Немецкая армия в годы Второй мировой войны оказалась лидером по количеству выпущенных самоходных артиллерийских установок. И даже самым массовым образцом бронетанковой техники в Германии был не танк, а САУ. Немцы также стали первыми, кто применил так называемые «самоходные лафеты». Такие самоходные установки, как правило, создавались на базе устаревших танков — в основном лёгкого типа. Впрочем, первыми немцы использовали и «самоходный лафет» специальной разработки, то есть не перестроенный из уже имевшегося танка, а созданный с нуля. Эта весьма неординарная машина стала известна под названием Dicker Max.
Смена цели
Рост напряжённости в Европе в конце 30-х годов заставил многие страны ускорить разработку новых типов бронетанкового вооружения. В полной мере это относилось это и к главному генератору напряжённости — Германии. Войну там считали неизбежной и потому последовательно наращивали наступательную мощь своей армии.
Между тем целый ряд европейских стран — в том числе Франция, Чехословакия, Бельгия — сосредоточили усилия на наращивании своего оборонительного потенциала. Одной из его составляющих были фортификационные сооружения. Широко известная линия Мажино являлась лишь самой «раскрученной» среди них. Чехословакия с 1936 года приступила к возведению оборонительных сооружений, известных как линия Бенеша. Она включала в себя впечатляющие две с половиной сотни капитальных дотов и почти 10 тысяч лёгких оборонительных сооружений. Ещё более внушительной была бельгийская линия Диль. Одним словом, лёгкой прогулкой будущий блицкриг не выглядел — по крайней мере, в теории.
Немцы тоже не сидели сложа руки. В 1938 году немецкая армия переквалифицировала 88-мм зенитные пушки Flak 18 в орудия двойного назначения. Теперь их планировалось использовались также против укреплений и тяжёлых танков. Спешно формировались специальные части для борьбы с вражескими оборонительными сооружениями. При этом всё более очевидным становилось то, что одних лишь буксируемых орудий со щитовым прикрытием для этих целей будет недостаточно. Вполне логичным решением стал запуск программы по разработке специального самоходного орудия.
Немецкая пушка Flak 18 была мощным, но далеко не самым лучшим претендентом на роль вооружения «истребителя дотов». Гораздо более подходящей для этих целей являлась 105-мм полевая пушка 10.5 cm schwere Kanone 18. Это орудие, которое использовало лафет 149-мм гаубицы sFH 18, имело длину ствола 52 калибра и по многим характеристикам значительно превосходило Flak 18.
То, что зенитные пушки активно использовались как противотанковые орудия, широко известно. Менее известный факт: для борьбы с танками в вермахте весьма активно использовалась и 10.5 cm K 18. Особенно это касается боёв на советско-германском фронте 1941 года, где эта пушка часто становилась противником КВ-1.
Именно это орудие немецкие конструкторы выбрали в качестве вооружения для перспективной самоходной установки. Ещё на стадии проектирования стало понятно, что артиллерийскую систему придётся переделывать. Дело в том, что большого выбора шасси для такой немаленькой пушки не имелось, а требования к внутренней компоновке предполагались весьма жёсткие.
По этой причине ствол орудия претерпел значительные метаморфозы. Для начала его оснастили массивным двухкамерным дульным тормозом. Вылетающие вбок при стрельбе пороховые газы поднимали кучу пыли и демаскировали самоходную установку. С другой стороны, длина отката ствола значительно уменьшилась, а сам ствол теперь стал составным.
При выборе разработчика шасси для этого орудия особых альтернатив не было. Контракт достался концерну Krupp, поскольку база разработанного его конструкторами танка поддержки B.W. (Pz.Kpfw.IV) оказалась наиболее подходящей. Работы над машиной, первоначально получившей обозначение 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette, то есть «105-мм пушка К18 на самоходном лафете», начались в 1938 году.
Два эскизных проекта были представлены 25 апреля 1939 года, когда перспектива штурма чехословацких оборонительных сооружений потеряла актуальность. Проекты отличались друг от друга компоновкой. Чертёж W1299 предполагал размещение двигателя позади орудия. Это снижало высоту линии огня до 1,7 метра и казалось инженерам Krupp более предпочтительным. Но с точки зрения объёма боевого отделения этот вариант выглядел уже не так хорошо.
