• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    96

    Тяжелый дебют «летающего танка»

    • ВМВ
    • авиация
    • СССР
    Михаил Тимин
    13 April '16

    Штурмовик С. В. Ильюшина Ил-2 без преувеличения стал одним из символов Великой Отечественной войны. Воевавший с первого её дня до последнего, выпущенный в более чем 36 000 экземплярах, он стал основной ударной силой ВВС Красной армии и настоящей легендой после войны. Однако к 22 июня 1941 года в строевые части успели поступить буквально считанные штурмовики, производство которых только разворачивалось.Чем же закончились первые случаи боевого применения Ил-2?

    К началу Второй мировой войны штурмовая авиация ВВС Красной армии находилась в состоянии поиска наиболее оптимальной организации частей и собственно самолёта, соответствующего задачам штурмовой авиации. Этот процесс, к сожалению, продолжался вплоть до 22 июня 1941 года.

    ​Самолёты Ил-2 61-го ШАП, оставленные из-за боевых повреждений на аэродроме Вильнюс - Тяжелый дебют «летающего танка» | Warspot.ru
    Самолёты Ил-2 61-го ШАП, оставленные из-за боевых повреждений на аэродроме Вильнюс

    Командованию ВВС КА уже по первому опыту применения штурмовиков Р-5ССС в ходе Гражданской войны в Испании осенью 1936 года стало понятно, что эти состоящие на вооружении штурмовой авиации самолёты, как и штурмовая модификация двухместного истребителя ДИ-6, не соответствуют современным требованиям. Действующие над полем боя на малых высотах тихоходные и маломанёвренные бипланы имели мало шансов уцелеть в условиях противодействия скорострельных зенитных орудий калибра 20–40 мм, которые стали массово поступать на вооружение практически во всех европейских странах. Стало очевидным, что необходимо в срочном порядке заменить устаревшую материальную часть современным специализированным «самолётом поля боя», однако решить этот вопрос оказалось далеко не просто.

    Во-первых, работы по созданию бронированного штурмовика под руководством конструктора С. В. Ильюшина, начавшиеся в самом конце 1937 года, продвигались не так быстро, как хотелось бы. Во-вторых, руководству ВВС было, судя по всему, не совсем понятно, какое количественное отношение должна иметь штурмовая авиация по отношению к бомбардировочной и истребительной. В-третьих, сама структура частей реформировалась с целью нахождения оптимальной схемы организации.

    Штурмовая авиация в поисках оптимума

    Сформированные в 1938 году 14 легкоштурмовых авиационных полков (ЛШАП) штатно состояли из пяти эскадрилий – трёх штурмовых и двух истребительных (всего 39 штурмовиков и 30 истребителей в полку). Первоначально эти части планировали вооружить штурмовиками БШ-1 (лицензионный вариант американского Vultee V-11), но промышленность не справилась с выпуском этой машины. В результате штурмовые эскадрильи этих частей комплектовались не только специализированными штурмовиками Р-5ССС, ЛШ-5, ДИ-6Ш, но зачастую и обычными разведчиками Р-5, Р-Z и Р-10, совершенно не подходящими для штурмовых действий. Истребительные эскадрильи получили в основном И-15бис и ДИ-6, в 12-м ЛШАП использовались И-16, а зачастую эксплуатировали и обычные штурмовики Р-5ССС, ЛШ-5, ДИ-6Ш.

    В таком виде советская штурмовая авиация просуществовала недолго, и уже в 1939 году произошли первые серьёзные изменения. Так, на Дальнем Востоке 16-й ЛШАП был переформирован в истребительный полк, а немного позднее, уже в 1940 году, 10-й и 13-й ЛШАП ВВС СибВО перевооружили на бомбардировщики СБ. Таким образом, к концу 1940 года в составе ВВС РККА остались 11 полков, которые в августе 1940 года получили новую аббревиатуру «ШАП», то есть «штурмовой авиационный полк». Вместе с переименованием поменялась и структура частей: по новому штату все пять эскадрилий полка должны были быть штурмовыми.

