Судьба танка Pz.Kpfw.II сложилась необычно. Своим «случайным» появлением он во многом обязан неудачным попыткам установить в Kleinetraktor (будущий Pz.Kpfw.I) 20-мм автоматическую пушку. А из-за проблем с запуском в серию танка Z.W. (будущего Pz.Kpfw.III) в первые два года Второй мировой войны легкий Pz.Kpfw.II был наиболее многочисленным немецким танком из числа находившихся на передовой. Получилось, что самым массовым танком действующей немецкой армии временно стала машина, которой по изначальным планам в структуре вооружения немецкой армии вообще не было.
Избавление от рудиментов Kleintraktor
Многие проблемы, которые преследовали проект La.S.100 (будущий Pz.Kpfw.II) на раннем этапе, оказались наследием Kleintraktor. Дело в том, что техническое задание на этот танк во многом повторяло требование к машине, которую разрабатывал концерн Krupp. Фирмы Henschel и MAN, которые позже приступили к созданию собственных танков по теме La.S.100, работали по уже оформленным требованиям. В наследство от Kleintraktor проект La.S.100 разработки MAN получил общую компоновку и целый ряд элементов, в том числе в ходовой части. Кроме того, от исходного задания по Kleintraktor осталось и размещение в корпусе радиста.
Еще одной проблемой на пути конструкторов оказался взгляд немецких военных на то, каким должен быть экипаж легкого танка. Согласно распространенному заблуждению, именно немцы первыми задумались об удобстве работы командира боевой машины. Но если внимательно приглядеться, то в башне La.S.100 можно обнаружить всего одного члена экипажа – командира. И этому самому командиру требовалось не только наблюдать за полем боя, но еще наводить башню, стрелять из пушки и пулемета, а также их перезаряжать. Здесь немецкие военные наступили на те же грабли, что и французы с их Renault D1 и Renault D2, в которых экипаж тоже увеличивался за счет радиста.
Между тем, в то же время, когда немцы создавали Pz.Kpfw.II, те же самые французы выпустили Renault ACG 1 (AMC 35) с двухместной башней. Двухместными были башни английских Light Tank Mk.VI, американских Light Tank M2A1, Combat Car M1 и чехословацких LT vz.34. Первый же немецкий легкий танк с двухместной башней пошел в серию только в сентябре 1942 года.
Несмотря на все всплывшие «детские болезни», еще на этапе испытаний опытного La.S.100 стало ясно, что танк «получился». Уже в ходе выпуска первой серии, 1.Serie/La.S.100, устранялись различные проблемы и вносились переделки.
В последовавшей затем серии 2.Serie/La.S.100 (Pz.Kpfw.II Ausf.b) инженеры MAN решились на более серьезные усовершенствования. Длина корпуса выросла, что позволило упростить конструкцию кормовой части и улучшить вентиляцию моторного отделения. Масса танка немного увеличилась, но при этом стала больше и удельная мощность, поскольку увеличившееся моторное отделение позволило установить более мощный двигатель.
Частично были решены и проблемы ходовой части. Впрочем, до конца устранить их не удалось, поскольку сама конструкция опорных катков и подвески Krupp требовала более серьезных изменений. Ресурс рессор составлял всего 500 километров, бандажи опорных катков малого диаметра «жили» не намного больше. Модернизация опорных катков и подвески, проведенная на Pz.Kpfw.II Ausf.b, не особо улучшила ситуацию.
Накопившийся объем выявленных недочетов было решено устранить в рамках 2-й серии Pz.Kpfw.II. Машина, получившая обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.c, заметно отличалась от Pz.Kpfw.II Ausf.b. Танк стал на 5,5 см длиннее, немного шире и выше. Насколько серьезные изменения были внесены в его конструкцию, говорит хотя бы тот факт, что боевая масса машины выросла с 7,9 до 8,9 тонн. Для компенсации потери удельной мощности на танк был установлен двигатель Maybach HL 62 TR объемом 6,2 литра и мощностью 140 лошадиных сил. И хотя удельная мощность несколько уменьшилась, в целом динамика танка не изменилась. Также был переделан топливный бак, заливные горловины которого конструкторы перенесли с борта на крышу подбашенной коробки.
