Помимо широко известных сикхов и гуркхов, рассказы о которых уже публиковались на Warspot, в индийской армии служат представители целого ряда других этнолингвистических групп, обитающих в предгорьях Гималаев. Подразделения, укомплектованные горцами, составляют существенную часть вооружённых сил Индии. Чем это объясняется и какие именно горные народы являются «поставщиками» рекрутов для индийской армии?
Фундамент
Основой формирования вооружённых сил Британской Индии была теория «воинских рас», сформулированная в окончательном виде генерал-лейтенантом Фридриком Робертсом, командовавшим Индийской армией в 1885–1893 годах. В соответствии с ней в Индии выделялись 27 этнолингвистических групп, которым якобы генетически присуща несвойственная прочим жителям Индостана воинственность.
Именно из их числа в основном и комплектовались полки Индийской армии при британцах.
Подобный подход к формированию армии всегда критиковался индийскими борцами за независимость, справедливо видевшими в нём типичное проявление колониального принципа «разделяй и властвуй». После провозглашения в 1947 году независимости Индии премьер-министр Джавахарлар Неру и другие политики не раз говорили о решимости покончить с «наследием проклятого колониализма» и перевести армию на «многорасовый» принцип формирования. Делались и отдельные практические шаги в этом направлении.
Тем не менее, как с удивлением уже в XXI веке констатировали западные исследователи,
«этнолингвистический принцип формирования пехотных частей индийской армии за годы независимости не только не был размыт, но ещё более укрепился».
Ныне индийская армия насчитывает 31 пехотный полк, подавляющее большинство из которых так или иначе связано с определённым индийским штатом или группой населения. Помимо семи полков горкхских стрелков, ещё десять комплектуются другими горцами.
Догры
Как ни удивительно, самый мятежный индийский штат Джамму-и-Кашмир даёт индийской армии больше всего полков.
Холмы Джамму на юго-западе штата населяют воинственные кланы пришедших с юга раджпутов-догра, из которых происходят и махараджи Кашмира.
Их храбрость британцы оценили ещё в середине XIX века, включив в четвёрку лучших «воинских рас» Индостана. Первые части из догров в Бенгальской армии возникли в 1858 году. Именно догрские части держали оборону в Малаканде в 1897 году, с описания которой началась литературная карьера Уинстона Черчилля.
К началу Первой мировой войны в составе британской Индийской армии было три догрских полка – 37-й, 38-й и 41-й. Они сражались на Западном фронте, в Палестине и Ираке.
При послевоенном сокращении все эти части были сведены в 1922 году в 17-й Догрский полк. Во Вторую мировую он участвовал в боях в Малайе и Бирме. Именно два батальона Догрского полка, попавшие в плен после падения Сингапура, стали основой Индийской национальной армии (ИНА), сражавшейся на стороне японцев.
За время британской службы военнослужащие Догрского полка получили три Креста Виктории.
В независимой Индии размер Догрского полка был доведён до 18 батальонов. Он принимал участие во всех войнах с Пакистаном.
2-й батальон Догрского полка под командованием капитана Притхи Чанда совершил зимой 1947–48 года знаменитый переход через заснеженный кашмирский перевал Зоджи-Ла, обеспечивший Индии власть над Ладаком.
13-й батальон Догрского полка в войне 1965-го года стал участником сражения при Асал-Утаре, а в 1971-м 9-й батальон Догрского полка захватил Суадих, ключевой пункт обороны пакистанцев в современном государстве Бангладеш.
Первым кавалером высшей воинской награды независимой Индии – Пармвир Чакры – стал именно догра, майор Сомнатх Шарма из 4-го батальона Кумаонского полка, павший при обороне Сринагарского аэропорта осенью 1947 года. Догры дали Индии и одного из начальников штаба сухопутных сил – генерала Нирмала Чандира Виджа.
Помимо «собственного» полка, догры также служат в Пенджабском полку вместе с сикхами и в одном из кашмирских полков.
Кашмирцы
Джамму-и-Кашмирские стрелки являются наследниками армии махараджи Кашмира, ведущими свою историю с 1821 года.
Свой изначально догрский характер этот полк в независимой Индии утратил, ныне в его состав набирают жителей региона Джамму, соседних штатов Пенджаб и Химачал Прадеш. Он насчитывает 19 батальонов.
Бойцы полка получили две Парамвир Чакры в ходе Каргильской войны 1999 года.