    ​Самолёты Ил-2 61-го ШАП, оставленные из-за боевых повреждений на аэродроме Вильнюс - Тяжелый дебют «летающего танка» | Warspot.ru
    Самолёты Ил-2 61-го ШАП, оставленные из-за боевых повреждений на аэродроме Вильнюс

    Так как производство нового ударного самолёта всё ещё задерживалось, то в качестве временной замены штурмовику БШ-2 (впоследствии ставшему Ил-2) было принято решение перевооружить штурмовые полки на устаревшие истребители И-15бис. Этот процесс начался ещё в 1939 году, однако дело двигалось крайне медленно. Даже к 1 сентября 1940 года перевооружение всё ещё не закончилось – к примеру, 61-й ШАП ещё эксплуатировал Р-5ССС, 106-й ШАП продолжал летать на ДИ-6, а 62-й ШАП, только что сдавший свои Р-5ССС, имел всего лишь 20 И-15бис. В итоге 61-й и 62-й ШАП в конце 1940 года, а 106-й ШАП в начале 1941 года вместо И-15бис получили на вооружение более современные самолёты И-153 «Чайка». Весь остальной «антиквариат» полки списали с баланса, и в основном Р-5ССС, Р-Z и Р-10 пошли на укомплектование отдельных корпусных разведывательных эскадрилий и лётных школ.

    Таким образом, штурмовые полки вооружались фактически лёгкими пикирующими бомбардировщиками И-15бис и И-153 и организовывали учебно-боевую подготовку с упором на отработку истребительно-бомбардировочных задач. Важнейшим элементом этой подготовки являлось обучение личного состава бомбометанию с пикирования.

    Дальнейшие события, связанные с реформированием штурмовой авиации, произошли вместе с крупномасштабным развёртыванием ВВС КА весной 1941 года. Согласно этому решению, формировались 241-й ШАП в составе ВВС ПрибОВО, 190-й ШАП в ЗапОВО, 253-й ШАП в КОВО и 235-й ШАП в ЛВО.

    Это было только началом. Практически одновременно с принятием решения о формировании новых полков в недрах управления ВВС КА созрел так называемый «План перевооружения частей ВВС КА на 1941 год», утверждённый 24 января. Согласно этому плану, предполагалось полное перевооружение штурмовых полков, в том числе вновь формируемых, на Ил-2. Кроме вышеназванных, к концу 1941 года надлежало перевооружить ещё шесть полков: 174-й и 175-й в МВО, 205-й СБАП в ЛВО, 215-й СБАП в ЗапОВО, 243-й и 245-й СБАП в КОВО, 232-й СБАП и 11-й ЛБАП в ОдВО, и 4-й ЛБАП в ХВО. Всего в составе ВВС к концу 1941 года должно было быть 24 штурмовых полка, вооружённых самолётами Ил-2.

    Как уже упоминалось выше, выпуск нового самолёта Ил-2 разворачивался с большим трудом. Поставки самолётов в войска начались только 31 мая – в этот день пять первых самолётов были переданы личному составу 4-го ШАП (бывший 4-й ЛБАП), базировавшегося в Богодухове (северо-западнее Харькова). С 16 июня в этом полку планировали начать войсковые испытания Ил-2 – вероятно, 4-й ШАП был выбран из-за близости базирования от производителя, авиационного завода №18 в Воронеже.

    Всего к 22 июня 1941 года в войска было передано 93 серийных штурмовика Ил-2. Большинство из них получил 4-й ШАП (61 самолёт), остальные для переучивания личного состава были распределены по другим полкам: 74-й ШАП (8 самолётов), 190-й ШАП (1 самолёт), 61-й ШАП (5 самолётов), 62-й ШАП (6 самолётов), 65-й ШАП (6 самолётов) и 66-й ШАП (6 самолётов). Ещё три штурмовика в мае были отправлены на испытания: два самолёта получил НИИ ВВС и один – ЛИИ ВВС.

    Согласно плану переучивания, процесс был организован следующим образом. Сначала на заводе в Воронеже переучивались по 5–6 человек из каждого полка – как правило, командир части и комэски. После этого они должны были получить самолёты, перегнать их в свою часть и уже самостоятельно переучивать остальной личный состав. Первая группа в количестве 19 человек (4-й, 74-й, 66-й и 190-й ШАП) переучивалась с 29 мая по 8 июня, вторая группа в составе 20 человек закончила переучивание к 15 июня.

