Флот кайзеровской Германии славился своими подводными асами Великой войны – одни только имена Лотара фон Арно де ля Перьера или Макса Валентинера чего стоят. Но никто из них так больше и не вывел в море субмарину, чтобы снова топить вражеские корабли и суда в 1939 году, когда разразилась Вторая мировая. Это довелось сделать другим, гораздо менее известным ветеранам-подводникам.
Среди командиров подводных лодок кригсмарине было не более пары десятков офицеров-ветеранов Первой мировой, большинство из которых в прошлом служили в кайзерлихмарине, и лишь двое носили ранее погоны флота Австро-Венгрии. Из всех них только пятеро командовали подлодками в Первую мировую и вновь получили эту должность в немецком флоте после отказа Германии признавать условия Версальского мира. Среди этих пятерых особое внимание привлекают капитан цур зее Бруно Ман (Bruno Mahn) и фрегаттенкапитан Герман фон Ригеле (Hermann von Rigele). Оба смогли отличиться как командиры подлодок и в Первую, и во Вторую мировую, поэтому вполне заслуживают рассказа о своей карьере.
Бруно Ман: самый возрастной из добившихся успеха
Ман родился в Тюрингии 3 декабря 1887 года. Начало его послужного списка содержит не слишком много информации – известно лишь, что службу на флоте Ман начал в 1911 году и что до января 1916 года он исполнял обязанности вахтофицера на броненосце береговой обороны «Хильдебранд» (SMS Hildebrand). В начале 1916 года Ман был направлен в школу подплава, где обучался три месяца, одновременно проходя практику на учебной подлодке UB 25. 22 апреля того же года он получил назначение на должность вахтофицера на боевую субмарину UB 33. 12 мая 1917 года Ман был переведён на подводный минзаг UC 59.
Стоит обратить внимание на один любопытный момент: когда Ман служил на UB 33 и UC 59, ими командовал капитан-лейтенант Герберт Лефхольц (Herbert Lefholz), который, став командиром UC 59, похлопотал о переводе своего офицера на новую лодку. Этот факт может говорить о том, что Ман был хорошим подводником, раз его командир не пожелал служить с другим офицером.
Лефхольц не мог похвастать громкими успехами: согласно современным данным, за ним числятся только русский вспомогательный тральщик «Илья Муромец» и британский угольщик «Ремус» (Remus), погибшие на минах, выставленных UC 59. Справедливости ради, стоит отметить, что данная субмарина относилась к типу лодок UC II, который имел всего лишь три торпедных аппарата – один кормовой и два носовых. Последние располагались вне прочного корпуса, что исключало возможность их перезарядки в море.
Прослужив с Лефхольцем на UC 59 ещё год, в апреле 1918 года Ман получил под свою руку собственную лодку UB 21, на которой успешно воевал в Северном море до осени того же года. Общий список побед UB 21 под командованием Мана составил шесть потопленных судов общим тоннажем 7844 брт. 23 ноября 1918 года Ман уволился с флота в чине обер-лейтенанта цур зее резерва.
Межвоенная судьба Бруно Мана мало известна – упоминания о нём как об офицере ВМС вновь начинаются с 1937 года, когда он вернулся на службу. С октября 1937 года по апрель 1940 года, до начала операции «Везерюбунг» по вторжению в Данию и Норвегию, он исполнял обязанности офицера по связям с ВМФ при 13-м армейском корпусе. В апреле 1940 года судьба Мана сделала новый виток, и он вернулся на подводные лодки. Пройдя полный курс переподготовки, в ноябре того же года он снова стал командиром субмарины, имея звание фрегаттенкапитана. Принятая им под командование лодка стоит отдельного рассказа.
29 апреля 1940 года британский подводный минный заградитель «Сил» (HMS Seal) вышел в море из Иммингема для осуществления операции DF-7. Целью операции было парализовать движение немецких судов в Норвегию установкой у шведского острова Винга (район Гётеборга) минного поля из 50 мин. 4 мая в 02:15 лодка в момент зарядки батарей в надводном положении была атакована немецким самолётом He 115 из береговой авиагруппы Kü.Fl.Gr. 906. Субмарина уклонилась от него погружением и отделалась незначительными повреждениями. В 08:00 «Сил» начал установку мин, на которую ушло полчаса. В 08:30 лодка изменила курс, так как были замечены корабли ПЛО противника. Преследование «англичанки» 12-й флотилией охотников за подлодками продолжалось около восьми часов, но результата не дало. На этом везение британских подводников кончилось – в 18:30 подлодка подорвалась на мине и, получив серьёзные повреждения, легла на грунт на 30-метровой глубине.
