Пока командующий транспортной авиацией 2-го воздушного флота люфтваффе генерал-майор Ульрих Бухгольц (Ulrich Buchholz) старался выполнить невыполнимое и поддержать на требуемом уровне боеспособность итало-немецкой группировки в Северной Африке, тем же самым от ВМС занимался капитан цур зее Пауль-Герман Майкснер (Paul-Hermann Meixner). Он направлял живую силу и снаряжение в Тунис на оставшихся боеспособными итальянских эсминцах, итальянских и немецких десантных судах и вообще на всём, что могло выйти в море. В течение месяца транспортами и десантными судами было доставлено 18 690 тонн снаряжения, 26 артиллерийских орудий, 46 танков и 280 единиц автотранспорта, а эсминцы за четыре рейса 16–30 апреля переправили в Северную Африку 2800 солдат. За это пришлось заплатить тяжёлыми потерями.
Катастрофическая ситуация с доставкой подкреплений в Тунис вынудила немецкое командование задействовать в войсковых перевозках свой самый крупный боевой корабль на Средиземном море – эсминец «Гермес». Построенный в 1939 году в Великобритании для Греции эсминец типа G с немецкой 127-мм артиллерией главного калибра был назван его первыми владельцами «Василевс Георгиос» (Βασιλεύς Γεώργιος). 20 апреля 1941 года он был потоплен немецкой авиацией в плавучем доке в Пирее, где проходил ремонт. После оккупации Греции немцы подняли и восстановили корабль. В марте 1942 года он вступил в состав кригсмарине как ZG-3, а затем получил имя «Гермес». Поначалу корабль сопровождал конвои в Восточном Средиземноморье, а в марте 1943 года был направлен на Запад. 4 апреля фрегаттен-капитан Курт Рехель (Curt Rechel) привёл корабль в Салерно. Вскоре ему довелось отличиться.
Вернувшись 20 апреля в Салерно после установки минного заграждения у Мареттимо, «Гермес» в 08:38 следующего дня отправился оттуда в Поццуоли для пополнения запасов топлива. Вскоре после выхода в 1000 метрах был замечен перископ. Эсминец на скорости 21 узел бросился в этом направлении, захватил цель «асдиком» — строители передали корабль грекам с британским гидролокатором — и сбросил 15 глубинных бомб с установкой на глубины 35–50 метров. Поскольку результатов не наблюдалось, последовал второй заход со сбросом 15 бомб, установленных на глубины 50–75 метров. Так как «асдик» продолжал фиксировать движение лодки, эсминец предпринял третью атаку, сбросив 11 бомб с установкой на глубины 90–120 метров, после чего лодка всплыла в 3000 метрах у него за кормой. «Гермес» развернулся и открыл огонь из всех орудий. Через 12 минут британская лодка — это была находившаяся на патрулировании в этом районе «Сплендид» (HMS Splendid) — затонула в 4 милях юго-восточнее острова Капри, погибло 18 членов экипажа.
Поход 25–27 апреля
Новый приказ на выход в море поступил только в 14:10 25 апреля. «Гермес» перешёл в Салерно, где взял на борт 350 морских пехотинцев, после чего вышел оттуда на соединение с итальянскими эсминцами «Антонио Пигафетта» (Antonio Pigafetta) и «Леоне Панкальдо» (Leone Pancaldo), которые следовали с войсками из Гаэты. Соединившись в заданной точке, все три эсминца двинулись по маршруту Трапани — Пантеллерия — мыс Бон — Тунис с тем, чтобы прибыть в Тунис к 12:00 26 апреля.
На переходе группа не была обнаружена воздушной разведкой англичан, чему немало поспособствовал очень плотный туман — под его прикрытием эсминцы следовали с 07:15 почти до полудня 26 апреля. В 13:45 корабли прибыли на рейд Ла-Гулетт в Тунисском заливе. Немедленно началась выгрузка войск и погрузка на борт раненых и эвакуируемых.
