Знаменитые подводные асы обеих мировых войн приходили к высшим наградам и известности разными путями: одни, подобно пчёлам, методично наращивали цифру потопленного тоннажа, другие сразу заявляли о себе, потопив крупный корабль противника. Командиров лодок, успешно совмещавших два этих пути, было относительно мало. Среди этих немногих был и капитан-лейтенант Вольфганг Штайнбауэр — один из лучших немецких подводников Первой мировой. Он прославился не только тем, что вошёл в первую десятку подводников кайзера по суммарной результативности, но и тактикой своих действий, которая в многом послужила основой для успехов подводников кригсмарине во Вторую мировую. В конце апреля 1918 года Штайнбауэр совершил налёт на вражескую базу, поразительный по хладнокровию и мастерству исполнения.
К концу Первой мировой войны подводная лодка прочно завоевала мрачную славу смертоносного оружия, и обывателя было трудно удивить каким-либо достижением подводных корсаров – лодки топили линкоры и крейсера, лайнеры с тысячами людей на борту и десятки торговых судов за один поход. Имена Веддигена, Валентинера, Арно де ла Перьера и других гремели в газетах и тиражировались на открытках, призванных увековечить имена героев морской войны и разнести славу их успехов по всему миру. Но в последнюю военную весну состоялся ещё один поход, во многом предопределивший и предвосхитивший дерзкие и продуманные операции Второй мировой войны, которые осуществляли подводники гросс-адмирала Дёница.
Вряд ли можно считать совпадением, что командир, совершивший этот поход, является единственным подводником Первой мировой, чьё имя «отец подводных сил Третьего рейха» упомянул в своих воспоминаниях, причём в самом начале:
«В конце сентября 1918 года две подводные лодки готовились покинуть расположенную на адриатическом побережье австро-венгерскую военно-морскую базу Пола. Одной из подводных лодок командовал капитан-лейтенант Штайнбауэр, другой – я, один из самых молодых командиров подводных лодок. Мы собирались действовать совместно – поджидать выходившие из Суэцкого канала большие британские конвои и, пользуясь новолунием, атаковывать их ночью в надводном положении. Применяя метод так называемого «малого силуэта», наши лодки должны были скрытно преодолевать завесу охранения из эскадренных миноносцев и сближаться на дистанцию торпедной стрельбы с транспортами, являвшимися ядром конвоев».
Нет ничего удивительного, что в качестве единомышленника Карла Дёница выступил Штайнбауэр – именно этот командир в последний год Великой войны прославился своими операциями против союзных конвоев на Средиземном море, которые проводил с небывалым мастерством. О походе, который принёс ему звание капитан-лейтенанта и высшую военную награду Пруссии, так высоко ценившуюся в Германской империи – орден «За заслуги» (Pour le Mérite), известный как «Голубой Макс» – и пойдёт речь.
Смелость, помноженная на мастерство
Вольфганг Штайнбауэр (Wolfgang Steinbauer) родился 6 мая 1888 года в столице Эльзаса Страсбурге. Пройдя обычный путь кадрового офицера германского флота, он вступил в его ряды в апреле 1908 года, окончил военно-морское училище и весь 1914 год служил вахтенным офицером на броненосце «Поммерн» (SMS Pommern). В декабре Штайнбауэра перевели в школу подводного плавания, после окончания которой он был назначен вторым вахтенным офицером лодки U 35. Командовал ей знаменитый ас Лотар фон Арно де ла Перьер (Lothar von Arnauld de la Perière). 4 июля 1916 года молодой офицер был назначен командиром новейшей UB 47 (тип UB II), на которой он в течение года потопил 15 судов противника и ещё три повредил.
11 июня 1917 года обер-лейтенант цур зее Штайнбауэр получил под своё командование лодку UB 48 типа UB III – прообраз будущих «семёрок» кригсмарине. На ней он и начал свой безжалостный путь истребления тоннажа союзников в Средиземном море. Базируясь на базу Пола в австрийской Адриатике, менее чем за год Вольфганг Штайнбауэр добился впечатляющих результатов, потопив 24 судна союзников. Кроме того, он приобрёл немалый опыт атак новинки Антанты – конвоев, в которых французские транспорты следовали из метрополии в Алжир и Тунис и обратно, а британские – на Мальту и в Египет.