5 мая в 01:30 «Сил» всплыл на поверхность и попытался достичь шведских территориальных вод, но час спустя был замечен немецким гидропланом Ar 196 из 5./B.Fl.Gr. 196. «Арадо» лейтенанта цур зее Гюнтера Меренса (Günther Mehrens) атаковал подлодку пушечным огнём и сбросил на неё две бомбы. Спустя несколько минут появился второй «Арадо» лейтенанта цур зее Карла-Эрнста Шмидта (Karl-Ernst Schmidt) и тоже пошёл в атаку. Англичане пытались отстреливаться из двух палубных «льюисов», но они отказали. В результате немецких атак часть экипажа субмарины была ранена, и лодка сдалась. В 06:30 утра немецкий охотник за подводными лодками UJ 128 капитан-лейтенанта Отто Ланга (Otto Lang) прибыл на место действия и взял лодку на буксир, потащив её к датскому Фредериксхавну, где базировалась 12-я флотилия.
11 мая в 14:30 пленный «Тюлень» (а именно так переводится с английского название лодки) был переведён в Киль буксиром «Зеетойфель» (Seeteufel), после чего лодку поставили на ремонт на верфь Friedrich Krupp Germaniawerft A.G. 30 ноября того же года отремонтированную «англичанку» приняли в состав ВМС Германии под обозначением UB, а Бруно Ман, которому на тот момент исполнилось 52 года, был назначен её командиром.
Сама по себе лодка как боевая единица не имела особой ценности для кригсмарине. Немецкие подводники дали ей прозвище «Ноев ковчег», сочтя её примитивной, неудобной в обслуживании и в управлении. Единственным прибором на борту субмарины, достойным их похвалы, оказался радиопередатчик мощностью 3 кВт, который был признан лучше немецких. Особое удивление немцев вызвала невозможность открыть торпедные аппараты вручную в случае отказа гидравлики. Во время нахождения лодки в немецких руках она подверглась некоторым конструктивным изменениям – была перестроена корма. Главная же выгода от захвата «Сила» была получена немцами за счёт тщательного анализа британских торпед, который пригодился для устранения дефектов ненадёжных взрывателей их собственных торпед. Сама же лодка UB теперь использовалась как учебная субмарина.
Ман был командиром UB до 31 июля 1941 года, когда его назначили на лодку UD 5. Эта бывшая голландская субмарина O-27 была захвачена немцами на верфи в Роттердаме 14 мая 1940 года. В строй немецкого флота она вступила только в январе 1942 года, поэтому с 1 августа по 26 сентября 1941 года фрегаттенкапитан Ман фактически находился на верфи, где лодку заканчивали приводить к немецким стандартам после достройки. 26 сентября бывшая O-27 была спущена на воду и приписана к 5-й учебной флотилии, базировавшейся на Киль, в состав которой она входила по август 1942 года.
Далее случилась весьма необычная вещь – командующий подводными силами Карл Дениц изменил статус субмарины и приписал её к 10-й боевой флотилии. В принципе, в этом не было ничего удивительного – по всем меркам UD 5 была вполне современной субмариной (закладка O-27 произошла 03.09.1939, и немцы захватили её в стадии неполной готовности), и её использование в боевых действиях можно было предположить, но то, что на ней оставили командира в возрасте 54 лет, логически понять трудно. Так или иначе, 27 августа 1942 года UD 5 под командованием капитана цур зее Мана (очередное звание было присвоено 1 августа) вышла из Киля в боевой поход.
Лодка совершила переход до Марвикена (Норвегия) откуда отправилась в Атлантику, где ей надлежало действовать в районе Фритауна в роли «свободного охотника». Особых успехов у западных берегов Африки Ман не достиг, сумев потопить одно судно северо-западнее островов Зелёного Мыса. Его жертвой 29 октября стал британский пароход «Примроуз Хилл» (SS Primrose Hill, 7628 брт) класса CAM-ship (Catapult Aircraft Merchantman – торговое судно с катапультным самолётом), оборудованный катапультой для старта одного истребителя. Данные суда использовались в союзных конвоях для защиты от самолётов люфтваффе как предтеча эскортных авианосцев.
