Интернациональный состав частей вермахта и люфтваффе давно стал притчей во языцех, и этот безусловный факт повторяют к месту и не к месту. При этом почему-то часто забывают о том, что Красная армия и её ВВС, пусть и в меньшей степени, но тоже были интернациональны. Всем знаком полк «Нормандия-Неман», сражавшийся на советско-германском фронте, а вот остальные иностранцы известны гораздо меньше. Попробуем узнать о них чуть больше.
Первым иностранным авиационным формированием по нашу сторону советско-германского фронта стало 151-е авиакрыло RAF, действовавшее на крайнем севере осенью 1941 года, о котором мы уже писали. Но это было соединение британских вооружённых сил, сформированное и оснащённое ещё в Англии, летавшее на самолётах с английскими опознавательными знаками, а потому его история всё же не подпадает под тематику данной работы.
Если рассматривать только части и подразделения ВВС Красной армии, то первым иностранным авиационным формированием будет эскадрилья (позже полк) «Нормандия» – она же GC 3 Normandie ВВС Свободной Франции. Французские лётчики прибыли в Советский Союз под конец 1942 года и вступили в бой следующей весной. Но их история достаточно известна любителям истории авиации, а потому расскажем о других иностранных лётчиках-истребителях, воевавших на самолётах с советскими красными звездами.
Авиационные полки Народного Войска Польского
Процесс создания польских частей в СССР стартовал ещё в ноябре 1940 года с привлечением военнопленных. С июля 1941 года он шёл уже в сотрудничестве с польским правительством в изгнании, но в течение 1942 года все польские формирования были выведены через Иран на запад. Весной 1943 года отношения с польским правительством были разорваны, началось создание новой польской армии, и в октябре 1-я польская пехотная дивизия имени Тадеуша Костюшко вступила в бой под Могилёвом.
7 июля 1943 года в составе дивизии была сформирована 1-я отдельная истребительная эскадрилья (Samodzielna Myśliwska Eskadra Lotnicza), а 23 июля набранные в неё лётчики приступили к обучению в советских авиашколах. 19 августа польские формирования были развёрнуты в корпус, одновременно эскадрилью преобразовали в 1-й истребительный авиационный полк (Pułk Lotnictwa Myśliwskiego), которому 6 октября присвоили наименование «Варшава» (Warszawa).
После ухода армии Андерса на территории СССР осталось менее десятка лётчиков, прошедших подготовку ещё в довоенной Польше, поэтому обученный под руководством советских инструкторов персонал пришлось разбавлять лётчиками польского происхождения из полков ВВС Красной армии. «Варшава» с самого начала тренировалась на Як-1, и когда подготовительный период в августе 1944 года, наконец, закончился, она прибыла на фронтовой аэродром на освобождённой польской территории, имея в распоряжении 39 истребителей этого типа в трёх «эскадрах» (эскадрильях). Таким образом, хотя названия и были польскими, организация полка была проведена по советскому образцу.
30 августа оба имевшихся на тот период авиаполка Войска Польского (1-й истребительный и 2-й ночной бомбардировочный) были включены в состав только что сформированной 1-й авиационной дивизии (Dywizja Lotnicza), куда вместе с ними вошёл и условно польский 3-й штурмовой авиаполк (бывший советский 611-й ШАП). Дивизия приняла участие в боях в Польше, Балтийском Поморье и в Берлинской операции.
Польские ночные бомбардировщики и штурмовики вступили в бой в сентябре, а 1-й истребительный полк начал воевать ещё 23 августа. До конца 1944 года он летал исключительно на Як-1, пока в декабре не были получены один Як-3 и четыре Як-9Д. Последние были оснащены фотокамерами и сначала использовались только для разведки, а весной 1945 года их стали посылать также на свободную охоту в глубоком тылу противника.
18 января полк получил первые 10 истребителей модификаций Як-9М и Як-9Т. 26 января прибыла вторая партия таких же истребителей, но и к маю их было менее половины состава полка. Полное перевооружение состоялось только летом, и до самого конца войны Як-1, Як-9 и командирский Як-3 использовались совместно.
Последний раз лётчики 1-го ИАП летали в бой 4 мая, всего за время войны выполнив 1401 боевой вылет, проведя 56 воздушных боёв и одержав 9 воздушных побед.
В сентябре-октябре 1944 года прошло формирование сразу трёх новых польских авиадивизий: 1-й бомбардировочной, 2-й штурмовой и 3-й истребительной. Одновременно прежняя 1-я авиадивизия, в которую входил полк «Варшава», была переименована в 4-ю смешанную (Mieszana Dywizja Lotnicza).