При атаках конвоев Штайнбауэр проявил немалое мастерство и смелость – так, 30 января 1917 года он в артиллерийском бою победил вооружённый двумя 76-мм орудиями небольшой итальянский транспорт «Харлоу» (Harlaw, 821 брт), а спустя три дня в надводном положении расстрелял торпедами конвой союзников, следующий из Марселя в Гибралтар: погибли британское судно «Ньюминстер Эбби» (Newminster Abbеу, 3114 брт) и итальянские фрахтеры «Челиа» (Celia, 5004 брт) и «Эдилио» (Edilio, 4719 брт), следовавшие в балласте. Всё это, несомненно, напоминало тактику, впоследствии положенную Дёницем в основу действий немецких лодок, атаковавших в надводном положении конвои союзников во время Битвы за Атлантику.
18 апреля 1918 года Вольфганг Штайнбауэр на своей лодке отвалил от причала в Пола, отправившись в очередной поход. Один из первых послевоенных исследователей действий немецких лодок в Первую мировой войне Андреас Михельсен, чья работа была издана «по свежим следам», в 1925 году, абсолютно не зря занёс этот в поход в категорию особых операций.
Хотя у командира не было никаких специальных приказов, он провёл блестящую операцию по преследованию и разгрому конвоя в открытом море, при этом обратил в бегство сторожевой корабль, затем воспользовался радиоперехватом для планирования проникновения в защищённую базу противника с целью окончательного уничтожения повреждённого им судна. После этого Штайнбауэр обстреливал береговые объекты и проявил просто выдающуюся смелость, дерзость и агрессивность в воплощении своих планов.
Пятый поход U 48
Впрочем, начнём по порядку. Пятый поход в западное Средиземноморье начался для UB 48 с неудачи: 24 апреля она не смогла атаковать сильно охраняемый конвой в Сицилийском проливе. Спустя два дня, 26 апреля, на пути лодки оказался французский конвой из Марселя в Бизерту, состоящий из четырёх транспортов и трёх вооружённых траулеров. В самом центре Тирренского моря, прямо напротив Сардинии, Штайнбауэр четырёхторпедным залпом атаковал конвой. В результате попадания почти мгновенно ушёл на дно французский транспорт «Леопольд д’Ор» (Leopold d’Or, 2300 брт) и был тяжело повреждён британский пароход «Упада» (Upada, 5257 брт).
Последующие события показали, что конвой был просто не готов к встрече с таким противником. Потерявший ход в результате торпедного попадания «Упада» остался на месте, а Штайнбауэр в сгущающихся сумерках продолжил преследование. Эскорт конвоя в течение ночи потерял и два оставшихся транспорта, и в 47 милях юго-западнее мыса Спартивенто Штайнбауэр обнаружил одинокий британский танкер «Романи» (Romany, 3593 брт), следовавший в балласте до Порт-Саида. Торпедировав судно, которое тоже потеряло ход, Штайнбауэр, не желавший тратить драгоценные торпеды, в течение целого часа расстреливал жертву фугасными снарядами, пока под самый конец избиения не появился эскорт – вооружённый траулер «Сен-Жан» (Saint Jean).
Французская военная прокуратура, впоследствии разбиравшая обстоятельства разгрома, так и не смогла дать ответ, почему «Сен-Жан» оказался в шести километрах позади остатков конвоя. Возможно, его командир Жан-Мари Гралль (Jean-Marie Grall), зная, что конвой преследует вражеская подлодка в надводном положении, специально решил отстать, чтобы отогнать её. Не исключена вероятность, что он решил найти и сопроводить «Романи». Мы знаем одно – обер-лейтенант цур зее Штайнбауэр, обнаружив противника, без колебаний пошёл в атаку. Обстоятельства этой необычной дуэли, в которой погибли все старшие офицеры траулера, путано и противоречиво изложил французский военный следователь лейтенант-де-вассо Вюйемен (Vuillemin):
«Собранные свидетельства ясно дают понять, что была только одна подводная лодка, не знавшая о близком присутствии «Сен-Жана». Она рассчитывала атаковать британский танкер «Романи» и открыла по нему огонь из нескольких орудий. Этот 3983-тонный танкер, спущенный на воду в 1902 году, следовал с конвоем из Марселя в Порт-Саид в балласте, и был торпедирован подводной лодкой в 47 милях юго-юго-западнее мыса Спартивенто (Сардиния).
