Остров Мальта, расположенный в центре Средиземного моря, имел несомненное стратегическое значение для контроля над морскими и воздушными перевозками между Европой и Африкой, а потому ожесточённые бои над Мальтой были неизбежны. Эта статья открывает цикл материалов о трёхлетнем противостоянии 1940–1943 гг. британских, итальянских и немецких лётчиков и моряков в этом районе.
Напрасные тревоги
Британцы прекрасно понимали, что при наличии мощного флота удержание трёх стратегически важных пунктов — Гибралтара, Мальты и Александрии — обеспечивало им контроль над всем Средиземным морем. Однако к началу Второй мировой войны решающее значение приобретало господство в воздухе, так что остров Мальта, находившийся всего в 60 милях к югу от Сицилии, представлялся весьма уязвимым от атак со стороны итальянской авиации. Именно по этой причине в октябре 1939 года главные силы Средиземноморского флота были переведены из Ла-Валетты в Александрию.
На 11 июня 1940 года, к моменту вступления в войну Италии, на Мальте было всего шесть боеготовых истребителей «Си Гладиатор», ещё столько же находились в разобранном состоянии. Гарнизон острова насчитывал около 5000 плохо экипированных британских военнослужащих, не считая местных формирований. Имелось всего 16 орудий береговой обороны, 34 тяжёлых и 8 лёгких зениток, 24 прожектора, РЛС воздушного обнаружения (одна из двух, расположенных вне Метрополии) и продовольствия на шесть недель. Итальянские ВВС сосредоточили на Сицилии 137 бомбардировщиков SM.79, не считая истребителей. Кроме того, расположение баз итальянского флота позволяло контролировать морские подходы к Мальте. Таким образом, остров площадью 246 км² с населением 220 000 человек, практически не имевший оборонительных сооружений, был совершенно беззащитным от нападений как с воздуха, так и с моря.
Однако опасения англичан оказались беспочвенными. Как вероятный противник Великобритания начала рассматриваться Италией только с 1939 года, после подписания «Стального пакта». Решение Муссолини о вступлении Италии в войну на стороне Германии совершенно не учитывало состояние итальянских вооружённых сил – армия и авиация были сильно потрёпаны в абиссинской и испанской кампаниях, а кораблестроительная программа флота планировалась к завершению только в конце 1942 года. Ко всему, Командование итальянских ВМС издавна страдало комплексом превосходства британского флота и в возможном противостоянии с англо-французскими союзниками решило придерживаться стратегии «Fleet in being».
К разработке операции по захвату Мальты итальянцы приступили только в мае 1940 года, а уже в конце июня, в связи с капитуляцией Франции, он был заброшен. Поскольку на тот момент на острове отсутствовали как ударная авиация, так и боевые корабли, которые могли бы атаковать следовавшие в Ливию итальянские конвои, нейтрализацию Мальты отдали на откуп итальянским ВВС.
Что касается усиления воздушной мощи острова, то тут дело разрешилось само собой. Поначалу противостоявшая итальянской авиации горстка «Гладиаторов» (никогда больше трёх одновременно в воздух не поднимались) могла своими атаками лишь мешать прицельному бомбометанию противника, но уже 19 июня на острове сели четыре истребителя «Харрикейн», перегонявшихся из Великобритании через Францию и Тунис в Египет. 22 июня прибыли 12 торпедоносцев «Суордфиш», перелетевшие через Тунис из Тулона, и ещё шесть «Харрикейнов».
«Суордфиши» немедленно принялись за патрулирование прилегающих вод, готовые атаковать любые морские цели. «Харрикейны» же (их оставили на Мальте только пять) из-за отсутствия запчастей вступили в бой только 3 июля. Летающие лодки «Сандерленд» 228-й и 230-й эскадрилий, использовавшие базу ВМС Калафрана на юге Мальты, взяли на себя противолодочное патрулирование и разведку в Центральном Средиземноморье.
Первые вылазки итальянцев
Рано утром 11 июня 1940 года, когда итальянская авиация произвела первые налёты на остров, в Ла-Валетте из надводных боевых кораблей находились монитор «Террор» (Terror), канонерские лодки «Афис» (Aphis) и «Ледиберд» (Ladybird), минзаг «Медуза», 4-я противолодочная группа в составе траулеров «Берил» (Beryl), «Корал» (Coral) и «Джед» (Jade) и тральщик «Фермой» (Fermoy). Противолодочные траулеры сразу же приступили к патрулированию подходов к Гранд-Харбору. Несколько позднее начались масштабные противодесантные работы – во всех удобных для высадки бухтах острова на мелководье в два ряда устанавливались подводные бетонные 1,25-тонные пирамиды. Однако противник в мальтийских водах появился не скоро.
