США всегда очень болезненно воспринимали изменения, которые могли угрожать политике Вашингтона на обоих американских континентах. В первой половине ХХ века США не задумываясь посылали войска в те страны Латинской Америки, в которых, по мнению Белого дома, происходило что-то противоречащее интересам их северного соседа. Начавшаяся после 1945 года холодная война только способствовала усилению страхов США потерять контроль над остальными американскими государствами и увидеть появление режимов, пользующихся поддержкой СССР. Предотвращение революций и прихода к власти левых партий стало целью внешней политики США, напуганных событиями на Кубе и стремившихся после появления режима Фиделя Кастро предотвратить такой сценарий любой ценой.
Доминиканская республика в первой половине ХХ века
Расположенная на острове Гаити (Эспаньола) Доминиканская республика, как другие латиноамериканские государства в бассейне Карибского моря, пользовалась повышенным вниманием со стороны «дяди Сэма». Американцы рассматривали её как ценный источник сельскохозяйственной продукции. Близость острова к США позволяла быстро вмешиваться в дела государств, расположенных на нем. Так, в 1915 году была осуществлена военная интервенция в Гаити, а в 1916 году пришла очередь Доминиканской республики. На несколько лет остров, находящийся на полпути из портов восточного побережья США к Панамскому каналу и оттого имеющий ещё и важное военное значение, весь оказался в руках военной администрации США.
Оккупация Доминиканской республики закончилась в 1924 году, но США вовсе не собирались терять контроль над страной. Как отмечает историк и социолог Майкл Манн, в конце 1920-х гг. руководство Соединённых Штатов, реагируя на запрос избирателей на более мягкую внешнюю политику, нашло новую тактику — обучение местных военных подавлению оппозиции. Из их круга вышли клиентелистские диктаторы, которые поддерживали порядок, опираясь на экономическую и военную помощь США. Конечно, Белый дом не забывал и о защите своих ставленников, пусть и запятнавших себя преступлениями. «Может быть, он и сукин сын, но он наш сукин сын», — такую фразу приписывают государственному секретарю США в 1933–1944 гг. Корделлу Халлу. Таким образом он характеризовал генерала Рафаэля Трухильо, получившего власть в 1930 году после военного переворота именно в Доминиканской республике.
Трухильо находился у власти 30 с лишним лет, не забывая о благополучии своей семьи и наиболее близких сторонников: они контролировали 35% обрабатываемых сельскохозяйственных земель и 63% производства сахара — самой прибыльной отрасли доминиканской экономики. Естественно, никакие налоги с этих доходов в государственную казну не поступали, всё оседало в карманах диктатора и его родственников. Попытки оппозиции вести легальную борьбу жёстко пресекались, а всех заговорщиков ждали пытки и казни. Однако в 1950-е гг. количество заговоров и число участников серьёзно выросло: чувствовалось, что доминиканское общество смертельно устало от власти диктатора и его клана, но нужен был внешний толчок, чтобы режим рухнул.
Положение Трухильо, охотно дававшего приют лишившимся власти латиноамериканским лидерам вроде Батисты с Кубы или Переса Хименеса из Венесуэлы, пошатнулось как раз после впечатляющего успеха кубинских революционеров. США решились на смену политики в Латинской Америке, отказавшись от поддержки таких одиозных личностей как Трухильо. ЦРУ, судя по всему, не сумев договориться с Трухильо, в 1961 году организовало его убийство. Вслед за этим последовало бегство его сыновей из страны и борьба вновь образованных политических партий (при Трухильо была разрешена только одна) за власть. На президентских выборах 1962 года победил Хуан Бош, успевший посидеть в кресле президента с февраля по сентябрь 1963 года.
Бош, явно сочувствующий социалистическому движению, начал серию реформ, при этом самой фатальной для него стало уменьшение расходов на армию и ограничение её участия в политической жизни страны. Это привело к заговору среди высших офицеров и военному перевороту. Хуан Бош бежал из страны, а власть оказалась в руках так называемого триумвирата, который не был признан США, хотя и проводил антикоммунистическую политику.
Политический кризис 1965 года и вмешательство США
В 1965 году разрозненные группы, противостоявшие триумвирату, объединились, их возглавил полковник Франсиско Кааманьо. Оппозиция попыталась свергнуть триумвират, вернуть Хуана Боша и восстановить принятую при нём конституцию, потому их обычно называют конституционалистами.
Восстание началось 24 апреля 1965 года и застало врасплох руководство США. Однако по прошествии нескольких дней, когда стало ясно, что силы военной хунты (лоялисты) не справятся с конституционалистами самостоятельно, всё же Линдон Джонсон решил поддержать первых, поскольку вместе со своими советниками опасался повторения кубинских событий. Естественно, для оправдания интервенции президент в телевизионном обращении заявил:
«Правительство Соединённых Штатов было проинформировано военными чинами Доминиканской республики об опасности, угрожавшей жизни американских граждан. Эти чины не могут более гарантировать их защиту и потому просят предоставить для этого военную помощь».
30 апреля на аэродроме, подконтрольном лоялистам, высадились первые силы 82-й воздушно-десантной дивизии США, а потом с баз в Пуэрто-Рико были переброшены дополнительные силы общим числом 27 000 человек. Несмотря на вооружённые стычки между лоялистами и подразделениями армии США с одной стороны, и конституционалистами» с другой, парламент Доминиканской республики 4 мая успел назначить Кааманьо президентом страны. Официально он покинул этот пост только в сентябре 1965 года.
