Любители военно-морской истории хорошо знакомы с успехами немецких, американских и английских подводников. Их действия в достаточной мере освещены в исторической литературе, рассказывающей о подводной войне, которую вели как наши противники, так и союзники во время Второй мировой. А вот про голландских подводников известно мало. Они не стяжали особой славы, хотя и успели повоевать на различных театрах военных действий. Вероятно, именно поэтому русскоязычных исторических работ на эту тему нет и интерес к голландским субмаринам практически отсутствует. Статья о рождественском побоище у Кучинга призвана ликвидировать этот пробел хотя бы отчасти и пробудить к голландским подводникам законный интерес.
Королевский голландский флот вступил в войну, имея всего 27 подводных лодок. Потери за время войны составили 14 субмарин, из которых две были захвачены Германией и 12 потеряны в результате боевых действий (пять подлодок были затоплены экипажами ввиду угрозы их захвата противником, в том числе четыре лодки на базах). Девять лодок были потеряны во время боевых действий в Юго-Восточной Азии, из них потеря восьми лодок приходится на 1941–1942 гг. На Европейском ТВД было потеряно пять субмарин, включая две лодки, захваченные Германией в 1940 году.
Голландцам пришлось пережить два крупных тяжёлых поражения – в мае 1940 года, во время вторжения немецких войск в Голландию, приведшего к её капитуляции, и зимой 1941–1942 гг., во время вторжения японцев в Голландскую Ост-Индию (современная Индонезия). В последнем случае их флот понёс особенно тяжёлые потери, однако записывать голландских подводников в явные аутсайдеры было бы несправедливо. В ряде случаев они достигли прекрасных результатов, нанеся противнику серьёзный урон, что хорошо заметно на примере субмарины K XIV, которой командовал Карел ван Велль Груневельд (полное имя – Карел Адрианус Йоханнес ван Велль Груневельд).
«Рождественская атака» ван Велль Груневельда являет собой доказательство того, что командир подлодки достойно вознаграждается успехом при проявлении настойчивости, агрессивности и мастерства. Знакомство с теми событиями приобретает особую ценность, если помнить, что ван Велль Груневельд в этом случае выступил антагонистом известного немецкого подводника Гюнтера Прина в плане достижения успеха в аналогичной ситуации – атака голландца показывает, какой победы был лишён немецкий подводный ас 15–16 апреля 1940 года, когда при атаке группы британских транспортов на якорной стоянке его подвели торпеды.
Для того чтобы узнать, чем прославилась K XIV, перенесёмся в декабрь 1941 года в Юго-Восточную Азию, в канун католического Рождества и нового 1942 года. Япония уже вступила в войну с США, Англией и Голландией, под ударом оказались британские и голландские колонии Малайского архипелага. 22 декабря 1941 г. японские армия и флот начали осуществление операции «Q» – высадку в Сараваке (северо-запад острова Борнео, он же Калимантан). Конвой вторжения состоял из девяти судов и охранялся лёгким крейсером «Юра», эсминцами «Сиракумо», «Миракумо», «Усигумо» и тральщиками W-3 и W-6, в дальнем прикрытии действовали ещё две группы кораблей, включая тяжёлые крейсера «Микума» и «Могами».
Благодаря разведке союзники узнали о выходе в море сил вторжения в тот же день, и голландские субмарины 3-го дивизиона K XVI, K XV и K XIV должны были перехватить противника в море и атаковать. Рано утром 23 декабря конвой был обнаружен воздушной разведкой голландцев в 150 милях от Кучинга, выбранного местом высадки японских войск. К 18:00 того же дня силы вторжения подошли к устью реки Сантубонг, где началась высадка. Поздно вечером того же дня лейтенант тер зее 1-го класса (в голландском флоте приблизительно соответствовало британскому лейтенант-коммандеру) Карел ван Велль Груневельд, командир подлодки K XIV, доложил о необычайном успехе, а вернее говоря, о побоище, учинённом ей в водах возле устья реки Саравак, на которой стоит город Кучинг (сам город находится примерно в 20 км от морского побережья).
Рассмотрим более детально события, о которых доложил в своей радиограмме ван Велль Груневельд. Точная дата выхода в море K XIV из базы в Сурабае в этот боевой поход не известна – предположительно, это произошло 13–14 декабря 1941 года. При этом Карел ван Велль Груневельд временно сменил её прежнего командира, так как его собственная лодка K XVIII стояла в ремонте. Исполняя обязанности командира K XIV, ван Велль Груневельд в том походе одновременно совмещал их с должностью командира всего 3-го дивизиона подлодок.