Первую вылазку к Мальте итальянцы, до этого усиленно занимавшиеся постановкой оборонительных минных заграждений в районе Триполи, в сицилийских водах и в окрестностях острова Пантеллерия, совершили только 3 сентября – замеченный в 05:00 шумопеленгаторами береговых постов у бухты Святого Павла катер в 06:15 был обстрелян фортами на входе в Гранд-Харбор, отогнан патрульным траулером «Берил» и преследовался тремя «Сандерлендами».
В 18:40 5 сентября из Аугусты к берегам Мальты вышли итальянские миноносцы «Альтаир» (Altair), «Ариэль» (Ariel), «Альчионе» (Alcione) и «Аретуза» (Aretusa) с 28 контактными якорными минами каждый с задачей постановки минных заграждений северо-восточнее и юго-восточнее острова. Выйдя в заданный район, миноносцы разделились на две пары и после полуночи 6 сентября выставили 112 мин с глубиной установки 4 метра.
Следующую постановку выполнили эсминцы «Да Ноли» (Da Noli), «Вивальди» (Vivaldi) и «Тариго» (Tarigo), выставившие в 01:56–02:56 8 октября в 15 милях к югу от форта Делимара минное поле из 191 мины. На этом заграждении в 11:05 11 октября подорвался направленный на дозаправку в Ла-Валетту эсминец «Империал» (Imperial), который в составе главных сил Средиземноморского флота сопровождал конвой MF.3 (четыре судна) из Александрии на Мальту. Повреждённый корабль был отбуксирован эсминцем «Декой» (Decoy) в Гранд-Харбор, где ремонтировался до марта 1941 года.
К слову, это был единственный успех итальянцев в этой операции. Их транспортный самолёт случайно обнаружил противника утром 11 октября уже на подходе к острову, так что три торпедных катера MAS, направленные в ночь на 12 октября в засаду к Ла-Валетте, прибыли туда слишком поздно – MF.3 был уже в Гранд-Харборе, а обратный конвой MF.4 (три судна) вышел оттуда в 22:30 11 октября.
Вышедшие же из Аугусты на поиск противника три миноносца I дивизиона и четыре эсминца XI дивизиона около 02:00 12 октября в 73 милях к юго-востоку от мыса Пассеро (в 70 милях к востоку от Мальты) наткнулись на лёгкий крейсер «Аякс» из флангового охранения отходившего на восток флота адмирала Эндрю Каннингема и в результате боя с ним лишились миноносцев «Ариэль» и «Аироне» (Airone). Повреждённый эсминец «Артильере» (Artigliere) был добит утром тяжёлым крейсером «Йорк».
9 ноября в Ла-Валетту из Александрии с конвоем MW.3 пришёл однотипный с «Фермоем» тральщик «Абингдон» (Abingdon) – это был ответ Адмиралтейства на сентябрьское требование Командующего морскими силами на Мальте вице-адмирала Вилбрахэма Т.Р. Форда (Wilbraham T.R. Ford) усилить тральные силы острова.
С декабря 1940 года, после того, как на Мальту стали базироваться подводные лодки 10-й флотилии, тральщики подключились к их эскортированию на входе и выходе из гавани.
Мины немецкие и мины итальянские
16 января 1941 года Мальту впервые атаковали немецкие бомбардировщики X авиакорпуса генерала Ганса-Фердинанда Гайслера (Hans Ferdinand Geisler).
Поначалу они неделю пытались разбомбить ремонтировавшийся в Гранд-Харборе авианосец «Илластриес». После его ухода 23 января немцы принялись за объекты инфраструктуры острова, в первую очередь аэродромы и порт. Вечером 14 февраля Ю-88 впервые минировали Гранд-Харбор магнитными и акустическими минами, при этом некоторые из них приземлились в жилые кварталы Ла-Валетты. Англичане немедленно развернули сеть наблюдательных постов в гаванях. На борьбу с этими видами мин были брошены соответствующе дооборудованные дрифтеры «Эдди» (Eddy), «Герл Маргарет» (Girl Margaret), «Сансет» (Sunset), «Трасти Стар» (Trusty Star), «Плабой» (Ploughboy) и «Джастифайд» (Justified), в то время как флотские тральщики продолжали борьбу с якорными минами. Боевые действия в водах в районе Ла-Валетты приобрели следующий вид — по ночам немецкие самолёты минировали гавани и подходы к ним, а наутро тральные силы выходили на обезвреживание сброшенных мин, поддерживая фарватеры в рабочем состоянии, зачастую под огнём вражеских истребителей, обстреливавших их из 20-мм пушек.
