Командование кригсмарине адекватно оценило угрозу появления базы британских Прибрежных сил на адриатическом острове Вис — план по его захвату «Фрайшютц» был готов еще 1 января 1944 года. Однако вермахт считал, что для безопасности прибрежных коммуникаций достаточно будет оккупировать прибрежные острова Далмации, и для участия в операции потребовал от флота дополнительных контингентов. Из-за споров между адмиралом Карлом Деницем и главой ОКВ генералом Альфредом Йодлем, выяснявших, кому атака на Вис нужнее, сроки высадки трижды переносились. Наконец, вмешался Гитлер, и на совещании командующих 12 апреля, поддержав Йодля и шефа Люфтваффе Германа Геринга, лично отменил операцию. Это было большой ошибкой.
Французы в Адриатике
Из-за больших потерь тоннажа в Эгейском море 12 февраля командование кригсмарине на Адриатике получило приказ срочно отправить туда два торговых судна. Операция должна была проводиться при наихудших погодных условиях, чтобы минимизировать опасность со стороны самолетов союзников. Утром 29 февраля в Полу прибыло 6311-тонное судно «Капитан Диедрихсен» (Kapitan Diedrichsen) и уже в 18:00 этого же дня в сопровождении миноносцев ТА-36 и ТА-37 (экс-итальянские «Stella Polare» и «Gladio»), охотников Uj-201 и Uj-205 (экс-итальянские корветы «Egeria» и «Columbrina») и раумботов R-188, R-190 и R-191 оно вышло в Пирей.
Союзники из радиоперехвата узнали об этом конвое. Так как торпедные катера были заняты противодесантным патрулированием – атака на Вис ожидалась с 20 февраля по 1 марта, в 13:45 29 февраля направили на перехват конвоя из Манфредонии французские лидеры «Ле Террибль» (Le Terrible) и «Ле Мален» (Le Malin).
Была очень темная ночь, новая луна только что взошла. Корабли капитана де фрегате Пьера Ланцелота (Pierre Lancelot) шли на северо-запад на 25 узлах и уже прошли остров Ист, когда в 21:35 радар флагманского «Ле Террибля» засек корабли в 18600 ярдах к северу. Французы увеличили скорость до 30 узлов и 9 минут спустя, в 21:44, сократив дистанцию до 8750 ярдов, открыли огонь полными залпами. Для немцев это было полной неожиданностью. Головной «Ле Террибль» обстреливал транспорт, а «Мален» сосредоточился на ближайшем корабле эскорта. Немцы быстро ответили огнем (их наблюдатели заметили тени к югу) и поставили дымзавесу. Но французы продолжали сближаться. В 21:48, когда дистанция сократилась до 4500 ярдов, «Ле Террибль» отметил попадания в «Диедрихсен». Несколько минут спустя он выпустил торпеды, и в 21:57 одна из них поразила цель.
«Ле Мален» продолжал движение на северо-запад и наткнулся на Uj-201. Корвет получил несколько попаданий 138-мм снарядами и был поражен торпедой, которая вызвала детонацию погреба; Uj-201 взорвался и быстро затонул со всем экипажем. К этому времени был выведен из строя и подожжен TA-37, а ТА-36 получил незначительные повреждения. После этого Ланцелот повернул на юг и ушел на высокой скорости — он заметил раумботы, принял их за торпедные катера и удалился, опасаясь быть пораженным торпедами далеко во вражеских водах.
TA-36 и Uj-205 подошли к пылающему обездвиженному транспорту и сняли с него команду. «Диедрихсен» пытались буксировать, но в 11:45 на следующий день он затонул. Потерявший ход TA-37 был отбуксирован в Полу своим «систершипом».
После полуночи 19 марта «Ле Террибль» и «Ле Фантаск» (Le Fantasque) атаковали конвой из 4 десантных судов у западного побережья Пелопоннеса. Они потопили зибели SF-273 и SF-274, а поврежденные и брошенные SF-270 и баржа F-124 были добиты на следующий день союзной авиацией. После этой операции лидеры были отозваны для участия в высадке на юге Франции.
Пираты Адриатики
Во вторую неделю марта британские торпедные катера с Виса совершили три вылазки с потоплением по одному «80–200-тонному» судну в каждой.