Ман выпустил по «британцу» две торпеды, одна из которых поразила его корму. Судно осталось на плаву, но его экипаж покинул торпедированный пароход, спустив на воду шлюпки. Вскоре после атаки субмарина появилась на поверхности и направилась к спасшимся с целью их опроса и пленения британского капитана. Вот как описывал эти события в своём дневнике 2-й офицер «Примроуз Хилл» Чарльз Брок Робертсон (перевод автора):
«Вскоре мы могли разглядеть на поверхности воды объект, который двигался в нашу сторону. Это оказалась немецкая подлодка, ответственная за наши бедствия. Немецкий командир приветствовал нас и начал задавать вопросы относительно нашего судна. Он также потребовал, чтобы наш капитан поднялся на борт субмарины, но мы ответили, что капитан и все офицеры погибли. Нельзя сказать, что он поверил нам, но наша одежда выглядела так, что опознать по ней нужных ему людей было невозможно – выпачканные в нефти, мы имели чрезвычайно жалкий вид.
После того, как немецкий командир пожелал нам спокойной ночи (возможно, это было сарказмом или дежурной любезностью), подлодка вновь отправилась к нашему судну. Через несколько минут сильный взрыв потряс шлюпки, и мы были убеждены, что для того, чтобы отправить наше судно на дно, они выпустили вторую торпеду. Приблизительно в 18:20 судно затонуло. Вероятно, только моряки могут оценить горечь этой картины, особенно понимая, что мы прошли через так называемую Битву за Атлантику, с её опасностями, и затем были застигнуты в южных водах, которые мы по привычке считали полностью безопасными».
На нанесение «удара милосердия» ещё державшемуся на плаву судну Ману потребовалось две торпеды, которые были выпущены с интервалом в полчаса. От последнего попадания «Примроуз Хилл» разломился на две части и затонул. Его экипаж был позже подобран другим британским судном и доставлен во Фритаун. Не добившись большего результата, Ман вернулся в Лориан 12 ноября 1942 года. Пробыв там почти десять суток, UD 5 покинула Францию и совершила переход в Германию с заходом в Берген, прибыв в Киль 9 января 1943 года.
Через несколько дней после прихода в Киль Бруно Ман сдал командование другому офицеру и был назначен временно исполняющим обязанности командира 8-й учебной флотилии. В апреле того же года его перевели в Гамбург, где назначили старшим офицером местной базы подлодок. Спустя полгода, в сентябре, Ман стал командиром 31-й учебной флотилии, базировавшейся на Гамбург, которой и командовал до апреля 1945 года. Венцом карьеры капитана цур зее Бруно Мана стало назначение в самом конце войны в штаб командующего подводными силами на Балтике (Führer der U-Boote Ostsee). Там он и встретил капитуляцию Германии. О послевоенной судьбе Бруно Мана, кроме даты смерти, практически ничего не известно. Скончался ветеран двух войн 6 февраля 1961 года в возрасте 73 лет.
Герман фон Ригеле: одиссея австрийского барона
Барон Герман фон Ригеле, родившийся в Сараево 16 сентября 1891 года, был подданным Австро-Венгерской империи. На имперский флот Ригеле был призван в 1909 году, в 18-летнем возрасте. Как и в случае с Бруно Маном, о начале его карьеры военного моряка мало что известно. В июне 1915 года фрегаттенлейтенант Ригеле был назначен 2-м вахтофицером на подводную лодку австрийского флота k.u.k. U 11 (бывшую немецкую UB 15).
10 декабря 1916 года Ригеле, получивший 1 мая того же года звание линиеншиффслейтенанта (Linienschiffsleutnant), был назначен командиром на k.u.k. U 10 (бывшую немецкую UB 1), которой командовал следующие полгода. 12 июня 1917 он был переведен на k.u.k. U 17, а 29 ноября 1917 года стал командиром k.u.k. U 20. К сожалению, подробностей по этому периоду службы Ригеле очень мало, и о каких-либо успехах этих лодок под его командованием не известно.
13 марта 1918 года Герман фон Ригеле получил назначение на k.u.k. U 31, свою последнюю субмарину в имперском ВМФ. Наиболее известные события, связанные с этой лодкой, – это её участие в так называемом сражении у Дураццо (современный албанский Дуррес), когда группа итальянских и британских крейсеров 2 октября 1918 года должна была обстрелять этот порт после нанесения удара самолётами Антанты. Вот что писал в своей работе, посвящённой войне на море 1914–1918 гг., французский морской офицер А. Томази:
«В течение этого времени итальянская бригада произвела обстрел, продолжавшийся 45 минут. В момент, когда приблизились английские крейсера, чтобы её сменить, концевой Weymouth был подорван торпедой австрийской подводной лодки U-31, возвращавшейся из крейсерства. Взрыв вызвал аварию руля Weymouth; крейсер вышел из строя, управляясь машинами, в то время как Lowestoft и Dartmouth продолжали, в течение 20 минут, обстрел берега. После безрезультатного преследования U-31 эскадренные миноносцы выпустили также безрезультатно ещё несколько торпед по судам, стоявшим на якоре, а затем весь отряд возвратился в Бриндизи».
