22 апреля 1943 года союзные войска в Тунисе начали наступление с целью окончательной ликвидации вражеской группировки в Северной Африке. Главный удар наносился с запада — 2-й американский корпус должен был наступать на Бизерту, а 1-я британская армия генерала Кеннета Андерсона на Тунис; 8-я британская армия генерала Бернарда Монтгомери, имея перед собой оборонительную полосу, опирающуюся на сложный рельеф местности, первоначально выполняла сдерживающие операции, а затем продвигалась к Пон-дю-Фахсу. Командующий группой армий «Африка» генерал Ганс-Юрген фон Арним, пытаясь сорвать неизбежное наступление союзников, накануне начал атаки против Андерсона и в некоторых точках продвинулся на 8 км, но вынужден был вернуться на исходные позиции. Разгорелось ожесточённое встречное сражение, развязка североафриканской эпопеи как на суше, так и на море была близка.
После событий 30 апреля движение судов на «маршруте смерти» возобновилось только вечером 2 мая — транспорт KT-11 вышел из Туниса и на следующий день прибыл в Марсалу. 3 мая из Марсалы в Тунис отправились немецкие десантное судно, пять паромов «Зибель» и пять пехотно-десантных кораблей; туда же из Трапани следовали ещё семь итальянских десантных барж. Все эти единицы, кроме двух итальянских десантных барж, вернувшихся назад из-за неполадок, в течение 4 мая благополучно достигли места назначения.
Судно «Кампобассо» (3566 тонн) с 58 итальянскими и немецкими военнослужащими на борту и грузом боеприпасов, транспортных средств, артиллерии и горючего в сопровождении миноносца «Персео» с 50 итальянскими моряками в качестве пассажиров на борту оставили Неаполь 29 апреля, имея пунктом назначения Тунис. Из-за неполадок с машинами у миноносца в 04:00 1 мая конвою приказали прервать поход и остановиться на Пантеллерии. В 14:00 3 мая поступил приказ продолжить следовать по назначению, в 16:00, как только доставили воду для котлов, приступили к приготовлению к выходу, а в 19:15 конвой вышел в море и на 8 узлах направился к берегам Северной Африки.
В этот же день в 19:00 из Трапани, также в Тунис, вышли судно «Беллуно» (4279 тонн) и миноносец «Тифоне».
Гибель конвоя «Кампобассо»
Уже в 19:30 на шедшем впереди «Кампобассо» миноносце «Персео» прозвучала «боевая тревога» — сонар зафиксировал контакт, предположительно с вражеской подводной лодкой, и колонна приняла несколько влево. В 21:20 новая тревога, но в 21:40 скомандовали «отбой». В 23:20 были замечены «лучи и подозрительные тени» справа по носу и снова был отдан приказ занять боевые посты. В 23:25 прибор «Метокс» на «Персео» сообщил об обнаружении корабля радаром, о чем немедленно информировали командование итальянских ВМС. Командир миноносца капитано ди корветта Саверио Маротта предположил, что обнаружен противником и, возможно, будет атакован, и в 23:33 приказал «Кампобассо» максимально увеличить скорость, но тот ответил, что может дать только 10 узлов. Спустя две минуты судно попало под обстрел вражеских кораблей и уже в 23:37 загорелось.
Сразу после того, как начался обстрел «Кампобассо», Маротта сообщил о нападении командованию и на полной скорости устремился к судну с намерением прикрыть его дымовой завесой, но генераторы дыма не работали. Тогда «Персео» бросился в контратаку.
Согласно британской версии событий, вечером 3 мая, получив из радиоперехвата информацию о конвое «Кампобассо», Ла-Валетту покинули эсминцы соединения «К» «Нубиан» (коммандер Д.Э. Холланд-Мартин), «Петард» и «Паладин». Эсминцы на большой скорости последовали на запад. Ночь была очень темной, с туманом и плохой видимостью у побережья. В 23:40 британцы достигли Келибии и слева по носу в трёх милях от себя радарами заметили цель; итальянцы в этот момент находились в 22 милях юго-восточнее мыса Бон и следовали курсом на мыс Рас Мустафа. Снизив скорость до 20 узлов, эсминцы пошли на сближение и в 23:47 вышли на прямую видимость с «Кампобассо». «Петард» осветил судно прожектором, после чего «Нубиан» выпустил в цель «десяток залпов». Тут «Нубиан» замечает «650-тонный итальянский миноносец» и переносит огонь на него; к обстрелу подключились и остальные эсминцы. Цель, окутанная дымом и паром, потеряла ход.
