На необычном параде 14 июля 1951 года в Париже французские военные показали всю новую технику, которая на тот момент была принята ими на вооружение или только находилась на испытаниях. Вдоль Елисейских полей прошли бронемашины EBR и танки ARL 44, к тому моменту «переведённые» в истребители танков. Кульминацией парада стали истребитель танков Foch и два танка AMX 50. И только очень немногие знали, что замыкающие строй машины в серию точно не пойдут, а вместо них уже проектируются более совершенные образцы.
Заокеанская помощь
В 1944 году на вооружение американской армии поступила 120-мм зенитная пушка M1. Орудие обладало выдающимися характеристиками, в том числе и в плане бронепробиваемости. Неудивительно, что уже в январе 1945 года Управление Вооружений начало разработку танковой пушки, взяв за основу эту зенитку. Пушка получила индекс T53. В мае 1945 года Управление вооружений рекомендовало установить два таких орудия в тяжёлые танки T30. Так началась история американского тяжёлого танка T34.
В конце 1946 года компания AMX представила проект самоходной установки, за основу для которого был взят танк AMX M4. Машина проектировалась на базе, удлинённой до 9 опорных катков на борт. Её боевая масса должна была составить 58,5 тонн, в качестве вооружения предполагалось использовать 120-мм пушку и пулемёт MAC Mle.1931. Хотя дальше эскизного проекта дело не пошло, дальнейшее развитие этого проекта увенчалось САУ Foch, вооружённой всё той же 120-мм пушкой. Этот проект стал первым, в котором инженеры AMX применили 120-мм пушку – французскую версию танкового орудия T53. Впрочем, у американской пушки французы позаимствовали главным образом баллистику, сильно переделав и ствол, и остальные узлы.
С весны 1950 года AMX прорабатывала концепцию танка M4 с изменённой носовой частью, а также с новой «облегчённой» башней. В ходе исследований были проработаны различные варианты танка боевой массой от 50,5 до 70 тонн. От идеи постройки подобной машины отказались, но в сентябре 1950 года был представлен ещё один проект. В нём от исходной идеи осталась только башня, в которую инженеры предложили установить 120-мм пушку.
Уже на первых набросках заметно, что орудие отличается от 120-мм пушки для самоходных установок. В отличие от самоходной версии с составным стволом, танковая пушка, как и T53, имела ствол-моноблок. Впрочем, ввели его далеко не сразу: на первых машинах ствол оставался составным. Новую башню предполагалось установить на штатный корпус AMX M4. Правда, в ходе проектирования выяснилось, что для более удачного расположения «облегчённой» башни желательно сделать подбашенный лист более широким.
Проект «облегчённой» башни забросили, но ненадолго. Вновь к нему вернулись в июне 1951 года. Стоит отметить, что как раз в это время проходил испытания второй прототип AMX 50, который как раз получил корпус с увеличенной до 3400 мм шириной. Взвесив все за и против, от «облегчённой» башни всё же отказались. Но идеи установки 120-мм пушки этот отказ не коснулся. Работы пошли по пути создания на базе «качающейся» башни новой, более крупной конструкции, рассчитанной на установку 120-мм орудия. Разрабатывала башню, разумеется, FAMH.
Первый эскизный проект башни, получившей обозначение T.O.A.120, FAMH представила спустя год, в июне 1952 года. В качестве основы при проектировании была взята башня второго прототипа AMX 50, которую немного увеличили. Полная высота башни составляла 1685 мм. Для сравнения, у исходной башни высота составляла 1260 мм. Кормовая ниша стала длиннее более чем на 600 мм, а общая ширина достигла 2840 мм (2484 мм у исходной башни). Диаметр подбашенного погона в свету составил 2320 мм, а масса башни – 20 260 кг. Простой подсчёт показывал, что даже с сохранением текущих весовых характеристик шасси общая масса танка должна была составить не менее 58–59 тонн. Не меньше впечатляла высота – 3,5 метра, то есть больше, чем у Pz.Kpfw.Maus. И при всём этом танк продолжали именовать средним!
