Помимо сикхов, различных индийских горцев и непальских гуркхов, в индийской армии непропорционально много представителей и некоторых равнинных народов Индии. Эти группы индийского населения достаточно сильно отличаются друг от друга. Например, если раджпуты считают себя потомками средневековой аристократии, то махары, этносоциальная группа в штате Махараштра, традиционно относятся к «неприкасаемым».
Воины равнин
Среди 27 этнолингвистических групп, которые британские колонизаторы отнесли к «воинским расам» Индостана, были не только сикхи, пенджабские мусульмане, пуштуны, различные горцы и непальские гуркхи. Таковыми считались и некоторые народности с равнин Северной Индии, исповедовавшие индуизм – джаты, раджпуты, ахиры, гуджары, ядавы, дангары, махары. С конца XVIII века ими комплектовались отдельные полки армий президентств Ост-Индской компании, затем ставшие частью британской Индийской армии.
Сформированные по этнолингвистическому принципу пехотные полки продолжают службу и в армии современной Индии. Оперативно такие полки действуют отдельными батальонами в составе различных бригад.
Хорошо объяснил приверженность индийских военных к подобному принципу формирования в интервью западному корреспонденту в далёком 1963 году тогдашний министр обороны Индии Чаван:
«Лично я не верю в такую глупую штуку, как «воинские расы». Но то, что однородные боевые подразделения, набранные из людей, живущих в конкретной местности, говорящих на одном языке и придерживающихся одинаковых обычаев, гораздо эффективнее в пехоте и танковых войсках, представляется очевидным».
Раджпуты
Слово «раджпут» означает «сын раджи». В средневековой Индии оно обозначало военно-феодальное сословие, в некоторой степени бывшее аналогом западноевропейских рыцарей или японских самураев. Имея запутанное этническое происхождение (западные учёные относят их к потомкам переселившихся в Индию среднеазиатских кочевников саков, юэчжей, эфталитов и гуджаров), раджпуты играли большую роль в истории Индии последних полутора тысячелетий. Они создавали свои царства и были главными противниками различных мусульманских завоевателей Индии.
Единственным занятием мужчины-раджпута могло быть только воинское дело. Для него считалось недостойным заниматься земледелием, торговлей и даже чрезмерно увлекаться религией. Раджпуты не расставались со своими широкими мечами кханда. Как пишет отечественная исследовательница Е.Н. Успенская,
«Вся жизнь раджпута воспринимается в их культуре как существование на грани жизни и смерти».
В последний век существования державы Великих Моголов раджпуты поднимали многочисленные восстания, защищая индуистов от притеснений со стороны мусульманских правителей. Впрочем, небольшая часть раджпутов приняла ислам. В начале XIX века раджпутские княжества заключили вассальные договоры с британскими колонизаторами. Из них было образовано агентство Раджпутана («Земля раджпутов»). В независимой Индии Раджпутана стала штатом Раджастхан.
Первые батальоны раджпутов были сформированы в 1775 году в Бомбейском и в 1778 году в Бенгальском президентствах. Раджпуты принимали активное участие в войнах с маратхами, гуркхами, сикхами. Во время Индийского национального восстания (Мятежа) 1857 года раджпуты сохранили верность британцам, прославившись при осаде Лакхнау.
К началу Первой мировой войны насчитывалось 12 раджпутских полков, составлявших 10 % личного состава британской Индийской армии. Они сражались на Западном фронте, в Палестине и Ираке и получили больше всех почётных полковых наград (37) среди индийских частей.
В 1922 году в ходе реорганизации и сокращения Индийской армии все раджпутские части были объединены в два полка – 6-й Раджпутанских стрелков и 7-й Раджпутский. Во время Второй мировой войны раджпуты сражались на Ближнем Востоке, в Бирме и Малайе. Они получили 7 Крестов Виктории.
Больше всего прославился своим героическим поведением в японском плену капитан 5-го батальона Раджпутского полка Матин Ансари, наотрез отказавшийся от сотрудничества с японцами и попытавшийся организовать восстание пленных в Гонконге. Он был посмертно награждён Крестом Георга – аналогом Креста Виктории, вручаемым гражданским лицам, а также военнослужащим за подвиги, не связанные с непосредственным боевым контактом с противником.
