Для любого завоевателя орудующие в тылу партизаны – как заноза в мягком месте. Если действия регулярной армии еще поддаются хоть какому-то прогнозированию, то действия мирных жителей, взявших оружие и ушедших в подполье, предсказать почти невозможно.
Каждый завоеватель имел свои методы борьбы с подобной неприятностью. Не будем уточнять, насколько эти попытки были успешными – скажем лишь, что Германия времен Второй мировой знала, чем ответить воинствующему подполью. Например, первым в мире серийным четырехосным бронеавтомобилем со всеми ведущими осями ADGZ.
Первоначально эта машина была произведена австрийской компанией «Аустро-Даймлер» в 1934 году и предназначалась для нужд вооруженных сил и полиции. Тогда она оснащалась 20-мм пушкой «Солотурн» и пулеметом «Шварцлозе» калибра 7,92 мм, которые устанавливались в шаровых опорах башни. После того, как Австрия вошла в состав Германии, ADGZ были отправлены служить в войска СС. Бронеавтомобиль оснастили пушкой KwK 35 и пулеметом MG 34, еще два таких же пулемета могли устанавливаться в кормовом и лобовом бронелистах. Одной из особенностей броневика была почти полная симметричность его корпуса. В каждом конце машины было место для механика-водителя и имелись фары. Также передние и задние колеса были ведущими, а благодаря шестискоростной коробке (три передних и три задних передачи) и шестицилиндровому карбюраторному двигателю в 150 л.с. 12-тонная машина могла развивать скорость в 70 км/ч, при этом не было разницы, вперед она двигалась или назад.
В частности, такие машины стояли на вооружении в 7-й добровольческой горно-стрелковой дивизии СС «Принц Евгений», которая действовала на территории Югославии. Солдаты по достоинству оценили возможности бронеавтомобиля, когда им пришлось вести бои с партизанами на узких проселочных или лесных дорогах. Также ADGZ весьма успешно продемонстрировал себя и в боях на городских улицах, где развернуться порой было весьма сложно. Толщина бронелистов, соединенных электросваркой, варьирующаяся от 6 до 14,5 мм, обеспечивала достойную защиту экипажа от огня, ведущегося из стрелкового оружия. В случае возгорания или выхода машины из строя экипаж из шести человек мог без проблем покинуть ее через четыре двери, которые были смонтированы по обеим сторонам корпуса.
Производство бронеавтомобилей этой серии осуществлялось в два захода. Первая партия машин была создана для австрийских вооруженных сил в 1935 году в количестве 12 единиц, затем еще 25 броневиков было произведено в 1942 году фирмой «Штайр-Даймлер-Пух» – их собирали из сохранившегося задела корпусов, а также различных деталей и агрегатов.
Одна такая бронемашина была захвачена партизанами С. А. Ковпака на Украине. Подобная участь постигла впоследствии и остальные машины этой серии – все они в первый период войны по тем или иным причинам были потеряны в ходе боевых операций. Однако сама идея четырехосных бронеавтомобилей весьма приглянулась конструкторам Вермахта, и в дальнейшем свет увидели такие образцы, как Sd.Kfz.231 (8-Rad) и Sd.Kfz.234, которые, в отличие от своего собрата ADGZ, производились вплоть до самого окончания войны.
Комментарии к данной статье отключены.