• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    36

    Улучшая «бессмертного пони»

    • ВМВ
    • униформа и снаряжение
    • автотранспорт
    • США
    Александр Сметанин
    26 May '17

    Недавно Warspot публиковал статью «Вынужденные импровизации», которая рассказывала о полевых модификациях американских танков на западном фронте Второй мировой войны. Однако полевые доработки затрагивали не только бронетехнику, но и гораздо более многочисленный автотранспорт. Такие усовершенствования применялись на большинстве использовавшихся на западном фронте автомобилей. Читатель Warspot Александр Сметанин предлагает рассмотреть этот феномен на примере многочисленного и знаменитого «Виллиса» модификаций Willys MA и Willys MB.

    «Бастл-рэк» – автомобильная «мечта оккупанта»

    Английское название этого улучшения, – Bustle Rack, – пожалуй, можно перевести как «багажник для суматохи», в который не глядя можно бросить вещи и дать газу. По сути, это дополнительная корзина позади автомобиля для увеличения его вместимости. Подобные конструкции больше всего были свойственны именно «Виллису», так как в его кузове было не так много места даже для пассажиров, которых, по задумке конструкторов, помимо водителя предполагалось всего трое.

    ​Слева оборудованный дополнительным багажником «Виллис» пробирается по запруженной войсками улице городка в Нормандии, лето 1944 года. Справа «бастл-рэк» на сохранившемся автомобиле на фестивале реконструкторов, наши дни. - Улучшая «бессмертного пони» | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Слева оборудованный дополнительным багажником «Виллис» пробирается по запруженной войсками улице городка в Нормандии, лето 1944 года. Справа «бастл-рэк» на сохранившемся автомобиле на фестивале реконструкторов, наши дни.

    Если у каждого из четверых был вещевой мешок, то места в кузове уже не оставалось – именно поэтому на фотографиях военного времени часто можно увидеть мешки, привязанные по бортам автомобиля. К разработчикам «Виллиса» в данном случае претензий быть не должно – они создавали машину для разведки, по очень строгим критериям (в которые не вписались, но это отдельная история).

    Корзины изготавливали из металлической полосы и монтировали на «Виллисы» позади кузова в ремонтных мастерских уже во Франции. Эта модификация свойственна именно западному фронту, в советских войсках такие доработки не производилось. Можно предположить, что это связано с разным использованием джипов в Красной Армии и у союзников. В то время, как у американцев это были рабочие лошадки пехоты, в СССР, в основном, «Виллисы» использовались как автомобили командного состава или артиллерийские тягачи.

    Берегите голову!

    Американские названия этого устройства звучат как Anti-decapitation Bar или Wire-Cutter – то есть, дословно, «брус против обезглавливания» и «резак для проволоки». В принципе, из названий сразу виден и функционал доработки. Конструктивно это был кусок стальной трубы, уголка или другого профиля, укреплённого сваркой или на болтах в передней части кузова «Виллиса». Верхний конец профиля был поднят выше уровня лобового стекла и голов пассажиров, слегка отогнут вперёд и снабжён специальным зубом.

    ​Слева «Виллис», оборудованный резаком для проволоки, на снимке военных лет. Справа аналогичный автомобиль на фестивале реконструкторов в наши дни. - Улучшая «бессмертного пони» | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Слева «Виллис», оборудованный резаком для проволоки, на снимке военных лет. Справа аналогичный автомобиль на фестивале реконструкторов в наши дни.

    Назначение устройства – рвать натянутую между деревьями поперёк лесных дорог проволоку или рояльные струны. Судя по тому, что модификация эта часто встречается на архивных фотографиях, количество таких ловушек было большим. Впрочем, возможно, подобные истории относились к области фронтового фольклора, распространявшегося с большой скоростью.

    Необходимо обратить внимание на ещё один момент. У многих военных автомобилей того времени лобовое стекло можно было откинуть вперёд и положить на капот. Делалось это для того, чтобы уменьшить профиль машины и убрать демаскирующие автомобиль блики, поэтому езда без лобового стекла практиковалась часто. Также в комплекте с американскими автомобилями для таких случаев шёл и специальный чехол на лобовое стекло, использовавшийся в положении «на капоте». Судя по фотографиям, у чехла было и второе, непредусмотренное производителем, назначение – в качестве ещё одного места для хранения личных вещей экипажа.

    Крепление носилок

    Очень часто джипы с их манёвренностью и проходимостью использовали для эвакуации раненых с передовой. Конструкция «Виллиса» как нельзя лучше подходила для этой задачи, и при небольших переделках автомобиля на него можно было установить сразу двое, а то и трое носилок – в последнем случае их могли монтировать спереди, на капоте двигателя.