В 15:42 все три эсминца снялись с якоря для следования в обратном направлении. В 17:52, выйдя из тумана, корабли были атакованы группой P-40 «Киттихаук» 239-го австралийского авиакрыла, пилоты которых отрапортовали о двух прямых попаданиях и нескольких близких разрывах. «Пигафетта» получил повреждения от близкого разрыва бомбы, ещё одна упала в кильватерной струе «Гермеса» в 50 метрах от корабля, но этим успехи австралийских лётчиков и ограничились. Перед входом в Трапани эсминцы снова укрылись в тумане, отстоялись ночь на якоре, а утром 27 апреля продолжили следование в Поццуоли. По возвращению «Пигафетта» отправился на ремонт и в следующем походе участия не принял.
Трагедия 30 апреля
В 18:45 29 апреля «Панкальдо» и «Гермес» вышли из Поццуоли в Тунис с 247 и 213 немецкими солдатами дивизии «Герман Геринг» соответственно. Ночь на 30 апреля прошла без приключений. С рассветом над Сицилийским проливом установилась погода с хорошей видимостью при отсутствии облаков, за исключением высоких перистых. Многочисленные группы ударной авиации Союзников, как только позволила погода в районах базирования, вылетели на поиск целей на подходах к Тунисскому заливу, атакуя всё без разбора.
Согласно бортовому журналу «Гермеса», в 09:05 «четыре самолёта пролетели очень низко в 5 км, находившиеся рядом немецкие и итальянские истребители по радио вызвать не удалось». Итальянцы, описывая этот эпизод, утверждают, что «около 09:00 западнее Пантеллерии пять торпедоносцев попытались атаковать оба корабля. Эсминцы встретили их зенитным огнём, и они сбросили торпеды на безопасном расстоянии».
В 10:12, когда корабли уже находились примерно в 8 милях от Келибии, начался налёт истребителей-бомбардировщиков Союзников. Первоначально идентифицированные как «Спитфайры», нападающие оказались двенадцатью P-40 5-й эскадрильи южноафриканских ВВС. Прикрывавшая эсминцы восьмёрка итальянских истребителей «Макки» MC.200 бросилась в бой. В 10:15 сюда же подоспели немецкие «Мессершмитты» Bf 109 из эскадры JG 27, а затем и направленные на помощь своим товарищам 12 «Киттихоуков» 2-й южноафриканской эскадрильи.
Бой завершился в 10:30. Немцы потеряли один истребитель, записав в свой актив два «Спитфайра». На самом деле один южноафриканский «Киттихоук» был сбит зенитным огнём, а ещё один оказался серьёзно повреждён. Корабли пострадали незначительно. Рехель писал: «После сброса бомб последовал короткий обстрел из бортового оружия. Несколько человек были ранены, в их числе мой главный механик. Кормовая мачта на половине высоты была прострелена, позднее верхняя половина отломилась».
Далее бортовой журнал «Гермеса» утверждает: «11:25. Второе нападение — 18 двухмоторных бомбардировщиков, сопровождавшихся примерно 15 истребителями. Атака произведена с высоты около 2000 метров. 11:36. Повторная атака нашего отряда 12 бомбардировщиками в 2–3 милях от мыса Бон. Во время этой атаки «Панкальдо» получил попадание бомбы. «Панкальдо» оставлен горящим за кормой».
Этим утром с аэродрома Сук-Эль-Арба для поиска морских целей на подходах к Тунисскому заливу поднялись 18 B-25 «Митчелл» 321-й бомбардировочной авиагруппы ВВС США, которых вёл 1-й лейтенант Ричард Типтон (Richard P. Tipton). Бомбардировщики шли тремя группами по шесть машин в каждой под прикрытием 36 «Спитфайров». Спустя полтора часа после взлёта в 3 милях к юго-востоку от мыса Бон американцы обнаружили «большой корабль, двигавшийся на северо-запад», который идентифицировали как «лёгкий крейсер или большой эсминец». В 11:32 12 «Митчеллов» 446-й и 447-й эскадрилий с высоты 8000 футов атаковали цель, но все бомбы легли мимо. Только после этого был замечен «небольшой эсминец, подходивший к цели сзади».