Все новые полки были сформированы на базе уже существующих частей советских ВВС, но в данном случае это было полноценное переформирование, а не простое переименование. Полки 3-й истребительной авиадивизии (Dywizja Lotnictwa Myśliwskiego): 9-й, 10-й и 11-й, были переформированы из советских 248-го, 246-го и 832-го ИАП соответственно. Все они начали обучение на Як-1, но уже в октябре сменили их на Як-9. Во второй половине апреля 1945 года все три полка прошли перебазирование на фронтовой аэродром на берлинском направлении, имея в составе по 30–35 Як-9 (из них по три-четыре Як-9Т, остальные Як-9М) и единичные Як-3.
Всего с 24 апреля по 3 мая их лётчики выполнили 799 боевых вылетов, провели 12 воздушных боёв и одержали 9 побед. 4 мая приказом польского командования боевые действия польской авиации были прекращены, а сами полки стали готовиться к возвращению в Польшу.
Истребители Яковлева, на которых воевали польские лётчики, были окрашены по советским стандартам 1943 года: они несли камуфляж из тёмно-серой АМТ-12 и серо-голубой АМТ-11 на верхних и боковых поверхностях при голубой АМТ-7 на нижних. Красные с бело-красной окантовкой звёзды наносились в шести позициях – на борт, вертикальное оперение и низ крыла.
Единственным указанием на национальную принадлежность машин была традиционная красно-белая польская «шаховница», которую с 1944 года стали рисовать на носовой части фюзеляжа либо перед кабиной, либо под выхлопными патрубками. При этом, в отличие от британской практики, польский опознавательный знак был крупным, иногда сравнимым по размерам со звёздами.
Тактические обозначения также соответствовали советским стандартам и состояли из бортовых номеров белого цвета. На Як-1 в 1944 году оставляли нанесённые ещё на заводе относительно небольшие по размерам цифры между фюзеляжной звездой и оперением. В то же время Як-9, традиционно поставлявшиеся с заводов без номеров, маркировались непосредственно в частях. На них бортовые номера обычно были заметно крупнее и располагались перед фюзеляжным опознавательным знаком. В 1945 году такие же номера получила и часть старых Як-1 (видимо, после перекраски).
На самолётах 1-го истребительного авиаполка, начиная с осени 1944 года, также использовалась и цветная маркировка передней части коков: красная, белая и какая-то светлая, которую польские авторы традиционно интерпретируют как жёлтую. По всей видимости, это были обозначения принадлежности к определённой эскадрилье.
Чехословацкие авиаполки
В сентябре 1939 года подразделения Чешского Легиона польской армии отступили на восток и сдались в плен советским войскам. В 1940–1941 годах большинство солдат и офицеров оказались во французской и британской армиях, а осенью 1941 года из оставшихся в СССР легионеров начали собирать добровольцев для создания чехословацких частей. Первой из них стал сформированный в январе 1942 года 1-й отдельный чехословацкий пехотный батальон, который в марте 1943 года первым из всех иностранных формирований Красной армии вступил в бой.
В сентябре 1943 года советское правительство предложило сформировать истребительную эскадрилью из чехословацких авиаторов, уже воевавших к тому времени в советских ВВС. Чехи, однако, усомнились, что воинское формирование из граждан СССР, пусть и чешского происхождения, можно будет называть чехословацким, а потому предложили прислать для формирования эскадрильи 15 лётчиков-истребителей, воевавших в Великобритании в чехословацких эскадрильях RAF.
В ноябре английское командование утвердило такой перевод. Одновременно в советские авиационные школы было направлено 20 курсантов из числа солдат чехословацкой армии в СССР.
21 февраля 1944 года группа из 20 пилотов морем убыла из Великобритании на восток, а 16 апреля лётчики уже созданной де-факто эскадрильи получили 15 истребителей Ла-5ФН и приступили к переучиванию. 3 мая начались провозные полёты на Ла-5УТИ, и эта дата считается отправной точкой в истории части, что не совсем правильно. 9 мая к «англичанам» присоединились два лётчика-дезертира из словацких ВВС, одним из которых был одержавший 12 побед в составе люфтваффе Антон Матушек (Anton Matúšek).
В советских документах часть фигурировала как 128-я чехословацкая отдельная истребительная эскадрилья, а в чешских – как 128. československá samostatná stíhací letecká peruť. «Перуть» в старой чехословацкой армии был авиакрылом в составе нескольких «леток» (отрядов или эскадрилий), и это название более адекватно передаёт численность, чем советское.
