С началом лета 1942 года деятельность британских Командования прибрежных сил резко активизировалась. Этому способствовали как улучшение погоды, так и увеличение количества боеготовых «москитов». К этому времени завершили формирование две новые флотилии торпедных катеров, 9-я и 21-я, вступили в строй первые новейшие 72-футовые артиллерийские катера фирмы ВРВ и 115-футовые «Файрмайлы» тип «D», известные как «Доги», а также паровые канонерки типа SGB (Steam Gun Boat).
К этому времени британская авиация уже ограничила вражеским кораблям и судам передвижения в прибрежных водах в тёмное время суток. Теперь дело стояло за тем, чтобы Прибрежные силы сделали их вообще невозможными. Однако немцы подготовились к такому сценарию — были значительно увеличены численность кораблей охранения в конвоях и число стволов малокалиберной артиллерии на них. Развернувшаяся борьба изобиловала ночными столкновениями, так что автор решил сосредоточиться на описании наиболее масштабных и результативных из них.
Действия торпедных катеров ночью 7 июня
В начале июня немцы начали операцию по возвращению миноносцев «Кондор» и «Фальке» из устья Жиронды в Вильгельмсхафен. Ночью на 4 июня они перебрались в Брест, следующей ночью совершили переход в Гавр, а под утро 6 июня успешно добрались до Дюнкерка, заявив о бое в 02:00 с двумя британскими артиллерийскими катерами с потоплением одного и повреждением другого. Рано утром 7 июня покинувшие Дюнкерк миноносцы на пути к Хук-ван-Холланду в 10 милях к северу от Зебрюгге заметили британские торпедные катера, на этот раз не на бумаге.
В эту ночь у бельгийского побережья патрулировали MTB-30 лейтенанта Л. Ллойда и MTB-70 лейтенанта Т. Нилла из 4-й флотилии, а другая пара, MTB-72 и MTB-241, находилась в устье Шельды. Когда над катерами Ллойда внезапно разорвался осветительный снаряд и они были обстреляны из тумана с близкого расстояния, MTB-30, уклоняясь от обстрела, пересёк курс MTB-70, вынудив того снизить ход. Снова набрав ход, лейтенант Нилл выпустил торпеды в замеченный вражеский корабль и, отстреливаясь из пулемётов, начал отход.
В этот момент MTB-70 получил попадание, которое вывело из строя рулевой механизм. Удерживая курс переключением двигателей, Нилл «услышал взрыв и увидел, что его цель, миноносец, взорвалась». В коммюнике Адмиралтейства было заявлено, что «торпедные катера атаковали два 700-тонных миноносца, поразили один из них торпедой в мидель, и он наверняка затонул». Ллойд и Нилл получили за этот бой «Крест за выдающиеся заслуги» (DSC).
Немцы, которые почти не пострадали, посчитали, что были атакованы семью катерами, и два из них подожгли. На обстрелянном из пулемётов «утопленнике» «Фальке» погиб один и был тяжело ранен другой моряк. В это же время MTB-72 и MTB-241 у Флиссингена сражались с «быстроходным катером и большой баржей», которые оказались тремя тральщиками 32-й флотилии. Бой завершился несколькими попаданиями в тральщик М 3237, причём немцы сочли, что английских катеров было восемь.
Бой ночью на 15 июня у Кале
В середине июня немцы решили перевести в Германию танкер «Мемельланд» (6236 т), застрявший в Булони после того, как 1 марта получил торпеду от MTB-45. 14 июня в 22:00 танкер, передвигавшийся с помощью пяти буксиров, вышел из порта и направился в Дюнкерк. На переходе его сопровождал внушительный эскорт из 10 форпостенботов 15-й и 18-й флотилий и 12 раумботов 2-й флотилии, которым командовал командир 18-й флотилии корветтен-капитан Карл Волтерс на V 1813.