Гарнизон острова в это время состоял из трех бригад 26-й дивизии НОАЮ (3000 человек) с тремя батареями итальянских гаубиц и четырьмя 105-мм орудиями. Союзники перебрасывали на остров части спецназа, были доставлены зенитная и противотанковая артиллерия.
В конце концов, не дождавшись вражеской атаки, союзники решили сами атаковать. 17 марта 450 коммандос 2-го и 43-го Commando и 150 американских спецназовцев на трех LCI с LCA на буксире каждого под прикрытием боевых катеров покинули Комицу и направились к острову Солта. Ночная высадка на скалистый берег прошла успешно. Утром десантники после двух налетов «Киттихауков» атаковали городок Грохоте. Немецкий гарнизон, потеряв восьмерых убитыми, капитулировал; сдались 103 человека. Союзники потеряли убитыми троих. Выполнив задачу, десант эвакуировался назад на Вис.
В апреле, с улучшением погоды, приоритетом для «москитов» с Виса стало уничтожение вражеского судоходства в близлежащих водах. Теперь каждая группа выходила в море с офицером НОАЮ на борту для улучшения взаимодействия с партизанами на островах и побережье Далмации. Кроме того, если раньше каботажники неизменно топились, то теперь их захватывали и вместе с грузами отдавали партизанам.
Первая неделя апреля была исключительно успешной. Командир 60-й флотилии лейтенант-коммандэр Т.Фуллер (Thomas G.Fuller) с МGB-647 и MTB-651 в 00:30 3 апреля захватил 30-тонную шхуну «August», а ночью 3/4 августа у острова Пришняк – шхуны «Dante 2» (50 т) и «Ennesta» (90 т). Ночью 5/6 апреля MTB-651 и МGB-661 там же захватили судно с грузом пшеницы «Svetj Nicola». Ночью 6/7 апреля Фуллер с МGB-661 и МGB-647 у острова Муртер захватил 400-тонное судно «Libecchio» с 120 тоннами продуктов питания. Все эти плавсредства были приведены на Вис и переданы бойцам НОАЮ. Фуллер получил прозвище «пират Адриатики».
Продолжая «пиратствовать», Фуллер ночью 11/12 апреля с МGB-661 и МGB-647 около островка Кукульяри (близ Муртера) атаковал вражеский прибрежный конвой. Три вооруженных каботажника были подвергнуты обстрелу — один из них пошел на дно, а два других захвачены. Катер «Anna» был протаранен и выбросился на берег. Спаслись только эскортные корабли KJ-3 и KJ-6.
Ночью 14/15 апреля Фуллер с МGB-661 и МGB-646 наткнулся на конвой в составе 74-тонного буксира «Bravo 2», 175-тонного танкера «Emilia» и двух нефтеналивных барж; одна баржа была захвачена, все остальные плавединицы потоплены. За эти успехи Фуллер был награжден вторым DSC.
В мае количество целей в море уменьшилось и они стали энергично защищаться. В ночь на 1 мая МGB-645 и MTB-667 обнаружили «два судна» у Макарска. Обе цели «были потоплены» артиллерией, но МGB-645 был серъезно поврежден ответным огнем и с трудом добрался до Комицы.
В ночь на 18 мая Фуллер с МGB-661 и MTB-667 у полуострова Пелешац напал на «700-тонный каботажник и три небольших эскортных корабля». Англичане были встречены огнем с 600 ярдов. МGB-661 был сразу поражен, загорелся, а затем потерял управление. Немцы ушли восвояси, а подбитый катер привел на Комицу его напарник.
В конце мая в Бари прибыла 57-я флотилия МТВ и сразу же присоединилась к операциям 60-й с Виса. Первый совместный бой они провели ночью 20 мая у острова Корчула, где MGB-646, MTB-656 и MGB-674 «заставили выброситься на берег горящей 250-тонную нефтеналивную баржу».
31 мая — 4 июня Прибрежные Силы приняли участие в неудачной попытке 26-й дивизии НОАЮ и бойцов 43-го и 40-го Commando (всего 4000 человек при 16 орудиях) захватить остров Брач. Вчетверо меньший немецкий гарнизон отбил нападение и перешел в контрнаступление, так что морские силы партизан и союзников вынуждены были эвакуировать десант; в плен попал командовавший операцией подполковник «Джек» Черчилль («Jack» Churchill).
