но могла двигаться со скоростью до 80 км/ч, при этом обнаруживая заложенные на дороге «сюрпризы».
Комментарии к данной статье отключены.