В начале июня из Дартмута в Дувр перебазировалась завершающая формирование 9-я флотилия торпедных катеров под командованием лейтенанта К. Филлпотса, из восьми катеров которой четыре были укомплектованы голландскими моряками. После того, как британцы установили, что «в 22:30 14 июня немецкий конвой вышел из Булони и последовал на север», в 00:17 15 июня из Рамсгейта вышла группа из пяти артиллерийских катеров под руководством командира 2-й флотилии MGB лейтенанта Г.Д.К. Ричардса: MGB-13, MGB-6, MGB-41, MGB-46 и польский S-3. Отряд получил приказ «выставить мины на пути вражеского конвоя, замеченного севернее мыса Гри-Не и следующего на восток с 8-узловой скоростью, у Кале, а затем атаковать корабли охранения». В 00:50 из Дувра на перехват к Кале вышла группа из трёх торпедных катеров 9-й флотилии – MTB-201 лейтенанта Д.Л. Коттона (командир группы), MTB-203 лейтенанта Ларива (голландский) и MTB-229 лейтенанта МакДоугала.
Около 01:00 катера Ричардса добрались до Кале, огни гавани которого были хорошо видны. Четыре минуты спустя справа были замечены «четыре вражеских тральщика, следовавших в кильватерной колонне в направлении гавани». Артиллерийские катера дали 28-узловой ход, и через мгновение огонь был открыт с обеих сторон. Катера, освещённые осветительными снарядами и прожекторами с берега, попали под плотный обстрел береговой артиллерии и головных кораблей охранения. Часть эскорта танкера зашла в Кале, а остальной конвой продолжал движение к Дюнкерку, так что у катера Ричардса не было возможности установить мины у него на пути. В 01:10 Ричардс сообщил о возвращении, а спустя 10 минут – об установке мин севернее Кале.
Голландский MGB-46 лейтенанта Йохана А. Шредера получил самые серьёзные повреждения от огня V 1806. Почти сразу 20-мм снаряд попал в палубу, а пробивший левый борт 40-мм снаряд взорвался в машинном отделении. Левый двигатель катера был выведен из строя, из левого бака начало вытекать топливо, погиб механик, ещё один матрос был ранен. Так как сразу после попаданий контакт с другими катерами был утерян, а обстрел не прекращался, Шредер приказал сбросить обе глубинные бомбы и мины, которые стояли готовые к укладке на палубе, и уходить на запад.
Правый двигатель катера перегрелся, и его выключили, после чего приняли западный курс на среднем двигателе с уменьшенной до 7 узлов скоростью. В 01:30 Шредер, находясь в 6 милях севернее Кале, радировал о помощи. Только к 01:50 голландец вышел из-под обстрела. К этому времени пробоину в корпусе заделали, воду из машинного отделения откачали. В 04:30 катер пришёл в Дувр. Лейтенант Шредер за этот бой получил «Крест за выдающиеся заслуги» (DSC), а два машиниста катера – «Медаль за выдающиеся заслуги» (DSM).
MTB-203, MTB-201 и MTB-229 шли на перехват к французскому побережью, когда заметили артиллерийский бой и немедленно изменили курс в его направлении. Около 02:00 «между Кале и Гравелином» Коттон настиг конвой, но когда уже собирался атаковать, все корабли охранения открыли огонь. MTB-201 и MTB-203 всё же проникли вовнутрь ордера, но MTB-201 получил несколько попаданий от вражеской малокалиберной артиллерии и пулемётов. Следовавший слева у его кормы MTB-203 «справа по курсу заметил судно водоизмещением около 6000 тонн, уходившее от катеров».
Ларив повернул влево, чтобы занять позицию для атаки, и дал 30-узловой ход. MTB-203 получил попадание, но с 500 метров дал торпедный залп и, отстреливаясь, выскочил из-под обстрела; полученные в ходе атаки повреждения ограничились двумя пробоинами. После этого Ларив соединился с MTB-229, который не смог выйти на позицию для атаки. Сначала оба катера направились в точку рандеву, чтобы там дождаться MTB-201, а затем ушли в Дувр, куда прибыли в 03:35. Все остальные участники операции, кроме MTB-201, вернулись на базу до 06:30.
Коттон с самого начала нацелился на «судно в окружении катеров» в 600 ярдах, но «из-за ослепляющего света» не сразу понял, транспорт перед ним или траулер. Только выпустив с 300-400 ярдов торпеду, он определил цель как траулер и повернул влево. В этот момент все на мостике были ранены попавшим в рубку снарядом одного из раумботов; сигнальщик погиб. На место рулевого встал второй офицер суб-лейтенант Мур. Сразу же в поле зрения показался «высоко сидящий в воде танкер», открывший яростный огонь. В него с 300 ярдов была выпущена оставшаяся торпеда, после чего руль был положен круто вправо, и катер разминулся с целью в 50 ярдах по левому борту.
