В конце марта 1945 года советское наступление привело танки 6-й гвардейской танковой армии генерал-полковника А.Г. Кравченко на границу между Австрией и Венгрией. Чтобы дойти до австрийской столицы, предстояло много преодолеть — и не только километры фронтовых дорог. Хотя немецкая группировка была уже далеко не той, что собралась в начале марта для «последнего наступления Гитлера», сдаваться без боя противник не собирался.
Бросок от границы
Командование 6-й гвардейской танковой армии опасалось, что немцы отступающими частями успеют занять заранее подготовленный рубеж на границе. Но то ли разведка переоценила степень подготовленности этого рубежа, то ли отступавших немецких частей уже не хватило — но каких-то серьёзных боев на границе в документах танкистов не зафиксировано. Один из корпусов армии — 5-й гвардейский танковый корпус (гв.тк) — потерь за день не имел вообще. Второй — 9-й гвардейский механизированный корпус (гв.мк) — отчитался о 48 убитых и раненых без потерь в боевой технике. Летописцы корпуса записали, как «навстречу нашим частям брели в тыл тысячи солдат старой венгерской армии, переодетые в гражданское платье. Для них война кончилась». Где и как венгры смогли разжиться таким количеством гражданской одежды, в описании не уточнялось.
Ближайшие к границе городки, хоть и подготовленные к обороне, противник оставил без боя. Первый серьёзный бой в Австрии части 9-го гв.мк приняли под городом Винер-Нойштадт. Интересно, что если наземное сопротивление до него было достаточно небольшим, то действия немецкой авиации в апреле 1945 года удостоились у танкистов отдельного упоминания: «Пытаясь задержать наши войска, немецкое командование бросило авиацию. Бомбардировщики и штурмовики непрерывно кружились над боевыми порядками частей, обстреливая и бомбардируя их». В другом документе уточнялось, что налёты производились группами по 8–10 машин. При таких обстоятельствах не приходится удивляться, что советские танковые командиры после войны оказались увлечены созданием войсковой ПВО, имеющей сравнимую с танками подвижность.
Советская авиация, впрочем, тоже не сидела без дела. Совинформбюро сообщало: «В ночь на 30 марта наши тяжёлые бомбардировщики нанесли удар по военным объектам противника в городе Винер-Нойштадт в Австрии. В результате бомбардировки возникли пожары, сопровождавшиеся взрывами большой силы».
В свою очередь, подошедшие к городу танкисты записали следующее: «Немцы разрушали предприятия: то и дело над городом поднимались огромные столбы дыма, разрывы потрясали землю». Судя по этой записи, налёт бомбардировщиков сэкономил немецким сапёрам взрывчатку для других целей.
Тем не менее, штурм города с ходу оказался неудачным. На ряде участков немцы даже переходили в контратаки. 31-я гвардейская механизированная бригада (гв.мбр) была, как записано в отчёте, «прижата ураганным огнём в районе Оффенбах и не продвигалась».
Убедившись, что гарнизон города настроен драться всерьёз, и лобовая атака повлечёт значительные потери, командир 9-го гв.мк принял решение окружить город. 18-я гв.мбр и 14-й гвардейский мотоциклетный батальон (гв.мцб) форсировали реку в районе Эрлаха, обходя город с востока. Ещё большего успеха добилась 30-я гв.мбр, занявшая Нойдёрфель.
Наконец, находившаяся некоторое время во втором эшелоне 46-я гвардейская танковая бригада (гв.тбр) подполковника Н.М. Михно прошла ещё дальше на север, заняв городок Золленау. Его немцы также хорошо подготовили к обороне — подошедшие танки были встречены прицельным огнём противотанковой артиллерии и самоходок, в коротком бою было подбито два и сожжено восемь советских танков. Учитывая, что перед атакой в бригаде числился 21 танк, это фактически уполовинило её боевой состав. Командир 1-го батальона бригады старший лейтенант Д.Ф. Лоза принял решение обойти город ещё севернее. Манёвр удался, и к вечеру 2 апреля Золленау был взят, а 46-я гв.тбр доложила об уничтожении трёх танков, четырёх самоходок и восьми противотанковых орудий.
Это было ещё не полное окружение, но взятие Золленау поставило советские танки между гарнизоном Винер-Нойштадта и Веной. Подумав, немцы решили, что свой последний бой дадут в другой раз, и в ночь на 3 апреля «гарнизон бежал в сторону Вены».