Находившийся на «Персео» гардемарин Джорджо Солдати даёт очень подробное описание боя с итальянской стороны. «Персео» сократил дистанцию с эсминцами до менее чем 700 метров и в 23:42 выпустил торпеды из труб №1 и №2. Затем, в 23:44, он так же безрезультатно выпустил торпеды из труб №3 и №4. Британцы их даже не заметили. Оставшись без торпед, «Персео» повернул на северо-запад, к мысу Бон, но в 23:48 «Нубиан» увидел миноносец при вспышке первого взрыва на «Кампобассо» и прекратил обстрел судна. Выпустив осветительные снаряды, британцы в 23:52 дружно открыли по миноносцу огонь. Едва «Персео» начал маневрировать, в 23:53 заклинило руль. Сразу последовали попадания в котельную №1 (от взрыва котла погиб персонал машинного отделения и множество пассажиров), нос, радиорубку и надстройку. После того, как очередное попадание уничтожило орудие №2, миноносец продолжал отстреливаться из двух 100-мм орудий и пулемётов.
Учитывая полную потерю хода и сильный крен на правый борт, Маротта в 23:55 дал приказ на эвакуацию. Итальянцы начали прыгать в воду. В 23:57 снаряд попал в мостик и Маротта лишился левой руки. Горящий и дрейфующий миноносец в это время находился всего в 300 метрах от противника, расстреливавшего его из всех стволов, однако, заметив эвакуацию, британцы прекратили обстрел. Маротта, оказавшись за бортом, утонул, обессилев от потери крови. Он был посмертно награждён «Золотой медалью за воинскую доблесть».
Оставив на время брошенные экипажами «Персео» и «Кампобассо», британские эсминцы осмотрели воды в сторону побережья в поисках других целей, однако никого не обнаружили и вернулись к своим жертвам. Сначала они обстреляли «Персео», но тот, не смотря на попадания, не желал тонуть. Добивать миноносец остался «Паладин», а «Нубиан» с «Петардом» направились к горящему «Кампобассо». Около 01:00 4 мая «Персео» был потрясён сильным взрывом и затонул в 7,5 милях к востоку от Келибии, а затем на глазах у подходивших англичан, взорвался и «Кампобассо». 67 человек из состава экипажа «Персео» и четверых с «Кампобассо» спустя несколько часов подобрало госпитальное судно «Принчипесса Джованна», следовавшее в Тунис; его в 06:00 встретили эсминцы соединения «К» и направили к месту боя. Ещё 16 человек из экипажа транспорта на шлюпке достигли берегов Туниса.
Последний бой «Персео» и «Кампобассо» наблюдали «Тифоне» и «Беллуно», следовавшие в нескольких милях позади. В 07:10 4 мая они благополучно прибыли в пункт назначения. Но это был последний конвой Оси, достигший порта в Северной Африке!
Зачистка у берегов Туниса
В 21:30 4 мая супермарина отправила из Неаполя в Бизерту очередной конвой в составе транспорта «Сан Антонио» (6013 тонн) и миноносца «Гроппо». В 09:00 5 мая к ним присоединился вышедший из Мессины миноносец «Каллиопе». Самолёты-разведчики союзников с рассвета следили за итальянцами без помех со стороны истребителей сопровождения, пока в 14:37 в 25 милях северо-западнее мыса Сан Вито за кормой конвоя не появляется 26 «Крепостей» 301-й бомбардировочной группы. Конвой меняет курс навстречу самолётам, но те, несмотря на сильный «воздушный зонтик», атакуют 500-фунтовыми бомбами с высоты 15 000 футов, что делало невозможным противодействие эскорта. Миноносцам, маневрировавшим на 32 узлах, удалось избежать попаданий, но «Сан Антонио» в 14:50 получил несколько бомб и взорвался. Подобрав 52 выживших из 80 членов экипажа, в 16:00 «Гроппо» ушёл в Трапани, а «Каллиопе» повернул в Неаполь.
