С тех пор, как 17-летний сын респектабельного еврейского фабриканта из Лейпцига Томас Теодор Гейне (Thomas Theodor Heine) в 1884 году отослал несколько карикатур в скандальный журнал «Лейпцигские пикантные страницы» (Leipziger Pikanten Blättern), издававшийся небезызвестным Леопольдом фон Захер-Мазохом, его жизнь была предопределена. Вслед за публикацией последовало немедленное исключение из школы, и юноше пришлось уехать из родного дома.
Получив художественное образование в Дюссельдорфе и Мюнхене, молодой Гейне работал в газетах как художник-карикатурист, пока в 1895 не стал соучредителем сатирического еженедельника «Симплициссимус» (Simplicissimus). Вскоре издание, публикующее едкую сатиру, стало одним из самых популярных в Германии, но обратной стороной известности стали постоянные штрафы и аресты. Впрочем, пока журналу не грозило закрытие, все скандалы лишь увеличивали продажи.
В немалой степени популярности «Симплициссимуса» способствовали именно рисунки Гейне — мрачные, достойные встать рядом с творчеством Гойи и Босха, полные уродливых и притягательных химер. Недостатка в сюжетах первые десятилетия XX века не испытывали — войны, эпидемии, голод и экономические кризисы сотрясали не только Германию, но и весь мир. Сегодня, когда человечество ввергнуто в панику эпидемией коронавируса, стоит вспомнить, что предыдущим поколениям было гораздо тяжелее.
Что касается самого Томаса Теодора Гейне, то его жизнь была связана с «Симплициссимусом» почти 40 лет. Если в годы Первой мировой изданию пришлось стать лояльным властям, то в начале 30-х ситуация изменилась. С нацистами ужиться не удалось, и еврей Гейне вынужден был эмигрировать сначала в Чехословакию, потом в Норвегию, а когда вермахт пришёл и туда — бежать в Швецию. Там в январе 1948 года художник и умер на 81-м году жизни.
Комментарии к данной статье отключены.