Главные же изменения были связаны с ходовой частью и подвеской. От подвески по типу Kleintraktor было решено отказаться, ей на смену пришла независимая рессорная подвеска. Число опорных катков уменьшилось до 5 на борт, а их диаметр вырос до 550 мм. Число поддерживающих катков увеличилось до 4, заодно были переделаны их крепления. Небольшие изменения оказались внесены в конструкцию ведущих колес и ограничителей траков.
Эти переделки стали последней радикальной модернизацией конструкции Pz.Kpfw.II. В дальнейшем изменения носили менее масштабный характер. Инженерам MAN удалось создать ходовую часть с большим ресурсом. Машины на этой базе, включая самоходные установки, выпускались до июня 1944 года включительно, при этом боевая масса некоторых из них достигла 11 тонн.
В ожидании Z.W.
17 июня 1936 года в Эссене, «столице» концерна Krupp, состоялось совещание, на котором представитель 6-го отдела Управления вооружений поделился планами о выпуске 500 танков Pz.Kpfw.II. Из этого числа 250 машин производил MAN, остальное распределялись между другими предприятиями. Концерн Krupp, впрочем, к их числу не относился. У немецкого оружейного гиганта уже имелся контракт на выпуск Pz.Kpfw.I Ausf.B.
Более подробно ситуация с производством Pz.Kpfw.II обсуждалась на совещании, прошедшем в Берлине 6 июля 1936 года. В нем принимал участие генерал Курт Лизе, начальник Управления вооружений сухопутных сил, сотрудники Управления вооружений и представители MAN. Они рассмотрели планы по модернизации конструкции Pz.Kpfw.II. Ежемесячные поставки Pz.Kpfw.II было решено увеличить с 25 до 35 штук.
К запланированному 31 танку Pz.Kpfw.II Ausf.c в рамках выполнения контракта по 2.Serie/La.S.100 фирма MAN получила дополнительный заказ еще на 44 танка, уже в рамках работ по 3.Serie/La.S.100. Реально, впрочем, выпуск Pz.Kpfw.II Ausf.c начался только ближе к осени 1937 года. Pz.Kpfw.II Ausf.c по заказу 2.Serie/La.S.100 получили серийные номера 21101–21131, а по заказу 3.Serie/La.S.100 – номера в интервале между 22001–22044. Изготовление танков этой партии было завершено в ноябре 1937 года.
Модификация Pz.Kpfw.II Ausf.c стала последней в «установочной» серии. Еще с октября 1937 года начался выпуск Pz.Kpfw.II Ausf.A, первого танка крупной серии, получившей обозначение 4.Serie/La.S.100. Внешние изменения оказались незначительными. Прежде всего, новую версию можно легко отличить по переделанному смотровому прибору механика-водителя. Изменился люк радиста, который стал одностворчатым. Также в исследованиях Томаса Йентца и Хилари Дойла указывается, что коробку передач SSG 45 конструкторы заменили на SSG 46.
Pz.Kpfw.II Ausf.A стал первой модификацией «двойки», которую выпускал не только MAN. Первые танки 4-й серии в октябре 1937 года были изготовлены на Henschel & Sohn в Касселе. Всего там построили 28 танков этой модификации (26 в октябре и 2 в ноябре), которые получили серийные номера 23301–23328. MAN подключился к производству позже, изготовив за 1937 год только 22 Pz.Kpfw.II Ausf.C. Всего в Нюрнберге было построено 182 танка в двух сериях – 23001–23160 и 23401–23422. Несмотря на то, что MAN немного отставал от графика, наличие двух заводов-изготовителей позволило уже к началу 1938 года выйти на уровень производства в 50 танков за месяц.
Уже в ходе производства Pz.Kpfw.II Ausf.A в его конструкцию вносились некоторые изменения. На подбашенной коробке появились специальные отбойники, которые препятствовали попаданию пуль и осколков в щель подбашенного погона. Тем самым исключалась возможность заклинивания башни. Кроме того, на танках выпуска Henschel (номера 23315–23318 и 23321–23328) появились балки-усилители в кормовой части корпуса.
Эти изменения перешли и на танки следующей серии, 5.Serie/La.S.100, получившие обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.B. Также эти машины получили отбойники на смотровых приборах подбашенной коробки. Первыми к производству Pz.Kpfw.II Ausf.B приступили на заводе Heschel, изготовив первые 14 танков в декабре 1937 года, 15 в январе, 16 в феврале, 18 в марте, 19 в апреле и 20 в марте 1938 года. Машины из Касселя получили серийные номера 24001–24102.