Потери были неизбежны. 1 марта «Плабой», траливший у входа в Гранд-Харбор, обезвредил две акустические мины, но был повреждён взрывом третьей и до конца года простоял в ремонте. 10 апреля подорвался на акустической мине и отправился в ремонт «Абингдон». В 20:34–22:54 30 апреля в ходе атаки гавани двух групп бомбардировщиков стоявший в доке №5 «Фермой» был серьёзно повреждён, док №3 после попадания бомбы в кессон был затоплен вместе с траулером «Корал» (705 тонн), а дрифтер «Трасти Стар» (96 тонн) затонул у Машиностроительного причала (затем был поднят, восстановлен и в начале сентября снова введён в строй). После полуночи 4 мая «Фермой» в доке №5 снова получил прямое попадание бомбой и был признан «непригодным к восстановлению», а траулер «Джед» повреждён близким разрывом.
Потери в тральщиках сразу сказались на состоянии подходов к Ла-Валетте. Утром 2 мая лёгкий крейсер «Глостер» и 6 эсминцев из соединения «К» входили в Гранд-Харбор после неудачной попытки перехватить итальянский конвой в Триполи, когда в 07:02 четвёртый в колонне эсминец «Джерси» подорвался у мола на сброшенной ночью с самолёта мине и затонул с 36 членами экипажа, заблокировав фарватер. Крейсер и два эсминца, оставшиеся вне гавани, вынуждены были уйти в Гибралтар, а остальные 3 эсминца несколько дней дожидались сначала уничтожения останков «Джерси», а затем траления выхода.
В ночь на 27 мая итальянцы отметились очередной минной постановкой. В 00:57–01:57 миноносцы «Цирце» (Circe), «Каллиопе» (Kalliope), «Клио» (Clio) и «Персео» (Perseo) к востоку от Мальты установили на 20-метровой глубине 200 акустических мин.
В июне 1941 года, после прекращения налётов X авиакорпуса, ситуация вокруг Мальты улучшилась. «Абингдон» вышел из ремонта, ему в помощь были приданы три противолодочных траулера, оснащённые тралами для обезвреживания якорных мин. До конца года, помимо дрифтеров («Эдди», «Герл Маргарет», «Сансет» и «Трасти Стар» были сведены в 403-ю группу траления), к тралению акустических мин были привлечены переоборудованные буксиры и корвет «Глоксиния» (Gloxinia).
24 июля контр-адмирал Сифрет привёл в Гранд-Харбор шесть судов конвоя GM.1 (операция «Substance»). Боевые корабли в этот же день ушли назад в Гибралтар, а суда были поставлены под разгрузку. Итальянцы, которым не удалось существенно потрепать англичан на переходе морем, решили взять реванш, атаковав суда прямо у причалов Ла-Валетты.
Вундерваффе по-итальянски
Намерение устроить британцам погром в Гранд-Харборе силами взрывающихся катеров MTM X флотилии спецсредств капитано ди фрегата Витторио Моккагатты (Vittorio Moccagatta) возникло ещё 25 апреля. Атака должна была состояться в конце мая, в новолуние, но тогда операцию отменили из-за отсутствия целей. В конце июня флотилия вновь собралась в Аугусте. Последовало несколько ночных выходов к Ла-Валетте с целью разведки подходов и выявления объектов береговой обороны. Вечером 28 июня MAS-451, MAS-452, MAS-509, MAS-556 и MAS-562 и катер МТS с 8 катерами MTM на буксире вышли в море для атаки, однако операцию пришлось свернуть из-за сильного волнения (один MTM затонул). 30 июня этому соединению снова пришлось возвращаться ни с чем, на этот раз из-за технических неполадок.