По окончанию сражения на Браче британские «москиты» вернулись к своим обычным обязанностям — в ночь на 6 июня MGB-674 и MTB-656 «атаковали и потопили одно и повредили еще одно десантное судно».
В течение весны шнелльботы проводили зачистки в Далматинском архипелаге, уничтожив несколько партизанских транспортных и вооруженных судов. В сражении за Брач они участия не принимали, хотя в конце мая в Сплит перебазировались S-153, S-155, S-156, S-157 и S-158 7-й флотилии капитан-лейтенанта Труммера (Trummer). Ночью 31 мая/1 июня они перехватили у Виса партизанский конвой из 6 катеров и судов и каботажного танкера «Оалма» (Oalma) и все перетопили артиллерией и подрывными зарядами; пленные были взяты на борт. Следующей ночью в этих же водах шнелльботы потопили еще три партизанских судна, снова забрав на борт гражданских и военнослужащих. Но вылазка ночью 11/12 июня завершилась иначе – S-156, S-155, S-153 и S-157 у острова Хвар неожиданно столкнулись с британскими эскортными миноносцами «Блэкмор» (Blackmore) и «Эггесфорд» (Eggesford), которые немедленно открыли огонь. S-153 был разорван на части огнем одного из англичан; из его экипажа «Эггесфорд» спас лишь 10 человек.
Гибель Т-7
Самым ярким событием лета 1944 года в Адриатике стало уничтожение британскими «москитами» миноносца Т-7.
Этот корабль австро-венгерской постройки, водоизмещением 276 т, вступивший в строй в 1916 году, 10 сентября 1943 года был захвачен немцами в Шибенике. На этот момент его вооружение состояло двух 76-мм зениток L/45 Skoda, спаренного 450-мм ТА, двух 20-мм орудий и 2 крупнокалиберных пулеметов. Так как немцы отчаянно нуждались в готовых к использованию боевых кораблях, миноносец уже на следующий день был включен в состав кригсмарине, однако миноносец нуждался в ремонте и его ввод в эксплуатацию перенесли на начало 1944 года.
Ценность Т-7 как боевой единицы была незначительной и немцы решили отдать его ВМС Хорватии. 8 февраля 1944 года миноносец формально передали хорватам, а 17 июня Т-7 был официально принят в состав хорватского флота. Между тем, еще 12 июня офицер и 11 хорватских матросов сбежали к партизанам, сообщив им подробную информацию о планах направить корабль на модернизацию в Фиуме. Поскольку теперь остальной экипаж не внушал доверия, он был заменен немецкими моряками и хорватскими легионерами. 24 июня, незадолго до 22:00, Т-7 покинул Шибеник и направился в Фиуме, имея в качестве дальнего прикрытия шнелльботы S-154 и S-157.
Англичане уже приготовились к его встрече. Вечером 24 июня из Комицы вышли МGB-662 (лейтенант-коммандэр Т.Блай) (Timothy J. Bligh), МGB-659 и MTB-670 57-й флотилии. Приблизившись к острову Муртер, катера повернули юго-восток, следуя на одном двигателе в 100 ярдах от берега. Сразу после 22:00 на юге было замечено облако дыма, а вскоре и двухтрубный корабль с низким бортом, который шел северо-западным курсом на 12-14 узлах. Блай решил, что это и есть Т-7 и приказал MTB-670 атаковать его торпедами.
Ночь была тихая, со слабым северным ветром, лунная и безоблачная. Противник шел без сопровождения и не подозревал об угрозе, но лейтенант Э.Хьюитт (Eric Hewitt), стрелявший в идеальных условиях с 500 ярдов в правый борт миноносца, промахнулся.
Тогда Блай решил атаковать артиллерией. Для этого англичанам необходимо было настичь миноносец прежде, чем тот сумеет уйти под прикрытие береговой артиллерии в Биограде. При этом кормовые 57-мм орудия МGB не могли использоваться в погоне, так что для поражения неприятеля оставались только носовые 40-мм «пом-помы» и 0,5-дюймовые пулеметы.
На борту МGB-662 находился офицер связи из штаба маршала Тито. Когда выяснилось, что предстоит артиллерийский бой, он схватил Блая, умоляя его отказаться от этой идеи. Но Блай повернул на север и на скорости свыше 20 узлов начал преследование.