    ​Самолёты Ил-2 61-го ШАП, реконструкция по фото (художник Игорь Злобин) - Тяжелый дебют «летающего танка» | Warspot.ru
    Самолёты Ил-2 61-го ШАП, реконструкция по фото (художник Игорь Злобин)

    Самолёты обучавшимся передавались не одномоментно, а в течение нескольких дней, поэтому к 22 июня полученные Ил-2 удалось перегнать в части далеко не всем. Утром первого дня войны четыре Ил-2 74-го ШАП находились на аэродроме Малые Взводы, а пять Ил-2 66-го ШАП на аэродроме Куровицы, при этом приступить к вывозке личного состава смогли только в 74-м ШАП, где к 20 июня было переучено 8 лётчиков. Самолёты 66-го ШАП были перегнаны в Куровицы только вечером 21 июня, поэтому приступить к освоению личный состав не успел. Другие самолёты находилось в стадии переброски на следующих аэродромах: пять Ил-2 61-го ШАП в Вильнюсе, четыре Ил-2 74-го ШАП в Бобруйске, единственный Ил-2 190-го ШАП – в Черлене. Самолёты Ил-2 62-го и 65-го ШАП по невыясненным причинам оставались в Воронеже.

    Единственным авиаполком, полностью укомплектованным к 22 июня штурмовиками Ил-2, стал 4-й ШАП. На 25 июня в нём было 62 Ил-2 и 69 лётчиков, кроме того, за полком числились один Су-2, три У-2, три Р-Z и два СБ. При этом, самолёты передавались и после 22 июня – так, всего к 26 июня полк принял 72 Ил-2.

    Начиная с 12 июня, на Ил-2 были выпущены 63 лётчика. В документах полка отмечено, что личный состав освоил самолёт за пять дней, однако очевидно, что за такой краткий срок подготовить экипажи было невозможно, и вплоть до конца дня 26 июня лётчики интенсивно тренировались в технике пилотирования. К отработке боевого применения они не приступали, полётов на стрельбу и бомбометание, естественно, выполнить также не удалось.

    Первые вылеты Ил-2

    Первыми в боевых действиях приняли участие самолёты 66-го и 74-го ШАП – уже 22 июня самолёты этих полков пострадали от бомбоштурмовых ударов немецкой авиации. На аэродроме Куровицы были уничтожено два штурмовика 66-го ШАП и один повреждён, на аэродроме Малые Взводы были уничтожены и повреждены все имевшиеся там четыре Ил-2 74-го ШАП.

    ​Ил-2 66-го ШАП, повреждённый близким разрывом авиабомбы и брошенный на аэродроме Куровицы 22 июня 1941 года - Тяжелый дебют «летающего танка» | Warspot.ru
    Ил-2 66-го ШАП, повреждённый близким разрывом авиабомбы и брошенный на аэродроме Куровицы 22 июня 1941 года

    ​Самолёт Ил-2 66-го ШАП, реконструкция по фото (художник Игорь Злобин) - Тяжелый дебют «летающего танка» | Warspot.ru
    Самолёт Ил-2 66-го ШАП, реконструкция по фото (художник Игорь Злобин)

    Остатки 74-го ШАП 23–24 июня без самолётов сосредоточились в Бобруйске, и было принято решение использовать, «застрявшие» там четыре новеньких Ил-2 «по прямому назначению». Согласно оперативной сводке 13-й БАД, 25 июня пара Ил-2 выполнила боевой вылет на штурмовку механизированной колонны немцев на дороге ст. Грудополь – ст. Косов. Из подробностей известно только то, что оба самолёта получили пробоины от пуль и осколков, а вот имена лётчиков, выполнивших первые вылеты, в документах не упомянуты. Всего лётчики полка выполнили 15 боевых вылетов до 27 июня – не позднее вечера этого дня личный состав 74-й ШАП эвакуировали из Бобруйска, а уже 30 июня полк прибыл в Воронеж для переформирования.

    ​ - Тяжелый дебют «летающего танка» | Warspot.ru
    ​Ил-2 74-го ШАП, оставленные из-за повреждений на аэродроме Бобруйск - Тяжелый дебют «летающего танка» | Warspot.ru
    Ил-2 74-го ШАП, оставленные из-за повреждений на аэродроме Бобруйск

    25 июня на разведку дорог в районе Станиславчик летал одиночный Ил-2 66-го ШАП. Второй вылет был совершён 29 июня, также на разведку войск противника в районе Комарно – Яворов – Грудек-Ягеллонский. 30 июня один Ил-2 был уничтожен немецкой авиацией на аэродроме Зубово, и оставшиеся два Ил-2 перегнали на аэродром Умань, где передали в 44-ю ИАД. Самолёты использовались в 66-м ШАП для разведки вынужденно – полк не имел реактивных снарядов, стрелковое и бомбардировочное вооружение имели производственные дефекты, устранение которых потребовало значительных усилий техсостава.

