5 сентября 1914 года началась важнейшая на Западном фронте в начальный период Первой мировой войны первая битва на Марне. Стремительное продвижение германской армии, осуществлявшееся в соответствии с планом Шлиффена, позволило ей с начала августа занять почти всю Бельгию и значительную часть северо-восточной Франции, выйдя на подступы к Парижу. С другой стороны, в ходе Великого отступления французам и британцам удалось избежать полного разгрома своих войск и сохранить целостный фронт. С 26 августа для обороны столицы французы спешно формировали новую 6-ю армию, укомплектованную резервными дивизиями и соединениями, переброшенными из Лотарингии, где положение для французских войск было не таким угрожающим.
Переброска подкреплений с востока к Парижу потребовала максимального напряжения железнодорожной сети Франции. В результате к 10 сентября соотношение сил левого крыла союзнических войск (3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 9-я французские армии, а также Британские экспедиционные силы) к германскому правому крылу Западного фронта (1-я, 2-я и 3-я армии) изменилось до 56 дивизий против 44 дивизий в пользу союзников. Критическое положение к востоку от Парижа сложилось 4–7 сентября, когда немногочисленные передовые подразделения выдвигавшейся на восток 6-й французской армии вступили в соприкосновение с наступавшими германскими дивизиями. Но в ночь с 7 на 8 сентября на передовую прибыли французские резервы (около 10 тысяч пехоты), благодаря которым немецкое наступление было окончательно остановлено.
Вечером 7 сентября для транспортировки солдат из Парижа к линии фронта из-за нехватки армейского транспорта военные реквизировали около 600 парижских такси, каждое из которых перевезло к городку Нантёй-ле-Одуэн у фронта по 5 солдат (четверо сзади и один рядом с водителем). Французская казна впоследствии возместила таксистам стоимость проезда, выплатив в общей сложности 70 012 франков. Хотя большая часть подкреплений в эту ночь добралась до фронта на грузовиках, а артиллерия покинула Париж и вовсе по железной дороге, участие парижских такси в выдвижении резервов к фронту оказало большое влияние на моральное состояние как военных, так и горожан. Оно стало одним из символов общенационального единения французов во время войны. Один из автомобилей «марнского такси» занимает видное место в экспозиции Музея армии в Доме Инвалидов в Париже.
Комментарии к данной статье отключены.