В конце августа – начале сентября 1944 года ситуация на Балканах кардинально изменилась – группу союзников Германии покинули Румыния и Болгария. 6 сентября части наступающей Красной армии вышли на румынско-югославскую границу. В ожидании неминуемой эвакуации германских войск из Греции на север Верховный штаб НОАЮ приказал 8-му корпусу всеми силами препятствовать их продвижению вдоль побережья. На Далматинском побережье находилось 40 000 немцев, усташей и четников, но 25-тысячный 8-й корпус, владея инициативой, смог сосредоточить на направление главного удара превосходящие силы. 11 сентября началось освобождение Южной Далмации.
Окрестности островов Вис и Вир
6 сентября югославские партизаны и союзные войска высадкой на остров Хвар начали очистку близлежащих к Вису островов от вражеских гарнизонов. Немцы ночью 6/7 сентября эвакуировали гарнизон Хвара, понеся потери в плавсредствах, главным образом, от ударов с воздуха.
В 04:00 11 сентября 26-я дивизия НОАЮ и 43-й Commando с Виса начали высадку на остров Брач. Партизаны и англичане гнали немцев с острова на материк, преследуя их по пятам. Часть гарнизона была эвакуирована в ночь на 13 сентября (заодно немцы эвакуировали и гарнизон острова Корчула), а остальные были окружены и капитулировали 17 сентября. Прибрежные Силы по ночам блокировали побережье Брача. В ночь на 13 сентября патрульные MGB-674, MTB-637 и MTB-634 потопили 20-тонный саперно-десантный катер PiLb-401, а 16-го «доги» уничтожили PiLb-506 и PiLb-492.
Для эвакуации гарнизона острова Солта ночью 22 сентября немцы направили суда в бухту Рогак. На перехват англичане из Комицы отправили MTB-655 и MTB-633 56-й флотилии. По прибытии в Рогак «доги» увидели отходившие от берега три PiLb и «все потопили» (реально погиб только PiLb-201). Эвакуацию немцы завершили ночью 23 сентября.
8 октября германское Военно-морское Командование (SKL) рассмотрело меморандум Командования ВМС «Юг», заявившего, что оно не в состоянии более обеспечивать оборону далматинского побережья и защиту коммуникаций. Поэтому, для удержания стратегически важного района Триест — Фиуме – Пола – остров Крк и сохранения Фиуме (Риека) в качестве главной базы флота необходимо было эвакуировать туда около 7000 военнослужащих из Северной Далмации и около 3000 из Южной/
Верховное Командование согласилось с этой точкой зрения. В соответствии с приказом Гитлера, Командующий Группой Армий F генерал-фельдмаршал М. фон Вейхс (Maximilian von Weichs) 9 октября дал распоряжение об эвакуации с Далматинского побережья; такой же приказ выдало и Командование германскими ВМС на Адриатике.
Немецкий план отхода с островов Адриатики и побережья от Сеня до Валоны получил наименование «Осенняя гроза» (Herbstgewitter). Задействованные военно-морские силы концентрировались в Фиуме. Зара (Задар) должна была служить основным портом погрузки для последующей отправки в Фиуме, поэтому в Зару и Шибеник начали стягивать необходимое количество транспортных средств.
Заодно было решено атаковать с моря контролируемый партизанами остров Молат, который корабли НОАЮ и британские катера использовали как передовую базу для нападений на немецкие суда в районе Зары, и уничтожить все плавсредства, которые там застанут (операция «Да Капо»). Были задействованы направленные из Полы миноносец TA-40, корветы Uj-202 и Uj-208 и семь шнелльботов под командованием фрегаттэн-капитана Ф-К. Бирнбаума (Friedrich-Karl Birnbaum).
Набег начался незадолго до полуночи 10 октября. Немцы разделились на 4 группы, но поскольку надводных целей на Молате не оказалось, они ограничились артобстрелами и торпедными пусками по береговым объектам. При этом ответным огнем с берега S-628 получил 40-мм снаряд в бак ниже ватерлинии и был уведен на буксире Uj-202. В 01:30 10 октября немцы легли на курс отхода.
Между тем, англичане только случаймо не попали под удар соединения Бирнбаума.