В самой Кашмирской долине набирается полк Джамму-и-Кашмирских лёгких стрелков. Свою историю этот полк ведёт от созданных по призыву лидера кашмирцев шейха Абдуллы для обороны долины от вторжения пакистанцев в 1947 году местных формирований.
До 1972 года он существовал в форме милиции, подчинённой МВД Индии. В современном виде полк сформирован в 1976 году.
Ныне полк Джамму-и-Кашмирских лёгких стрелков является единственным полком индийской армии с преобладающим мусульманским личным составом. Насчитывает 15 батальонов.
Бойцы полка участвовали в Сиаченском конфликте и Каргильской войне, заслужили одну Парамвир Чакру.
Ладакцы
На востоке штата Джамму и Кашмир расположен регион Ладак, индийский «маленький Тибет».
После присоединения Ладака в Индии в 1948 году из местных жителей формировалась милиция, подчинённая МВД Индии. В 1963 году милиция была преобразована в подразделение Ладакских скаутов. Изначально она была создана для партизанской войны в высокогорье в случае временной оккупации территории Ладака китайскими войсками.
В 2000 году Ладакские скауты были преобразованы в стандартный пехотный полк, ныне насчитывающий 5 батальонов.
Ладакские скауты, прозванные «снежными барсами», участвовали во всех горных конфликтах Индии. Из их числа вышел один из прославленных индийских военных, полковник Чаванг Ринчен, дважды удостоенный второй по значимости воинской награды Индии – Махавир Чакры – за войны 1948 и 1971 годов.
Ещё Ладакские скауты примечательны тем, что их полковым спортом является хоккей на льду.
Уттаракханд
Горный штат Уттаракханд, граничащий с Непалом и Тибетом, является родиной двух других «воинских рас» Индостана, относившихся британцами к числу лучших (вместе с дограми и гуркхами) – гархвалов и кумаонов. Собственно, данный индийский штат и делится на два региона – Гархвал на западе и Кумаон на востоке.
Во 2-й половине XVIII века эти земли вошли в состав державы горкхских королей, заложившей основы современного Непала. Именно на землях кумаонов и гархвалов развернулись основные битвы англо-непальской войны начала XIX века. После войны их земли стали частью Британской Индии.
Практически весь XIX век британцы не отделяли гархвалов и кумаонов от непальских гуркхов, скопом записывая всех их в «гуркхи». По мере развития этнографии ситуация прояснялась. Когда в 1887 году по распоряжению генерал-лейтенанта Фридрика Робертса была проведена ревизия состава шести гуркхских полков, то выяснилось, что половина их солдат была кумаонами и гархвалами, а в одном из полков они составляли 90%.
39-й Гархвальский полк был выделен из состава гуркхских частей в 1887 году. С 1922 года он именовался 18-м полком Королевских гархвальских стрелков, будучи единственной частью британской Индийской армии, помимо гуркхских полков, имевшей почётное звание «королевский».
Гархвальские стрелки получили три Креста Виктории. Наик (капрал) Гархвальских стрелков Дарван Сингх Неги в декабре 1914 года стал первым индийским кавалером Креста Виктории. Награждал его лично король-император.
Отдельные кумаонские подразделения в британской Индийской армии существовали с 1813 года, когда британский резидент при низаме Хайдарабада Генри Рассел сформировал из кумаонов два батальона низамской армии. В 1853-м они вошли в состав Бенгальской армии как 19-й Хайдарабадский полк.
В годы Первой мировой войны был сформирован отдельный 50-й Кумаонский полк, присоединённый в 1923 году к Хайдарабадскому полку.
Осенью 1945-го, после десятилетия бюрократических проволочек, полк был переименован в 19-й Кумаонский полк.
В настоящий момент Кумаонский полк и Гархвальские стрелки насчитывают по 19 регулярных батальонов.
Кумаонский полк является самым награждаемым в индийской армии, он дал двух кавалеров Парамвир Чакры.
Кумаонцы отличились в войне с Китаем, в 1984-м захватывали перевалы на Сиачене и участвовали в «Голубой звезде» (штурме Золотого храма сикхов в Амритсаре), в 1987-м первыми высаживались на Шри-Ланке.
Гархвалы также активно участвовали во всех войнах независимой Индии.
Северо-Восток
Обитателей Северо-Востока Британской Индии колонизаторы никогда не относили к числу «воинских рас».