Теперь, согласно новому плану, к атаке должны были присоединиться две человеко-торпеды «Майяле» (Maiale), а прорыв MTM в Гранд-Харбор осуществлялся через проход под мостом между фортом Сан-Эльмо и молом. В 18:15 25 июля из Аугусты вышли посыльное судно «Диана» с 9 катерами MTM и одним MTSM на борту и катером MLT, доставлявшим две «Майяле», на буксире, а так же 24-тонные MAS-451 и MAS-452. В 22:43–22:59 в точке «К», «в 20 километрах от Мальты», «Диана» спустила своих «пассажиров» на воду (один MTM затонул) и ушла в район ожидания к мысу Пассеро. Диверсионное же соединение клином – MTSM впереди, далее MAS-451 (с MLT на буксире) и MAS-452, а за ними MTM, двинулось к Ла-Валетте. Около 02:00 MAS отделились, а остальные двинулись в исходную точку «А» в километре от входа в гавань. Здесь в 03:00 26 июля были спущены на воду «Майяле». В 04:30 одна из них должна была подорвать противоторпедную сеть под мостом и тем самым открыть проход для атаки MTM, а другая имела задачу проникнуть на стоянку подводных лодок в Марсамксетте.
В 04:25 командир отряда MTM капитано ди корветта Джоббе (Giobbe) на МТSМ ощутил толчок от взрыва «Майяле» под мостом, но сомневаясь, что сеть уничтожена (так оно и было), в 04:40 он отправил колонну MTM в атаку, причём первые два должны были расчистить проход для остальных. Головной MTM попал в сеть, но не взорвался, а взрыв второго в 04:46 разрушил опору моста, и рухнувшая ферма перекрыла проход…
Британцы радаром засекли «Диану» ещё в 23:00 25 июля в 14 милях от острова. Отвлекающий налёт трёх итальянских самолётов в 04:13–04:43 26-го, не сбросивших бомбы, только привёл их в боевую готовность. Головной катер был замечен с берега в 300 ярдах от моста. Сразу после взрыва был отдан приказ немедленно включить все прожектора, осветившие поверхность на 1800 ярдов. По катерам ударили со всех близлежащих огневых точек. Первые три MTM были потоплены — отличилась 2-орудийная 6-фунтовая батарея Обороны гавани и пулемётчики 1-го батальона Чеширского полка, но уцелевшие быстро вышли из-под огня, развернулись и снова пошли на прорыв. Теперь к их обстрелу подключились 40-мм «Бофорсы» с мыса Драгут и фортов Сан-Эльмо и Рикасоли. За две минуты все видимые цели были уничтожены. MTSM Джоббе, сняв экипаж с MLT, отошёл к катерам MAS, в 05:35 был взят на буксир флагманским MAS-452, после чего катера на 15 узлах начали отход.
В 05:25 РЛС на Мальте засекла приближение к острову вражеских самолётов. В 05:40 воздух были подняты 15 «Харрикейнов». 9 из них заметили «2 вражеских катера в 15 милях от Мальты на северо-восточном курсе». В 06:20 два истребителя снижаются и обстреливают их с 500 ярдов, другие пять атакуют вслед за ними. MAS-451 отстреливается, сбивает из 13,2-мм пулемёта один из «Харрикейнов», но сам поражён в бензобаки и в 06:40 взрывается; 4 члена экипажа погибло и 9 затем подобрали англичане. На MAS-452 в результате обстрела погибло 8 человек, в том числе всё командование флотилии. Уцелевшие 11 пересели на МТSМ и догнали уходившую «Диану», а брошенный MAS-452 нашли и захватили англичане. Подоспевшие 10 итальянских истребителей MC.200 пытались прикрыть свои катера, но не сумели помешать их расстрелу – в завязавшемся бою были сбиты два итальянца и один англичанин.
Таким образом, операция закончилась сокрушительным поражением итальянцев. Были потеряны все катера MTM, оба MAS, MLT и обе «Майяле» (вторая, повреждённая ещё при спуске носителя с «Дианы», выбросилась на мель). Погибло 15 человек и 18 попали в плен.
После этого разгрома итальянские ВМС до конца года лишь однажды направили свои корабли в мальтийские воды, проведя очередную миннозаградительную операцию. В 01:24–02:34 23 сентября эсминцы «Корасире» (Corazziere), «Карабиньере» (Carabiniere), «Аскари» (Ascari) и «Ланчиере» (Lanciere), которых прикрывали «Авиере» (Aviere) и «Камичиа Нера» (Camicia Nera), выставили к юго-востоку от Мальты заграждения из 200 мин.