Разведгруппа на соседнем с Молатом острове Ист сообщила, что в Зару заходит множество судов, так что в ближайшее время следует ожидать выхода оттуда большого конвоя на север. На основании этой информации в 13:00 10 октября из Koмицы выслали МGB-662 (лейтенант-коммандэр Т.Блай) (T.J. Bligh), MTB-634, MTB-637 и MTB-638 57-й флотилии для ночного патрулирования между островами Mолат и Вир с заходами днем на Ист; возвращением на Вис планировалось на третий день.
Сначала группа направилась на Ист. Получив там информацию о том, что конвой из 4-5 немецких кораблей 3-4 дня назад проследовал в Зару, и в ближайшие дни можно ожидать его возвращения в Фиуме, Блай в 20:40 подошел к северо-западному побережью острова Вир, что в 12 милях восточнее Иста, и решил устроить здесь засаду.
Ночь была очень темная. Около 22:45 англичане увидели над Mолатом световые вспышки, а через час — следы очередей трассирующих снарядов. В 00:39 11 октября Блай отправил MTB-634 лейтенанта Блаунта (Blount) на Ист для выяснения ситуации, а сам остался в районе патрулирования. В 02:23, получив от Блаунта и партизан информацию о «находившихся поблизости немецких кораблях и десантных баржах», он направился на их поиск.
Ни одного немецкого корабля англичане не обнаружили. В 03:45 из-за усиления ветра и волнения поиск был прекращен и катера ушли на Ист.
Блай предположил, что немцы пытались нейтрализовать застигнутые в Молате партизанские и британские катера, чтобы этой ночью провести большой конвой, и в 18:25 снова отплыл к острову Вир. В 22:20, у маяка Вир, на MTB-634 произошла авария внешнего правого двигателя; вся группа остановилась.
Примерно в это же время к северной оконечности острова мысу Вир подошел следовавший из Фиуме в Зару конвой лейтенанта Хорста (Horst) – десантные баржи F-973, F-625 и F-942, пехотно-десантный катер I-О-01 и нефтеналивная баржа-пениш «Хабихт» (Habicht). Хотя Хорст перед отплытием получил приказ из-за возможной засады следовать в 1,5 — 2 милях от берега, он вел корабли всего в 150 — 200 метрах.
Ночь была очень темной, с низкой облачностью и видимостью 1000 ярдов. Дул северно-восточный ветер силой 1-2 балла, волнение было нулевым. В 23:00 Блай начал движение на север, когда в 400 ярдах слева по носу МGB-662 появились шедшие навстречу «четыре F–баржи».
Неожиданность была полной для обеих сторон! Блай повернул ближе к берегу, приказал следовавшему за ним MTB-634 торпедировать головную баржу противника, а всему соединению – «на 8 узлах следовать за ним колонной на сближение с врагом». Немцы несколько раньше заметили противника и в 23:06 головная F-973 открыла огонь по МGB-662; первыми попаданиями 20-мм снарядов у Блая был убит наводчик «пом-пома». Англичане, ветераны сражений у берегов Туниса, Сицилии и в Лигурийском море, дружно открыли ответный огонь; MTB-638 «подсветил» поле боя «фларами».
Двигаясь под берегом встречным неприятелю курсом, катера Блая последовательно расстреливали все замеченные по левому борту цели практически в упор, в то время как 88- и 20-мм снаряды немцев летели в основном выше англичан. Поскольку дистанция быстро сократилась до 100 ярдов, Блаунт не стал стрелять торпедами, а ударил по F-973 из всех стволов, отвернув вправо в 40 ярдах от баржи. На F-973 была выведена из строя вся артиллерия, она загорелась и выбросилась на мель к северу от маяка.
В это же время МGB-662 огнем «эрликонов» и 0,5-дюймовых пулеметов подавил артиллерию на I-О-01 и «Хабихте», находившихся соответственно слева и справа от F-973. Затем артиллеристы 6-фунтового орудия в 400 ярдах заметили следовавшую за «Хабихтом» баржу F-625 и открыли по ней огонь, выпустив два десятка снарядов. F-625 потеряла ход, загорелась и начала погружаться.
Добравшись до конца конвоя, Блай остановился, дожидаясь присоединения остальных катеров. Затем, он провел поиск, направившись в 23:14 сначала на запад, потом на юг и в 23:46 вернулся к маяку Вир, наблюдая погружение F-625 и отход от нее занимавшегося спасательными работами I-О-01.