Оба эсминца шли зигзагами на полном ходу, но атаковавшая последней шестёрка B-25 445-й эскадрильи, сбросив 36 500-фунтовых бомб, накрыла «Панкальдо». Эсминец получил несколько прямых попаданий по всей длине корпуса, два из которых снесли ему носовую часть. Корабль сразу загорелся и быстро потерял ход. Едва отбомбившись, «Митчеллы» были атакованы «шестью истребителями Bf 109 и одним Fw 190», которые были отбиты с заявкой на уничтожение одного истребителя. Согласно немецким документам, в 11:40 «Мессершмитты» из JG 77 в бою в 20 км севернее Келибии сбили один «Спитфайр», но и сами потеряли один самолёт.
В 12:30 разбитый бомбами «Панкальдо» ушёл под воду в 2 милях к северо-северо-востоку от мыса Бон. Из 280 членов его экипажа 124 погибли, а 156 были спасены, также погибли 75 немецких солдат. Некоторые итальянские исследователи утверждают, что «Митчеллы» промахнулись, и приписывают поражение «Панкальдо» более поздней атаке истребителей-бомбардировщиков, но это не подтверждается ни немецкими, ни американскими документами.
К полудню оставшийся в одиночестве «Гермес» израсходовал почти весь зенитный боезапас, однако ему пришлось пережить ещё несколько атак:
«12:10. Третье нападение — 18 истребителей-бомбардировщиков. Отбито, повреждений нет. 12:24. Четвёртое нападение — 30 истребителей-бомбардировщиков. Много бомб упало в непосредственной близости от эсминца. Доложено о нарушениях в работе машины правого борта. Выведено из строя рулевое управление. 12:50. Пятое и последнее нападение — 16 истребителей-бомбардировщиков. Снова несколько разрывов бомб недалеко от бортов. Нарушения в работе обеих машин».
В первых двух налётах участвовали «Киттихоуки» 79-й истребительной авиагруппы ВВС США, причём 86-я и 87-я эскадрильи атаковали 500-фунтовыми бомбами с пикирования, а 85-я и 316-я прикрывали их. В ходе первого налёта при выходе из атаки 86-я эскадрилья вступила в бой с «более чем 15 Bf 109» прикрытия. В завязавшейся свалке были сбиты три американца. 86-я и 87-я эскадрильи претендовали на прямые попадания в эсминец с нанесением ему серьёзных повреждений. Последняя атака была на счету «Киттихоуков» 239-го авиакрыла: австралийцы заявили, что «подожгли обездвиженный корабль».
В 13:15 машины «Гермеса» полностью остановились, но, к счастью для немцев, новых атак не последовало. Рехель отдал приказ солдатам покинуть борт на спасательных плотиках. Затем появились направленные на помощь суда, а в 16:20 подошёл буксир «Картаго» (Cartago), с помощью которого эсминец добрался до берега и в 17:55 стал на якорь около Корбуса. Моторно-парусные суда доставили солдат с него в Ла-Гулетт.
Из-за сильного ветра Рехель не смог 1 мая добраться до Туниса, но налёт истребителей-бомбардировщиков Союзников на его якорную стоянку тоже был безуспешным. Буксировка началась только в 20:30 и велась на скорости 3 узла. В конце концов, в 01:30 2 мая «Картаго» притащил «Гермес» в Ла-Гулетт, а в 09:00 многострадальный эсминец отшвартовался в гавани Туниса.