    Таким образом, вылеты лётчиков 66-го и 74-го ШАП 25 июня 1941 года стали первыми боевыми вылетами Ил-2 в Великой Отечественной войне.

    Полк — грозная сила?

    Наиболее активно себя проявил 4-й ШАП, который, как было указано выше, имел полный комплект самолётов Ил-2.

    26 июня полк в составе 63 Ил-2 начал перебазирование на фронт. Ещё девять Ил-2 (из них три были неисправные), по всей видимости, из-за отсутствия лётчиков, способных поднять их в воздух, остались в Богодухове. Правда, промежуточного аэродрома Карачев (восточнее Брянска) смогли достичь только 57 машин, остальные шесть произвели вынужденные посадки из-за нехватки горючего, при этом один Ил-2 №1860504 был разбит младшим лейтенантом В. Н. Шаховым. Ещё два самолёта были оставлены в Карачеве из-за неисправностей, в итоге на следующий день, 27 июня, на аэродроме Старый Быхов (южнее Могилёва) приземлились лишь 55 самолётов.

    В тот же день полк приступил к боевым вылетам: три Ил-2 1-й эскадрильи (ведущий комэск капитан П. В. Спицын, ведомые замкомэск капитан К. Н. Холобаев и военком эскадрильи старший политрук С. Я. Дрюков) выполнили разведывательный полёт в район Бобруйска. В результате Ил-2 №1862004 получил от огня зенитной артиллерии настолько серьёзные повреждения, что хотя капитан Холобаев и довёл самолёт до аэродрома, его пришлось списать.

    ​Ил-2 4-го ШАП, переданный 1 июля 1941 года в 285-е САМ и оставленный на аэродроме Старый Быхов - Тяжелый дебют «летающего танка» | Warspot.ru
    Ил-2 4-го ШАП, переданный 1 июля 1941 года в 285-е САМ и оставленный на аэродроме Старый Быхов

    28 июня разведывательные вылеты в район Бобруйска выполнили шесть Ил-2, сбросившие на противника 32 бомбы (калибр в донесениях, к сожалению, не указан), при этом все самолёты вернулись на свой аэродром.

    29 июня частям ВВС Западного фронта была поставлена задача на уничтожение танков и мотопехоты в районе Бобруйска. Выполнив ранним утром девять вылетов на разведку, 4-й ШАП определил цели, которые, однако, были атакованы только вечером, с 18:00 по 21:00. Первую половину дня техсостав лихорадочно регулировал вооружение, так как в первых вылетах пушки ШВАК давали массовые отказы.

    Всего за день самолёты полка выполнили 64 боевых вылета, из них 35 на атаку переправ и мостов в Бобруйске. Было сброшено 106 ФАБ-50 и 864 АО-2,5, выпущено 424 РС, израсходовано 5200 снарядов ШВАК и 40000 патронов ШКАС. Из боевых вылетов не вернулись 12 самолётов, из них четыре были сбиты в воздушных боях, а остальные восемь пропали без вести. Ещё четыре самолёта были потеряны при вынужденных посадках – два из-за боевых повреждений и два по причине технических неисправностей.

    Не вернулись на свой аэродром следующие самолёты:

    • №1860902, старший лейтенант В. Т. Филиппов (1-я эскадрилья);
    • №1861701, младший лейтенант Г. П. Чухно (1-я эскадрилья);
    • №1864903, лейтенант Н. Д. Конов (1-я эскадрилья);
    • №1861501, лейтенант М. Шакирджанов (1-я эскадрилья);
    • №1861504, старший лейтенант И. А. Пятышкин (2-я эскадрилья);
    • №1863104, младший лейтенант Н. А. Грицевич (2-я эскадрилья);
    • №1861503, старший лейтенант А. Д. Кузьмин (3-я эскадрилья);
    • №1864604, старший лейтенант С. Я. Готгельф (3-я эскадрилья);
    • №1862502, лейтенант М. С. Варфоломеев (4-я эскадрилья);
    • №1862803, лейтенант А. М. Пушин (5-я эскадрилья);
    • №1860402, младший лейтенант Е. П. Сосник (5-я эскадрилья);
    • №1861304, лейтенант В. Д. Баранов (5-я эскадрилья).