В 1938 году появился новый изготовитель Pz.Kpfw.II. Им стал танкосборочный завод Alkett (Altmärkische Kettenfabrik) в Шпандау, пригороде Берлина, построенный концерном Rheinmetall-Borsig AG. Здесь было построено 32 танка с серийными номерами 24201–24232. Помимо этого, достоверно неизвестно, кто изготовил еще 23 танка с серийными номерами 24301–24323. Что же касается MAN, то в Нюрнберге построили 169 танков с серийными номерами 24401–24569. Последние 58 Pz.Kpfw.II Ausf.B с серийными номерами 25001–25058 были выпущены заводом Alkett. Эти машины относились к 6.Serie/La.S.100.
Еще в феврале 1937 года, когда продолжалось производство Pz.Kpfw.II первых серий, стало ясно, что машины этого типа станут временным решением проблем немецких танковых войск. Дело в том, что с Z.W. (Pz.Kpfw.III), который должен был стать самым массовым танком вермахта, дело поначалу не заладилось. Проблемы с ходовой частью постоянно преследовали будущую основу панцерваффе. Использовать вместо него Pz.Kpfw.I было совсем неразумно, а вот более крупный Pz.Kpfw.II выглядел вполне подходящим временным вариантом. В результате к выпуску этой боевой машины подключались предприятия, которые позже предполагалось задействовать в выпуске Pz.Kpfw.III.
Список производителей еще больше расширился во время выпуска серии 7.Serie/La.S.100. Производство этих машин, известных как Pz.Kpfw.II Ausf.C, началось с июня 1938 года. Серьезных различий с предшественником у этого танка не было. Отличить от Pz.Kpfw.II Ausf.B его можно по смотровым приборам, которые получили стеклоблоки толщиной 50 мм, при этом количество клепок сократилось до двух.
MAN достался контракт на две партии таких танков – 80 машин с номерами 26001–26080 и еще столько же с номерами 26301–26380. Henschel получила второй по объему контракт – 115 танков с серийными номерами 26101–26215. Завод Alkett изготовил всего 15 танков с номерами 26401–26415. Еще 39 танков с номерами 26501–26539 досталось фирме MIAG (Mühlenbau und Industrie Aktiengesellschaft) из Брауншвейга.
Последней к числу изготовителей Pz.Kpfw.II Ausf.C присоединилась фирма FAMO (Fahrzeug- und Motoren-Werke GmbH) из Бреслау. Она получила контракт на выпуск 35 танков с серийными номерами 26601–26635. Запуск производства здесь оказался весьма сложным. К тому же его темпы сильно замедлились после того, как потребовались запчасти для ремонта Pz.Kpfw.II, поврежденных в Польской кампании. В результате два первых Pz.Kpfw.II Ausf.C покинули FAMO в ноябре 1939 года, а последние 9 машин были сданы через полгода – в апреле 1940 года. Всего же было построено 1033 Pz.Kpfw.II в модификациях от Ausf.c до Ausf.C.
Внеплановая массовка
Полноценное насыщение танковых частей вермахта Pz.Kpfw.II в началось ближе к осени 1937 года, когда эти танки стали по-настоящему массово поступать в войска. Согласно штату легкой танковой роты от 1 октября 1937 года, в ней имелось 9 Pz.Kpfw.II. Из них одна машина числилась во взводе управления, по одному такому танку (в качестве командирской машины) имелось в 1-м, 2-м и 3-м взводах, а 4-й взвод такими же машинами комплектовался полностью. Годом позже количество Pz.Kpfw.II в роте выросло до 11 штук, а 1 марта 1939 года их в подразделении уже было 15 штук.
Таким образом, Pz.Kpfw.II постепенно вытесняли Pz.Kpfw.I. В свою очередь, сами Pz.Kpfw.II, по мнению немецких военных, постепенно должны были вскоре уступить место Pz.Kpfw.III. Но с производством последних дело не особо клеилось.