На катере услышали грохот взрыва и заметили, что над передней частью танкера взвился столб дыма. Англичане посчитали, что цель поражена, и в 02:14 Коттон радировал о завершении атаки. Между тем, уходивший MTB-201 попал под обстрел двух «траулеров» V 1507 и V 1505. Все двигатели и артиллерия быстро были выведены из строя, начался пожар, два члена экипажа погибли, а почти все остальные были ранены. В 3/4 мили от ближайшего «траулера» MTB-201 остановился. Коттон, опасаясь захвата, уничтожил радар и секретные документы и в 02:20 дал приказ оставить катер. Освещаемый прожектором одного из «траулеров», MTB-201 оставался под обстрелом ещё около получаса, после чего оба неприятеля удалились. Экипаж, который в это время находился на плоту рядом с катером, снова поднялся на борт, запустил вспомогательный двигатель и в 03:40 на ручном управлении взял курс на Дувр.
Избитый катер быстро наполнялся водой, которую не успевали откачивать ручным насосом. В 07:45 в 10 милях восточнее Дувра на помощь подошли два спасательных катера военно-воздушных сил. Погибшие и раненые были переданы на борт одного из них, а другой пытался буксировать MTB-201, но вскоре насос вышел из строя и в 08:48 катер перевернулся и затонул. Потери экипажа составили три человека погибшими, двое получили серьёзные ранения, пятеро – лёгкие. За этот бой лейтенанты Коттон и Ларив получили «Крест за выдающиеся заслуги» (DSC), ещё два члена экипажей торпедных катеров были награждены «Медалью за выдающиеся заслуги» (DSM) и «Медалью за храбрость» (CGM).
В 04:30 корветтен-капитан Волтерс радировал группе «Запад», что «Мемельланд» вошёл в гавань Дюнкерка. По его докладу в журнале боевых действий группы «Запад» зафиксировали бой охранения «Мемельланда» в 01:30-02:05 15 июня с британскими катерами, в результате которого торпедой был потоплен 468-тонный буксир «Шербургойс V», 17 членов экипажа которого подобрал раумбот R-82. 15-я и 18-я флотилии форпостенботов отделались незначительными повреждениями и четырьмя ранеными.
По наблюдениям 15-й флотилии, три британских торпедных катера были потоплены и два повреждены. Командир 2-й флотилии раумботов сообщил, что вёл бой с британцами в 01:15-02:14, причём один из артиллерийских катеров избивался «20-мм артиллерией, пулемётами и ручными гранатами с 10 метров, был сильно повреждён, загорелся на корме и пытался таранить». Его собственные потери – 12 легкораненых. R-77, R-82 и R-88 были повреждены «40-мм, 37-мм и 20-мм снарядами», первые два серьёзно; получивший шесть 20-мм снарядов R-82 буксировался V 1802. R-81, R-88 и R-87 в ходе боя «уклонились от соответственно трёх, одной и двух торпед».
Первый бой канонерок SGB
Ночью 19 июня соединение в составе эскортного миноносца «Олбрайтон», сопровождаемого канонерскими лодками SGB-7 и SGB-8, восточнее мыса Барфлер атаковало немецкий каботажный конвой №3299 в составе бывшего бельгийского 810-тонного теплохода «Тюркуаз», тральщика М-3800 и катеров-тральщиков RA-1 и RA-2, следовавший из Гавра в Шербур. Это был боевой дебют ещё одного «противошнелльботного» проекта – 135-тонных паровых канонерских лодок SGB (Steam Gun Boat) фирмы «Денни». Прошёл он не совсем удачно. Потопив «Тюркуаз» и раумбот R-41 (три раумбота 4-й флотилии совершали переход в Шербур и случайно оказались в районе боя), англичане потеряли SGB-7.
Командование прибрежных сил против конвоя «Эудженио К»
«Эудженио К» (4078 т) было одним из итальянских судов, которые вступление Италии в войну 10 июня 1940 года застало в Испании. Спустя некоторое время немцы договорились со своим союзником о переводе итальянских судов, стоявших в портах на атлантическом побережье Испании, в подконтрольные им порты Западной Франции. В соответствие с этой договорённостью «Эудженио К» покинуло Эль Феррол и 13 июня 1941 года пришло в Сен-Назер, где застряло на год. Только в середине июня следующего года судно, уже вооружённое четырьмя 20-мм орудиями и двумя пулемётами, «с особо важным грузом» отправилось в Германию. Для прохождения проливов вокруг него был сформирован конвой №2354. Ла-Манш прошли без происшествий ночными межбазовыми переходами и утром 20 июня прибыли в Булонь. Переход Булонь – Дюнкерк был запланирован в ночь на 21 июня. Через Дуврский пролив «Эудженио К» следовал в сопровождении сильнейшего охранения – семи форпостенботов и 16 раумботов 2-й и 12-й флотилий.