В 23:53 близ берега у мыса Вир были замечены «F-баржа и катер PiLb» (на самом деле «Хабихт» и I-О-01). MTB-637 «подсветил» их из «пом-пома», а МGB-662 тут же открыл огонь и «потопил баржу», но тут с пляжа к северу от маяка катера обстреляла баржа F-942. Не видя цель, англичане открыли ответный огонь по вспышкам, а в это время I-О-01 и «Хабихт» обошли мыс Вир и скрылись; десантный катер на рассвете добрался до Зары, а избитая баржа выбросилась на северный берег Вира.
После короткой перестрелки, около полуночи англичане снова отошли от берега и в 00:28 12 октября остановились в двух милях от маяка Вир. Блай решил дождаться восхода луны, подойти к побережью Вира и, осветив цели у пляжа, перебить их торпедами.
В это время немцы пытались устранить повреждения на F-973 и ликвидировать течь через две пробоины в корме F-942; обе баржи находились в 30 метрах друг от друга, немцы подготовили их к взрыву, всех раненых перевезли вглубь острова.
В 01:51 вышла луна и при ее тусклом свете англичане двинулись к берегу. В 02:21 MGB-662 выпустил несколько осветительных снарядов, но целей не обнаружил. Был предпринят поиск вдоль берега и в 02:54 в 450 ярдах прямо по курсу была обнаружена «уткнувшаяся носом в пляж» F-942. MGB-662 немедленно принял вправо, приказал MTB-634 торпедировать цель и открыл огонь по барже. MTB-634 в 02:56 выпустил две торпеды — одна из них зарылась в дно, но вторая поразила F-942. Одновременно немцы взорвали F-973; британцы, зафиксировав два взрыва, посчитали, что попали обе торпеды.
Катера рассредоточились и остановились близ скрытой дымом цели. В 03:14 MGB-662 прошел сквозь дым и всего в 50 ярдах от себя обнаружил две разрушенные десантные баржи. Блай немедленно открыл по ним огонь и вызвал на помощь остальные катера. Некоторое время англичане расстреливали останки немецких кораблей, а «MTB-637 в 03:37 потопил негоревшую баржу торпедой». В 03:55 англичане направились на Ист, а оттуда двумя парами ушли в Комицу.
Блай считал, что подловил два конвоя – с севера и с юга. Согласно его отчета, катера уничтожили 6 барж, 4 катера PiLb и один шнелльбот и еще одну баржу и один шнелльбот потопили «вероятно»; кроме того, они повредили 2 шнелльбота.
На самом деле в этом бою немцы потеряли уничтоженными три десантные баржи, а «Хабихт» был захвачен и приведен партизанским кораблем на остров Дуги Оток 15 октября; 16 человек было убито и 23 ранено. Командир порта Зары отрапортовался, что немецкие корабли «были атакованы восемью торпедными катерами», при этом они потопили два MGB (второй — вероятно).
Бои у острова Маун
Поскольку югославы были прекрасно информированы о планах противника, 8-й Далматинский корпус устроил немцам и хорватам свою «осеннюю грозу». 26-я дивизия и 1-я танковая бригада НОАЮ атаковали неприятеля с Виса, а партизаны на материке – с тыла. В этих условиях 13 октября немцами был оставлен и взорван порт Валона, а так же эвакуирован близлежащий остров Сассена.
16 октября фон Вейхс отдал приказ об общем отходе германских войск с восточного побережья Адриатического моря и подключении ВМС к их транспортировке на север.
18-19 октября была проведена эвакуация Дубровника. Прорыв десантных судов с войсками осуществлялся морем, в обход Виса. Утром 21 октября недалеко от Зары один из конвоев из пяти пехотно-десантных катеров случайно наткнулся на пять «догов» 57-й флотилии, сопровождавших перебиравшегося с Виса на Ист на своем штабном корабле LCI(H)-282 командующего Прибрежными Силами в Северной Адриатике лейтенант-коммандера Моргана-Гилса. Британцы уничтожили два и захватили еще три катера и 95 пленных. Немцы о судьбе этого конвоя узнали только через два дня из сообщения англичан. 21 октября в Дубровник вступили партизаны Тито.