Первый прототип AMX 50 со 120-мм орудием был изготовлен в 1953 году. Корпус машины повторял корпус версии со 100-мм пушкой, то же касается и остальных агрегатов. Боевая масса всё ещё среднего по документам танка составила 59,2 тонн. Боезапас включал 50 выстрелов, из них 18 находилось внутри башни. В механизированной укладке револьверного типа находилось 6 выстрелов.
В поисках оптимального решения
Первые же испытания показали, что рост массы не остался без последствий. Начались проблемы с двигателем, который явно не был рассчитан на подобные нагрузки. Что ещё хуже, стали появляться проблемы с механизмом заряжания. Экипаж танка всё ещё составлял 5 человек, причём помощник механика-водителя выступал скорее в роли балласта.
В декабре 1953 года была выдана спецификация на «пониженный» танк (AMX 50 Surbaissé), с изменённой башней, проходившей по спецификации T.O.B.120. Боевая масса машины должна была снизиться до 57 800 кг, а общая высота – уменьшиться до 3350 мм. Кроме того, явно перегруженный двигатель Maybach 295 было решено дефорсировать сначала до 900, а затем и до 850 лошадиных сил. Даже с такой мощностью скорость танка должна была остаться на уровне 50 км/ч. Кроме того, было решено пересмотреть схему бронирования. От катаного лобового листа толщиной 90 мм отказались, предложив вместо него литую деталь. Толщина стенок варьировалась в районе 60 мм, но за счёт очень больших углов наклона броня получалась эквивалентной 200-мм броне под прямым углом. Одновременно конструкторы отказались и от помощника механика-водителя.
Первый чертёж «пониженного» корпуса, высота которого уменьшилась до 1190 мм, датирован сентябрём 1953 года. На нём используется ещё одно обозначение танка – Char 50t B. Отсюда ведёт своё происхождение название AMX 50B. Внешне корпус очень сильно изменился, практически полностью утратив преемственность по отношению к исходному AMX 45. О «немецком» прошлом в этом шасси напоминала только ходовая часть. Проблему снижения высоты моторно-трансмиссионного отделения инженеры AMX решили за счёт переделки системы охлаждения. Вентиляторы убрали с надмоторной плиты, выведя воздуховоды в корму.
Несмотря на активные работы по пониженному корпусу, в 1955 году на испытания вышел совсем другой танк. Эта машина, известная также как AMX 50 Surblindé (AMX 50 добронированный), по своей массе даже чуть обогнала первый прототип AMX 50 со 120-мм пушкой. Недолго думая, конструкторы AMX извлекли из нафталина серию проектов 1950 года и практически без изменений взяли оттуда корпус. У этого танка в отделении управления также не нашлось места для помощника механика-водителя.
Носовая часть «шевронного» типа придавала корпусу AMX 50 Surblindé некоторое сходство с ИС-3. Пониженным корпусом тут даже и не пахло: общая высота машины прибавила ещё 10 см. Вместо башни T.O.B.120 на это шасси взгромоздили чуть изменённую башню T.O.A.120. В ходе испытаний AMX 50 Surblindé проблемы, обнаруженные на первом AMX 50 со 120-мм пушкой, только усугубились. Неудивительно, что работы по этой машине достаточно быстро были свернуты.
Примерно в это же время FAMH провела проектные работы по башне, получившей обозначение T.C.B. 120. К сожалению, особых подробностей об этой башне нет, сохранился лишь её эскиз. Судя по всему, прорабатывалась она в качестве альтернативного варианта вооружения для AMX 50B. В отличие от T.O.A.120, механизированной укладки в этой башне не предусматривалось. С другой стороны, она оснащалась дальномером и, скорее всего, обладала более высоким уровнем защиты. Ставить её предполагалось на «пониженный» корпус.