В ожидании перехода на восток «большого 380-футового судна, прибывшего в Булонь утром 20 июня», англичане отправили в район предполагаемого перехода девять катеров, разбитые на три соединения, с приказом ждать неприятеля с 23:30. Соединения А и Y должны были совместно атаковать конвой у Кале, а соединение В – вскоре после них. У побережья противника был полный штиль с туманом. В 23:30 было получено радиосообщение о том, что «около 10 судов, в том числе одно или два больших, оставили Булонь и следуют на восток со скоростью шесть узлов». Тщательно спланированный перехват был расстроен из-за того, что буй, служивший отметкой точки перехвата, оказался погашенным и поэтому не обнаруженным, а также из-за неожиданно медленной скорости движения противника, что вынудило отсрочить атаку.
В результате соединение A, ранее потерявшее контакт с соединением Y, атаковало самостоятельно, но не сумело прорваться через охранение раумботов. Самолёты Берегового командования, отвлекая внимание противника, пролетели над конвоем, чем вызвали ожесточённую стрельбу зенитными и осветительными снарядами с кораблей и с берега, однако не смогли произвести бомбометание из-за низкой видимости. В конечном итоге «380-футовое вражеское судно» вошло в Дюнкерк около 04:30 21 июня. Дуврскому командованию осталось только констатировать, что в ходе боя их катера не пострадали.
На перехват этой же цели Норским командованием к бельгийскому побережью были направлены две группы катеров под командованием лейтенанта П. Диккенса. Вскоре из-за проблем с двигателями MTB-241 вынужден был вернуться на базу, а остальные торпедные катера произвели поиск в заданном районе, но противника не обнаружили. Зато артиллерийские катера в 02:50 21 июня близ Зебрюгге наткнулись на три тральщика 32-й флотилии и сражались с ними до 03:15. 268-тонный тральщик М 3230/«Фредди» был серьёзно повреждён, потерял ход и загорелся, но, в конце концов, с шестью убитыми и 10 ранеными на борту сумел добраться до Зебрюгге. Немцы заявили о потоплении трёх и повреждении ещё нескольких артиллерийских катеров.
Бой у мыса Гри-Не ночью на 21 июля
Вечером 20 июля MGB-328, MGB-322 и MGB-601 (первый вступивший в строй «Дог») под командованием лейтенанта Г. Кобба вышли из Дувра на поиск целей к югу от Булони. Вскоре после полуночи из Дувра пришло сообщение, что береговой радар обнаружил у мыса Гри-Не группу кораблей — «вероятно, прибрежный конвой». Кобб запросил Дуврское командование о возможности высылки на перехват торпедных катеров, но получил ответ, что состояние моря препятствует их выходу из Дувра или Рамсгейта.
Тогда Кобб решил атаковать самостоятельно – вероятно, намереваясь сбросить под нос цели глубинные бомбы. Спустя 45 минут после первого сообщения катера установили визуальный контакт с конвоем и идентифицировали его как «одно торговое судно в сопровождении вооружённых траулеров и сторожевых кораблей со шнелльботами и раумботами во внешнем охранении». Несмотря на явно неблагоприятное соотношение сил, командир группы решил напасть, и все три катера пошли полным ходом на сближение с неприятелем.
На самом деле немецкий «конвой» состоял из прорывателя минных заграждений №168 и четырёх противолодочных охотников. Перед поворотом параллельно основной цели англичане незамеченными «прошли через кольцо охранения катеров», после чего MGB-328, сопровождаемый MGB-322 и MGB-601, пошёл на сближение. Команду начать атаку Кобб дал по мегафону, и в 01:00 англичане дружно открыли огонь по цели правым бортом, отмечая попадания в мостик. Тут открыли огонь два корабля, находившиеся по корме цели. Последовал новый поворот англичан, и этот враг попал под обстрел всех трёх катеров.