1 июня при неизменном числе пилотов эскадрилья была преобразована в 1-й чехословацкий отдельный истребительный авиационный полк двухэскадрильного состава при 22 боевых самолётах. Третью эскадрилью планировали добавить по завершении подготовки чешских курсантов. В чехословацких документах полк проходил как 1. československý samostatný stíhací letecký pluk в составе двух перутей, т.е. организация была советской, а названия чешскими, что вызывает некоторый диссонанс.
7 сентября 1944 года 1-я эскадрилья полка перелетела на один из фронтовых аэродромов на границе Украины и Польши. 10 сентября её лётчики выполнили первый боевой вылет, а на следующий день до фронта добралась и 2-я эскадрилья. Ещё через несколько дней пришёл приказ перебазироваться в Банску-Бистрицу для оказания помощи Словацкому национальному восстанию.
15 сентября первые четыре «Лавочкиных» (командир полка, его заместитель и оба командира эскадрилий) приземлилась на аэродроме Три Дуба, выполнив на следующий день первый боевой вылет на новом месте. Затем три истребителя перелетели на прежнюю базу, вернувшись днём позже во главе всего полка.
В течение месяца с небольшим лётчики активно сражались, играя роль воздушного прикрытия и отсутствующей у восставших тяжёлой артиллерии. Всего они выполнили 563 боевых вылета, одержали 13 подтверждённых воздушных побед и три предположительные.
Увы, поражение восстания вскоре стало неминуемым, и авиация получила приказ на эвакуацию. Два неисправных Ла-5 пришлось сжечь, ещё пару удалось ударными темпами ввести в строй, и 25 октября 12 истребителей начали перелёт на «большую землю». Один из них разбился на взлёте, второй сел вынужденно, не долетев до линии фронта, ещё три – уже на дружественной территории. В итоге полк сократился до отряда из семи самолётов.
За неделю часть была пополнена людьми и техникой, и ко 2 ноября располагала 38 боевыми самолётами в трёх эскадрильях при 35 пилотах. Боеспособным полк это отнюдь не делало: только пятерых ветеранов можно было отправлять в бой, ещё семь пилотов были допущены к полётам в небоевых условиях, а остальные были либо только что из лётной школы, либо после длительного перерыва в полётах и требовали серьёзного доучивания. Поэтому в дальнейшем полк ждал длительный период переформирования, а пока 28 ноября за действия в Словакии он был удостоен почётного именования «Зволенский» (Zvolenský).
Тем временем, с конца октября, шло формирование двух новых чехословацких полков (истребительного и штурмового), и с 25 января они были сведены в 1-ю чехословацкую смешанную авиадивизию (československá smíśena letecká divize). После этого 1-й полк лишился своей «самостоятельности», а его штатная численность была уменьшена с 40 самолётов до 32 при тех же трёх эскадрильях.
Боевая подготовка велась планомерно, но крайне медленно, и в апреле 1945 года в 1-м ИАП из 41 лётчика только 19 были готовы к бою, с техникой также были проблемы – пять из 30 боевых самолётов пришлось передать 2-му ИАП. Поэтому на фронт в Чехословакию 1-й полк убыл с 17 пилотами при 25 Ла-5ФН, оставив остальных в тылу продолжать обучение.
Всего с 14 апреля до конца войны лётчики части выполнили 285 боевых вылетов (из них 255 – на сопровождение Ил-2) и провели четыре воздушных боя, но не одержали ни одной победы.
28 апреля полк получил первые восемь истребителей Ла-7. Самолёты были вполне новые, но хранились явно неправильно и требовали ремонта, который всё ещё не был завершён на момент прекращения боевых действий. 2-й полк в апреле также был пополнен до штата истребителями Ла-7, но на 9 мая всё ещё не был доведён до боеготовности.
Истребители Лавочкина, состоявшие на вооружении чехословацких полков, были окрашены в полном соответствии с советскими стандартами 1943 года. Все они несли серо-серый «наступательный» камуфляж, красные звёзды в шести позициях и нанесённые ещё на заводе крупные двухзначные номера на фюзеляже. Из общего ряда выделялся только «декор» коков некоторых Ла-5: в 1944 году это могла быть полная или частичная (только на законцовке) окраска в белый, красный, или синий цвет (в отдельных случаях в два цвета), а в 1945 году – спиралевидная «завитушка» посередине кока.