    Примечательно, что немецкие истребители из эскадры JG 51 заявили об уничтожении лишь пяти самолётов, хотя бы как-то подходящих по внешнему виду на Ил-2 (время указано по Москве):

    • 19:30 обер-лейтенант Хартман Грассер (Oblt. Hartmann Grasser), Stab/JG 51 – V-11
    • 19:55 фельдфебель Генрих Гофман (Fw. Heinrich Hoffmann), 12./JG 51 – R-10
    • 20:48 гауптман Герман-Фридрих Йоппен (Hptm. Hermann-Friedrich Joppien), Stab I./JG 51 – Skua
    • 20:50 обер-лейтенант Рудольф Буш (Oblt. Rudolf Busch), Stab I./JG 51 – Skua
    • 20:52 обер-лейтенант Хайнц Шуман (Oblt. Heinz Schumann), Stab I./JG 51 – Skua

    Остальные погибшие Ил-2, видимо, были сбиты зенитной артиллерией или потеряны из-за отказов техники и ошибок пилотирования. При этом, принимая во внимание равное соотношение боевых и небоевых повреждений у самолётов, совершивших вынужденные посадки, не будет преувеличением отнести примерно половину не вернувшихся самолётов к небоевым потерям.

    ​На заднем плане Ил-2 4-го ШАП, переданный 1 июля 1941 года в 285-е САМ и оставленный на аэродроме Старый Быхов. На переднем плане немецкий солдат в кабине истребителя И-16 из состава 43-й ИАД или 162-го РезАП - Тяжелый дебют «летающего танка» | Warspot.ru
    На заднем плане Ил-2 4-го ШАП, переданный 1 июля 1941 года в 285-е САМ и оставленный на аэродроме Старый Быхов. На переднем плане немецкий солдат в кабине истребителя И-16 из состава 43-й ИАД или 162-го РезАП

    Самолёты, списанные в результате вынужденных посадок: старший лейтенант С. В. Плешков разбил Ил-2 №1861601 в районе Могилёва, лейтенант С. Р. Сороков посадил Ил-2 №1860404 в районе Рогачёва, а Ил-2 №1864204 разбил на аэродроме лётчик младший лейтенант К. И. Кротов. Все трое лётчиков принадлежали к одной, 5-й эскадрилье – возможно, причиной стала потеря ориентировки. Номер четвёртого самолёта установить не удалось.

    Противник ответил на эти действия около 22:00. Потерь избежать не удалось: при бомбёжке аэродрома Старый Быхов погибли командир 2-й эскадрильи капитан А. Н. Крысин, командир звена старший лейтенант И. В. Захаркин и лётчик младший лейтенант А. В. Мещеряков. Четыре Ил-2 взлетели для того, чтобы избежать уничтожения на земле, при этом после окончания налёта при посадке в темноте командир 1-й эскадрильи капитан Спицын разбил свой Ил-2 №1860205.

    ​Ил-2 4-го ШАП, переданный 1 июля 1941 года в 285-е САМ и оставленный на аэродроме Старый Быхов - Тяжелый дебют «летающего танка» | Warspot.ru
    Ил-2 4-го ШАП, переданный 1 июля 1941 года в 285-е САМ и оставленный на аэродроме Старый Быхов

    Это бы первый и последний день по-настоящему массированного использования штурмовиков Ил-2 в первый военный месяц. Тяжёлые потери, понесённые эскадрильями 4-го ШАП, серьёзно снизили боеспособность полка – к вечеру в его составе оставалось лишь 37 исправных самолётов и 38 лётчиков.