В это время в свете выстреленного с берега осветительного снаряда выяснилось, что два концевых катера отстали, и немцы сосредоточились на головном. MGB-328 находился уже рядом с целью, когда получил несколько прямых попаданий и взорвался. Немцы тут же переключились на остальные катера. Поражаемые со всех сторон, оба катера потеряли контакт друг с другом и поодиночке вырвались из-под обстрела. MGB-322 получил множество попаданий 40-мм и 20-мм снарядами. MGB-601 вышел из боя в 01:20 горящим, с выведенным из строя вооружением и разбитой радиостанцией. 10 минут он уходил вдоль побережья в сторону Кале, после чего повернул в Дувр.
Немцы зафиксировали потопление «флагмана вражеской флотилии», гибель ещё одного катера от тарана и повреждение четырёх других; в плен было взято 13 англичан. Собственные потери составили четырёх убитых и 21 раненого. По завершении боя немецкие корабли вернулись в Булонь. У англичан безвозвратные потери на MGB-328 составили шесть человек, в том числе погибли лейтенант Кобб и суб-лейтенант Уолкер, на MGB-322 – два человека, на MGB-601 один член экипажа погиб и трое, в том числе лейтенант Готели, получили ранения. 24 июля, во время ремонта, на катере произошёл внутренний взрыв с последующим пожаром. Было установлено, что причиной стало воспламенение паров бензина, вытекавшего из повреждённого топливного бака. Катер не восстанавливался и был списан в октябре 1945 года.
Сражение в Дуврском проливе в ночь на 7 августа
Проход очередного вражеского «транзитера» из Атлантики снова не обошёлся без сражения. Плавбаза гидроавиации «Швабенланд» (8188 т), возвращавшаяся из Бреста в Германию через Канал, 5 мая пришла в Гавр и надолго здесь застряла, поскольку командование «Запад» никак не могло собрать достаточно сильный эскорт. Лишь через три месяца корабль продолжил плавание, совершив в ночь на 6 августа переход Гавр — Булонь. В 22:30 (время берлинское) 6 августа 1942 года конвой №2322 в составе «Швабенланда» и его охранения из 10 раумботов, пяти тральщиков, семи форпостенботов, а также кораблей поддержки раумботов «Фон дер Гроэбен» и «Бромми», покинул Булонь, чтобы совершить ночной переход в Дюнкерк. Командовал конвоем командир 8-й флотилии тральщиков капитан-лейтенант Мергнер.
Как отмечали немцы, погода была плохая. С 23:59 до 01:00 «Фон дер Гроэбен» стрелял осветительными снарядами. В их свете были обнаружены «сначала три, а затем ещё шесть торпедных катеров», которых, для профилактики, обстреляли. В 01:08 конвой повернул на курс 73° и в 01:10 снова открыл огонь. «Из зашедших с правого борта пяти торпедных катеров один был подожжён сосредоточенным огнём раумботов. Продолжившие атаку катера попали под огонь тральщиков и форпостенботов. В ходе отражения этого нападения было уничтожено два торпедных катера».
Получив сообщение о том, что вражеский конвой вышел из Булони и движется на восток, Дуврское командование направило на перехват несколько групп катеров. Около полуночи 7 августа (по Гринвичу) севернее мыса Гри-Не конвой со стороны французского берега атаковали группа А (MTB-44, MTB-45 и MTB-48) и группа В (MGB-330, MGB-331 и MGB-324). Нападение не удалось: MTB-44 был подбит и затонул, серьёзно пострадал MTB-45, на котором погиб командир суб-лейтенант Хэй. Всех три артиллерийских катера имели повреждения, а на MGB-330 и MGB-324 погибло по одному члену экипажа. MTB-48 получил незначительные повреждения.
Второй бой начался в 02:13 по Берлину. После того, как замеченные впереди с левого борта тени в свете осветительных снарядов были опознаны как британские торпедные катера, они попали под обстрел раумботов, сосредоточившихся на среднем катере группы. Поскольку внезапное нападение не удалось, британцы пытались прорваться «под непрерывным обстрелом 20-мм фугасными и бронебойными снарядами с 600-800 метров», при этом «один из катеров был поражён». Затем в бой вступили тральщики и форпостенботы. Встреченные мощным огнём, торпедные катера не сумели прицельно выпустить торпеды: «Одна торпеда, шедшая в направлении «Швабенланда», была замечена М-257, другая прошла под тральщиком». М-27 получил два снаряда и 17 пулевых попаданий.