Торпедирование и повреждение британского бронепалубного крейсера «Веймут» стало самым ярким событием в карьере Германа фон Ригеле на флоте Австро-Венгрии. U 31 вернулась в Каттаро 26 октября 1918 года, а спустя несколько дней империя прекратила своё существование. О межвоенной жизни Ригеле практически ничего не известно, кроме факта, что 21 декабря 1929 года Орденский совет военного ордена Марии Терезии представил его к этой награде.
После начала Второй мировой войны Ригеле решил продолжить службу на флоте и предложил свои услуги ВМС Германии. Для того времени это не было удивительным, и подобным образом поступил ряд офицеров-подводников, служивших ранее на флоте Франца-Иосифа. Ригеле не был включён в кадровый состав кригсмарине и стал служить по контракту, получив к званию приставку zV, что являлось сокращением от zur Verwendung (добровольная служба по контракту – к примеру офицер, продолжающий службу после выхода на пенсию). В августе-сентябре 1940 года Герман фон Ригеле исполнял обязанности командира-инструктора в 21-й учебной флотилии в Пиллау. В сентябре он был назначен наблюдающим за ремонтом голландской лодки O-8, захваченной немцами 15 мая 1940 года в Ден-Хелдере. 21 ноября того же года лодка вошла в строй немецкого флота как UD 1, и Ригеле стал её первым немецким командиром.
Стоит отметить, что данная лодка имела богатую историю. Она была построена в Канаде на верфи Виккерса в Монреале в 1915 году и тогда же вступила в строй британского флота как H.6. 4 августа 1915 года лодка пришла в Плимут, совершив самостоятельный переход через Атлантику, и была приписана к 8-й подводной флотилии, базировавшейся на Хартвиче. 18 (по другим источникам, 19) января 1916 года H-6 села на мель у острова Ширмонникоог (Голландия). Часть команды и судовые бумаги были сняты эсминцем «Файрдрейк» (HMS Firedrake). Оставшиеся с лодкой, включая её командира, были интернированы голландцами (по другим источникам, весь экипаж лодки был снят британским шлюпом). Так или иначе, сама H.6 была также интернирована Голландией, позже была передана голландскому флоту, а в 1940 году попала в руки к немцам.
После вступления в строй как UD 1 субмарина была включена в состав 1-й учебной флотилии, базировавшейся на Киль. Ригеле командовал ей до мая 1941 года, после чего его вновь назначили на другую голландскую лодку, проходившую «курс реабилитации» на немецкой верфи.
На сей раз это была «сестра» упомянутой выше O-27 под номером O-25, которую затопили у Роттердама во время немецкого вторжения. Немцы подняли лодку, и после ремонта она вступила в строй кригсмарине 8 июня 1941 года как UD 3. Ригеле стал первым немецким командиром и этой лодки. Согласно данным сайта http://uboat.net, с августа 1941 года лодка была зачислена во 2-ю боевую флотилию, базировавшуюся на Лориан, но до осени 1942 года не покидала Балтику, имея статус «испытательной лодки».
В сентябре того же года, как и UD 5 Мана, UD 3 Ригеле перевели в 10-ю боевую флотилию, а он сам получил звание фрегаттенкапитана. 3 октября 1942 года UD 3 покинула Киль и благополучно завершила переход в Францию, придя в Лориан 22 октября. 3 ноября лодка вновь вышла в море, взяв курс на Фритаун. Ригеле должен был заменить лодку Мана в том районе Атлантики, так как последний возвращался на базу. UD 3 провела в море более двух месяцев и смогла потопить у скалы св. Павла одно судно. Вот как это было.