Подводная лодка затем выполнила классический маневр. Открывший огонь «Сен-Жан» был далеко позади, и она взяла курс на него и открыла огонь из всех орудий [UB 48 была вооружена только одним 105-мм орудием – прим.авт.]. Учитывая состояние моря, стрельба с обеих сторон не могла быть точной.
Первый снаряд подводной лодки, однако, попал в борт [траулера] и уничтожил стеньгу с беспроводной антенной. Второй снаряд, вероятно, шрапнельный, убил капитана и ранил его старшего помощника Лe Сау [Étienne Le Saout] и второго офицера Делилля [Allain Marie Delille], вахтенного начальника. На мостике не было никаких серьезных повреждений, он был просто пронизан шрапнелью. Потеря командира и его помощников для «Сен-Жана» была равносильна оставлению душой тела.
Вахтенный офицер Румегуэрас [Roumeguieras] не был достаточно подготовленным, чтобы с честью выйти из ситуации. Хотя в корабль попало только два снаряда, он счёл положение безнадежным и отвернул от противника. Затем «Сен-Жан» получил еще два снаряда: один разбил фок-мачту, а другой – левую шлюпбалку и повредил обшивку. Шесть членов экипажа были легко ранены.
Реакция Румегуэраса в этот момент была естественна и объяснима – он был застигнут врасплох и, несмотря на то что избежал ранений, после упущенной возможности [сопротивляться] был одержим бегством. Тем не менее, Румегуэрас не был плохим моряком. Он имел хорошую репутацию, был усердным. Командир Гралль был очень доволен его службой…
…«Сен-Жан» всегда был под хорошим командованием, еще со времен первого командира Мальбера, при котором Гралль был первым помощником. Это отличный экипаж траулера, прекрасные люди, выполняющие приказы. Тем не менее, они нашли действия Румегуэраса естественными, и недопустимо, чтобы распространялись такие настроения. Я думаю, очень важно, чтобы на Румегуэраса было наложено наказание.
В отличие от него, должна быть воздана дань памяти командиру Граллю, офицеру Ле Сау (умер 29 апреля в Бизерте) и второму офицеру Делиллю (умер 27 апреля на пути к Бизерте), павшим со славой на боевом посту в ходе боя с подводной лодкой. Я прошу, чтобы все трое были отмечены в приказе».
Из этого доклада понятно одно: когда канониры UB 48 накрыли мостик «Сен-Жана», офицер траулера Румегуэрас решил выйти из боя. После гибели старших офицеров «Сен-Жан» отказался от атаки противника, а после ещё двух попаданий отвернул и стал спасаться бегством. Это никак не повлияло на дальнейшие события, и «Романи» тихо затонул с рассветом без потерь в экипаже. Но на добром имени «Сен-Жана» осталось пятно. Кавалер Военного креста Жан-Мари Гралль упокоился со своими офицерами на кладбище Граммар в Тунисе, и их честь осталась безупречной.
Что касается командира UB 48, то он отнюдь не собирался останавливаться на достигнутом. Из радиоперехвата он установил, что повреждённый им транспорт «Упада» собираются спасти, отбуксировав в порт Карлофорте на юго-западном побережье Сардинии. Штайнбауэр принял смелое решение прорваться в гавань и уничтожить «подранка». Однако обстоятельства сложились так, что смертельный удар достался совсем другому судну.
Карлофорте – порт на восточном побережье острова Сан-Пьетро, у самого юго-западного побережья острова Сардиния. Во время Великой войны он оказался важным перевалочным пунктом для судов, пересекающих Средиземное море с севера на юг. Доступ с юга к нему ограничен островом Сант-Антиоко, образующим с Сан-Пьетро естественный судоходный канал. С севера между Сан-Пьетро и сардинским городком Портокузо также лежит мелководный пролив с небольшими островками. Итальянское командование оборудовало весь район береговыми батареями, минными заграждениями, а также выделило для его охраны отряд лёгких сил. Как показали последующие события, всё это не помогло.