    На следующий день, 30 июня, лётчиками полка было выполнено 36 боевых вылетов, при этом, кроме действий по скоплениям войск и переправам, в 12:45–14:00 15 Ил-2 осуществили налёт на аэродром Бобруйск. Из боевых вылетов не вернулись шесть Ил-2, при этом больше всего пострадала 4-я эскадрилья, которой накануне везло больше остальных:

    • №1860802, старший лейтенант С. С. Слепцов (1-я эскадрилья);
    • №1864503, старший лейтенант Ф. И. Сигида (3-я эскадрилья);
    • №1861201, старший лейтенант В. И. Подлобный (3-я эскадрилья);
    • №1864304, старший лейтенант Н. М. Голубев (4-я эскадрилья);
    • №1861604, старший лейтенант В. И. Шульгин (4-я эскадрилья);
    • №1861202, младший лейтенант А. Т. Лапшов (4-я эскадрилья);

    В указанное время при отражении налётов на Бобруйский аэродром немецкие лётчики заявили шесть побед над одномоторными самолётами, которые можно было спутать с Ил-2:

    • 12:50 гауптман Рихард Леппла (Hptm. Richard Leppla), Stab III./JG 51 – V-11
    • 13:12 лейтенант Герберт Хуппертц (Ltn. Herbert Huppertz), 12./JG 51 – R-10
    • 13:15 фельдфебель Хайнц Клёппер (Fw. Heinz Klöpper), 11./JG 51 – R-10
    • 13:15 унтер-офицер Франц Беренброк (Uffz. Franz Beerenbrock), 12./JG 51 – R-10
    • 13:27 фельдфебель Хайнц Геркен (Fw. Heinz Gerken), 10./JG 51 – R-10
    • 13:30 обер-лейтенант Карл-Готтфрид Нордманн (Oblt. Karlfried Nordmann), 12./JG 51 – R-10

    В тот же день при вынужденных посадках в Бобруйске повредили свои самолёты лейтенант Г. Д. Столетний (№1863303) из 4-й эскадрильи и младший лейтенант Н. Ф. Синяков (№1861102) из 2-й эскадрильи. К вечеру 30 июня в полку осталось 36 самолётов, из которых несколько были неисправны.

    ​Самолёт с заводским №1863303, тактический №11, из 4-й эскадрильи 4-го ШАП (лётчик лейтенант Г. Д. Столетний), повреждён в бою 30 июня, передан в 285-е САМ, впоследствии оставлен при отступлении - Тяжелый дебют «летающего танка» | Warspot.ru
    Самолёт с заводским №1863303, тактический №11, из 4-й эскадрильи 4-го ШАП (лётчик лейтенант Г. Д. Столетний), повреждён в бою 30 июня, передан в 285-е САМ, впоследствии оставлен при отступлении

    1 июля стало своеобразным днём подведения итогов боевой деятельности новейших штурмовиков в первые дни войны. В первой половине дня экипажи выполнили два вылета на разведку и 12 – для атаки войска противника в районе Бобруйска. Ил-2 действовали звеньями с 15:00. Немцы оказывали противодействие, фельдфебель Вильгельм Минк (Fw. Wilhelm Mink) из 5./JG 51 в 17:36 заявил о победе над одним V-11.

    Советские документы подтверждают потерю в районе Бобруйска самолёта 3-й эскадрильи с №1863704, который пилотировал лётчик лейтенант А. С. Валькович. Кроме того, в ходе этих вылетов были потеряны ещё четыре самолёта без потери лётчиков:

    • № не установлен, старший политрук С. Я. Дрюков (1-я эскадрилья);
    • №1864103, младший лейтенант Н. А. Лобанов (1-я эскадрилья);
    • №1861502, младший лейтенант И. Г. Иванов (1-я эскадрилья);
    • №1861303, младший лейтенант К. П. Карпенко (5-я эскадрилья).

    В связи с наступлением противника на Старый Быхов и систематическими налётами авиации противника, было принято решение перебазировать 4-й ШАП на аэродром Климовичи. Всего в 20:10 смогли стартовать 24 Ил-2, ещё восемь самолётов (№№1861102, 1861502, 1863303, 1861303, 1862004, 1864204, 1860205, один не известен) были переданы в 285-е стационарные авиамастерские, располагавшиеся тут же, на аэродроме Старый Быхов. Впоследствии эти машины были оставлены при отступлении.