К 1 сентября 1939 года сложилась весьма занятная картина. Согласно штату легкой танковой роты, на тот момент в ней должно было быть 17 Pz.Kpfw.III и 5 Pz.Kpfw.II. В средней танковой роте предполагалось иметь 14 Pz.Kpfw.IV и все те же 5 Pz.Kpfw.II. На деле же потребности немецких военных сильно расходились с возможностями промышленности. Наиболее массовыми танками по общему количеству оставались Pz.Kpfw.I (1445 штук), а «внеплановый» Pz.Kpfw.II оказался самым распространенным танком в частях первой линии (1151 штука). Именно эти танки и стали «рабочими лошадками» польской кампании.
Столь большое количество легких танков предопределило и их высокие потери. Только безвозвратно немцы потеряли 83 Pz.Kpfw.II, а поврежденных машин оказалось значительно больше. Воевать Pz.Kpfw.II пришлось в основном не с танками, а с пехотой и противотанковыми пушками. Польские части имели в довольно большом количестве и противотанковые ружья, которым броня немецких легких танков оказалась вполне по зубам.
Оценка Pz.Kpfw.II по итогам Польской кампании немецкими танкистами оказалась неоднозначной. Одни указывали, что огневая мощь танка слишком слабая, другие, наоборот, хвалили 2 cm KwK 30, но при этом требовали обратить внимание на осколочно-фугасные боеприпасы для нее. А вот в оценке брони мнение оказалось единым: слишком слабая. Кроме того, поступали нарекания на недостаточную обзорность с места командира.
Работы над улучшением бронирования Pz.Kpfw.II начались в октябре 1939 года. Был разработан комплект дополнительных броневых листов, которые прикрывали лобовую часть корпуса, подбашенной коробки, лобового листа башни и (в некоторых случаях) бронировку орудийной маски. Дополнительные листы имели толщину 15–20 мм. Таким образом, в лобовой части толщина брони легкого танка достигла 30–35 мм.
Первые комплекты дополнительной брони стали поступать в войска в феврале 1940 года. Поставлялись они, впрочем, довольно неспешно. К маю 1940 года дополнительную броню получило относительно небольшое количество Pz.Kpfw.II. Еще одним усовершенствованием стал прицел TZF.4 с новой шкалой, позволявшей вести огонь на дистанциях до 1200 метров.
Формирование новых танковых дивизий вынудило немецких военных немного «разбавить» Pz.Kpfw.II с помощью Pz.Kpfw.I. По штату легкой танковой роты от 21 февраля 1940 года на ее вооружении состояли четыре Pz.Kpfw.I, одна командирская машина на базе Pz.Kpfw.I, восемь Pz.Kpfw.II и семь Pz.Kpfw.III. Штат средней танковой роты включал одну командирскую машину на базе Pz.Kpfw.I, пять Pz.Kpfw.II и восемь Pz.Kpfw.IV. Впрочем, и эти штаты не очень соответствовали реальному положению дел. На 1 мая 1940 года в немецких частях имелось 1077 Pz.Kpfw.I, 1092 Pz.Kpfw.II, 381 Pz.Kpfw.III и 290 Pz.Kpfw.IV. «Внеплановый» танк снова оказался самым массовым. И на этот раз итоги его боевого применения оказались еще более плачевными.
Хотя французская армия допустила ряд фатальных промахов при создании своей системы вооружения, даже легкие танки Renault R 35 и FCM 36 оказались для Pz.Kpfw.II очень опасными противниками. Броня французских легких танков пробивалась немецкими противотанковыми пушками с дистанции в несколько сотен метров, но для 20-мм автоматической пушки немецкого легкого танка она оказалась слишком толстой. При этом даже короткоствольные 37-мм пушки, которые ставились на французские легкие танки, вполне могли поразить Pz.Kpfw.II. Что уж говорить о Renault D2, Char B1 bis и Somua S 35, столкновения с которыми для экипажей Pz.Kpfw.II были настоящим кошмаром. И это не говоря уже о многочисленной французской противотанковой артиллерии.
Цифры говорят сами за себя: за май 1940 года было безвозвратно потеряно 194 Pz.Kpw.II, а за июнь – еще 46 штук.
Итоги французской кампании наглядно показали, что время легких танков с автоматическими пушками уходит. Тем не менее, модернизация Pz.Kpfw.II продолжилась. Самым заметным изменением стало появление командирской башенки, которую устанавливали вместо башенного люка. Работы по этой теме начались в октябре 1940 года. Примерно в это же время танки получили фары Notek для ночного вождения. С мая 1941 года на танках появились и ящики ЗИП по правому борту.