Так как T-7 не увеличил скорость, англичане сократили дистанцию намного быстрее, чем предполагали. Противник ничем не показал, что заметил погоню, и Блай беспрепятственно вышел ему на траверз со строны Муртера, намереваясь первым открыть огонь и расстрелять противника с близкого расстояния, но тут Т-7 с 150 ярдов начал стрелять по головному МGB-662 из кормового орудия. Англичане ответили дружным огнем из всех стволов и уже через полминуты изрешеченный, горящий, с вырывающимися струями пара и замолчавшей артиллерией Т-7 резко свернул вправо, направляясь прямо на пляж. Он прошел всего в 4 метрах от MGB-662, позволив, наконец, Блаю точно идентифицировать себя. «Доги» замедлили ход и легли на параллельный курс, стреляя в ватерлинию противника, и тот в 22:30 на 12 узлах выбросился на западный берег Муртера. Опасаясь взрыва котлов и погребов, МGB-659 держался поотдаль от Т-7, в то время как остальные катера занялись поиском пострадавших в воде. Затем MGB-662 подошел к Т-7. Миноносец осмотрели, найденных трех раненых членов экипажа взяли в плен.
Вооруженная партия нашла на Муртере еще 5 моряков, четверо из которых были ранены. Однако, прежде чем они были доставлены на МGB-662, на миноносце пленные заявили, что они следовали в сопровождении двух шнелльботов. МGB немедленно отошли от берега, оставив MTB-670 подобирать оставшихся пленных, но тот так же отошел, оставив на берегу четырех раненых хорватов.
«Доги» сделали еще несколько выстрелов в ватерлинию миноносца и ушли в Комицу, оставив Т-7 прочно сидящим на мели, заполняющимся водой и с пожаром на верхней палубе. Только после этого появились S-154 и S-157. Они спасли 21 человека, включая 11 раненых, и ушли в Зару (Задар). В ходе боя погибли 14 хорватских моряков, включая командира корабля капитан-лейтенанта Ивана Лоца, и пятеро попало в плен.
Сражения в июле и августе
Июльская погода и более короткие ночи потребовали изменения тактики морских операций. Целей было все меньше, а немцы становились все более осторожными. В ночь на 17 июля МGВ-659 с MTB-649 и MTB-670 в проливе Млет атаковали «несколько небольших десантных судов и катеров, потопив два из них». Но затем разгорелись ожесточенные бои.
S-156, S-151, S-155, S-154 и S-157 7-й флотилии сопровождали небольшой конвой, когда после полуночи 24 июля у Ловиште (полуостров Пелешац) на них напали MTB-372, MTB-297 и MTB-81 с Виса. Заметив противника, немцы в 00:39 открыли огонь. В 00:42 они «наблюдали взрыв» на одном из врагов — MTB-372 был поражен в машинное отделение, потерял ход и был протаранен в левый борт следующим за ним MTB-81. Англичане ответили торпедными залпами. Увидев приближающиеся «четыре торпеды», шнелльботы принялись энергично маневрировать и в 00:47 S-155 протаранил S-154. Бой завершился в 00:52. Вышедший из строя S-154 немцы увели в Сплит.
Когда противник скрылся, MTB-81 подошел к горящему MTB-372, снял с него экипаж, после чего два уцелевших англичанина ушли в Комицу. Днем MTB-372 был добит «Спитфайрами».
В полночь 24 июля MTB-651 (Фуллер), MTB-667 и MTB-670 в том же районе, следуя близко к берегу, заметили в миле «небольшой корабль» и двинулись к нему. Вскоре англичане увидели «большую шхуну водоизмещением более 400 тонн, пять шнелльботов и два пехотно-десантных катера».
Немцы открыли огонь первыми в 00:42 и Фуллер приказал стрелять осветительными. Один снаряд попал в емкость с горючим на палубе судна, вызвав сильнейший пожар. MTB-651 отправился разобраться с «десантными катерами» и «подавил их», а два других катера принялись за шнелльботы; один из них «был подожжен» MTB-670. Остальные шнелльботы отстрелялись торпедами по MTB-667, который на малом ходу подбирал из воды немцев с горящего судна, но не попали. Подоспевшие два других британца с менее 200 ярдов взяли немцев под обстрел и MTB-670 «взорвал еще один шнелльбот». В это же время (в 01:15) MTB-651 был поражен в машинное отделение, потерял ход и прекратил стрелять. MTB-670 взял его на буксир и утащил в Комицу.