Впервые вопросом привлечения на службу ассамских горцев британцы озаботились в 1941 году, в свете угрозы японского вторжения в Индию. Тогда и началось формирование Ассамского полка, впервые вступившего в бой у Кохимы весной 1944 года. В дальнейшем полк принимал участие в Бирманской компании.
В независимой Индии полк активно участвовал в антипартизанских кампаниях и войне 1971 года.
Ныне Ассамский полк насчитывает 17 батальонов, в которых служат представители всех этнических групп семи штатов Северо-Востока, а также сиккимцы и живущие в Индии гуркхи.
Отдельный пехотный полк есть у «индийской Чечни», штата Нагаленд.
Формирование нагского полка в составе индийской армии было одним из условий подписанного в 1963 году мирного соглашения с мятежниками Нагаленда.
Полк был создан в 1970 году и ныне насчитывает 3 батальона. Причём власти Нагаленда хотят больше батальонов и сильно недовольны, что армейское командование не идёт навстречу их пожеланиям. Армейское командование оправдывается тем, что горцы-нага, конечно, горят желанием служить, но массово не проходят элементарных экзаменов на чтение и письмо.
Нагский полк активно участвовал в войне 1971 года и в Каргильской войне.
В 2010 году из состава Ассамского полка были выделены 2 батальона, комплектовавшихся жителями пограничного с Тибетом Аруначал-Прадеша. Они составили полк Аруначальских скаутов.
Самым молодым полком индийской армии являются Сиккимские скауты. Этот полк создан в 2013 году и был представлен публике в 2015 году. Состоит он из единственного батальона, «оптимизированного» под боевые действия в высокогорье.
Тибетцы на индийской службе
Индии служат не только местные горцы. Одной из самых необычных и засекреченных силовых структур страны являются Специальные пограничные силы (СПС), известные также под наименованиями «почтовый ящик 22» и «полк Викас».
Идея создания частей из числа тибетских беженцев возникла у индийского руководства после войны 1962 года с Китаем.
В начале 1963 года 5 тысяч тибетцев были приняты на индийскую службу. Преимущественно это были военнослужащие бывшей тибетской армии и тибетские партизаны, сражавшиеся с Народно-освободительной армией Китая. Двумя заместителями индийского командира формирования генерал-майора Саджая Сингха Убана стали высокопоставленные тибетские военные, сопровождавшие далай-ламу при его бегстве в Индию в 1959-м. Его Святейшество лично благословил создание СПС.
Подразделение напрямую подчинено Отделу информации и анализа, индийской службе внешней разведки. Тибетцев готовят, прежде всего, к длительным автономным действиям на вражеской территории малыми группами, к проведению диверсий, сбору информации.
Несколько десятилетий основной функцией СПС являлось проведение глубоких рейдов на тибетскую территорию. Трансграничные операции были официально свернуты по распоряжению премьер-министра Индии в 1998 году, после истории с 4-часовой перестрелкой бойцов СПС и НОАК в Ладаке.
Первой операцией СПС, о которой есть информация в свободном доступе, стала установка в 1965-м на вершине Нандадеви (высочайшая вершина Индии из числа гор, целиком расположенных на её территории) американской системы слежения за деятельностью китайского ядерного полигона.
При этом капитан Кохли и его подчинённые-тибетцы получили индийские военные награды за данную операцию как… экипаж катера ВМФ Индии, отличившийся в войне 1965-го с Пакистаном.
Собственно, благодаря этой операции об СПС и узнала индийская публика, когда в 1978-м разразилась шумиха о возможном радиоактивном заражении района Нандадеви. Премьер-министру Десаи с трибуны парламента пришлось опровергать эти слухи, попутно признав сам факт существования СПС.
Служащие СПС также участвовали в войне 1971 года, Сиаченском конфликте, Каргильской войне, привлекались к контрпартизанским операциям.
Ныне СПС насчитывает около 4 тысяч человек, имеет в своём составе вертолётные, мотопехотные и парашютные подразделения, оставаясь, по сути, «тибетской армией в изгнании».
Литература:
- Kenneth Conboy, James Morrison. The CIA's Secret War in Tibet – University Press of Kansas, 2002
- Gautam Sharma. Valour and Sacrifice: Famous Regiments of the Indian Army – Allied Publishers, 1990
- Ian Sumner. The Indian Army 1914–1947 – Osprey Publishing, 2001
- Shankar Prasad. The Gallant Dogras: An Illustrated History of the Dogra Regiment – Lancer, 2008
Комментарии к данной статье отключены.