В первую очередь перед американскими войсками стояла задача обеспечить безопасность граждан своей страны. Высадившиеся на побережье близ столицы страны Санто-Доминго морские пехотинцы должны были взять под контроль здания, где укрылись американцы и другие иностранцы. В ночь на 2 мая американские десантники выдвинулись с аэродрома, где они высадились, в сторону столицы и установили связь с морскими пехотинцами, также продвигавшимися в город. Американцы блокировали районы, где находились конституционалисты, установив семь блокпостов, через которые горожане могли пройти лишь после тщательно досмотра с помощью металлоискателей — к такой мере пришлось прибегнуть, поскольку иных способов обыскать доминиканок в свободных платьях, под которыми можно было спрятать что угодно, не было.
К операции, названной «Пауэрпак» (Power Pack — «блок питания»), были привлечены также войска из других латиноамериканских стран, действовавшие в рамках Межамериканских миротворческих сил (Inter-American Peace Force). Так США стремились придать интервенции вид операции по спасению и защите жизней во время гражданского конфликта. Среди миротворцев было 1130 бразильцев, 250 гондурасцев, 184 парагвайца, 160 никарагуанцев, 21 костариканец и три сальвадорца. Все они, по отзывам военных США, были очень плохо экипированы и обучены, потому скорее мешали борьбе с отрядами конституционалистов.
Из Доминиканы удалось эвакуировать 6500 граждан США и других государств. Бои между американскими подразделениями и конституционалистами проходили в основном в городах, самые ожесточённые столкновения произошли в столице — было убито, по разным подсчётам, от 3000 до 4000 доминиканцев и 27 американцев, ещё 156 американцев были ранены. Морские пехотинцы столкнулись с несколькими танками L-60 шведского производства и уничтожили их с помощью 106-мм безоткатных орудий M40. Один из отрядов Кааманьо выбил лоялистов с грузового судна, откуда открыл огонь по американским десантникам — те ответили выстрелами из всё тех же M40 и потопили транспорт.
Последние крупные бои произошли в июне 1965 года (к тому моменту морские пехотинцы ушли, остались только десантники), когда конституционалисты атаковали место дислокации 82-й дивизии и бразильского подразделения с помощью гранатомётов, пулемётов и танков. Атака кончилась разгромом конституционалистов, потерявших не менее 67 человек. Перешедшие в контрнаступление американцы и бразильцы зачистили несколько десятков городских кварталов в Санто-Доминго. Поражение вынудило руководство конституционалистов сесть за стол переговоров.
Позднее крупные силы лоялистов и конституционалистов столкнулись в городе Сантьяго к северу от Санто-Доминго. Первые напали на траурную процессию вторых, и перестрелка продолжалась пять часов, пока не вмешались американские вертолёты и пехота.
Армия США начала также пропагандистскую работу с помощью специального подразделения «психологической войны» (1st Psychological Warfare Battalion, дислоцировавшийся на базе Форт-Брэгг в Северной Каролине), спешно направленного на остров и поступившего в распоряжение руководства местного отдела Информационного агентства США. Агентство специально обратилось к армии, поскольку военные могли быстро обеспечить пропагандистов необходимым оборудованием. 5 мая 1965 года в эфир вышла радиостанция «Голос зоны безопасности» (The Voice of the Security Zone), которую обслуживали переброшенные из Северной Каролины военные специалисты, а передачи сочиняли и записывали работники Информационного агентства, хорошо знавшие испанский язык и реалии Доминиканы. Мощности передатчиков хватало, чтобы охватить большую часть территории республики.
Всего было записано более 600 часов программ для трансляции через громкоговорители в населённых пунктах, а также более 900 часов для радио. Также в течение 35 дней армейская радиостанция ретранслировала передачи «Голоса Америки». Кроме того, 1-й «психологический» батальон, самолёт ВВС США с радиопередатчиком на борту, а также специальные команды на судах ВМФ США, блокировавших побережье, занимались подавлением сигнала на частотах вещания радио конституционалистов, сумевших захватить несколько мощных передатчиков. В конце концов, американцы смогли подавить их только в ходе специальной военной операции по уничтожению радиоузлов противника.
К концу 1965 года сопротивление конституционалистов было сломлено. С 3 сентября временное правительство республики возглавил Гектор Гарсиа-Годой, а в 1966 году, после вывода американских войск, президентом стал Хоакин Балагер — человек, очень близкий к Трухильо, перенявший многое из методов управления покойного диктатора. Франсиско Кааманьо удалось спастись. Избежав гибели при нападении лоялистов в Сантьяго, он по распоряжению Гарсиа-Годоя отправился военным атташе в Лондон, откуда уехал на Кубу. В 1973 году Кааманьо попытался с группой соратников поднять восстание в горах Доминиканы, но был схвачен и казнён.
Операция «Пауэрпак» показала, что США не намерены терять союзников в бассейне Карибского моря, особенно на таких важных островах как Гаити. Приход Балагера к власти показал, что Белый дом сохранит, пусть и с некоторыми изменениями, прежний курс на поддержку сильных авторитарных лидеров, способных в условиях холодной войны обеспечить в своих странах нужный США порядок.
Литература:
- История стран Латинской Америки: Вторая половина ХХ века — М.: «Наука», 2004
- http://www.psywarrior.com
- https://warisboring.com
Комментарии к данной статье отключены.