Второй вариант, представленный на чертеже W1298, предполагал размещение двигателя под орудием. Это усложняло его обслуживание и поднимало высоту линии огня до двух метров. При такой компоновке возрастала нагрузка на передние опорные катки. Однако при этом в боевом отделении становилось значительно свободнее, а вынос ствола за габариты корпуса уменьшался на 80 сантиметров.
Именно второй вариант компоновки и выбрал 6-й отдел управления вооружений. Изначальная концепция предполагала создание достаточно подвижной машины, оснащённой 12-цилиндровым двигателем Maybach HL 120 мощностью 320 лошадиных сил. Довольно быстро от этой идеи пришлось отказаться. Дело в том, что двигатель этот занимал слишком много места, которого и так не хватало для боевого отделения.
2 мая 1939 года был представлен новый вариант самоходного лафета. На чертеже W1300 была показана машина, оснащённая 300-сильным двигателем Maybach HL 116. Впрочем, и этот вариант просуществовал очень недолго. Слишком большая высота мотора вынудила искать ещё менее габаритный двигатель. Им оказался 6-цилиндровый мотор Maybach HL 66. В теории он должен был развивать 200 лошадиных сил, но на практике оказался менее мощным и выдавал всего 180 «лошадей». Таким образом, подвижность перспективной машины резко снижалась. С другой стороны, и цели, которые должен был поражать «истребитель дотов», никуда не торопились.
Между тем конструкторы концерна Krupp продолжали экспериментировать. 15 мая были представлены проекты W1301 и W1303. Первый из них предполагал использование двигателя Maybach HL 116 со смещением мотора и коробки передач вбок. Масса самоходной установки при этом должна была составить 24 тонны. W1303 весил 22 тонны, при этом мотор Maybach HL 66 предполагалось установить за орудием. Тогда же впервые был поднят вопрос и об использовании торсионной подвески, которую предполагалось «позаимствовать» у среднего танка Z.W.38 (будущий Pz.Kpfw.III Ausf.E). 23 мая появилась новая версия W1303 — на чертеже W1307 новая машина имела 6-катковую ходовую часть с торсионной подвеской.
Свой окончательный внешний вид самоходная установка, к тому моменту получившая обозначение Pz.Sfl.IV (10 cm), то есть «бронированный самоходный лафет IV со 105-мм пушкой», стала обретать к концу лета 1939 года. До этого времени конструкторы вели упорную борьбу за снижение боевой массы машины. В её ходе инженеры концерна оказались в жёсткой оппозиции 6-му отделу управления вооружения в вопросе выбора типа подвески.
Как показали расчёты, рессорная подвеска Pz.Kpfw.IV была легче торсионной на 430 килограммов. Это и стало решающим фактором для выбора, поскольку способствовало стремлению удержать боевую массу машины на уровне 20 тонн.
В итоге военные были вынуждены сдаться и дать добро на изготовление двух полностью комплектных Pz.Sfl.IV (10 cm) на шасси Pz.Kpfw.IV и одного опытного шасси с 6 опорными катками на борт. Последнее, впрочем, так и не было построено.
В сентябре и октябре 1939 года шли последние уточнения характеристик новой САУ. Поскольку при удельной мощности 9 лошадиных сил на тонну расчётная скорость 35 км/ч выглядела слишком смело, она была снижена до 27 км/ч.
Спрос на новую машину со стороны вермахта оказался довольно высоким. Согласно данным на 25 апреля 1940 года, общий объём заказа на Pz.Sfl.IV (10 cm) предполагал выпуск ста машин. Планировалось, что первые опытные образцы будут готовы в мае, но затем срок постоянно сдвигался. В конце концов две самоходные установки были изготовлены на Grusonwerk только в январе 1941 года.