Партизанская авиация Югославии
В сентябре 1944 года между советским правительством и руководством Народно-Освободительной Армии Югославии было заключено соглашение об отправке на помощь партизанам советских истребительной и штурмовой авиадивизий и содействии в формировании нескольких югославских авиационных частей.
В результате этих договорённостей уже 14 октября на базе одной из советских лётных школ началось формирование 1-го югославского истребительного авиаполка (југословенски ваздухопловни ловачки пук), который завершил подготовку уже после окончания войны.
1 ноября на Балканы прибыла так называемая авиагруппа генерал-майора А. Н. Витрука в составе 236-й истребительной авиационной дивизии (чуть более 100 Як-1, несколько Як-3 и около десятка Як-9 в трёх полках) и 10-й Гвардейской штурмовой авиадивизии (три полка на Ил-2). На это соединение, кроме выполнения собственно боевых задач, были возложены и инструкторские. Требовалось сформировать две «дублирующие» югославские дивизии и постепенно ввести в строй их персонал, а затем передать им свои самолёты.
В период с 15 по 29 декабря прошло формирование 111-го, 112-го и 113-го истребительных авиаполков и управления 11-й истребительной авиадивизии НОАЮ (ваздухопловна ловачка дивизија НОВЈ), созданных на базе советских 117-го Гв.ИАП, 168-го Гв.ИАП и 267-го ИАП соответственно. Переучивание лётчиков и технического персонала на советскую технику началось чуть раньше, 10 декабря, и к 18 января первая группа лётчиков-истребителей закончила обучение.
Днём раньше югославская дивизия формально приступила к выполнению боевых заданий, хотя фактически первый боевой вылет её лётчики совершили только 20 января. К сожалению, отдельной статистики по 11-й югославской авиадивизии нет, но в сумме с советской 236-й ИАД получается 3464 боевых вылета за четыре месяца. Воздушных побед, по причине отсутствия воздушного противника, зафиксировано не было.
Все «Яки», на которых воевали югославские лётчики, принадлежали строевым частям советских ВВС, а потому мало чем отличались от других советских истребителей конца войны. Они точно так же несли камуфляж и опознавательные знаки образца 1943 года и классические бортовые номера на фюзеляже.
Что отличало самолёты советской 236-й дивизии от других, так это принятые в ней элементы быстрой идентификации в виде тонкой белой наклонной полосы с красной окантовкой на вертикальном оперении, общей для всей дивизии, и горизонтального «флажка» в нижней части руля поворота. Этот элемент был белым с красной окантовкой в 267-м ИАП и красным с белой окантовкой в 117-м ГвИАП. Теоретически, у 168-го Гв.ИАП «флажок»должен был быть жёлтым или голубым, но этот полк ввели в состав дивизии лишь за две недели до её переброски на Балканы, и неизвестно, использовал ли он такие обозначения.
На части самолётов также были цветные коки: красные в 117-м Гв.ИАП и белые в 267-м ИАП. Отдельные машины всех трёх полков несли отметки о воздушных победах (звёздочки на борту кабины или рядом с фюзеляжной звездой) и разного рода «бортовую живопись».
Испанские эмигранты в советских ВВС
После поражения республиканцев в Гражданской войне в Испании большое число солдат и офицеров, в том числе обученных авиационных специалистов с боевым опытом, оказалось за пределами страны. Многие из них в итоге осели в СССР, и после начала Великой Отечественной записались добровольцами в Красную армию. Другие испанцы были вывезены в СССР подростками, а к началу Великой Отечественной окончили советские лётные школы.
Насколько известно, официальных испанских частей в Красной армии создано не было, но есть информация о том, что группа испанских лётчиков с июля 1941 года под патронажем НИИ ВВС проходила обучение на немецкой технике, готовясь к выполнению разведывательных полётов. В начале ноября они прибыли под Москву и были зачислены в состав Отдельной авиационной бригады пограничных войск НКВД СССР и начали полёты на самолётах-истребителях.
Но в июле 1942 года испанцев раскидали по различным полкам ВВС, и в дальнейшем они воевали независимо друг от друга. Известные на настоящий момент документально зафиксированные достижения испанских лётчиков в СССР уже приводились, и повторяться не имеет смысла.
Так как испанцы воевали в составе обычных полков ВВС Красной армии, то и самолёты их имели стандартный для советской авиации внешний вид. В зависимости от времени это мог быть зелёно-чёрный камуфляж образца 1941 года, серо-серый 1943 года или белая зимняя окраска. Ленд-лизовские самолёты окрашивались по британским и американским стандартам.
Рисунки Михаила Быкова
Комментарии к данной статье отключены.