23 декабря находящаяся в море K XIV в 10:40 получила радиограмму из штаба, в которой говорилось, что замечены три больших крейсера и эсминец, идущие в северо-западном направлении. Подчёркивался приоритет атаки этого соединения.
В 13:47 того же дня с субмарины был замечен гидросамолёт, и K XIV уклонилась от него погружением, но затем с помощью перископа самолёт был опознан как голландский, и спустя несколько минут субмарина снова появилась на поверхности. Это была летающая лодка «Дорнье» Do 24 с бортовым номером Х35, с которой на K XIV сигнальной лампой передали: «Противник северо-западнее вас, расстояние 40 миль, курс 225, скорость 8 узлов». После передачи сообщения самолёт ушёл в сторону обнаруженного противника.
В 13:59 K XIV продула балласт и, дав ход в 13 узлов, пошла в указанном направлении. Командир лодки намеревался перехватить противника прямо в центре пролива Апи. Вскоре вернулся самолёт и снова попытался просигналить координаты противника, но сигнальная лампа оказалась неисправна, и лётчики воспользовались радиосвязью. В 15:00 лодка сменила курс и пошла на север.
В 15:14 субмарина получила радиограмму: «2 крейсера, 3 эсминца, 2 судна более чем на 10 000 т., 8 судов под 10 000 т., координаты 02°55' сев. шир. — 110°16' вост. долг., следуют курсом 216, скорость 6 узлов». В 16:00 ван Велль Груневельд снова сменил курс, чтобы сократить расстояние с конвоем. Через 15 минут были замечены дымы. В 16:20 курс снова был изменён, и спустя три минуты лодка послала в штаб радиограмму об установлении контакта с противником.
Несмотря на то, что конвой тоже изменил курс, субмарина продолжала удерживать с ним визуальный контакт. В 17:30 K XIV передала новое сообщение, содержащее координаты, курс и скорость конвоя (12 узлов). Вскоре с лодки заметили мачты восьми судов, виден был дым и к востоку от мачт. До наступления темноты голландская подлодка шла параллельным курсом с конвоем на расстоянии девять миль от него, не теряя контакта, и вскоре получила радиограмму из штаба: «Атаковать».
С началом наступления сумерек лодка сократила расстояние с противником до трёх с половиной миль. Теперь ван Велль Груневельд видел, что конвой разделился: передние суда шли курсом 110 градусов, а остальные восемь – курсом 160 градусов. K XIV начала преследование последней, более многочисленной группы.
В 19:15 одно из судов включило поисковый прожектор и осветило им весь конвой. С лодки заметили световые сигналы. K XIV быстро погрузилась, и её командир понял, что до сих пор ещё не обнаружен противником. Торпедные аппараты были изготовлены к стрельбе, и лодка начала предзалповое маневрирование, чтобы занять положение перед конвоем, а не оказаться между ним и берегом, где глубины были не очень большими.
В 19:40 по левому борту от субмарины на расстоянии одной-двух миль прошли два эсминца. Один из них вскоре исчез за кормой лодки, второй совершил ещё один проход за её кормой.
В 19:44 лодка выпустила по второму эсминцу торпеду, но промахнулась. Спустя три минуты K XIV взяла вправо на борт, и, двигаясь со скоростью 8 узлов, стала приближаться к конвою. Следующая торпеда, выпущенная по японскому судну, тоже ушла мимо. Вскоре суда встали на якоря, не подозревая о присутствии вражеской подлодки – жертвы, таким образом, сами облегчили охотнику нападение, представ неподвижными мишенями. Охота началась.
В 22:40 K XIV торпедировала судно «Катори Мару» (9848 брт), которое держалось на плаву больше часа и лишь в 00:02 ушло на дно. Погибло 5 членов экипажа. Затем получил торпеду и затонул войсковой транспорт «Хийоси Мару» (Hiyoshi Maru, 4943 брт). На нём погибло 10 членов экипажа, количество погибших солдат десанта не установлено. Следующим был торпедирован войсковой транспорт «Хоккай Мару» (Hokkai Maru, 8416 брт). Взрыв нанёс судну тяжёлые повреждения, и оно выбросилось на берег, чтобы не затонуть. Повреждения были серьёзными — корабль было отремонтировано только в сентябре 1942 года.