Раджпуты продолжили службу и в независимой Индии. 4 раджпутских батальона сыграли важную роль в войне 1947 года в Кашмире. Двое раджпутов были удостоены высшей воинской награды Индии – Парамвир Чакры.
Активно участвовали раджпуты и в следующих войнах. 6 батальонов Раджпутского полка находились на острие индийского блицкрига в 1971 году во время операции в Восточном Пакистане (современная Бангладеш).
В ходе Каргильской войны 1999 года 2-й батальон Раджпутанских стрелков захватил высоту Тололинг, господствующую над шоссе Сринагар-Ле, что стало переломным моментом конфликта.
В настоящее время раджпуты составляют около 6 % личного состава индийской армии. Раджпутанские стрелки включают 21 батальон, Раджпутский полк – 20 батальонов. Из раджпутов также формируется один батальон парашютистов, два батальона гвардейской бригады и три батальона мотопехоты.
Полк Раджпутанских стрелков ведет историю от первого батальона бомбейских сипаев, сформированного в 1775 году. В настоящее время он на 80 % формируется из раджпутов и на 20 % из джатов. В 3-м, 6-м и 8-м батальонах Раджпутанских стрелков созданы отдельные роты из раджпутов-мусульман.
Раджпутский полк ведёт свою историю от батальона бенгальских сипаев, созданного в 1778 году. До Раздела он комплектовался поровну раджпутами и мусульманами. В независимой Индии мусульман заменили гуджары – родственные раджпутам полукочевые скотоводы, которых британцы также относили к числу «воинских рас».
Маратхи
Как и раджпуты, противниками ослабевшей мусульманской державы Великих Моголов были маратхи. Но, в отличие от раджпутов, маратхи воевали и с британцами.
Этот индоарийский народ, живущий на западе Индии (на территории современного штата Махараштра), известен стойкой приверженностью индуизму. В XVII веке под руководством великого полководца Шиваджи маратхи сформировали воинственную Маратхскую конфедерацию, поставившую под свой контроль обширные территории Северной Индии и даже захватившую Дели. Британским колонизаторам потребовалось три кровопролитные англо-маратхские войны, чтобы к 1819 году сокрушить державу маратхов.
Позже маратхи оказались среди активных участников восстания 1857 года, маратхами были вождь восстания Нана Сагиб и знаменитая воительница Лакши Бай. В дальнейшем маратхи играли важную роль в индийском национально-освободительном движении.
Несмотря на сомнительную лояльность, британцы всегда высоко ценили маратхов как воинов. Уже в 1768 году из маратхов были набраны два батальона бомбейских сипаев.
В Первой мировой войне участвовали 7 маратхских полков, воевавшие в Месопотамии и Палестине. В ходе реорганизации 1922 года они были сведены в 5-й полк Маратхской лёгкой пехоты. Во Вторую мировую полк воевал в Африке и Италии, его солдаты заслужили два Креста Виктории.
В независимой Индии Маратхская лёгкая пехота участвовала во всех войнах, в том числе в присоединении Хайдарабада и Гоа. Размер полка был увеличен до 18 батальонов. Также из маратхов формируются два батальона парашютистов и батальон мотопехоты.
Маратхи составляют 5 % личного состава индийской армии.
Махары
В штате Махараштра проживает ещё одна этносоциальная группа, известная древними воинскими традициями – махары. Говорящие на языке маратхи махары издревле относились к «неприкасаемым». При этом они были теми, на кого традиционно возлагались задачи поддержания связей с другими кастами и обеспечения правопорядка среди прочих «неприкасаемых».
Махары являлись важной частью армий маратхских владык, а после прихода британцев активно вербовались в армию Ост-Индской компании. В 1818 году в битве при Корегаоне укомплектованные махарами части бомбейских сипаев нанесли поражение значительно превосходящим силам пешвы (правителя) маратхского государства Баджирао II, что фактически положило конец англо-маратхским войнам.
Махары участвовали в подавлении восстания 1857 года и составляли тогда 15 % армии Бомбейского президентства. Несмотря на все заслуги и лояльность колониальным властям, махары не были включены в число «воинских рас» по причине низкого социального статуса в индийском обществе. И в 1892 году махарские части были распущены, а вербовка махаров в армию прекращена. Во время Первой мировой войны, в 1917 году, британцы пошли на возрождение Махарского полка. Но после окончания войны полк был распущен.