Получив известие о бедственном положении «Панкальдо», командование ВМС в Бизерте направило ему на помощь все доступные единицы. Вышедшие оттуда около 13:00 торпедный катер MS-25 и противолодочный MAS-552 сначала имели задачу оказать помощь повреждённому эсминцу, но уже в пути была получена информация о его гибели, и теперь нужно было спасать выживших.
Около 15:30 в трёх милях к северу от острова Зембра катера были атакованы 22 истребителями-бомбардировщиками P-40 2-й и 5-й южноафриканских эскадрилий. Оба катера начали ставить дымовую завесу, пытаясь прикрыть друг друга, и «открыли огонь из пулемётов, сбив лидера атакующей группы». MS-25 устремился было к берегу Зембры, но так как MAS-552 был неоднократно поражён и загорелся, он вернулся и прикрыл повреждённый катер дымовой завесой, при этом сам получив несколько попаданий в корму с повреждением рулевого управления. С трудом маневрируя, MS-25 укрылся в собственной дымовой завесе, снял с агонизирующего MAS-552 уцелевших моряков и снова поспешил к Зембре. На него снова набросились истребители-бомбардировщики. Катер был поражён, загорелся и в 16:00 выбросился на мель на северном побережье острова Зембра. На следующий день он был уничтожен своей командой.
Следовавший на помощь из Бизерты раумбот 6-й флотилии RA-10 (захваченный под Тобруком экс-британский 77-футовый MTB-314) в двух милях к югу от мыса Бон был атакован четвёркой истребителей-бомбардировщиков «Спитфайр» 249-й эскадрильи RAF, получил бомбу в машинное отделение и в 16:11 затонул с 6 убитыми моряками.
Гибель «Лампо» и «Гермеса»
В тот же день 30 апреля американцы расправились и с итальянским эсминцем «Лампо» (Lampo), отплывшим в 11:00 из Трапани и следовавшим самостоятельно в Тунис с 52 тоннами боеприпасов, размещёнными в помещениях в носу и корме. С воздуха корабль прикрывали восемь итальянских истребителей «Макки» MC.202. Получив известие о катастрофе, постигшей «Панкальдо» и «Гермес», итальянское командование хотело было вернуть «Лампо», но всё-таки не сделало этого. Попав под массированную атаку выходивших из низких облаков истребителей-бомбардировщиков Союзников, корабль не имел шансов уцелеть.
В нападении на «Лампо» приняли участие американские P-40 79-й истребительной авиагруппы. Ударные «Киттихоуки» следовали под прикрытием своих собратьев из 85-й эскадрильи и британских «Спитфайров». Атака началась в 17:00. Пока истребители сопровождения занимались восемью MC.202 и подоспевшими пятью MC.205, 24 «Киттихоука» 87-й, 316-й и 315-й эскадрилий «добились трёх прямых попаданий в эсминец».
Официально была засчитана только одна заявка на попадание 500-фунтовой бомбой. Его автор, флайт-офицер Уильям Гатлинг (William D. Gatling) из 315-й эскадрильи, совершавший в составе группы из 12 самолётов под командованием капитана Дж. Адамса (J. Adams) свой четвёртый боевой вылет, впоследствии писал: «К цели подошли на высоте 7500 футов. Вражеские истребители не мешали, поскольку ими занялись британские «Спитфайры», эскортировавшие ударную группу». Как только P-40 с бомбами легли на боевой курс, эсминец открыл огонь из всех стволов и начал маневрировать. Гатлинг, атаковавший десятым, сбросил бомбу с взрывателем замедленного действия с высоты менее 900 футов и поразил «шедшую зигзагом и отстреливающуюся цель в палубу сразу впереди дымовой трубы», что подтвердили другие участники атаки. Из пикирования Гатлинг вышел в 500 футах от поверхности воды.