Стоит отметить, что атака японского конвоя не лишена загадок: нет ясности с последующими целями голландской подлодки.
Во-первых, K XIV затем торпедировала и повредила танкер «Ничиран Мару», также входивший в состав конвоя. Первые противоречия возникают именно с этим судном. Авторитетный ресурс по голландским подлодкам, сайт DutchSubmarines, утверждает, что атака этого танкера была произведена 23 декабря. Не менее авторитетный сайт по японским ВМС Второй мировой войны Imperial Japanese Navy Page факт торпедирования этого судна подтверждает, но по неизвестным причинам переносит дату атаки танкера ван Велль Груневельдом на 25 декабря. Эта дата вызывает сомнения, так как на 24 декабря у K XIV уже не было торпед, о чём она и сообщила в штаб по радио.
Во-вторых, сайт Imperial Japanese Navy Page указывает, что во время атаки K XIV у Кучинга был торпедирован и повреждён один из гигантов японского рыболовного флота – плавбаза «Тонан Мару № 3», та самая, о которую позднее «обломает зубы» американская подлодка «Тиноза», которая 24 июля 1943 г. выпустила по гигантскому судну в общей сложности 15 торпед, из которых в цель попали 10, но взорвались всего две! Для уничтожения «Тонан Мару № 3» этого было явно недостаточно. Эта бывшая база китобойных флотилий, переделанная в танкер, тоже входила в состав конвоя во время высадки у Кучинга. Однако сайт DutchSubmarines к этой информации относится очень осторожно – он упоминает об этом, но вносит в сомнения успех поражения «Тонан Мару №3» торпедами K XIV. Вероятно, в данном случае голландский сайт строит свои предположения на докладе ван Велль Груневельда о количестве атакованных им целей.
Похоже, что оба возникших вопроса по количеству целей K XIV и по времени их поражения требуют дополнительного исследования.
24 декабря K XIV доложила в штаб, что атаковала три транспорта и один танкер и расстреляла весь боезапас, остатки конвоя стоят на якоре северо-восточнее Саравака. Лодка возвращается на базу в Сурабаю за торпедами и для ремонта дизеля. В ответной радиограмме содержались поздравления экипажу и приказ возвращаться, при этом двигаться с осторожностью, избегать движения в надводном положении в светлое время суток. 27 декабря 1941 г. K XIV вернулась на базу. Так закончилась история с истреблением японских судов у Кучинга. 15 января 1942 года за свои успехи Карел ван Велль Груневельд стал кавалером высшей военной награды Голландии – «Военного ордена Вильгельма» четвёртой степени.
Лодка K XIV пережила войну и отправилась на слом в 1946 году, а вот её командир уцелеть не сумел – жизнь выдающегося голландского подводника прервал несчастный случай. 3 марта 1942 года голландцы взрывали склады с имуществом и боеприпасами базы ВМС в Сурабае перед её захватом японцами. На следующий день, проверяя, достаточный ли ущерб был получен, ван Велль Груневельд вместе с двумя спутниками обнаружил, что взрывчатка для подрыва одного из складов не взорвалась, и содержимое склада осталось целым. Когда они уходили со склада, взрывчатка детонировала, и все трое погибли.
Любопытно, что сайт DutchSubmarines в списке подводных асов Голландии Второй мировой войны отдает Груневельду второе место. Ему засчитан тоннаж в 38 100 брт – два повреждённых судна на 14 900 брт и четыре потопленных судна на 23 200 брт (два судна из конвоя на Кучинг и два судна из конвоя, атакованного 23–24 января 1942 года лодкой K XVIII, командиром которой Груневельд снова стал с январе 1942 года).