На самом деле атакованный конвой состоял из вооруженного 333-тонного судна «Вега», 2 пехотно-десантных катеров и 2 инженерно-десантных катеров в охранении S-156, S-151, S-154, S-155 и S-157. Судно было сразу подожжено и погибло, а S-151 получил серъезные повреждения (это его MTB-670 дважды подбил); было убито 5 и ранено еще пять членов экипажа.
В 01:55 30 июля патрулировавшие на подходах к Задару MGB-660, MGB-662 и MTB-634 57-й флотилии близ острова Вир обнаружили двухмачтовую 390-тонную шхуну «Тритон» и в 02:11 дружно принялись ее расстреливать, причем MGB-660 даже сократил для этого дистанцию. Но цель упорно не желала тонуть, поскольку сидела на мели. Тогда в 02:24 MTB-634 добил шхуну торпедой.
7 августа MGB-662 и MTB-667 и MTB-670 вышли из Комицы к острову Вир на патрулирование маршрута Зара – Фиуме. Вскоре после 22:00 западнее Вира были замечены «две F-баржи и одно меньшее судно». На самом деле немецкий отряд состоял из десантных барж F-963 и F-968, следовавших курсом на север в Фиуме. В 22:12 немцы изменили курс ближе к берегу. Англичане следовали навстречу еще ближе к берегу на 6 узлах. MTB-667 приготовился стрелять осветительными снарядами, а MTB-670 торпедами, когда немцы обнаружили их и первыми открыли огонь по головному MGB-662.
Англичане на малом ходу с близкого расстояния дружно открыли ответный огонь. MGB получил несколько попаданий, погиб офицер, 9 членов экипажа получили ранения, два двигателя были выведены из строя, в машинном отделении, в погребе боеприпасов к «Эрликону» и на верхней палубе начались пожары. F-968 тоже загорелась, но вторая баржа расстреливала MGB-662 и MTB-670 получил приказ атаковать ее торпедами. Горящая баржа перестала сопротивляться и F-963, отстреливаясь, отвернула на юг, но в 22:26 MTB-670, выполнив разворот накоротке, торпедой отправил ее на дно.
Пожар в машинном отделении MGB был потушен, персонал спустился вниз и катер на одном двигателе начал медленно отходить сторону моря, в то время как MTB-667 и MTB-670 продолжали расстрел F-968. Оба МТВ выпустили по цели три торпеды, но промахнулись. В 00:05 баржа «перевернулась и затонула»; MTB-667 подобрал 6 членов экипажа, а MTB-670 — пятерых.
Поздно вечером 17 августа MGB-657 (лейтенант Мейтланд) (John D.Maitland), MGB-658 и MGB-663 56-й флотилии высадили двух наблюдателей на западную оконечность острова Млет. В это время MGB-657 радаром засек приближающиеся шнелльботы. «Доги» не успели их перехватить, но остались незамеченными и продолжили патрулирование в проливе Млет. Спустя час, стоя в засаде у берега близ Трстеника (полуостров Пелешац), MGB обнаружили приближающийся с северо-запада на 6 узлах конвой в составе вооруженных 37-мм и 20-мм артиллерией шхун «Йота» (Jota) и «Дора» (Dora), нефтеналивных барж-пенишей «Хельга» (Helga) и «Петер» (Peter) и пехотно-десантных катеров I-O-68 и I-O-48, следовавший из Корчулы в Дубровник; замеченные ранее 4 шнелльбота 3-й флотилии осуществляли дальнее прикрытие конвоя.
Подождав, когда конвой выйдет им на траверз, англичане, «подсветив» его осветительными снарядами пошли на сближение и с 500 ярдов в 23:45 открыли огонь, сокращая дистанцию до 300 ярдов. Немцы начали отвечать спустя 20 секунд. Колонна «догов» шла на 8 узлах встречным противнику курсом между ним и берегом, обстреливая левым бортом поочередно все видимые цели. I-O-48 был потоплен. Когда конвой остался за кормой, выяснилось, что MGB-658 получил 37-мм снаряд в машинное отделение; оба левых двигателя были выведены из строя.