Атакованный эсминец поначалу отстреливался, но его огонь быстро подавили. Сначала, по утверждению итальянцев, было получено попадание (либо близкий разрыв) с серьёзными повреждениями в корме, затем ещё одно в носовой части. Корабль потерял ход и загорелся, начали рваться боеприпасы, погибли десятки членов экипажа. Погреба затопили, чтобы избежать дальнейших взрывов, но так как крен стремительно рос, в 17:35 командир эсминца капитано ди корветта Лорис Альбанезе (Loris Albanese) приказал оставить корабль. Сам он покинул его последним в 17:50.
Экипаж собрался на плотах неподалёку от пылающего «Лампо» и в 18:15 наблюдал новую атаку «20 истребителей-бомбардировщиков», в результате которой эсминец принялся гореть ещё сильнее. Корабль лёг на правый борт и в 19:12 затонул после взрывов в носу и на корме в 6 милях к востоку от мыса Рас-эль-Мустафа. Погибло 60 из 213 членов экипажа.
В воздушном бою американцы без потерь со своей стороны сбили один MC.205 88-й эскадрильи и один MC.202 повредили.
Для «Гермеса» полученные на переходе повреждения тоже оказались роковыми. Отремонтировать машины на месте не представлялось возможным, а ремонт котлов требовался ещё до начала похода. 7 мая фрегаттен-капитан Рехель получил приказ командования затопить «Гермес» и примерно в 08:10 сообщил об этом экипажу. Уже в 08:32 прозвучал взрыв в носовой части, затем была взорвана средняя часть, а потом и корма; в 09:25 корабль лёг бортом на дно гавани. Тунис пал в этот же день, однако, Рехелю, который 8 мая был представлен к Рыцарскому кресту, удалось избежать плена. Вместе с 30 другими членами экипажа эсминца он на борту буксира «Габес» (Gabes) 9 мая прибыл в Трапани, остальные же моряки с «Гермеса» отправились в распоряжение военно-морского командования снабжения и транспортной службы на мысе Бон и попали в плен.
Резонанс на события 30 апреля
В апреле 1943 года из задействованных в перевозках 32 судов восемь были потоплены на пути в Тунис и три при возвращении; в море и портах погибли три эсминца, три миноносца и два корвета, а ещё один эсминец и четыре миноносца были повреждены. Но именно гибель «Гермеса» и итальянских эсминцев вызвали серьёзные разногласия между командованиями германских и итальянских ВМС. Супермарина и представитель кригсмарине в Риме вице-адмирал Фридрих Руге (Friedrich O. Ruge) пришли к единому мнению, что дальнейшие рейсы эсминцев в Тунис обречены на неудачу и лишь повлекут за собой напрасные жертвы.
Руге ещё 30 апреля по телефону сообщил генерал-фельдмаршалу Альберту Кессельрингу (Albert Kesselring), что «использование эсминцев в качестве войсковых транспортов более не оправдывает себя», и просил его быстро принять соответствующее решение. Было отмечено, что «проход в светлое время суток почти невозможен из-за большого превосходства вражеской авиации, а ночью весьма опасен в связи с интенсивной деятельностью надводных сил союзников». Ответ Штаба руководства войной на море был следующим: «Главнокомандующий военно-морским флотом считает использование эсминцев для перевозок в Тунисе нормальным явлением и не намерен вмешиваться. Дело будет обсуждаться в Берлине 1 мая».
В то же время Кессельринг передал в Берлин подробный обзор ситуации и отчёт о своих переговорах 29 апреля с командованием ВМС Италии. Касательно гибели эсминцев он утверждал, что их отправили в светлое время суток вопреки его категорическому предупреждению. Для проведения дневных атак противник имел достаточно сил, чтобы парализовать действия даже 60 немецких истребителей прикрытия. Опасность же атак с воздуха ночью оценивалась Кессельрингом как менее серьёзная, особенно в случае поддержки с воздуха, о чём были даны соответствующие приказы ВВС. Первым последствием событий 30 апреля у мыса Бон стал приказ транспорту «Беллуно» (Belluno) с двумя миноносцами охранения укрыться в Трапани; его выход в Тунис был отсрочен, и в этот день в Марсалу пришёл лишь обратный конвой из трёх десантных барж и шести паромов «Зибель».