Второе нападение, начавшееся около 01:00 (хронология англичан) на участке между Кале и Гравелином предприняли группа Х (MTB-35, MTB-38 и MTB-221) и группа Y (60-футовые MGB-41, MGB-44/S2 и MGB-45/S3). При этом артиллерийские катера отвлекали внимание эскорта на себя со стороны моря, а торпедные попытались провести торпедную атаку от берега. В ходе боя был серьёзно повреждён MTB-35, а MTB-38 и все три 60-футовых MGB получили менее значительные повреждения.
Немцы утверждают, что в 03:15 противник снова пытался приблизиться с левого борта, но был обнаружен с 2000 м и, поскольку на этот раз не проявил настойчивости, легко отбит. На самом деле, никакой атаки не было – внешнее охранение немцев обстреляло крутившиеся поблизости от конвоя артиллерийские катера англичан. Поляки, чьи S2 и S3 участвовали в этой стычке, описывают её так:
В 02:25 два вражеских катера открыли огонь. Союзные артиллерийские катера открыли ответный огонь с дистанции 500-600 м. В 02:35 S2 получил попадание в машинное отделение. Один двигатель вышел строя, и скорость наполовину упала. S3 прикрыл S2 огнём, кружа около повреждённого катера. Один из вражеских катеров загорелся. В 02:37 контакт с врагом был потерян.
В 07:00 7 августа «Швабенланд» и его охранение благополучно прибыли в Дюнкерк. По докладу командира 8-й флотилии тральщиков, хотя корабли и получили множество попаданий, но остались полностью боеспособными. Один моряк был тяжело ранен, пятеро получили лёгкие ранения. Потери противника были оценены в пять потопленных торпедных катеров. Англичане считали, что атаковали конвой в составе одного крупного транспорта, пяти флотских тральщиков, не менее семи раумботов и нескольких форпостенботов. В ходе боя «по крайней мере один из кораблей эскорта был выведен из строя, а другой подожжён». Впереди были новые бои.
Литература и источники:
- Admiralty War Diaries
- Barnett, Corelli. Engage the Enemy More Closely: The Royal Navy in the Second World War — London, Penguin, 1991
- Cooper, Bryan. The E-Boat Threat — London, Macdonald and Jane's, 1970
- Gardiner, Robert. Conway's All the World's Fighting Ships, 1922-1946 — London and Annapolis, MD, Conway Maritime Press, 1980
- Gordon Williamson. E-Boat vs MTB: The English Channel 1941-1945 — Duel, 2011
- Hitchens, Antony. Gunboat Command: the Biography of Et. Cdr. Robert Hichens DSO DSC RNVR — Barnsley, Pen & Sword, 2007
- Jefferson, David. Coastal Forces at War: Royal Navy 'Little Ships' in World War 2 — London, Patrick Stephens, 1996
- Kemp, Paul J. British Coastal Forces of World War II — London, ISO Publications, 1997
- Lambert, John and Ross, A.I. Allied Coastal Forces of World War II, vol. I: Fairmile Designs and US Sub Chasers — London, Conway Maritime Press, 1990
- Lambert, John and Ross, A.I. Allied Coastal Forces of World War II, vol. II: Vosper MTBs and US Elcos — London, Conway Maritime Press, 1993
- Lambert, John. Fairmile 'D' Motor Torpedo Boat — London, Conway Maritime Press, 2005
- North, A.J.D. Royal Naval Coastal Forces, 1939-1945 — London, Almark Publications 1972
- Polmar, Norman and Morison, Samuel L. FT Boats at War: World War II to Vietnam — MBI Publishing, 1999
- Reynolds, Leonard C. Dog Boats at War: Royal Navy D Class MTBs and MGBs, 1939-1945 Stroud, Sutton, 1998
- Reynolds, Leonard C. Home Waters MTBs and MGBs at War — Stroud, Sutton, 2000
- Reynolds, Leonard C. Motor Gunboat 658: the Small Boat War in the Mediterranean — London, William Kimber, 1955
- http://cfv.org.uk
- http://onzevloot.weebly.com
- http://sussexhistoryforum.co.uk
- http://www.forum-marinearchiv.de
- http://www.uboatarchive.net
Комментарии к данной статье отключены.