    ​Самолёт тактический №2/4, предположительно заводской №1861102, из 2-й эскадрильи 4-го ШАП (лётчик младший лейтенант Н. Ф. Синяков), повреждён 30 июня, передан в 285-е САМ, впоследствии оставлен при отступлении. Предположительная схема обозначений в 4-м ШАП – в числителе номер эскадрильи, в знаменателе номер самолёта - Тяжелый дебют «летающего танка» | Warspot.ru
    Самолёт тактический №2/4, предположительно заводской №1861102, из 2-й эскадрильи 4-го ШАП (лётчик младший лейтенант Н. Ф. Синяков), повреждён 30 июня, передан в 285-е САМ, впоследствии оставлен при отступлении. Предположительная схема обозначений в 4-м ШАП – в числителе номер эскадрильи, в знаменателе номер самолёта

    Однако долететь до нового аэродрома удалось только пяти самолётам, остальные 19 Ил-2 из-за резко ухудшившейся погоды (грозовой фронт и проливной дождь) потеряли ориентировку и выполнили вынужденные посадки в разных местах. Из севших самолётов семь были исправны, и к 3 июля эти экипажи собрались в Климовичах. Ещё шесть удалось восстановить в течение 10 дней, один самолёт был разбит совершенно, при этом лётчик старший лейтенант А. И. Булавин погиб, а пять машин не восстанавливались и частично были разобраны на запчасти. В итоге полк на десять дней потерял реальную боеспособность и фактически был выключен из борьбы, выполняя по 3–5 вылетов в день, параллельно занимаясь восстановлением матчасти и тренировкой личного состава.

    Итоги

    Подводя итоги, отметим, что самолёты Ил-2 на 22 июня 1941 года в частях ВВС КА имелись в минимальных количествах, не были освоены и фактически представляли собой учебные самолёты, предназначенные для тренировки личного состава.

    Единственный авиаполк, полностью укомплектованный новейшими штурмовиками, не имел опыта боевого применения и вообще учебно-боевой подготовки по программе штурмовой авиации, потому что до весны 1941 года являлся бомбардировочным. Пилоты не имели возможности провести полноценную подготовку, не летали строем и по маршруту, не стреляли и не бомбили. Так как ранее полк летал на самолётах Р-Z, где был штурман, то штурманская подготовка лётчиков также была на довольно низком уровне, что во многом повлияло на потери при перелёте 1 июля. Сами самолёты страдали многочисленными конструктивными и производственными недостатками.

    ​Самолёты Ил-2 4-го ШАП, реконструкция по фото (художник Игорь Злобин) - Тяжелый дебют «летающего танка» | Warspot.ru
    Самолёты Ил-2 4-го ШАП, реконструкция по фото (художник Игорь Злобин)

    Всё вышеперечисленное предопределило минимальную эффективность боевого применения новейшего штурмовика. Очевидно, что никакого серьёзного влияния на ход боевых действий оказано не было, и противник, скорее всего, вообще не заметил появления нового самолёта. Это видно из донесений немецких лётчиков, постоянно путавшими ильюшинскую машину с совершенно не похожими на Ил-2 самолётами: Р-10, «Валти» V-11 или даже британским палубным «Скьюи». Понесённые потери были совершенно неоправданными, и, по большому счёту, до достижения боеготовности вообще не имело смысла бросать 4-й ШАП в бой.

    Для того чтобы Ил-2 стал действительно полноценным штурмовиком, потребовалось ещё очень много времени, тяжёлых потерь лётчиков и стрелков-радистов, титанических усилий конструкторов и производственников по совершенствованию самолёта и его вооружения, работы лётного и технического состава штурмовой авиации в разработке тактики действий и боевой подготовки.

    Михаил Тимин

    Исследователь истории советских ВВС в годы Великой Отвечественной

    Последний бой гауптмана Юнга на Warspot.ru
    Последний бой гауптмана Юнга
    Первые советские «охотники» на Warspot.ru
    Первые советские «охотники»
    Неудачная попытка перехватить инициативу на Warspot.ru
    Неудачная попытка перехватить инициативу
    Поделиться
    • 124
    • 975
    • 22
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Охотники за «Костылями» на Warspot.ru
    Охотники за «Костылями»
    Специалисты по «Рамам» в истребительной авиации ВВС КА и ВМФ на Warspot.ru
    Специалисты по «Рамам» в истребительной авиации ВВС КА и ВМФ
    На Кубани найдены останки известного немецкого летчика на Warspot.ru
    На Кубани найдены останки известного немецкого летчика
    Цвета военного неба: «Харрикейны» в Арктике на Warspot.ru
    Цвета военного неба: «Харрикейны» в Арктике
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google