Этот результат превосходят только успехи командира лодки О 16 Антони Якобуса Буссемакера, который до свой гибели 15 декабря 1941 года успел потопить три судна на 27 100 брт и повредил два судна на 17 000 брт (в общей сумме 44 100 брт). Если бы информация с повреждением «Тонан Мару № 3» имела точное подтверждение, то общий результат ван Велль Груневельда увеличился бы на 19 000 брт, что выводит его на первое место в списке голландских подводных асов, хотя в потопленном тоннаже он и уступает Буссемакеру. Пятёрка самых результативных голландских подводных асов по данным сайта DutchSubmarines выглядит следующим образом:
- Антони Якобус Буссемакер (Antonie Jacobus Bussemaker) – 44 100 брт (три потопленных судна на 27 100 брт и два повреждённых на 17 000 брт);
- Карел ван Велль Груневельд (Carel Adrianus Johannes van Well Groeneveld) – 38 000 брт (четыре потопленных судна на 23 200 брт и два повреждённых на 14 900 брт);
- Йоханнес Франс ван Дульм (Johannes Frans van Dulm) – 20 075 брт (два потопленных судна на 850 брт и 10 повреждённых на 19 900 брт);
- Хенри ван Остром Зуде (Henri Max Louis Frédéric Emile van Oostrom Soede) – 18 200 брт (шесть потопленных судов на 15 400 брт и два повреждённых на 2800 брт);
- Альбертус Валькенбург (Albertus Marinus Valkenburg) – 17 650 брт (два потопленных судна на 5350 брт и два повреждённых на 12 300 брт).
Немного о выводах, которые можно сделать из расстрела японских судов. Стоит вспомнить, какой добычи в подобной ситуации был лишён командир немецкой лодки U 47 Гюнтер Прин во время Норвежской кампании в Бюгден-фьорде 15–16 апреля 1940 года. Тогда ему удалось обнаружить во фьорде суда из состава конвоя NP-1 «Баторий» (MS Batory), «Монарх оф Бермуда» (SS Monarch of Bermuda) и «Рейна дель Пасифика» (MV Reina del Pacifico), выгружавшие войска. Прин так описал открывшуюся перед ним картину: «Три больших транспорта, каждый 30 000 тонн, и ещё три, несколько меньших, судна в охранении двух крейсеров».
Прин планировал дать по этому «параду» полный носовой залп, после чего всплыть и, воспользовавшись творящимся хаосом, уйти на максимальной скорости в надводном положении. В 22:42 15 апреля был произведён залп четырьмя торпедами. У трёх из них взрыватель был настроен на контактное воздействие, ещё у одной – на бесконтактное. Дистанция до целей составляла от 750 до 1500 метров. Взрывов не последовало. Так как неприятель не заметил первой атаки, Прин принял решение повторить её, но в этот раз из надводного положения. Перезарядив торпедные аппараты и тщательно проверив торпеды, он всплыл и в 01:36 16 апреля атаковал снова. В этот раз одна из торпед взорвалась, отклонившись от курса и попав в скалу. После неудачного второго залпа Прин решил произвести третью атаку и приказал развернуть лодку для выстрела из кормового аппарата.
В этот момент U 47 села на мель. Полный ход двумя дизелями не дал результата. Сняться с мели удалось, как писал Прин, лишь «…работая дизелями и бегом части экипажа туда-сюда». За этим занятием в 01:45 лодку заметил норвежский траулер, который стал что-то запрашивать морзянкой. В 01:53 лодка снялась с мели и начала движение к глубокой воде. В 01:55 у неё отказал правый дизель, но U 47 удалось уйти незамеченной. Прин с удивлением отметил, что противник никак не отреагировал на взрыв торпеды. Таким образом, известный немецкий подводный ас оказался заложником ситуации, когда все торпеды U 47 или прошли мимо и не взорвались, или взорвались не там, где надо. У Груневельда с торпедами было всё в порядке, и результат не заставил себя ждать.
Следующий аспект дает понять, что может быть с конвоем, если не уделять должное внимание противолодочной обороне. Японцы дорого заплатили за свою ошибку, потеряв два судна потопленными и двумя или тремя повреждёнными, а также эсминец «Сагири», который торпедировала другая голландская подлодка. Японцам было над чем задуматься.
Стоит отметить хорошее взаимодействие голландских моряков и лётчиков – летающая лодка умело навела субмарину на противника, контролируя процесс, и сделала всё, чтобы противники встретились. Большую роль в успехе K XIV сыграла разведка, которая у голландцев работала хорошо. Субмарина была наведена на цель, а опытный исполнитель всё сделал блестяще. Хотя эта блестящая атака и не привела к срыву плана захвата Малайского архипелага и выглядела лишь частным успехом на фоне общей провальной для союзников ситуации, но голландским подводникам есть чем гордиться, и свой вклад в победу они внесли.
Комментарии к данной статье отключены.