Обстановка накаляется
С декабря в связи с развёртыванием на Сицилии 2-го Воздушного Флота обстановка вокруг Мальты начала стремительно ухудшаться. Из-за атак с воздуха во время траления вице-адмирал Форд с 3 января 1942 года вынужден был перевести тральщики исключительно на ночную работу. В этой ситуации, а так же в связи с активной деятельностью немецких торпедных катеров в прилегающих к Мальте водах, в марте 1942 года было принято решение передислоцировать базирующуюся в Гибралтаре 3-ю флотилию многоцелевых катеров ML из 10 боевых единиц в Ла-Валетту с целью усиления тральных сил и противокатерного патрулирования. Переходы должны были осуществляться парами, скрытно, своим ходом.
Первая пара — ML-126 и ML-130, покинула Гибралтар в 21:30 12 марта и взяла курс на восток. Для похода ML были оснащены дополнительными баками, а внешний вид надстройки изменили с помощью различных материалов. Сначала катера следовали под испанским флагом, у берегов Французской Северной Африки его сменили на французский, затем, при прохождении Сицилийского пролива, англичанами были подняты итальянские флаги, а при пролёте итальянского самолёта они вывесили немецкие. На переходе на обоих возникали проблемы с гидравликой рулевого управления, на ML-130 с электричеством, а на ML-126 даже произошёл пожар в машинном отделении, но утром 17 марта оба катера благополучно прибыли по назначению.
Ночью 19 марта из Гибралтара на Мальту вышла вторая пара – ML-129 и ML-132. Англичане без приключений прошли почти 1000 миль, когда утром 21 марта были замечены итальянской разведывательной авиацией у берегов Северной Африки. Для их атаки в 11:50 из Монсеррато (Сардиния) вылетели 6 истребителей-бомбардировщиков CR.42 из 24° Gruppo под командованием командира 355-й эскадрильи капитана Альберто Бронди (Alberto Brondi). Они обнаружили цели близ Бона и атаковали их бомбами с пикирования. Катера маневрированием избежали прямых попаданий, но были повреждены близкими разрывами и последующим пулемётным обстрелом; все итальянские самолёты в 15:10 благополучно вернулись на базу.
В 15:30 в воздух поднялась другая шестёрка истребителей CR.42 из 24° Gruppo, которую на штурмовку этих же целей повёл командир 370-й эскадрильи капитан К. Санторо. Поражённый в топливный бак ML-129 был охвачен огнём и затонул утром следующего дня (погибло 7 членов экипажа), а его сильно повреждённый спутник, подобрав уцелевших, вошёл в тунисский порт Бон. Досталось и итальянцам – самолёт Санторо был повреждён зенитным огнём и совершил вынужденную посадку в Боне.
Англичане просили французские власти, в соответствие с международным правом, дать им 24 часа на необходимый ремонт, но вишисты отказались и интернировали и катер, и его команду. Впрочем, ML-132 был повреждён настолько сильно, что был объявлен «не подлежащим восстановлению». О судьбе ML-129 и ML-132 англичане узнали только несколько дней спустя, после чего отказались далее направлять катера на Мальту этим маршрутом. Однако в считанные недели потребность в этих катерах там возросла настолько, что Адмиралтейство собиралось доставить остальные ML 3-й флотилии в Ла-Валетту вокруг Африки. Но в мае флотилия получила приказ оставаться в Гибралтаре и ждать возможности следовать на Мальту через Средиземное море.
После того, как из 10 катеров ML 3-й флотилии только два достигли Ла-Валетты, тральные силы на Мальте были обескровлены в считанные дни. 1 апреля в ходе налётов в числе других кораблей был потоплен дрифтер «Сансет», а траулер «Свона» (Swona) и дрифтер «Герл Маргарет» были повреждены близкими разрывами. В ходе налётов 5 апреля получил повреждения и был посажен на мель «Абингдон».
7 апреля были потоплены буксиры «Эмили» (Emily) и «Геллеспонт» (второй раз), 9 апреля бомбардировщики уничтожили буксир «Вест Кокер» (West Cocker) (229 т), 13 апреля окончательно добили не успевший восстановиться «Корал», 18 апреля на выходе из Гранд-Харбора уничтожили буксир «Андромеда» (Andromeda, 134 тонны), а 21 апреля потопили траулер «Джед» (630 тонн). 6 мая во второй половине дня истребители-бомбардировщики провели неожиданное бомбометание с пикирования на суда в гавани Мгарр на остров Гоцо. Один самолёт поразил несколькими бомбами почтовый пароход «Ройял Леди», разломив судно пополам.
Комментарии к данной статье отключены.