27 февраля 1942 года в Яванском море Императорский флот Японии одержал уверенную победу над соединением ВМС союзников, в которое входили корабли Австралии, Великобритании, Нидерландов и США. В начале крупного морского сражения силы сторон были примерно равны (2 тяжёлых, 3 лёгких крейсера и 9 эсминцев союзников против 2 тяжелых, 2 лёгких крейсеров и 14 эсминцев японцев). Решающее значение для японской победы в этом морском сражении и в последующей интервенции на Яву имело полное превосходство в воздухе.
Американцы могли перебрасывать истребители на Яву из Австралии с дозаправкой на Тиморе, но 20 февраля этот остров был занят японцами. Последней надеждой на серьёзное укрепление авиагруппировки союзников в регионе был старый авиатранспорт «Лэнгли». Свою карьеру этот корабль начал в 1912 году как угольщик ВМС США «Юпитер». За 30 лет своей корабельной жизни он дважды менял профессию. В 1920–1922 годах «Юпитер» перестроили в первый американский авианосец «Лэнгли». А в 1936–1937 годах, после ввода в строй новых авианосцев «Саратога» и «Лексингтон», «Лэнгли» был переоборудован в авиатранспорт.
22 февраля корабль, имевший на борту 32 истребителя Сurtiss P-40 Warhawk, пилотов и механиков, вышел из Фримантла в Западной Австралии по направлению к Яве. На подходе к яванскому порту Чилачап около полудня 27 февраля (за четыре часа до начала сражения в Яванском море) авиатранспорт был атакован японскими бомбардировщиками и истребителями. «Лэнгли» получил несколько прямых попаданий авиабомб, приведших к пожару и выходу из строя рулевого управления. Попытка спасти корабль, выбросив его на берег Явы, не удалась – были затоплены и машинные отделения. Экипаж и персонал ВВС были подобраны эсминцами противолодочного эскорта «Эдсолл» и «Уиппл», которые и добили авиатранспорт.
Комментарии к данной статье отключены.