В преддверии неизбежного захвата партизанами Зары немцы начали эвакуацию личного состава и оттуда. После того, как 21 октября последние два боевые корабля 2-й эскортной флотилии отправились в ремонт – ТА-20 протаранил ТА-21, охранение конвоев с войсками временно осталось на охотниках Uj-202 и Uj-208 (экс-итальянские корветы Melpomene и Spingarda типа Gabbiano).
Ночью 22/23 октября партизанские корабли NB-14, PC-2, PC-4 и PC-24 находились засаде в бухте Коромачна на острове Маун с приказом атаковать любые немецкие суда на пути к Заре и оттуда. Около 05:00 23 октября они снялись с якоря и направились на базу, но были замечены патрулировавшими в этом районе Uj-202 и Uj-208. С 1500 м головной немецкий корабль выстрелил осветительный снаряд, после чего оба корвета открыли огонь. Партизаны принялись отстреливаться. Затем, под прикрытием дыма от сброшенных PC-4 двух дымовых буев, они рассредоточились и, пока противник обстреливал зону дымзавесы, благополучно скрылись. Бой продолжался 10 минут, югославские корабли не пострадали. Немцы полагали, что их противниками были «один MGB и 3 MTB», причем «один MTB» они «потопили».
Вечером 23 октября у Мауна произошел новый бой. В 21:45 Uj-202 и Uj-208 обнаружили «по меньшей мере, 9 MGB и MTB», а на самом деле — эвакуационный конвой из Зары в составе военного транспорта КТ-6, четырех десантных барж и двух шхун. Между обоими формированиями разгорелась ожесточенная перестрелка. В итоге Uj-208 «потопил один MGB и один MTB», а его напарник – «два MGB и поджег один MTB»; корветы получили незначительные повреждения и потеряли 3 человек убитыми и 11 ранеными. Со стороны конвоя потери были серьезнее — «огнем артиллерии противника» была потоплена баржа F-433 с семью погибшими.
Бой у острова Паг
25–26 октября Сплит был оставлен немцами почти нетронутым. Из-за путаницы в планах, когда принимались решения о немедленном отводе сухопутных войск и одновременно об обороне «до последнего» Зары и Шибеника силами одного только персонала Кригсмарины, Командованием ВМС Северной Адриатики было потеряно 3 недели для их эвакуации. Поэтому, когда 19-я дивизия НОАЮ перерезала сухопутные пути для отхода из Зары 891-го гренадерского полка 264-й дивизии, пришлось переправлять его на судах в Шибеник, где, соединившись с 892-м и 893-м гренадерскими полками этой же дивизии, он по суше должен был прорываться в Книн.
В это же время, утром 30 октября миноносец ТА-20 (экс-итальянский миноносец Audace), корветы Uj-202 и Uj-208 и транспорт КТ-6 доставили в Фиуме оставшуюся часть персонала порта Зара с вооружением и оснащением (первый этап эвакуации из Зары и Шибеника был проведен 16–19 октября), после чего 31 октября оставленный порт был взорван. В этот же день в город вошли партизаны Тито.
Конвой из Зары в составе 4 десантных барж и 10 катеров PiLb доставил 891-м гренадерский полк в Шибеник 31 октября. Выгрузив войска, суда тут же были задействованы для эвакуации персонала военно-морской базы.
Согласно плана, эвакуационный конвой покидал Шибеник в 17:00 2 ноября двумя группами, но из-за оставления Зары операцию начали на сутки раньше. На начальном отрезке пути конвои прикрывали 4 шнелльбота 3-й флотилии. Вечером 31 октября из Фиуме должны были выйти миноносцы ТА-21 и ТА-20, корветы Uj-202 и Uj-208 и раумбот R-187 с задачей зачистки маршрута конвоев из Шибеника, после чего эти корабли должны были присоединиться к их эскорту.
Из-за заправки некачественным топливом выход из Фиуме пришлось отложить на сутки. Миноносец ТА-21 остался в порту (5 ноября он был здесь потоплен авиацией союзников), а остальные корабли вышли в море 1 ноября – в 16:00 корветы, через полчаса — раумбот, и последним, в 19:00, ТА-20 с командующим флотилией корветтэн-капитаном Ф.-В. Торвестом (Friedrich-Wilhelm Thorwest) на борту.
Еще 26 октября партизаны предупредили Моргана-Гилса, что два немецких «эсминца» в течение дня скрытно отстаивались в скалистой бухте у южного берега острова Раб. Для их уничтожения было решено провести операцию «Exterminate».
