35 лет назад, 4 апреля 1981 года, иранские ВВС нанесли один из самых сложных ударов в истории боевой авиации. Они разбомбили комплекс иракских авиабаз, известный под общим кодовым обозначением H3, рядом с городом Аль-Валид.
Начатая в сентябре 1980 года война, которая, по мнению иракских стратегов, не должна была продлиться более восьми недель, по мере развития всё сильнее напоминала позиционный тупик Первой мировой. Оказалось, что арабское меньшинство Ирана вовсе не видит в иракских войсках освободителей, а сам Иран никак не желает сдаваться.
На бумаге иранские ВВС за счёт недавних поставок шаху новейших самолётов и оборудования из США заметно превосходили иракские. Однако после революции техническая поддержка американцев немедленно прекратилась. Были проблемы и с лётчиками — некоторые пилоты, опасаясь репрессий, покинули страну. Однако часть оставшихся имела боевой опыт, в 70-е сражаясь против коммунистических повстанцев, а также принимая участие в скоротечном пограничном конфликте 1975 года против иракцев.
У ВВС Ирака также хватало проблем. С началом войны прекратилась помощь из Советского Союза, а поставки «Миражей» из Франции начались только в июле 1981 года. Иракцы утверждали, что Иран через иракских шиитов устраивает саботаж на их авиабазах.
С другой стороны, часть иракских лётчиков имела опыт боевых вылетов против курдских формирований «Пешмерга» в 1974–1975 гг. и Израиля в войнах 1967 и 1973 гг. Согласно генерал-майору Альвану аль-Абузи (Alwan al-Abousi), одному из самых опытных пилотов и авиационных командиров, иракские ВВС незадолго до войны даже не готовились сражаться с иранцами. Только с приходом нового главы ВВС Мохаммеда аль-Джибури (Mohammed al-Jibouri) в 1979 году начались интенсивные тренировки, о цели которых ещё никто не подозревал. Даже командиры частей за двое суток до первых ударов не знали, что налёты на Иран будут настоящими, а не учебными. Приходилось полагаться не на разведку, которая фактически отсутствовала во имя внезапности ударов, а на выучку и отвагу лётчиков.
На организационные недочёты накладывались и чисто технические проблемы. Иракским самолётам не хватало прицельных комплексов для ночных ударов. Истребители-бомбардировщики Сухого были не слишком удобны для экипажей — с большими усилиями на органах управления, жёсткими сиденьями, жарой в тесной кабине, вынуждавшей пилотов летать с солевыми таблетками. Поэтому при первых бомбардировках Ирана один полёт на малой высоте (10–15 м) так выматывал лётчиков, что они могли сделать всего один вылет в день — против, к примеру, 4–5 вылетов для израильских пилотов на «Миражах» в Шестидневной войне 1967 года. При этом бомбовая нагрузка истребителей-бомбардировщиков Сухого была сравнительно малой — всего около тонны. Даже лёгкие иранские истребители F-5 поднимали больше бомб, не говоря уже о «Фантомах» с 2500 кг полезной нагрузки. Однако в конце марта 1981 года массированным применением авиации иракцы смогли остановить прорыв иранских войск.
Серьёзной проблемой было и то, что наземные войска не очень разбирались во внешнем виде собственных самолётов и нередко обстреливали их — это обошлось в 16 потерянных самолётов. В итоге командиры наземных частей зачастую волевым решением просто выключали все системы ПВО, если в воздухе могла быть своя авиация.
Ещё одним преимуществом Ирана было географическое положение. Большинство его крупных городов и других стратегически важных объектов находилось в глубоком тылу, чем Ирак похвастаться не мог. С учётом линии фронта иранцы были примерно в 120 км от Багдада, а иракские войска находились в 800 км от Тегерана. После потери дальнего бомбардировщика Ту-22 23 сентября 1980 года их полёты над Ираном временно прекратились.
Иракцы попытались использовать свой козырь в виде баллистических ракет. 12 и 22 марта 1981 года по иранским городам Дизфуль и Ахфаз были выпущены две тактические ракеты «Луна-М» с дальностью порядка 70 км. Естественно, иранские лётчики захотели нанести ответный визит — поскольку мощных ракет у Ирана тогда не имелось.