Когда надо вовремя остановиться
Неудача с AMX 50 Surblindé надолго затормозила работы по программе танка 50-тонного класса. Вновь к нему вернулись уже ближе к 1957 году. Боевую массу машины оставили на уровне 57,8 тонн. Согласно предварительным характеристикам, мощность двигателя вновь решили поднять до уровня 1000 л.с., ожидая при этом получить максимальную скорость 55 км/ч по шоссе и 45 км/ч по просёлочной дороге. Учитывая тот факт, что AMX 50 с боевой массой 55 тонн больше 51 км/ч развить не мог, не совсем понятно, за счёт чего собирались достигнуть подобных характеристик.
Некоторые изменения претерпела и пушка, которую по боеприпасам унифицировали с орудием T122, установленным на американском танке M103. Башня T.O.B.120 получилась чуть длиннее за счёт кормовой ниши, при этом до 1705 мм выросла её высота. Боезапас уменьшился до 46 выстрелов (из них 27 в башне), а вместо пулемётов MAC Mle.1931 установили новейшие AAT 52. Количество пулемётов сократили до двух – один спаренный с пушкой, один зенитный. Впрочем, самое главное изменение коснулось классификации танка. Спустя почти 10 лет военные решили, что боевая машина с массой более 50 тонн – это никак не средний танк. Наконец-то в документах его стали именовать Char Lourd 50 tonnes «Surbaissé», то есть «танк тяжёлый 50-тонного класса пониженный».
AMX 50 Surbaissé построили спустя 5 лет после изготовления чертежей – в 1958 году. Первые же испытания показали, что с динамическими характеристиками военные явно погорячились. Быстрее 51 км/ч танк так и не разогнался. Снова всплыли проблемы с надёжностью мотора, потому его опять дефорсировали до 850 л.с. Не лучшим образом вела себя и подвеска, также не рассчитанная на подобную массу.
Последние документы по AMX 50 Surbaissé датированы 7 января 1959 года. Спустя очень короткое время программу, длившуюся к тому моменту 13,5 лет, закрыли. Причины называются самые разные, и в какой-то мере все они выглядят достоверными. Бронирование танка уже не соответствовало времени. Для орудий советских тяжёлых танков, которые предполагались главными соперниками для AMX 50, его броня едва ли не с самого начала проектных работ не представляла особых проблем. Появление во второй половине 50-х годов 105-мм английской танковой пушки L7 лишь усугубило ситуацию. Кроме того, с 1955 года Франция совместно с Германией вела ещё один проект – танк 30-тонного класса, известный как Europanzer. Эта машина выглядела гораздо более перспективной, чем танк, весящий почти в 2 раза больше.
Впрочем, едва ли не главной причиной закрытия программы AMX 50 стало вступление 1 июня 1958 года на должность премьер-министра Франции Шарля де Голля. Вернувшийся во власть, де Голль стал настоящим «истребителем» лишённых перспектив проектов военной техники. Первой жертвой новой администрации стал средний танк Batignolles-Chatillon 25t, явно не имевший преимуществ перед Europanzer. Следующим на очереди был AMX 50. Что же касается франко-германского проекта, то он тоже стал долгостроем. Тем не менее, он воплотился в итоге в AMX 30. Эта машина стала первым французским основным боевым танком, состоящим на службе до сих пор.
Что же касается AMX 50, то последний выпущенный образец, AMX 50 Surbaissé, сейчас находится в танковом музее города Сомюр. В зале, посвящённом послевоенному французскому танкостроению, он стоит рядом с ARL 44, являясь наглядным напоминанием о том, что бывает, если вовремя не остановиться. В 1946 году французские генералы могли получить на вооружение один из лучших послевоенных средних танков. Но неуёмный рост аппетитов военных привёл к созданию чудовища, которому в 50-х с их бурно развивающимся танкостроением уже не нашлось места.
Литература:
- Centre des archives de l'Armement et du personnel civil (CAAPC)
- http://www.chars-francais.net/
Комментарии к данной статье отключены.