Мейтланд решил повторить атаку, на этот раз со стороны моря. Развернувшись, «доги» в 23:59 догнали конвой и с 200 ярдов возобновили обстрел левым бортом. Обогнав неприятеля, MGB опять развернулись и в 00:35 18 августа пошли в третью атаку, открыв огонь правым бортом. В 00:52 горящая 111-тонная «Дора» взрывается, а «Йота» отворачивает к береговым утесам.
На MGB-658 действовал уже только один двигатель. Поставив его в хвост колонны, Мейтланд атаковал видимые плавсредства в четвертый раз, после чего произвел «зачистку» пролива. В 01:50 была найдена и подожжена 125-тонная «Йота» (взорвалась в 04:30), в 03:50 потопили «Петера», а в 04:00 англичане повернули на базу.
В результате «Йота», «Дора», «Петер» и I-O-48 были потоплены. Шнелльботы прикрытия ограничились безрезультатной стрельбой издали «по двум MGB, которые скрылись в дымовой завесе». Утром два истребителя-бомбардировщика добили поврежденную в ночном бою баржу «Хельга». Из состава конвоя уцелел только I-O-68.
Вечером 18 августа для поиска членов экипажей погибших накануне судов немцы направили из Дубровника в пролив Млет два пехотно-десантных судна в сопровождении S-30, S-33, S-57, S-58 и S-60 3-й флотилии. Но в 03:39 19 августа у Пелешаца, на месте боя прошлой ночи, их перехватили МGB-643, МGB-659 и МGB-663. S-57 обер-лейтенанта Бушманна (Buschmann) получил не менее двадцати 40-мм попаданий, был поражен в двигатели, загорелся и был взорван; погибло 2 члена экипажа и 9 было ранено. Остальные катера, подобрав его экипаж, ушли в Дубровник.
Обосновавшиеся с 8 августа в Анконе 24-я и 20-я флотилии буквально сразу же были задействованы в спецоперациях — ночью 9/10 августа MTB-297, MTB-295 и MTB-371 обеспечивали доставку к пункту нападения 85 бойцов 9 Commando, которые уничтожили разводной автодорожный мост в Осоре между островами Црес и Лошинь.
Через неделю 20-я флотилия добилась крупного успеха. Вечером 17 августа командир флотилии лейтенант Ланкастер (J.D. Lancaster) с MTB-295, MTB-297 и MTB-371 вышел на патрулирование к берегам полуострова Истрия; это было первое патрулирование Восперов в Венецианском заливе. В 01:40 наблюдатели доложили об объекте за кормой и вскоре было замечено 5339-тонное судно «Нумидия» (Numidia), следовавшее без сопровождения из Венеции в Полу. В 01:45 MTB-295 и MTB-371 легли на параллельный с целью юго-юго-западный курс. В 01:51 катера вышли на позицию для атаки. MTB-295 поворачивает влево и в 01:54 с 600 ярдов следует двухторпедный залп, после чего катер отворачивает влево. В 01:55 одна торпеда поражает цель. Судно снижает скорость и начинает оседать кормой. В 01:57 две торпеды выпускает MTB-371, поражая цель обеими. В 01:59 судно скрылось под водой. В 02:15 катера собрались и на малом ходу продолжили патрулирование в этом районе.
Затем, после неудачного нападения на две десантные баржи 21 августа, 20-я флотилия ночью 24/25 августа атакует и топит немецкий вооруженный 614-тонный траулер «Аддис Абеба» (Addis Abeba), следовавший из Венеции в Триест – отличился MTB-373, поразивший цель одной из двух выпущенных торпед.
Литература и источники:
- Reynolds/Cooper, Mediterranean MTBs at War: Short MTB Flotilla Operations, 1939-45, 1999
- Zvonimir Freivogel, Achille Rastelli. Adriatic Naval War 1940–1945, Zagreb, Croatia, 2015
- John Grehan, Martin Mace, The War at Sea in the Mediterranean 1940-1944, 2014
- http://s-boot.net
- Lawrence Paterson, Schnellboote: A Complete Operational History, 2016
- Hans Frank, German S-Boats in Action in the Second World War, 2007
- Рейнолдс Л. Канонерка 658. Боевые операции малых кораблей Британии на Средиземноморье и Адриатике, 2005
- https://historisches-marinearchiv.de
Комментарии к данной статье отключены.