Даже по состоянию на июнь 1941 года Pz.Kpfw.II оставался одним из самых массовых танков вермахта. К 1 июня в панцерваффе имелось 1074 танка этого типа, больше было только Pz.Kpfw.III (1440 штук). Как результат – после нападения на СССР за июнь-декабрь 1941 года немцы потеряли 424 Pz.Kpfw.II. Еще 56 штук оказалось потеряно в Африке. Впрочем, некоторые танки этого типа дожили до лета 1944 года.
Инженерные малыши
В заключение стоит упомянуть модификации Pz.Kpfw.II Ausf.c-C, предназначенные для различных, весьма специфических задач. Первые такие машины разрабатывались еще до начала Второй мировой войны, и часть из них принимала участие в боевых действиях.
Самой необычной среди них стала амфибия Schwimm-P.Kpfw.II, работы над которой начались еще в августе 1938 года. В отличие от некоторых других стран, где разрабатывались специальные танки-амфибии, немцы пошли по пути модификации уже имеющихся танков. Боевая масса Pz.Kpfw.II вполне позволяла обеспечить ему плавучесть путем установки специальных поплавков (понтонов). Разработкой подобных поплавков занялся Эрих Вольфёрт (Erich Wolfert), ведущий инженер Krupp. Первые эскизные наработки были готовы еще в начале 1939 года.
Изюминкой конструкции было то, что переделанный подобным образом танк по боевым характеристикам ничем не отличался от Pz.Kpfw.II. Поплавки состояли из нескольких секций, которые перевозились на специальном прицепе. Они довольно быстро собирались и монтировались на танк. Движение в воде осуществлялось при помощи гребных винтов, приводившихся в движение вращающимися гусеницами. Обеспечивалась вполне приличная максимальная скорость 12 км/ч, при этом двигаться в воде Schwimm-P.Kpfw.II мог при высоте волн до 1,5 метров.
На некоторое время работы над проектом приостанавливались, и вновь к нему немцы вернулись в 1940 году. Связано это было с готовящейся операцией «Морской лев», в ходе которой планировался морской десант в Англии. Уже к 18 августу 1940 года у вермахта имелось 52 танка-амфибии на базе Pz.Kpfw.II. Хотя в сторону Англии они так и не поплыли, для них все равно нашлась работа. К концу 1940 года танки-амфибии попали в 18-ю танковую дивизию и в 6-й танковый полк 3-й танковой дивизии. Оба соединения приняли участие в операции «Барбаросса», но как амфибии Schwimm-P.Kpfw.II почти не использовались.
Еще одной довоенной разработкой был мостоукладчик Brückenleger II. Впервые об этих машинах заговорили в марте 1939 года. Речь идет о трех танках-мостоукладчиках на шасси 4.Serie/La.S.100. Непосредственно MAN этими машинами не занимался, там лишь изготовили 3 шасси для них. Остальная работа легла на Krupp, который эти самые Brückenleger II и построил. При этом сами мосты, как и в случае с другими немецкими мостоукладчиками, были изготовлены на мощностях фирмы Magirus. Все три машины приняли участие в Польской кампании. Судя по фотографиям, они продолжали находиться в войсках и в 1940–41 годах.
Наконец, еще одна, весьма специфичная инженерная машина появилась уже в ходе войны. По заданию Гудериана в декабре 1939 года была инициирована работа по созданию подвозчика зарядов Ladungsleger. На танк крепилась хитрая конструкция, на конце которой находился ящик с 75 килограммами взрывчатки. Ladungsleger должен был подъехать к вражескому ДОТу и этот самый ящик поставить на него. В основном в эту инженерную версию переделывались Pz.Kpfw.I Ausf.B. Но существовали еще и Ladungsleger II. Такие машины как минимум проходили испытания. Впрочем, есть информация о том, что Ladungsleger II поступали на вооружение 58-го саперного батальона в составе 7-й танковой дивизии.
Источники и литература:
- Материалы BAMA;
- Материалы NARA;
- Panzer Tracts No.2–1 Panzerkampfwagen II ( Kleintraktor to Ausf.B ), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002, ISBN 0–9708407–6–4
- Panzer Tracts No. 2–3 — Panzerkampfwagen II Ausf.D, E, and F development and production from 1937 to 1942, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2010
- Материалы из фотоархива автора
Комментарии к данной статье отключены.