В то же время в этот день в Тунис вошли 6 десантных барж, 5 «Зибелей» и 5 пехотно-десантных судов с грузами.
5 мая положение с доставками грузов ещё более осложнилось. Четыре парома «Зибель» и четыре пехотно-десантных судна вышли из Туниса, в 11:00 подверглись атаке пятнадцати B-25 321-й бомбардировочной группы, но на следующий день все благополучно достигли Марсалы. Однако налёты B-17 на гавань Туниса и корабли и доки в Ла-Гуллете во второй половине дня стоили Оси 3 итальянских вспомогательных тральщиков потопленными и 3 десантных кораблей сильно повреждёнными. Портовые сооружения были настолько разбиты, что теперь в гавани могло обслуживаться единовременно не более одного транспорта.
6 мая союзная авиация снова ударила по портам в Тунисе и на Сицилии. В ходе налёта на Марсалу «Крепостей» погибли 3 вспомогательных тральщика, семь паромов «Зибель» и 2 пехотно-десантных судна; портовые сооружения серьёзно пострадали. «Беллуно» и «Тифоне» у Ла-Гуллета подверглись атакам с воздуха, были сильно повреждены и посажены на мель, однако 4 парома «Зибель» и 3 пехотно-десантных судна вечером сумели уйти на Сицилию и на следующий день благополучно достигли Марсалы. В Бизерте бомбардировщики перетопили почти все базирующиеся там итальянские вспомогательные тральщики.
В это же время военные транспорты KT-5, KT-9 и KT-21 следовали из Мессины в Трапани для дальнейшего самостоятельного перехода в Тунис, а из Неаполя туда же вышли суда «Сан Педро» (6947 тонн) и «Томазео» (3200 тонн). Однако на следующий день переход «Сан-Педро» и «Томазео» отменили, поскольку в связи с изменившимися обстоятельствами оставшиеся в руках итало-немецких войск порты полуострова Бон могли принимать только небольшие суда…
Передислокация сухопутных сил союзников была завершена в ночь на 5 мая. Днём 5-й корпус 1-й британской армии провёл успешную атаку, обеспечив безопасность левого фланга наносившего основной удар 9-го корпуса. Последний начал решительное наступление в 03:30 6 мая. 4-я британская и 4-я индийская пехотные дивизии, сосредоточенные на узком участке фронта, при поддержке тяжёлой артиллерии пробили во вражеской обороне брешь, в которую были введены 6-я и 7-я британские бронетанковые дивизии, устремившиеся на Тунис. Одновременно успеха достигли и американцы, прорвавшиеся к Бизерте.
7 мая англо-американские войска вступили и в Тунис и в Бизерту. При их оставлении отступившие на полуостров Бон войска Оси затопили все повреждённые единицы, в том числе французские лидер «Л'Одасье» и подводные лодки «Калипсо», «Наутилус», «Тюркуаз», «Цирцея», немецкий эсминец «Гермес», итальянский миноносец «Тифоне», а также 12 тральщиков, 25 грузовых судов, 9 буксиров и 23 каботажника. Однако 4 итальянских десантных судна, вышедшие из Туниса, благополучно достигли Трапани вечером этого дня.
В этот же день ВМС и ВВС союзников приступили к операции «Возмездие» (Retribution) — изоляции отступавших на полуостров Бон войск Оси. Распоряжение Командующего Средиземноморским флотом адмирала Э.Б. Каннингхэма было предельно ясным: «Топить, жечь и уничтожать. Ничего не должно пройти». В связи с все ухудшающимся положением на фронте и все увеличивающимися проблемами со снабжением, Командование союзников ожидало массовой эвакуации итало-немецких войск из Туниса. Поэтому движение конвоев ограничили, чтобы освободить лёгкие силы флота от обязанностей по эскортированию. Корабли сосредоточили в Боне и на Мальте с тем, чтобы организовать непрерывное патрулирование в водах близ полуострова Бон. Таким образом, были задействованы 21 эсминец и эскортный миноносец. Кроме того, патрули американских торпедных катеров 15-й эскадры из Бона и британских торпедных катеров из Бона и Суса каждую ночь прочёсывали прибрежную зону в поисках целей. Ожидалось вмешательство главных сил итальянского флота, для противодействия которым в Алжир перебазировали линкоры «Нельсон» и «Родней» и авианосец «Формидебл». Однако никаких организованных попыток эвакуации предпринято не было!