К тому моменту острая необходимость в «истребителях дотов» отпала сама собой: Бельгия продержалась меньше трёх недель, а Франция — меньше полутора месяцев. Вместо дотов немецкой артиллерии пришлось стрелять по подвижным объектам. К январю 1941 года основной целью для Pz.Sfl.IV (10 cm) стали именно тяжёлые танки. А с запуском САУ в крупную серию немецкое военное руководство решило повременить.
Самый мощный истребитель танков
Изготовленные в январе 1941 года машины значительно отличались от первоначальной концепции, предложенной концерном Krupp весной 1939 года. В качестве базы было использовано шасси Pz.Kpfw.IV Ausf.E. Ходовая часть, общая конфигурация «ванны» и размещение трансмиссии базового танка остались без изменений.
Но размещение боевого отделения в кормовой части заставило серьёзно перекомпоновать ряд агрегатов. Двигатель переместился в центр машины, причём над ним нависала казённая часть орудия. Поскольку места для воздухозаборников практически не осталось, их пришлось размещать вдоль бортов рубки. В передней части рубки размещались наводчик и командир, позади — два заряжающих (пушка имела раздельное заряжание).
Большая работа по оптимизации внутреннего пространства дала свои плоды: в рубке Pz.Sfl.IV (10 cm) было вполне просторно. Высота боевого отделения достигала 1850 мм, так что внутри можно было без проблем работать в полный рост. Вместе с тем боезапас оказался невелик и составлял всего 26 выстрелов. Доступ в боевое отделение осуществлялся через два относительно небольших люка в корме.
Весьма своеобразно поступили конструкторы Krupp и с размещением механика-водителя. Для него сделали отдельную рубку, в которую тот попадал через верхний люк. Доступа в боевое отделение механик-водитель не имел. Интересно, что с правой стороны находилась фальшивая рубка, имевшая даже имитацию смотрового прибора.
Получившаяся машина заметно отличалась от разработанных позже «самоходных лафетов» среднего класса. В отличие от них, бронирование Pz.Sfl.IV (10 cm) сохранялось на уровне Pz.Kpfw.IV Ausf.E. В лобовой части оно составляло 50 мм, борта защищали 20 мм брони, а корму — 10 мм. При этом высота машины оказалась всего на 13 см выше базового танка, а боевая масса осталась на уровне Pz.Kpfw.IV Ausf.E — 22 тонны.
Главная проблема самоходной установки заключалась в том, что её двигатель был на треть слабее танкового. Ещё одной существенной проблемой было обслуживание этого самого двигателя. Без предварительного снятия пушки демонтаж мотора был попросту невозможен. Чтобы хоть как-то облегчить работу экипажа, центральный лист крыши рубки конструкторы сделали съёмным.
31 марта 1941 года самоходные установки показали Гитлеру. Осмотрев их, он дал указание направить Pz.Sfl.IV (10 cm) в войска и решить вопрос о серийном производстве по итогам их применения. Согласно предварительным оценкам, начать серийный выпуск самоходных установок предполагалось весной 1942 года. С весны 1941 года в отношении этих машин начинает использоваться индекс Pz.Sfl.IVa, то есть «бронированный самоходный лафет Iva». 13 августа 1941 года индекс снова изменился, на этот раз на 10.5 cm K (gp.Sfl.).
Незадолго до начала операции «Барбаросса» обе самоходные установки поступили на вооружение 521-го самоходного противотанкового батальона. Это была старейшая и наиболее опытная немецкая часть, оснащённая самоходными истребителями танков. Структурно она входила в 24-й армейский корпус, который, в свою очередь, входил в группу армий «Центр». Войну самоходки начали в Белоруссии, действуя совместно с 3-й танковой дивизией.
Согласно документам, в июне 1941 года немецким САУ воевать пришлось не с советскими танками, а с артиллерией и пехотой. А первой крупной целью оказался бронепоезд. Он был атакован Pz.Sfl.IVa, но в итоге смог уйти.
Уже в самых первых боях командование батальона обратило внимание на слабоватый для такой машины двигатель, что особенно ощущалось на пересечённой местности и просёлках. За медлительность самоходная установка получила прозвище Dicker Max («Толстый Макс»), под которым она сейчас широко известна. Когда именно появилось это прозвище, неизвестно, возможно, что уже в 1942 году.