Погром в гавани Карлофорте
Днём 28 апреля 1918 года Штайнбауэр, следуя в подводном положении за английским морским буксиром, миновал минные заграждения, прошёл южным каналом и внимательно обследовал гавань Карлофорте. В первую очередь его внимание привлёк транспорт «Кингстониан» (Kingstonian, 6564 брт), что неудивительно, так как судно было самым крупным в порту. Свою жертву «Упада» он там не нашёл – военно-морской буксир британского флота «Далкейт» (Dalkeith) утянул его на место почти в миле от основной стоянки.
Дальнейшие события наглядно показали, что случается, когда отлично подготовленный враг врывается в расположение противника, чувствующего себя в полной безопасности.
Буксиры «Далкейт» и «Мус» (Moose) стояли по обоим бортам «Кингстониана», соединенные с ним шлангами, и откачивали воду из отсеков повреждённого судна – 11 апреля пароход был повреждён торпедой с подлодки UB 68, когда следовал с войсками и снаряжением из Александрии в Марсель. Буксиры были специальными кораблями, совсем недавно приобретёнными и оснащёнными Адмиралтейством для операций в Средиземном море. «Мус» был совсем новым, 1915 года постройки, с водоизмещением 208 брт, «Далкейт» (748 брт) был построен в 1889 году.
К вечеру 28 апреля «Кингстониан» был практически готов к транспортировке на ремонт или утилизацию в Кальяри. Мощные помпы буксиров были остановлены, шланги отсоединены от твиндеков парохода. Дневные работы были окончены, но по устоявшейся практике спасатели остались у бортов «потерпевшего». Ночь была безлунной, дул слабый западный бриз. Засыпавшие после трудового дня люди не знали одного – Вольфганг Штайнбауэр, увидев два буксира под парами у бортов «Кингстониана», хладнокровно покинул гавань и ждал крупную добычу на глубокой воде. Он решил, что буксиры готовятся выводить судно в море, хотя на самом деле они просто развивали полную мощность своих откачивающих помп.
Не дождавшись, в 05:40 утра 29 апреля, следуя по уже знакомому фарватеру, развив максимальную скорость и заранее подняв артиллерийские снаряды на палубу, Штайнбауэр начал атаку. По «Кингстониану» он выстрелил торпедой наверняка, с 600 метров, при этом глубина хода была установлена в четыре метра, чтобы торпеда прошла под буксиром. Расчёт оказался не только верным для транспорта, но и смертельным для «Далкейта». Торпеда прошла точно под ним и попала в машинное отделение «Кингстониана», но взрыв на минимальном расстоянии и малой глубине оказался губительным для старого буксира.
«Kingstonian» в результате попадания развалился на две части, подняв высокий столб дыма в ознаменование своей окончательной гибели, но не сдался – расчёт уцелевшего орудия в носовой части транспорта попытался открыть огонь. Участь «Далкейта» была не менее печальной – буксир затонул в течение двух минут. Из его экипажа погибли восемь человек –трое англичан и пятеро матросов, набранных из местных греков. Сразу после попадания торпеды канониры Штайнбауэра открыли огонь по остаткам «Кингстониана», уцелевшему «Мусу» и третьей цели – большому четырёхмачтовому французскому паруснику «Монте Бианко» (Monte Bianco, 988 брт). Все эти суда получили повреждения, причём парусник загорелся, но погиб только один человек на «Кингстониане». Два случайных снаряда с UB 48 попали в дом на набережной Карлофорте, в котором погибли две женщины.
Очнувшись от сна, батареи Карлофорте начали хаотичный обстрел лиса, забравшегося в курятник, а из гавани наперерез лодке выскочил итальянский торпедный катер – но артиллерийский расчёт UB 48 встретил его таким огнём, что тот предпочёл убраться подальше. Находившиеся на прикрытии южных подходов к порту итальянский вооружённый траулер и французский военно-морской буксир из-за полной дезорганизации и паники вообще ничего не смогли предпринять.
Посеяв в течение нескольких минут полный хаос в защищённой гавани, Штайнбауэр на полном ходу отходил на глубокую воду. Уже в 06:00 он погрузился и вышел в открытое море. Не успокоившись на этом, отчаянный командир, достигнув мыса Спероне на северной оконечности острова Сант-Антиоко, расстрелял радиотелеграфную станцию и покинул воды Сардинии, только увидев на горизонте дирижабль. Его запись по итогам дня в бортовом журнале была безмятежна и крайне лаконична: «Появился туман, море абсолютно спокойно. Я ухожу».