Во второй половине дня 1 мая вице-адмирал Руге прибыл в Берлин, где вместе с представителем итальянских ВМС Сесто Сестини (Sesto Sestini) принял участие в подробном обсуждении ситуации в Тунисе. В своём обзоре ситуации с тунисскими конвоями Руге рассказал о всё возрастающих трудностях при выполнении этой задачи — угрозах от надводных сил противника в северной части Сицилийского пролива, сложной минной обстановке в его центральной части и опасности атак с воздуха в южной части как днём, так и ночью. Он считал, что продолжение рейсов крупными судами и эсминцами имеет крайне мало шансов на успех.
Сестини изложил точку зрения командования итальянских ВМС — поскольку потеря Туниса виделась неизбежной, необходимо было сохранить боевые корабли итальянского флота, в том числе и эсминцы, для обороны Сицилии и Сардинии. Штаб руководства войной на море в корне отверг эти возражения, заявив, что при существующем балансе сил на море итальянский флот не сможет предотвратить оккупацию Сардинии и Сицилии — лучшей защитой для Италии будет удержание Туниса, ибо пока он в руках войск «Оси», высадка в Италии или на её островах маловероятна. Для решения этой задачи больше пользы будет от пожертвования флотом сейчас, поскольку при подавляющем превосходстве ВМС союзников итальянские корабли не смогут предотвратить высадку. Верховное командование вермахта выпустило ряд распоряжений о том, что Тунис будет удерживаться, и в этом контексте ВМС обязаны поддержать отчаянно сражающиеся там другие виды вооружённых сил. Поблажка для флота в этом вопросе равносильна обречению сухопутных войск на капитуляцию, поэтому флот должен решать задачу всеми доступными способами.
В итогах этого совещания было решено: переходы морем должны совершаться только ночью. Несмотря на возрастающие трудности, продолжение поставок в Тунис должно выполняться всеми доступными средствами. Кессельрингу и Руге предлагалось согласовать с командованием итальянских ВМС способы выполнения этих задач и оперативно реагировать на изменение ситуации.
Автор благодарит Игоря Борисенко за помощь и предоставленные материалы
Источники и литература:
- Combat history of the 79th Fighter Group — USAAF, 1947
- Harald Fock. Afrika-Zerstörer ZG3 Hermes. Original-Kriegstagebuch — Herford (Koehlers Verlagsgesellschaft), 1993
- Wesley Frank, James L.C. Craven. The Army Air Forces In World War II: Volume 2, Europe: Torch to Pointblank, August 1942 to December 1943 — University of Chicago Press, 1949
- Giorgio Giorgerini. La guerra italiana sul mare: La marina tra vittoria e sconfitta, 1940–1943 — Mondadori, 2001
- Volkmar Kühn. Torpedoboote und Zerstorer im Einsatz 1939-1945. Kampf und Untergang einer Waffe — Stuttgart Motorbuch-Verlag, 1977
- Alan J. Levine. The War Against Rommel's Supply Lines, 1942–1943 — Praeger, 1999
- Giovanni Massimello, Christopher Shores. A History of the Mediterranean Air War, 1940-1945. Volume 3: Tunisia and the End in Africa, November 1942–1943 — Grub Street Publishing, 2016
- Carl Molesworth. P-40 Warhawk Ases of the МTO — Osprey Publishing, 2002
- The AAF in Northwest Africa. An Interim Report — Center for Air Force History, 1992
- http://conlapelleappesaaunchiodo.blogspot.com
- http://tsushima.su/forums
- https://www.forum-marinearchiv.de
- http://www.naval-history.net
Комментарии к данной статье отключены.