Ещё одной серьёзной проблемой оказался маленький боекомплект. Судя по фронтовым фотографиям, её решали перевозкой дополнительных выстрелов в снарядных ящиках.
К слову, с боекомплектом напрямую связана потеря в конце июня 1941 года одной из машин, причём при весьма странных обстоятельствах. Согласно отчёту 521-го самоходного противотанкового батальона, на марше по шоссе в районе Слуцка в машине произошёл пожар. Стояла жаркая погода, которая вместе с теплом от двигателя стала причиной возгорания одного из снарядов. По крайней мере так выглядит официальная причина происшествия.
Как только показались языки пламени, команда немедленно покинула Pz.Sfl.IVa, а сама машина продолжала ещё некоторое время ехать. Затем раздался первый взрыв, после которого сдетонировал уже весь боекомплект. Боевое отделение самоходки оказалось полностью разрушенным, машину списали. Позже немцы пытались её эвакуировать, но в итоге бросили.
Оставшаяся самоходная установка провоевала как минимум до конца сентября 1941 года. В это время 521-й батальон продолжал поддерживать наступление 3-й танковой дивизии. В ходе боя в районе деревни Асколки (ныне Осколково) Брянской области Pz.Sfl.IVa вёл обстрел советской колонны, двигавшейся по дороге на расстоянии 3 километра. Немецкому экипажу удалось подбить 4 машины, из которых как минимум одна была танком Т-34.
Следующий советский танк был уничтожен 29 августа со 100 метров. Ещё один, определённый как КВ-1, был подбит с дистанции в километр возле деревни Девищи. Ночью советским танкистам удалось этот танк эвакуировать. На следующий день был подбит ещё один КВ-1, сопровождавшие его два танка Т-26 скрылись в лесу. Эта подбитая машина также была эвакуирована.
По результатам этих боёв был сделан вывод, что открывать огонь на дистанции свыше километра не стоит. Осталось непонятным, удавалось пробить советские тяжёлые машины на таком большом расстоянии или нет. В общей сложности за 1941 год экипаж Pz.Sfl.IVa уничтожил или подбил 7 танков.
В конце 1941 года самоходная установка отправилась на завод Krusonwerk для капитального ремонта. К тому моменту было принято решение не разворачивать серийное производство 10.5 cm K (gp.Sfl.). Существует теория, что это связано с неоднозначными итогами боевого применения, но это не так. Более вероятной причиной могла быть информация о том, что в СССР якобы проектируют или даже строят танки более тяжёлые, чем КВ-1.
Как раз в это время в Германии активизировались работы над тяжёлым танком VK 70.01, а работа над средними и тяжёлыми танками была сильно скорректирована. Поскольку достоверных результатов обстрела 105-мм пушкой по КВ-1 получить не удалось, появилось подозрение, что их она так и не пробила.
Итогом этих сомнений стал отказ от 10.5 cm K (gp.Sfl.). И это решение смело можно считать ошибочным. На деле в начальный период войны это была самая мощная немецкая самоходная противотанковая установка, способная бороться с любыми советскими танками. Пусти её немцы в серийное производство, она могла наделать Красной армии очень много бед. И это отлично продемонстрировала её дальнейшая боевая карьера.
Вторая командировка
В ходе ремонта, начавшегося в январе 1942 года, предполагалось модернизировать ходовую часть САУ. Но после оценки всех за и против от этой идеи пришлось отказаться. Прошедшую капитальный ремонт машину отправили в Ютеборг, где находился на переформировании 521-й самоходный противотанковый батальон. Там машина оказалась в компании ещё более тяжёлых собратьев — 128-мм истребителей танков Pz.Sfl.V, также изначально создававшихся в качестве истребителей дотов. Согласно организационной структуре батальона, 15 мая 1942 года эти машины были включены в состав отдельного противотанкового взвода.