Взяв курс на северо-запад, Штайнбауэр ворвался в Лионский залив. Там он уже спустя два дня, 1 мая, встретил крупный конвой из 17 судов, направлявшийся на юг. Применив ставшую впоследствии классической тактику, командир UB 48 преследовал конвой до наступления ночи, после чего при лунном свете осуществил две стремительные атаки – и два парохода, британский «Франклин» (Franklin, 4919 брт) и американский «Тайлер» (Tyler, 3928 брт) пошли ко дну. Контратака эскорта оказалась безрезультатной – глубинные бомбы легли далеко в стороне.
Последней жертвой Штайнбауэра в этом походе стал британский пароход «Клан Росс» (Clan Ross, 5971 брт), атакованный возле Тулона. После попадания торпеды транспорт остался на плаву, и командир UB 48 снова продемонстрировал своё пренебрежение к врагу. Всплыв на полном ходу вблизи главной базы противника, он всадил восемь фугасных снарядов в ватерлинию транспорта. Тем не менее, везучему «британцу» удалось спастись, и его отбуксировали в Тулон. Так завершился поход, по результатам которого и по совокупности заслуг командир, которому 6 мая в море исполнилось 30 лет, получил звание капитан-лейтенанта и пропуск в элиту Второго рейха – орден «Pour le Mérite».
Нападение Штайнбауэра на Карлофорте стало единственным в своём роде за всю новую историю сардинского городка, что повлекло за собой множество мероприятий и исследований. Могила с именами восьми погибших моряков с «Далкейта» является единственным воинским захоронением на кладбище Карлофорте и бережно сохраняется до сих пор. На доме, в котором погибли две итальянки, в 1919 году была также установлена памятная доска, где своеобразно была «увековечена» фамилия Штайнбауэра. Её текст гласил:
«На рассвете 29 апреля 1918 года немецкая подводная лодка, которой командовал лейтенант Штайнбауэр, произвела пять выстрелов по городу. Здесь он убил Марианжелу Новелла [Mariangela Novella] и Джузеппину Нанни [Giuseppina Nanni]. Вечный позор ему».
В 1934 году доска исчезла. Видимо, фашистские власти Италии не хотели раздражать нового союзника – по крайней мере, такое мнение существует среди сардинцев. Позднее на прежнем месте была установлена новая доска, с более нейтральным текстом:
«На рассвете 29 апреля 1918 года на этом месте во время боя немецкой подводной лодки UB 48 с британскими кораблями, стоящими на якоре, погибли Марианжела Новелла 59 лет и Джузеппина Нанни 29 лет. Пусть оружие молчит, и люди живут в мире».
Остаётся только догадываться, к чему бы привело совместное нападение Дёница и Штайнбауэра на конвой, если бы UB 48 смогла прийти на рандеву с будущим гросс-адмиралом. История же распорядилась так, что Карл Дёниц отправился навстречу своей судьбе один. В ночь на 4 октября при атаке на конвой из-за технической неисправности его лодки UB 68 он вынужден был всплыть и сдаться в плен, затопив корабль. Неисправность сорвала и поход Вольфганга Штайнбауэра, с тем лишь отличием, что его UB 48 не успела покинуть базу. После же подписанного 11 ноября перемирия он навсегда покончил с войной и конвойными битвами, пережил Вторую мировую войну и скончался в Кёльне 27 января 1978 года.
Литература:
- Дёниц К. Десять лет и двадцать дней – М.: АСТ, 2007
- Harald Bendert. Die UB-Boote der Kaiserlichen Marine, 1914–1918. Einsätze, Erfolge, Schicksal – Hamburg: Verlag E.S. Mittler & Sohn GmbH, 2000
- Tony Booth. Admiralty Salvage in Peace and War – London: Pen & Sword, 2007
- Paolo Marcias. UB 48 Carloforte 1918. Un episodio di guerra quasi sconosciuto (http://pages14–18.mesdiscussions.net)
- Andreas Michelsen. Der U-Bootskrieg 1914–1918 – Leipzig: Verlag Von R. F. Roehler, 1925
- http://uboat.net
Комментарии к данной статье отключены.