Перелет летчиков на сторону врага даже в мирное время не является чем то особенным. Практически все страны прошли через это. Особенно часты были подобные случаи в годы Холодной войны в странах Восточной Европы. В том числе и Польше.
5 марта 1953 года в 09:40 на аэродром Ронне на небольшом датском острове Борнхольм приземлился польский истребитель МиГ-15бис, в кабине которого находился дезертир – суб-лейтенант Францишек Ярецкий. Это был первый случай, когда в руки западных специалистов попал неповрежденный истребитель этого типа.
События этого дня развивались следующим образом: во время учебного вылета четверки МиГов Ярецкий вместе со своим ведомым вышли выше другой пары. Вскоре дезертир спикировал, сбросив подвесные баки, и стал разворачиваться в сторону датской территории. Примерно за 10 минут он достиг Борнхольма. Его ведомый сразу же связался с землей и получил приказ на перехват нарушителя, но его не выполнил, так как Ярецкий был уже вне зоны досягаемости.
Польский летчик считал, что на острове находится большая американская база и проблем с посадкой не будет, однако каково же было его удивление, когда он увидел полосу длиной всего 1200 метров, что было явно недостаточно для посадки реактивного самолета. По словам местных жителей МиГ сделал несколько кругов, пока решился совершить посадку. Тем не менее, это ему удалось.
Францишек Ярецкий был одним из лучших польских летчиков. В 1952 году закончил летную школу №1 и в возрасте 21 года был направлен для прохождения дальнейшей службы в 10-й эскадрильи, которая базировалась около Слупска. Так как это была приграничная часть, то отбор сюда был весьма строгий. Ярецкий был весьма подходящей кандидатурой – член коммунистической партии, политрук эскадрильи, возглавлял местную ячейку Общества советско-польской дружбы! На авиабазе его фотография красовалась на Доске почета.
Странно, однако на самом деле он ненавидел коммунистический режим и частенько слушал передачи «Голоса Америки». Причем слушал он по приемнику, которым был награжден в училище как один из лучших летчиков курса!
Ярецкий сразу же попросил политического убежища и сдался местной полиции. Самолет тотчас загнали в ангар, а вскорости на «Каталине» прибыла группа специалистов во главе с шефом комитета по расследованию летных происшествий полковником Эриком Расмуссеном. Под его руководством самолет был разобран и изучен. Через два дня самолет погрузили на корабль и отправили в Копенгаген. На основной авиабазе Варлозе самолет разобрали, что называется, «до винтика» и изучили. Конструкция самолета поразила датчан, а особенно то, что в конструкции радиооборудования были найдены запчасти американского производства. Все результаты были немедленно отправлены союзникам по НАТО. 20 марта самолет по частям был возвращен Польше.
Ярецкий получил политическое убежище в Дании, после переобучения стал летать на гражданских авиалайнерах. Погиб в авиакатастрофе 22 октября 1965 года.
Кроме того, в 50-е годы на Борнхольм приземлились еще два польских дезертира. 20 мая 1952 года на полевую площадку около Альмегард Касерне приземлил свой МиГ-15 суб-лейтенант Здислав Язвинский. А 25 сентября 1956 года при попытке посадить МиГ-15бис в аэропорту Ронне посадил «на брюхо» свой самолет 2-й лейтенант Жигмонд Гёзнияк.
В обоих случаях самолеты были разобраны («для того, чтобы проще транспортировать») и отправлены в Польшу.
Польские перелеты выявили и еще одну важную особенность датской ПВО – тут не было сплошного радиолокационного поля, и МиГи проходили незамеченными. Поэтому в 1953 году на острове начали монтировать РЛС, которую поставили в строй в 1962 году.
Комментарии к данной статье отключены.