Махары всегда остро переживали такое отношение со стороны британских колонизаторов. Сыном вице-королевского офицера махарских частей был Бхимрао Раджи Амбедкар, в 30-е годы ставший признанным вождём «неприкасаемых» всей Индии. Именно благодаря его активному лоббированию в феврале 1941 года, когда с началом Второй мировой войны британцы снова задумались о привлечении на военную службу не только «воинских рас», был возрождён Махарский полк.
Всего было набрано 4 батальона, которые приняли участие в боях в Бирме. Во время кровавого раздела Пенджаба в 1947 году махарские солдаты отличились наибольшей надёжностью в деле охраны порядка и защиты беженцев, независимо от их этнической и религиозной принадлежности, тогда как мусульманские, сикхские или индуистские солдаты нередко вставали на сторону соплеменников и единоверцев.
В настоящий момент Махарский полк насчитывает 19 батальонов. Однако только шесть из них набираются исключительно из махаров. Остальные батальоны комплектуются на «многоклассовой» основе из представителей разных народностей со всей Индии.
Бомбейские гренадеры
В штате Махараштрата набирается ещё один исторический полк индийской армии – гренадерский. Его история начинается с частей бомбейских сипаев, набранных в 1778 году из индийских христиан. В 1784 году эта часть получила официальное наименование «полк Бомбейских гренадеров», став первым гренадёрским полком во всей Британской империи.
На протяжении XIX века индийские гренадеры участвовали в конфликтах от Сомалиленда до Китая. Сражались они и в обеих мировых войнах.
В ходе реорганизации 1922 года индийские гренадеры были сведены в 4-й Бомбейский гренадерский полк. В настоящее время гренадерский полк включает 19 батальонов.
В отличие от других индийских пехотных частей с давней историей, гренадёры никогда не были связаны с какой-либо конкретной «воинской расой». Их набирали из числа жителей Бомбея, среди которых больше всего было маратхов, но много и представителей других этнических и религиозных групп – парсов, сикхов, джатов, индийских христиан и прочих.
В войнах независимой Индии гренадёры заслужили три Парамвир Чакры. Они отличились в бою при Асал-Уттаре в ходе индо-пакистанской войны 1965 года и при штурме Тигриного холма в Каргильской войне 1999-го.
Джаты
Во времена Великих Моголов джатами именовали немусульманское сельское население Северной Индии индоарийского происхождения. Само слово «джат» означало просто крестьянина. Но по мере упадка могольской империи среди этих крестьян выделились большие группы воинов. Именно из числа таких джатов и появились сикхи. Другая часть джатов сохранила приверженность индуизму. Они создали свои собственные княжества, воевавшие с могольскими правителями. Именно джаты в 1761 захватили Агру, стяжав при этом славу храбрых солдат. Ныне джаты населяют район Дели, штаты Пенджаб и Харьяну.
Джатские части в армии британской Ост-Индской компании формировались с 1795 года и джаты вошли в число «воинских рас».
В Первой мировой войне четыре джатских полка воевали на Западном фронте, Палестине и в Месопотамии и заслужили один Крест Виктории. В ходе реорганизации 1922 года эти части были слиты в 9-й Джатский полк. Во Вторую мировую джаты сражались в Северной Африке, Бирме и Малайе, заслужив ещё один Крест Виктории.
В войнах независимой Индии джаты прославились в индо-пакистанской войне 1965 года, когда 3-й батальон полка под командованием подполковника Десмонда Хайда захватил деревню Дограи на подступах к Лахору, и в Каргильской войне 1999 года, когда 17-й батальон полка взял штурмом одну из важных вершин.
Джатский полк в настоящее время насчитывает 19 батальонов. Также джаты комплектуют половину Пенджабского полка (вторая половина — сикхи) и 20 % Раджпутанских стрелков.
Всего джаты составляют 7 % личного состава индийской армии.
Литература:
- Успенская Е. Н. Раджпуты: рыцари средневековой Индии. — СПб.: Евразия, 2000
- Chand N Das. The Rajputana Rifles: Brief history — Reliance Pub. House, 1995
- Ian Sumner. The Indian Army 1914–1947 – Osprey Publishing, 2001
- Steven I. Wilkinson. Army and nation: the military and Indian democracy since independence – Harvard University Press, 2015
Комментарии к данной статье отключены.