1 ноября в распоряжение Моргана-Гилса на Ист прибыли два эскортных миноносца типа “Хант” 22-й флотилии — “Уитленд” (Wheatland) и “Эйвон Вэл” (Avon Vale). Уже в 17:00, сопровождаемые MTB-295, MTB-287 и MTB-274, МGB-642, МGB-638 и МGB-633 и МL-494, они покинули остров; торпедные катера должны были прочесать воды между островами Раб и Крк, а артиллерийские — произвести поиск на юго-запад до острова Премуда. Командовал операцией лично Морган-Гилс с борта “Уитленда”.
«Ханты» попутно должны были высадить разведгруппу на северную оконечность острова Раб. В 19:50 вельбот уже отошел от борта, когда торпедные катера предупредили о “двух больших кораблях”, плывущих на юг. Эти корабли — Uj-202 и Uj-208, и были предполагаемыми “эсминцами”. “Ханты” оставили свою лодку и поспешили на юг, на перехват. Следуя в нескольких десятках метров вдоль побережья, они в 20:15 радарами обнаружили противника в 5 милях к северо-западу от деревни Новальи (остров Паг). Англичане повернули к середине пролива, и, увеличивая скорость, пошли на сближение. Немцы зафиксировали излучение радара по левому борту и, считая, что приближаются MGB и MTB, приготовились к бою.
Распределив цели, англичане в 20:20 с 4000 ярдов открыли огонь, поражая врага с первых же залпов. В течение последующих нескольких минут “Уитленд” и “Эйвон Вэл” сблизились на дистанцию прямого выстрела и, описывая циркуляцию вокруг корветов, принялись расстреливать их из всех стволов.
Менее чем за десять минут оба немецких корабля были полностью выведены из строя. Uj-202 в самом начале боя лишился почти всей артиллерии, повернул влево и попытался уйти к Рабу. Uj-208 тоже сразу потерял почти всю артиллерию. Экипажу потушил пожар на корме, но другой, в середине корпуса, отрезал носовую часть корабля от кормовой. В 20:30 Uj-208 окончательно замолчал, опрокинулся на левый борт и затонул. «Эйвон Вэл» занялся спасением немцев, в то время как «Уитленд» продолжал расстреливать Uj-202, пока тот не затонул после взрыва собственных глубинных бомб в 21:00.
R-187, спешивший за корветами, издали наблюдал бой и гибель Uj-208. Соблюдая радиомолчание, он не сообщил об увиденом, что привело к новой трагедии. Британцы занимались спасением выживших, когда около 22:00 их радары засекли еще один «большой контакт, приближающийся с севера» — миноносец TA-20. “Ханты” прекратили спасательные работы и повернули к нему, чтобы атаковать. Их первые же залпы поразили ТА-20 в мостик, перебив всех офицеров и уничтожив систему управления огнем. Миноносец поставил дымзавесу и попробовал скрыться к Рабу, но был подбит, а вскоре после этого затонул в 22:30 близ побережья острова Паг. Ни миноносец, ни корветы не успели радировать о нападении.
После этого оба “Ханта” с пустыми погребами ушли к Исту. Так как погода ухудшалась, англичане спасли только 90 немцев; погибло более 200 из 330 членов экипажей, в том числе командир флотилии и три командира потопленных кораблей.
R-187, не прерывая радиомолчания, обогнул поле боя и около 23:45 встретился с конвоем из Шибеника. Все плавединицы этого конвоя благополучно достигли гаваней.
Против германских спецсредств
В ноябре, с ухудшением погоды, активность морских сил сторон в Северной Адриатике снизилась. Немцы продолжали минировать эти воды; всего ими с марта по ноябрь было выставлено около 5000 мин. 3 ноября в Полу прибыла 2-я флотилия штурмботов капитан-лейтенанта Э.Витта (Ernst Witt). На этот момент в ее составе имелось 3 итальянских малых торпедных катеров SMA и 23 взрывающихся катера MTM.
Британцы после завершения боевых действий в Эгейском море перевели в Адриатическое флотилию из 9 «Хантов», но целей в море для них было крайне мало.