Крепость Вена
К австрийской столице стягивались и другие немецкие части этого участка фронта. Причиной этому была не какая-то особая ценность австрийской столицы как политического символа, а понимание, что в открытом полевом бою шансы противостоять наступавшим советским армиями намного меньше, чем в плотной городской застройке. К этому моменту значительная часть техники 6-й танковой армии СС, собранной для мартовского наступления, уже стояла мёртвыми грудами железа от Балатона и западнее его. Причиной утраты техники были не только советские бомбы и снаряды, но и выход из строя по техническим причинам, а главное — банальная нехватка горючего.
Во второй половине марта союзная авиация активно работала по немецким объектам в Австрии и остававшейся у немцев части Венгрии. Под раздачу попали, в частности, нефтеперерабатывающие заводы. Например, уже знакомая танкистам Кравченко 12-я танковая дивизия (тд) СС «Гитлерюгенд» к началу апреля имела 15 танков и восемь самоходок. Впрочем, в битве непосредственно за Вену 12-я тд СС приняла участие частично — предназначенные для неё 2800 человек подкрепления были переданы во 2-ю тд СС «Рейх», ставшую наиболее сильной в группировке 2-го танкового корпуса (тк) СС. Кроме того, на подступах к Вене и в самом городе готовились драться 3-я тд СС «Мёртвая голова» и 6-я тд. Всего же, по немецким данным, для защиты непосредственно Вены у командира 6-й танковой армии СС оберстгруппенфюрера Зеппа Дитриха (Josef «Sepp» Dietrich) нашлось 52 боеготовых танка. Ряд источников приводит и другие цифры, в зависимости от наличия танков в ремонте и выхода из него.
В этом смысле наиболее ценными для эсэсовцев традиционно стали 88-мм зенитки ПВО Вены, которые серьёзно усилили противотанковые возможности отступивших к городу частей.
Стоит отметить, что и наступавшие на Вену советские части тоже отнюдь не были «бесчисленными монгольскими ордами». На 29 марта, по данным штаба 6-й гвардейской танковой армии, в её корпусах на ходу имелось:
Хотя советские войска в меньшей степени страдали от недостатка горючего, а их отставшие и подбитые машины имели больше шансов вернуться в строй, бои в западной Венгрии серьёзно сказались на возможностях армии Кравченко. Например, в 22-й гв.тбр осталось всего семь «тридцатьчетвёрок». Не удивительно, что командиры по обе стороны фронта старались в таких условиях «оптимизировать» свои силы. Так, в 208-й самоходной артиллерийской бригаде (сабр) 3 апреля приказали 1068-му самоходному артиллерийскому полку (сап) передать восемь оставшихся на ходу СУ-100 в 1922-й сап, после чего «безлошадный» полк был выведен в тыл бригады.
На действиях танков и самоходок сказывалась и нехватка пехоты. Например, первая попытка 46-й гв.тбр выйти к пригородам Вены выглядела следующим образом:
«Как только танки подошли к мосту через реку Венка, противник открыл сильный артогонь из самоходных установок и артиллерии. Был сожжён один танк. Командир бригады решил подавить огневые точки противника огнём из самоходных установок и артиллерии, после чего пехотой занять плацдарм на том берегу реки Венка, обеспечив проход для танков через мост. Артналёт был сделан, но пехоты было мало, и она ничего не смогла сделать с превосходящим противником.
Перенесли наступление на ночь. Весь день готовились к ночному наступлению. В 22:00 была выслана усиленная разведка, за которой начали выдвигаться главные силы. Как только танки и самоходные установки подошли к мосту, противник артналётом разогнал пехоту, после чего стал бить по танкам. Было сожжено две самоходных установки и один танк, и один танк подбит. Пройти через мост не было никакой возможности. Обходов не было».
Командование корпуса оперативно отреагировало на проблему, усилив танкистов подполковника Михно батальоном сапёров и батальоном мотострелков из 30-й гв.мбр. В итоге к 06:00 8 апреля 46-я гв.тбр, не потеряв более ни одного танка, вышла к Западному вокзалу на линию метро. Меньше повезло экипажам СУ-100 из 208-й сабр, которые 7 апреля также вошли в пригород Вены: «Ведение уличных боев в условиях большого города затруднялось отсутствием пехоты и артиллерии, которые подошли к самоходным установкам только 08.04.1945 к вечеру». Между тем, пехота для боев весной 1945 года была жизненно необходимым условием для городского боя: «В каждый танк из подвалов и домов летело несколько снарядов «фаустпатронов». К нашему счастью, попадали в цель лишь немногие».
