Будучи самым массовым французским танком к весне 1940 года, Renault R 35 оказался и самой массовой бронетанковой «добычей» вермахта. Часто эти машины попадали к немцам в руки целыми либо повреждёнными настолько незначительно, что очень быстро снова вставали в строй. В общей сложности в руки немцам попало от 800 до 840 Renault R 35 — цифра более чем внушительная. Другое дело что танк, получивший обозначение Panzerkampfwagen 35R 731(f), от смены названия и хозяев не прибавил в боевых качествах. По этой причине его карьера в немецкой армии оказалась хотя и долгой, но весьма витиеватой. В руках новых хозяев ему пришлось побывать и самоходной артиллерийской установкой, и эвакуатором, и артиллерийским тягачом, и подъёмным краном.
Бесполезная масса
Первые случаи боевого применения Panzerkampfwagen 35R 731(f) были зафиксированы ещё в ходе кампании мая-июня 1940 года. Быстро освоив новые трофеи, немцы отправились воевать на них против прежних хозяев.
Впрочем, случаи такие были немногочисленными. Тихоходные и обладающие откровенно слабой пушкой, Renault R 35 с немецкими экипажами не могли как-то серьёзно повлиять на ход боевых действий. Подобные танки можно легко вычислить по характерным деталям, которые позже уже не встречались. Чтобы не быть подбитыми собственными товарищами, экипажи трофейных Renault R 35 рисовали по периметру большие балочные кресты. Танки старались перекрасить в серый цвет (Schwarzgrau RAL 7021), но на фотографиях попадаются и машины, сохранившие французский камуфляж. В остальном же трофеи кампании мая-июня 1940 года пока ещё не подвергались каким-то серьёзным переделкам. Основная их часть вносилась уже позже.
По-настоящему разбираться с трофейной матчастью вермахт начал уже по завершении французской кампании. Особого энтузиазма у немцев французская машина не вызвала. Тем не менее, уже в июле 1940 года эти танки стали поступать на вооружение частей, размещённых во Франции и готовившихся к операции «Морской Лев». Целью этой операции была высадка в Великобритании, и как учебные машины для подготовки экипажей к вторжению Panzerkampfwagen 35R 731(f) вполне годились.
Начиная с осени 1940 года R 35 начали переделывать под немецкие стандарты. Прежде всего, с башни срезали смотровую башенку, поскольку толку от неё было очень мало. Вместо неё появился двустворчатый люк, который вполне годился для попадания в машину. Впрочем, командиры часто использовали его для езды в походном положении. Конечно, это было не так удобно, как сидеть на кормовом люке, зато обзор получался лучше. Часть танков получила и немецкие радиостанции.
Широкого распространения Panzerkampfwagen 35R 731(f) не получили. Цифра в 800 танков включала все захваченные танки, большая часть из которых всё-таки требовала ремонта. Поэтому фактически самым массовым трофейным танком, если считать экземпляры, которые можно было использовать сразу, оказался отнюдь не R 35, а старичок Renault FT. Даже на конец 1941 года таких машин у немцев было 500 штук, и речь идёт именно о работоспособных танках.
К этому же времени, для сравнения, Renault R 35 в «чистом» виде числилось всего 125 штук. Кроме того, по совокупности характеристик Panzerkampfwagen 35R 731(f) оказался едва ли не худшим французским лёгким танком 30-х годов. По этой причине отправлять эти машины даже частям второй линии на Восточный фронт немцам и в голову не приходило.
Впрочем, некоторые R 35 на войну с Советским Союзом всё же отправились, правда, уже не в виде танков. С машин снималась башня, выгружался боекомплект, отверстие закрывалось брезентом. Всё, тягач для тяжёлой артиллерии готов! 110 таких машин, получивших обозначение Umbau von Panzerkampfwagen 35R (f), к февралю 1941 года было придано батареям, оснащённым 149-мм гаубицами sFH 18 и более мощными 17 cm K18/21 cm Mrs 18. Они вполне успешно использовались, и к марту 1942 года в вермахте всё ещё числилось 52 таких тягача. С учётом того, что при разработке использование танка в качестве тягаче не предусматривалось, а таскать ему приходилось весьма тяжёлые артиллерийские системы, результат вполне достойный.