В июне 1942 года батальон снова отправился на Восточный фронт, где попал в состав 17-го армейского корпуса, который, в свою очередь, действовал в составе 6-й армии. Для 10.5 cm K (gp.Sfl.), получившего имя собственное Brummbär (перевести можно как «Ворчун»), тут же нашлась работа. Совместно с Moritz, Pz.Sfl.V шасси № 2, самоходная установка стала одним из основных средств борьбы с советскими танками. Ещё до начала наступления силами тяжёлых САУ было подбито 15 машин. Уже к осени 1942 года на стволе Brummbär красовались 12 новых победных отметок, основная масса которых была нарисована в июле.
О том, что происходило с самоходной установкой осенью 1942 года, история умалчивает. Между тем в начале октября 1942 года советская разведка получила информацию о наличии такой самоходной установки на вооружении немецкой армии. Источник этой информации оказался весьма неожиданным:
«2. Германское 105-мм самоходное орудие. По данным, полученным из английских источников, немцы установили свою 105-мм пушку обр18 (10 cm K.18) на бронированную самоходную установку. Для стрельбы из этой пушки применяются: осколочно-фугасная граната обр.19 (на среднем заряде) и бронебойный снаряд Panzergranate Rot (на наибольшем заряде). Максимальная дальность 10-мм пушки обр.18 на среднем заряде – 15600 метров. Наибольшая скорость при стрельбе небольшим зарядом – около 820 метров в секунду».
Что интересно, эта информация о немецкой самоходной установке 10.5 cm K (gp.Sfl.) оказалась единственной, попавшей к нашим военным в годы войны. О том, что между Воронежем и Сталинградом против Красной армии действует именно такая САУ, у нас даже и не догадывались. Не было в СССР никакой информации и о применении этих машин в 1941 году.
Из списков матчасти 521-го самоходного противотанкового батальона САУ 10.5 cm K (gp.Sfl.) пропала в ноябре 1942 года. По времени это примерно совпало с началом операции «Уран». Нет этой машины и в декабрьских отчётах батальона.
На этом можно было бы ставить точку в истории машины. Но совсем недавно на сайте «Победный Май» появился фронтовой фотоархив военного корреспондента газеты «Боевой натиск» Николая Фёдоровича Финикова. В нём совершенно неожиданно обнаружилась самоходная установка 10.5 cm K (gp.Sfl.), брошенная в поле. Фотография датирована февралём 1943 года. Машина имеет на себе след от попадания в лобовую часть корпуса, которое, судя по всему, вывело из строя трансмиссию. Впоследствии пробоину заделали, а машину восстановили. После этого она, судя по всему, даже успела повоевать.
В этом свете крайне удивительным выглядит тот факт, что никакой информации о 10.5 cm K (gp.Sfl.) в документах Главного автобронетанкового управления Красной армии за 1943 год нет. Похоже, что трофейные команды не заинтересовались брошенной в степи уникальной машиной, и после окончания боевых действий её просто сдали в металлолом.
Несмотря на столь неоднозначную судьбу, разработку 10.5 cm K (gp.Sfl.) нельзя назвать бесполезной для немцев. Почти 20 подбитых или уничтоженных танков наглядно демонстрируют боевой потенциал этой самоходной установки. Опыт разработки 10.5 cm K (gp.Sfl.) был использован при создании новых «самоходных лафетов» на шасси Pz.Kpfw.IV. И даже наработки по 6-катковому варианту не прошли даром. Самоходная установка на таком шасси была выпущена небольшой серией и повоевала, причём совсем неподалёку от тех мест, где сражалась 10.5 cm K (gp.Sfl.).
Источники и литература:
- Panzer Tracts 7–1 Panzerjaeger 3.7cm Tak to Pz.Sfl.Ic development and employment from 1927 to 1941, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2004, ISBN 0–9744862–3-X.
- Panzer Tracts 7–1 Panzerjaeger (7.5 cm Pak 40/4 to 8.8 cm Waffentraeger) — development and employment from 1939 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2006, ISBN 0–9771643–3–0.
- worldwarphotos.info
- победныймай.рф
- ЦАМО РФ.
- Фотоархив автора.
Комментарии к данной статье отключены.