Возможно, получи СУ-100 подкрепление раньше, ход боев за город сложился немного иначе — в документах отмечалось, что мощные снаряды «соток» эффективно работали как против каменных зданий, превращённых немцами в доты, так и против бронетехники, в том числе вкопанной по башню в качестве неподвижных огневых точек. Но в реальности сложилось так, что наибольший успех достался 46-й гв.тбр и 30-й гв.мбр 9-го гв.мк. Силы противника на участке перед частями корпуса оценивались его штабом следующими цифрами: «до 1500 человек немецкой пехоты, до 30 танков, 10 самоходок, 11 бронетранспортёров и большое количество фаустпатрон-ружей».
Положение прорвавшихся вглубь Вены танкистов осложнялось ещё и тем, что пехота 9-й гвардейской армии отстала более чем на 10 км. Как отмечено в рапортах танкистов, она «гнала немцев на наши тылы». Одна из таких «согнанных» групп противника численностью порядка батальона заняла участок на Фельберштрассе, перерезав одну из линий снабжения передовых частей. Для её ликвидации пришлось разворачивать 14-й гв.мцб.
Танки и сапёры
Дождавшись подхода пехотных частей и получив из ремонта восемь танков, 46-я гв.тбр 10 апреля возобновила наступление и на следующий день вышла к берегу дунайского канала. Впрочем, термин «пехотные части» тут не совсем корректен. О действиях приданных частей «забывали» упомянуть регулярно, но тут вышел особый случай, достойный внимания: «В ночь с 9 на 10 апреля в корпус прибыла штурмовая бригада, имеющая опыт уличных боев в Будапеште, а также специальное вооружение — огнемёты. Дело пошло веселее».
Подкреплением для танкистов стала 12-я штурмовая инженерно-сапёрная бригада (шисбр). Ещё в первых числах марта её переподчинили 9-му гв.мк и сейчас штурмовых сапёров побатальонно придали танковым и механизированным частям. С 46-й гв.тбр действовал 57-й штурмовой инженерно-сапёрный батальон (шисб), чьи действия весьма впечатлили танкистов Михно:
«Особенно в этих боях отличились сапёры-штурмовики, они проделывали проходы в баррикадах, которые были на каждой улице, подрывали стены домов, чтобы, не выходя на улицу, можно было штурмовать соседний дом».
По итогам боев за Вену в штабе 9-го гв.мк составили документ с рекомендацией присвоить 12-й шисбр почётное наименование «Венская».
Тем не менее, потери в предыдущих боях привели к тому, что 46-я гв.тбр фактически воевала только одним танковым батальоном. При этом даже со снабжением оставшихся боеготовыми танков имелись проблемы, которые иллюстрирует следующий диалог:
«— Батя, — говорит Лоза, передо мной танки, самоходки, буду бить. Только у меня мало снарядов. Помогите.
— Помогу, сынку, помогу. Раз мало снарядов — лучше, метче бей. Вот смотри, «Пантера» тебе бок подставила. А ну, бей её!
Через полчаса Лоза докладывает, что продвигаться не может.
— Так что же ты, сынку, хочешь, чтобы я приехал и сам показал тебе, как нужно воевать? Ну, что, раз ты уже не можешь, то сейчас еду. Заводи, хлопцы!
— Стой, стой, батя! Сейчас я сделаю, сейчас я сам сделаю. Только подбросьте мне снарядов, я их разнесу. Маловато у меня, не могу дать настоящего огня».
13 апреля обороняемый остатками 2-й тд СС участок за Дунаем сократился до минимального размера. Находившийся там командир дивизии штандартенфюрер СС Рудольф Леманн (Rudolf Lehmann) был ранен, и командование «Рейхом» принял штандартенфюрер СС Карл Кройц (Karl Kreutz). Ему повезло больше — в 16:00 посыльной из штаба 6-й танковой армии СС сообщил, что Зепп Дитрих санкционировал отход оборонявшихся частей, пока кольцо вокруг Вены не замкнулось окончательно. В ночь на 14 апреля остатки венского гарнизона покинули город. Ещё через три дня 6-я гвардейская танковая армия была передана 2-му Украинскому фронту. Впереди у неё были бои в Чехии, бросок на Прагу в мае, а затем — долгий путь на восток и наступление через Большой Хинган.
Комментарии к данной статье отключены.