Норвежское судно «Индра» (Indra) совершало переход из Кейптауна в Нью-Йорк с грузом хромовой руды. 26 ноября 1942 года в 17:35 Ригеле атаковал «норвежца» двумя торпедами, одна из которых попала в носовую часть судна, сделав большую пробоину. «Индра» стала медленно садиться носом в воду, и экипаж покинул его, за исключением радиста, который по приказу капитана начал передачу сигнала бедствия. Радиопередача длилась восемь минут, после чего, не получив никакого отзыва, радист также оставил судно. В 17:50 Ригеле выпустил ещё одну парогазовую торпеду – норвежцы, находившиеся в шлюпках, заметили её движение по пузырьковому следу, – но она прошла ниже киля судна. В 18:48 лодка снова атаковала, и на этот раз торпеда попала цель – «Индра» быстро затонула.
Спустя некоторое время на поверхности появились две подводные лодки, которые норвежцы опознали как немецкую и итальянскую (чуть меньшего размера). На самом деле, за «итальянку» моряки приняли немецкую U 159 Гельмута Витте (Helmut Witte), с которой заметили «Индру» раньше UD 3 и навели на неё Ригеле, так как у Витте кончились торпеды. Ригеле приблизился к шлюпкам, чтобы опросить спасшихся об их судне, грузе и маршруте. Допрашивая капитана на плохом английском, Ригеле предложил ему вернуться в Норвегию на борту его субмарины, так как собирался туда. Судя по всему, норвежец отказался, и насильно перемещать на борт подлодки его не стали. Вероятно, причиной этого была необходимость в передаче торпед на U 159, поэтому Ригеле отпустил шлюпки восвояси.
30 ноября норвежцы были подобраны британским судном, которое доставило их на Тринидад. Никто из экипажа «Индры» не погиб. Ригеле же, передав торпеды на лодку Витте, продолжил поход. Запас топлива позже ему удалось пополнить с подводного танкера U 462. 7 января 1943 года UD 3 вернулась в Лориан.
Лодка провела во Франции месяц, после чего вышла в море для совершения перехода в Германию. Плавание прошло успешно: 26 февраля UD 3 пришла в Берген, а 3 марта благополучно добралась до Готенхафена. После её прихода на Балтику было принято решение в боевых действиях лодку больше не использовать – она была приписана к Центру исследования противолодочного оружия, где исполняла свои функции до 13 октября 1943 года, когда была исключена из списков флота после повреждений, полученных во время воздушного рейда союзников на Киль.
Ригеле же был назначен командиром базы подлодок Киля, обязанности которого на нём лежали до апреля 1944 года. Затем он принял под командование 32-ю учебную флотилию подлодок, в 1944 году базировавшуюся в Кенигсберге, а с 1945 года – в Гамбурге. Последняя должность в кригсмарине, полученная Ригеле – комендант порта Триест (март-май 1945 года), в котором он и встретил окончание войны.
Послевоенная судьба Германа фон Ригеле достоверно не известна. Он скончался в Вене 18 октября 1982 года в возрасте 91 года.
* * *
Завершая рассказ о командирах-ветеранах обеих мировых войн, хотелось бы отметить следующее. Бруно Ман является своеобразным рекордсменом среди командиров подводных лодок – торпедирование «Примроуз Хилла» делает его, вероятно, самым возрастным командиром подводной лодки, совершившим успешную торпедную атаку во Второй мировой войне. Помимо этого, есть ещё один факт, привлекающий внимание к героям повествования – оба командовали лодками в боевой обстановке, когда им было уже за 50 лет. Ман совершил поход в Атлантику в возрасте 54 лет, проведя в общей сложности в море 75 суток, а 51-летний Ригеле провёл в море 103 дня с учётом переходов из Германии и обратно. В своей книге «Конвою рассеяться!» знаменитый британский моряк Джон Эгертон Брум писал, что в Королевском флоте Великобритании офицер, достигший 35-летного возраста, переводился с подплава как непригодный к службе на подлодках. Очевидно, что германский подводный флот таких стандартов не имел.
Список использованной литературы:
- Брум Дж. Э. Конвою рассеяться! – М.: АСТ, 2001
- Гибсон Р., Прендергаст М. Германская подводная война 1914–1918 гг. Пер. с нем. – Мн.: Харвест, 2002.
- Томази А. Морская война на Адриатическом море. 1914–1918 – М.-Л.: Военмориздат, 1940.
- Дениц К. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне. Пер. с нем. – М., 1964.
- Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 3. Norderstedt.
- Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II. Annopolis: Naval Institute Press, 1999.
- Niestle A. German U-Boat Losses During World War II. Annopolis: Naval Institute Press, 1998.
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2. Annopolis: Naval Institute Press, 1998.
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998.
Комментарии к данной статье отключены.