Ещё одним плодом конверсии, заключавшейся в снятии башни и боекомплекта, стал эвакуатор Bergeschlepper 35 R (f). По большому счёту, от тягача тяжёлой артиллерии он практически ничем не отличался, кроме возлагавшихся на него задач. Некоторые особо изобретательные экипажи вносили изменения в конструкцию импровизированного эвакуатора — например, ставили на него ветровые стекла либо пулемётные турели. Таких машин было сделано порядка 90 штук.
Также на шасси Panzerkampfwagen 35R 731(f) строились подъёмные краны, коих было аж несколько типов. Лет 5 назад в сети всплыла даже фотография Panzerkampfwagen 35R 731(f) с башней от Т-26, но это, скорее всего, не более чем искусный фотомонтаж. Диаметр погона башни у Т-26 на 20 сантиметров больше, чем у APX R, а в полевых условиях переделку погона сделать просто невозможно. Да и смысла особого в такой «модернизации» не было. К слову, башни от самих превращённых в тягачи и эвакуаторы французских танков пошли в дело – их пустили на обустройство Атлантического вала.
На Западе ситуация с трофейными Renault R 35 оказалась несколько иной. Танки продолжали применяться в качестве учебных, хотя немцы всё же предпочитали использовать для этих целей трофейные Hotchkiss H 39, поскольку те были куда более подвижными. Кроме того, в конце 1941 года три десятка Panzerkampfwagen 35R 731(f) были переданы частям СС, позже использовавшим танки на Балканах. По состоянию на 1 марта 1943 года 50 трофейных Renault R 35 находилось в составе 100-го танкового полка. К концу мая 1943 года 46 машин числилось в составе 100-й танковой бригады, 8 – в составе 711-й пехотной дивизии, по 2 у 712-й и 708-й пехотных дивизий. Ещё 22 танка состояло на вооружении 12-й танковой роты специальных операций.
Повоевали Panzerkampfwagen 35R 731(f) и после высадки союзников в Нормандии. 100-й танковый полк сражался с американскими войсками в районе Шербура с вполне предсказуемыми результатами. 2 танка находилось в составе штаба 206-го танкового батальона, который также воевал в районе Шербура. Наконец, некоторое количество трофейных Renault R 35 и Renault R 40 находилось в составе танковой роты «Париж». В августе 1944 года эти танки оказались уничтожены в ходе взятия Парижа, причём некоторые из них попали под огонь французов из 2-й бронетанковой дивизии Леклерка. Отдельные машины оказались захвачены бойцами Сопротивления и использовались ими против немцев.
Снятые с фронта
Помимо тягачей и эвакуаторов, «засветились» на Восточном фронте и другие машины, созданные на базе Panzerkampfwagen 35R 731(f). На сей раз речь идёт не о вспомогательной технике, а о боевой машине, которая потенциально могла серьёзно усилить группу армий «Центр». История создания этой машины восходит к концу 1940 года. Трезво оценивая боевой потенциал трофейного французского танка, в 6-м управлении вооружений пришли к логичному выводу, что куда более эффективным будет использовать его базу для создания самоходной установки.
У немцев уже имелся вполне удачный опыт создания на базе безнадёжно устаревшего Pz.Kpfw.I истребителя танков, более известного как Panzerjäger I. Новая самоходная установка, которая изначально называлась 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Pz.Kpfw.I (Sd.Kfz.101) ohne Turm, была создана путём снятия с Pz.Kpfw.I Ausf.B башни и установки в неё чехословацкой 47-мм противотанковой пушки P.U.V. vz.36. С лобовой части и с бортов пушку прикрыли бронелистами. Получилась вполне удачная самоходная установка, дебют которой состоялся ещё во Франции весной 1940 года. А в последний раз эти небольшие истребители танков ходили в бой осенью-зимой 1942 года.
«Добро» на начало разработки этой самоходной установки, получившей в итоге традиционно «лаконичное» обозначение 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f), было получено 23 декабря 1940 года. В качестве подрядчика по изготовлению и разработке САУ выступала компания Altmärkische Kettenfabrik (Alkett), на тот момент — ведущее предприятие по выпуску немецких самоходных установок. Задача у инженеров из Шпандау оказалась непростой, поскольку база, из которой предстояло сделать самоходную установку, была ещё меньше, чем Pz.Kpfw.I Ausf.B. В короткой и узкой машине, рассчитанной на двух французов, не страдающих клаустрофобией, предстояло разместить троих членов экипажа, 47-мм пушку, а также боезапас к ней.