Но положение осложнялось тем, что после первого натиска наиболее ценные самолёты противника — бомбардировщики — были «убраны» как можно дальше от Ирана. По данным иранской разведки, в ангарах авиабазы Аль-Валид, рядом с иорданской границей, находились десять бомбардировщиков Ту-22Б, не менее шести Ту-16, а также эскадрильи МиГ-23БН и Су-22. Казалось бы, удаление более чем в 400 км от Багдада и в 700 км от основных иранских авиабаз гарантировало безопасность. Но иранцы решили иначе. Они разработали план по принципу «нормальные герои всегда идут в обход» — предполагалось облететь иракскую территорию буквально «по краешку», вдоль границы Ирака с Турцией и Сирией, и нанести удар с неожиданного направления.
Для налёта иранцы собрали десять F-4E «Фантом» и лучшие экипажи. Прикрытие с воздуха обеспечивали четыре F-14A — более новой техники в регионе не было ни у кого. Воздушный командный пункт на базе Боинга-747 отвечал за управление операцией, а чтобы ударным самолётам хватило горючего, привлекли два воздушных танкера Боинг-707–3J9C. Аэродром в сирийской Пальмире (у Сирии и Ирака тогда были не слишком дружественные отношения) должен быть послужить местом аварийной посадки.
Ранним утром 4 апреля началась операция. Первыми с передовой авиабазы в Тебризе вылетели восемь «Фантомов», ещё два летело как запасные — на случай, если в основной группе у кого-то откажет техника. Группа F-5 провела отвлекающую лобовую атаку на нефтеперерабатывающие заводы Киркука. Пока «Фантомы» пересекали границу Ирака, две пары F-14 барражировали на малой высоте у границы. Немногим ранее два «Боинга» вылетели из… Стамбула — якобы возвращаясь в Иран, однако вскоре они уклонились от обычных пассажирских маршрутов и углубились на территорию Ирака. Над пустынными горами северо-западного Ирака ударные самолёты дозаправились и повернули к цели. «Фантомы» практически весь маршрут шли на малой высоте, даже при дозаправке — и остались незамеченными.
Внезапность была абсолютной — на трёх авиабазах, составляющих атакуемый комплекс, ни один иракский перехватчик не поднялся в воздух или хотя бы был готов к старту. «Фантомы» беспрепятственно разделились на две группы, заходящие с нескольких направлений.
Первые бомбы обрушились на взлётно-посадочные полосы, чтобы помешать взлёту самолётов противника. Следующая партия уничтожила укрытия для самолётов. Кассетные бомбы накрыли три больших ангара, две радиолокационных станции и пять бомбардировщиков. В ранних вылетах 1980 года «Фантомы» сбрасывали британские кассетные бомбы BL-755, внутри каждой из которых лежало 147 мелких бомб. Производимый на земле эффект очень нравился пилотам.
Затем «Фантомы» проштурмовали припаркованные самолёты. Иракцы всё ещё почти не реагировали на внезапный удар — даже зенитный огонь был слабым. Поэтому пушки иранских истребителей неторопливо поражали одну стоящую на земле машину за другой. Затем «Фантомы» улетели восвояси.
В итоге иранцы заявили уничтоженными и тяжело повреждёнными не менее 48 вражеских самолётов — лучший результат со времён израильских налётов Шестидневной войны. Более поздние иранские заявки говорят об уничтожении трёх транспортных самолётов Ан-12, одного бомбардировщика Ту-16, четырёх МиГ-21, пяти Су-22, восьми МиГ-23, двух «Миражей» F1 и четырёх вертолётов. При этом ни один «Фантом» даже не получил повреждений. Ирак практически все потери отрицает. Позднее в Иране сняли художественный фильм об этой операции.
Литература:
- Bishop, Farzad. Iranian F-4 Phantom II Units in Combat. London: Osprey Publishing, 2003.
- Kash Ryan. Air Combat Memoirs Of The Iranian Air Force Pilots: Iranian Air Force Pilots In Combat 1980–88. Kindle Edition, 2015.
- Kevin M. Woods, Williamson Murray, Elizabeth A. Nathan, Laila Sabara, Ana M. Venegas. Saddam's Generals: Perspectives on the Iran-Iraq War. Institute for defense analyses, 2011.
- Kevin M. Woods, Williamson Murray, Thomas Holaday, Mounir Elkhamri. Saddam's War: An Iraqi Military Perspective of the Iran-Iraq War. National defence university, 2009.
- Pierre Razoux, Nicholas Elliott. The Iran-Iraq War. Belknap Press, 2015.
- Assault on Al-Wallid. http://iiaf.net/.
Комментарии к данной статье отключены.