7 мая Штаб руководства войной на море довёл до сведения военно-морских командований в Тунисе и в Италии приказ адмирала Дёница следующего содержания: «Вся имеющаяся информация подтверждает необходимость присутствия немецких войск в Тунисе в ущерб интересам наступающего противника. Каждая тонна поставок, которая достигает места назначения, следовательно, означает перспективу дольше продержаться в Тунисе. По этой причине, и вообще по отношению к нашим (сухопутным) войскам, долг ВМФ Германии использовать все возможные средства для продолжения поставок, даже после падения крупных портов. Я сделаю все, что в моих силах, для достижения этой цели, и ожидаю того же от вас. Сообщите (ваши) планы продолжения исполнения задач по снабжению».
А на следующий день последовала директива Верховного командования Вооружённых сил, выпущенная его Оперативным отделом, по продолжению войны на Средиземном море:
«1. Мы, фюрер и дуче, твёрдо намерены продолжать сражение в Тунисе как можно дольше даже после последних изменений в ситуации. Кроме того, далеко зашедшая подготовка противника к высадке в оставшейся части Средиземного моря требует, чтобы немецкие гарнизонные и вспомогательные части, дислоцированные на итальянских островах и материке, были пополнены и усилены. Командующему Вооружёнными силами на Юге необходимо будет принять необходимые меры в пределах директив Вооружённых сил, Верховного командования и его Оперативного отдела.
2. Поставки войск и материалов из Италии должны поддерживаться в настоящем объёме до дальнейшего уведомления. Ограничения потребуют утверждения фюрера и должны осуществляться через Оперативный отдел Верховного командования Вооружённых сил. Что касается перевода в Тунис Командующего Вооружёнными силами на Юге, он решается в соответствии с п.1 в зависимости от развития ситуации.
3. Командующий Вооружёнными силами на Юге имеет право объединять части в соответствии с сокращением фронта и выводить освободившиеся штабы в Италию для дальнейшей службы. Запросы к Верховному командованию Вооружённых сил для эвакуации персонала и имущества допустимы только в исключительных случаях и должны рассматриваться исключительно Верховным Командованием Вооружённых сил, его Оперативным отделом, а не Командующим Вооружёнными силами на Юге или группы армий «Африка».
Руководство Оси не помышляло об эвакуации даже тогда, когда их войска в Северной Африке лишились всех пунктов выгрузки!
8 мая, несмотря на полное отсутствие прикрытия с воздуха (все боеспособные самолёты Оси были задействованы для поддержки сухопутных войск), три 850-тонных немецких военных транспорта KT-5, KT-9 и KT-21 достигли мыса Бон. В 14:30 14 B-25 321-й бомбардировочной группы были подняты на их перехват к мысу Эль-Ахмар, но американцы не нашли противника — немцы перебрались к Сиди-Дауду (западнее мыса Бон). Однако выгрузиться там им не удалось из-за прибоя. В то же время, несмотря на плохую погоду, в воздухе находилось достаточно много ударных самолётов союзников и до наступления темноты немецкие суда у берега были атакованы восемь раз. При этом KT-9 получил попадания двумя бомбами и выбросился на мель у мыса Бон. Остальные два транспорта повернули назад.
В 08:00 8 мая на патрулирование в Сицилийский пролив из Бона вышли эсминцы «Лейфори» (кэптен Хаттон), «Лойял», «Тартар» и эскортные миноносцы «Бичестер» (лейтенант-коммандер Беннеттс), «Окли» и «Зетланд». В 21:15 «Ханты» отделились и отправились в свою зону патрулирования, а эсминцы приступили к поиску к северу от мыса Бон. Около 02:00 9 мая были замечены «два вражеских судна» и через 14 минут англичане открыли огонь; для подсветки целей использовались осветительные снаряды и прожектора. К 02:35 KT-21 получил множество попаданий, загорелся и затонул, а экипаж KT-5 оставил своё судно горящим с взрывающимися боеприпасами. Захватив несколько пленных, эсминцы удалились.