Первый экземпляр 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) был изготовлен из неброневой стали к 8 февраля 1941 года. Ограниченный объём внутреннего пространства толкнул инженеров Alkett на смелые эксперименты. Рубку, изготовленную из листов толщиной 20 мм, пришлось выносить максимально вперёд, чтобы 47-мм пушка смогла хоть как-то поместиться. К слову, рубка крепилась к корпусу не намертво. Наверху корпуса появились бонки, к которым рубка крепилась на гужонах. В крыше корпуса был сделан вырез, частично задевающий подбашенный погон. В итоге двое человек поместиться там смогли, но не боезапас. Снаряды разместили в развитой нише, что, к слову, заметно упростило заряжание орудия. В этой же самой нише разместилась и радиостанция. В бортах рубки появились люки, поскольку иного способа покинуть машину и попасть в неё попросту не осталось.
Самоходную установку продемонстрировали Гитлеру 31 марта 1941 года. В целом, фюрер одобрил такую модернизацию. Но ещё до этого, в феврале 1941 года, начались работы по подготовке к выпуску серии из 200 машин. 174 строилось в основном варианте 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f). В нагрузку к ним шли 26 командирских Führungs-Fahrzeuge auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f), на которые вместо пушки устанавливался пулемёт в шаровой установке. Первые 30 машин были изготовлены в марте 1941 года, к маю их число достигло 93. Ещё 33 экземпляра было построено в июне, 5 в июле, 22 в августе, 28 в сентябре и 19 в октябре.
27 февраля 1941 года было принято решение о перевооружении на 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) 559-го и 561-го противотанковых батальонов, до того имевших на вооружении буксируемые пушки 3.7 cm Pak. Позже был перевооружён и 661-й противотанковый батальон. К началу операции «Барбаросса» 559-й противотанковый батальон находился в группе армий «Север», а 516-й и 611-й батальоны – в группе армий «Центр».
Казалось бы, противотанковые батальоны качественно усилились, получив самоходные артиллерийские установки, огневая мощь 47-мм пушек которых была куда выше, чем у немецкой 3.7 cm Pak. И даже кадры хроники запечатлели франко-чешско-немецкие самоходки, проезжающие мимо битой советской техники. Вот только реальность оказалась совсем иной. Уже 3 июля, всего спустя полторы недели после нападения Германии на СССР, 559-й и 611-й противотанковые батальоны получили приказ о перевооружении обратно на 3.7 cm Pak. 561-й противотанковый батальон продержался всего на день больше, после чего получил приказ оставаться в резерве армии в Гродно вплоть до замены матчасти.
Причина, по которой так быстро произошло возвращение немецких противотанкистов к своим «колотушкам», была предельно простой. Воевать новоиспечённым самоходчикам пришлось не столько с советскими танками, сколько с наследием французской армии. В отчёте командира 611-го противотанкового батальона говорится, что самоходные установки были полностью потеряны в первые дни войны. Хоть какую-то боеспособность батальон смог вернуть за счёт перевооружения на немецкие и частично на трофейные советские противотанковые пушки. Примерно та же ситуация наблюдалась и в других частях, вооружённых 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f). Их боевой дебют обернулся полным провалом.
Это было не последнее боевое применение 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) на Восточном фронте. В конце ноября 1941 года 10 самоходных установок и 2 командирские машины оказались в составе 318-й танковой роты, находившейся в районе Кременчуга и прикомандированной к 213-й охранной дивизии. Несмотря на то что рота находилась глубоко в тылу, это было, пожалуй, самое несчастное немецкое подразделение, имевшее на вооружении самоходные установки. Отчёт, датированный февралём 1942 года, очень похож на сводки боевых действий, только вместо живого противника немецким самоходчикам противостояла матчасть, на которой они служили.
Самоходки оказались очень капризными и в теплую пору года, но это были цветочки по сравнению с тем, как 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) вели себя в зимних условиях. При температуре −10 градусов и ниже моторы отказывались заводиться, да и в рабочем состоянии по зимним дорогам они еле тянули машины вперёд. Ходовая часть танков также оказалась плохо приспособленной к зимним условиям. Особенно плохо приходилось, когда самоходки оказывались на льду.