Ночью 18/19 ноября лейтенант Берк (Burke) с шестью «догами» 56-й флотилии совершил рейд к острову Лошинь, где по данным разведки находились стоянка германских судов, а в бухте Сигале на западном побережье острова — передовая база спецсредств. Планировался десант на остров, но из-за отказа югославов выделить для этого войска, было решено ограничиться обстрелом и ударом с воздуха. Операцией под наименованием «Antagonise» командовал лейтенант-коммандер Морган-Гилс.
В 21:00 2 декабря из Вели-Рата (остров Дуги Оток) вышли 4 «Ханта», LCI(H)-282 (флагман Морган-Гилса), три LCG, LCF, два MTB, два MGB, три катера ML и два HDML. Разведгруппа партизан с британским офицером-наблюдателем еще раньше высадились на мысе Крица на острове Црес.
В 05:00 3 декабря эскортные миноносцы «Ламертон» (Lamerton) и «Уилтон» (Wilton) и три LCG стали на якорь в бухте Порто-Колорато и в 08:00 начали бомбардировку Мали-Лошиня, спровоцировав 3-орудийную 150-мм батарею форта «Асино» на ответную стрельбу. В 08:45 появились 36 «Бофайтеров», которые реактивными снарядами подавили батарею, после чего британские корабли принялись обстреливать цели в разных точках острова. Эскортные миноносцы «Броклесби» (Brocklesby) и «Куанток» (Quantock) выпустили 600 снарядов по береговым целям в бухте Сигале, в то время как MTB-633 и MTB-649 вошли в бухту и уничтожили «от 4 до 6 катеров». В 12:45 поступил приказ прекратить огонь, после чего англичане начали отход.
Решив, что готовится высадка десанта, немцы около 21:00 выслали из Полы к Лошиню две группы шнелльботов 3-й флотилии (10 катеров). Кроме того, туда же направились 8 катеров 2-й флотилии штурмботов. Но взаимодействие с катерами, которые базировались на Лошине и уцелели после набега англичан, предусмотрено не было. В 3 милях от «Асино» MTM при ярком лунном свете заметили и атаковали шнелльботы. Два из них вышли на боевой курс и взорвались за кормой катеров 3-й флотилии. После этого, не обнаружив врага, шнелльботы вернулись в Полу.
Спустя две недели, когда 2-я флотилия штурмботов и 5 шнелльботов 3-й флотилии отправились в набег на Ист и Молат (операция с участием бойцов MEK-71 проводилась ночами 16/17 и 17/18 декабря), Лошинь снова подвергся нападению британцев. С 07:30 до 13:00 17 декабря остров атаковали 3 эскадрильи «Бофайтеров». Одновременно по нему вели обстрел три «Ханта». В 11:30 английские катера вошли в гавань, но попали под обстрел находившихся тут S-152, S-154 и S-156 и десантных судов и отступили к западу от «Асино». В 12:30 «доги» снова атаковали и снова были отбиты.
22/23 декабря британцами была проведена операция «Antagonise-2». На этот раз четыре «Ханта» бомбардируют береговые объекты Лошиня, 24 «Бофайтера» подавляют батарею форта «Асино», а четыре «дога» лейтенанта-коммандэра Блая входят в гавань и расстреливают обнаруженные плавсредства.
Кроме этого «Ханты» еще несколько раз обстреливали наземные объекты в Северной Далмации. «Атерстоун» (Atherstone) и «Олденхэм» (Aldenham) 9 декабря бомбардировали остров Раб. 14 декабря они же обстреляли Карлобаг и цели на острове Паг. При отходе на Ист, между островами Планик и Олиб, «Олденхэм» наскочил на мину и в 15:29 затонул со 126 членами экипажа.
Литература и источники:
- Reynolds/Cooper, Mediterranean MTBs at War: Short MTB Flotilla Operations, 1939-45, 1999
- Zvonimir Freivogel, Achille Rastelli, Adriatic Naval War 1940 – 1945, Zagreb, Croatia, 2015
- John Grehan, Martin Mace, The War at Sea in the Mediterranean 1940-1944, 2014
- Lawrence Paterson, Schnellboote: A Complete Operational History
- Hans Frank, German S-Boats in Action in the Second World War
- https://cfv.org.uk
- https://www.forum-marinearchiv.de
- G. Faggioni, La guerra aeronavale tra il golfo di Venezia e la costa Dalmatia dopo l’8 settembre 1943, 2013
Комментарии к данной статье отключены.