Днём эсминцы Хаттона вылавливали мелкие судёнышки с вражескими солдатами, пытавшиеся уйти на Сицилию, захватив 52 пленных, а в 17:15 «Лейфори» и «Лойял» принялись обстреливать 88-мм зенитную батарею у Сиди-Дауда. Немцы ответили в 17:27 и с третьего залпа поразили «Лейфори» в машинное отделение; корабль временно потерял ход, но затем восстановил его, продолжил патрулирование и пришёл на ремонт на Мальту только вечером 10 мая.
Торпедные катера союзников искали вражеские плавсредства у полуострова Бон под самым берегом. В ночь на 9 мая у занятого противником побережья находились на патрулировании несколько групп торпедных катеров. MTB-265, MTB-316 и MTB-317 10-й флотилии и PT-206 (лейтенант-коммандер Стенли Барнс), которыми командовал лейтенант Денис Джермейн, двумя парами искала цели у мыса Бон. Одновременно другая группа катеров, PT-203 (лейтенант Роберт Рид) и MTB-61 и MTB-77 (7-я флотилия) из Суса, действовала на подходах к Келибии. Обследуя береговую линию, MTB-61 сел на мель всего в 250 ярдах от вражеского форта и вызвал помощь. PT-203 подошёл для спасения экипажа и в это время MTB был взорван. Несмотря на ружейный огонь с пляжа (орудия форта не могли обстреливать находившийся в мёртвой зоне катер), Рид подобрал из воды англичан (погиб один член экипажа катера) и на полном ходу благополучно удалился.
Этой же ночью MTB-316, MTB-265 и MTB-309 захватили несколько лодок с бежавшими из Туниса вражескими солдатами и 117 захватили в плен.
В эти дни 10-я флотилия MTB понесла серьёзные потери на минах. В ночь на 2 мая в районе Бизерты погиб MTB-311, а в ночь на 10 мая близ Суса — MTB-264; в обоих случаях обошлось без жертв среди экипажей.
Вечером 8 и на рассвете 9 мая эсминцы соединения «К» «Джервис» (кэптен Энтони Ф. Пагсли), «Нубиан» и «Паладин», блокировавшие Келибию, дважды обстреливали её, после чего последний порт Оси на побережье Туниса, через который можно было осуществлять снабжение, был окончательно выведен из строя. Запасы топлива и боеприпасов итало-немецких войск были практически исчерпаны, а из-за полного господства противника на море и в воздухе пополнять их более не представлялось возможным. В полдень 10 мая, после обсуждения с Верховным командованием Вооружённых сил и Командующим группы армий «Африка», Главнокомандующий германскими войсками на Юге генерал-фельдмаршал Альберт Кессельринг распорядился приостановить транспортные перевозки в Тунис. Три группы «Зибелей» и десантных кораблей, следовавшие в Тунис, получили приказ уходить на Пантеллерию; 3-я флотилия шнелльботов прикрыла их отход.
10 мая на двух буксирах, нескольких вспомогательных тральщиках и судов обороны гавани в Трапани прибыли 1527 военнослужащих — первые беглецы из Туниса. Сюда же пехотно-десантное судно доставило командира порта Бизерты, 3 штабных чинов и 31 военнослужащего. Ещё одно пехотно-десантное судно с эвакуированными пришло в Трапани 11 мая. 12 мая, после того, как германские и итальянские войска были разъединены, в 08:50 фон Арним направил сообщение следующего содержания: «Приказ защищаться до последней возможности выполнен». Немцы капитулировали в этот же день, а итальянская 1-я армия генерала Джованни Мессе — на следующий. Те, кто не захотел идти в плен, попытался спастись морем на подручных средствах. 897 человек из них были захвачены кораблями союзников, 653 удалось достичь берегов Сицилии; количество погибших в море неизвестно.
Таков был финал североафриканской эпопеи на море.
Автор благодарит Игоря Борисенко за помощь и предоставленные материалы
Комментарии к данной статье отключены.