Надо сказать, что 6-е управление вооружений питало некоторые надежды на развитие темы 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f). 30 июля 1941 года Alkett получил контракт на разработку и изготовление опытного образца 5 cm Pak 38 (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f). Впрочем, даже до изготовления опытного образца дело не дошло. Дело не только в «успехах» версии с 47-мм пушкой, но и в проблемах иного характера. Pak 38 была крупнее P.U.V. vz.36, а это означало, что масса самоходной установки ещё больше вырастет. Здраво рассудив, в 6-м управлении вооружений от заманчивой идеи установки Pak 38 в Pz.Kpfw.35 R 731(f) отказались, заодно оградив многих немецких противотанкистов от душевных и физических страданий.
На Восточный фронт уже построенные самоходные установки больше не вернулись. Но это не означало, что карьера 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) закончилась. Во Франции для этих машин с сомнительной боевой эффективностью имелись более подходящие условия для продолжения службы. Кадры хроники сохранили дефиле этих машин по пляжам Нормандии. Здесь тихоходные самоходные пушки находились если и не в тепличных условиях, то уж точно не в ситуации, когда замёрзший экипаж безуспешно пытается привести свою капризную машину в чувство.
По состоянию на июнь 1943 года в составе расквартированных во Франции войск находилось 96 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f), причём 85 из них – в работоспособном состоянии. Самое большое количество (24 машины) находилось на вооружении 319 пехотной дивизии, занимавшей острова Гернси и Джерси, единственные британские владения в Европе, которые немцы смогли захватить. Штучно самоходные установки числились в составе 15 пехотных дивизий, 3 машины попало в 100-й танковый полк, 6 штук угодило в 657-й противотанковый батальон. К декабрю 1943 года общее число 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) снизилось до 92, а вот исправных истребителей танков к этому времени оказалось больше, чем в июне – 88.
В значительных количествах 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) продолжали находиться на вооружении «французских» частей вермахта и к июню 1944 года. Несмотря на то что самоходные установки морально устарели и передвигались крайне медленно, поучаствовать в боях им всё же довелось. Потенциально они могли поразить едва ли не все типы бронетанковой техники союзников, за исключением пехотных танков Churchill, но на практике их успехи оказались куда скромнее. Никакого серьёзного влияния на ход боевых действий оказать эти истребители танков не смогли. Тем не менее, один из последних случаев боевого применения 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) зафиксирован уже осенью 1944 года. Тогда в бою принимали участие машины 712-й пехотной дивизии, имевшей в составе 2 самоходки этого типа.
Время и жернова войны оказались безжалостными к этим самоходным установкам. До наших дней в целом виде сохранилась всего одна 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f), ныне находящаяся в музее гарнизона города Тун (Швейцария). Эта машина была подбита в Нормандии и досталась швейцарцам с одной из свалок, где в то время было много битой немецкой бронетанковой техники. Машина дожила до наших дней без внутренних агрегатов и кормовой ниши, но это всё равно лучше, чем ничего. Между тем единственный на сегодняшний день ходовой Renault R 35, ныне находящийся в экспозиции танкового музея города Сомюр (Франция), на самом деле тоже является бывшей 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f). На его подбашенной коробке сохранились бонки для крепления рубки, да и сварные швы в районе подбашенного погона недвусмысленно говорят о «самоходном» прошлом этой машины.
Автор благодарит Хилари Луиса Дойла (Hilary L. Doyle) за предоставленные для статьи иллюстрации.
Источники и литература:
- Centre des archives de l'Armement et du personnel civil (CAAPC)
- Renault R35/R40, Pascal Danjou, TRACKSTORY №4, 2005
- Renault R35/R40, Pascal Danjou, Focus №7, 2010
- Panzer Tracts No.7–1 Panzerjaeger (3.7 cm Tak to Pz.Sfl.Ic) Development and Employment from 1927 to 1941, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2004
- Panzer Tracts No.19–1 Beute-Panzerkampfwagen — Czech, Polish, and French Tanks Captured from 1939 to 1940, Thomas L. Jentz, Werner Regenberg, 2007
- Beute-Kraftfahrzeuge und Panzer der deutschen Wehrmacht, Walter J. Spielberger, Motor Buch Verlag, 1989
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.