    ​Слева армейский «Виллис» перевозит трех раненых в ходе боев за Окинаву, апрель 1945 года. Один из сопровождающих санитаров держит в руках капельницу. Справа – «Виллис», переоборудованный в Австралии фирмой «Холден». Вдоль левого борта автомобиля размещался водитель и два санитара, вдоль правого – ящик с имуществом вместо правого переднего сиденья и двое носилок. Предусматривалась также установка тента, делающая автомобиль полностью крытым. - Улучшая «бессмертного пони» | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Слева армейский «Виллис» перевозит трех раненых в ходе боев за Окинаву, апрель 1945 года. Один из сопровождающих санитаров держит в руках капельницу. Справа – «Виллис», переоборудованный в Австралии фирмой «Холден». Вдоль левого борта автомобиля размещался водитель и два санитара, вдоль правого – ящик с имуществом вместо правого переднего сиденья и двое носилок. Предусматривалась также установка тента, делающая автомобиль полностью крытым.

    В Австралии на заводе фирмы «Холден» (Holden) эту идею развили и переоборудовали партию из 200 санитарных автомобилей, которые использовались Корпусом морской пехоты США на тихоокеанском театре военных действий. В них двое носилок располагались в два яруса, одни над другими.

    Когда запас карман не трёт

    Судя по большому количеству фото «Виллисов» с канистрами, закреплёнными в разных местах автомобилей, это было достаточно распространённой полевой модификацией. При среднем запасе хода в 400–500 км по хорошей дороге, на бездорожье автомобили тратили топлива в разы больше.

    ​Один из самых известных снимков времен Второй мировой войны – создатель SAS сэр Арчибальд Дэвид Стирлинг (справа) встречает возвратившихся из трехмесячного патрулирования бойцов одной из своих мобильных групп, январь 1943 года. «Виллисы» вооружены авиационными спаренными пулеметами «Виккерс К» и крупнокалиберными «Браунингами», обвешаны канистрами с бензином. Для лучшего охлаждения установлены дополнительные расширительные бачки на решетке радиатора ,в то время как часть ребер решетки удалена для улучшения притока воздуха. - Улучшая «бессмертного пони» | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Один из самых известных снимков времен Второй мировой войны – создатель SAS сэр Арчибальд Дэвид Стирлинг (справа) встречает возвратившихся из трехмесячного патрулирования бойцов одной из своих мобильных групп, январь 1943 года. «Виллисы» вооружены авиационными спаренными пулеметами «Виккерс К» и крупнокалиберными «Браунингами», обвешаны канистрами с бензином. Для лучшего охлаждения установлены дополнительные расширительные бачки на решетке радиатора ,в то время как часть ребер решетки удалена для улучшения притока воздуха.

    Особенно внушительно смотрелись в этом плане «Виллисы» и другие внедорожники SAS, родоначальников британских спецподразделений (Special Air Service – «Особая воздушная служба»), действовавших в североафриканской пустыне. Вынужденные в условиях длительных рейдов действовать по принципу «всё своё вожу с собой», они обвешивали свои автомобили не только канистрами с горючим, но и с водой, ящиками с боеприпасами, мешками с провизией и т.п.

    Бронирование

    Не были исключением и попытки добавить дополнительную защиту для джипов. Экспериментов в этом направлении проводилось очень много, но большей частью в серию они не пошли.

    ​Бронированный «Виллис» MA (слева) на испытаниях на Абердинском полигоне, США, 1941 год. Забронированы радиатор, двигатель, установлен откидной бронещит вместо лобового стекла. Справа для сравнения исходная конструкция. - Улучшая «бессмертного пони» | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Бронированный «Виллис» MA (слева) на испытаниях на Абердинском полигоне, США, 1941 год. Забронированы радиатор, двигатель, установлен откидной бронещит вместо лобового стекла. Справа для сравнения исходная конструкция.

    Бронелисты пытались устанавливать как на заводах, так и в полевых условиях, но это серьёзно утяжеляло конструкцию, да и задачи лёгкого разведывательного автомобиля значительно отличаются от таковых у бронетехники.

    Заводские модификации

    Несколько слов о заводских комплектах для модификаций автомобилей, которые выпускались для установки в полевых условиях. К ним относятся дополнительные обогреватели в салон, разъёмы для подключения внешних генераторов и комплекты брезентовых дверей и боковин для холодного времени года. Для действий в пустынной местности изготавливался комплект с дополнительным расширительным бачком для установки на решётке радиатора. Выпускались комплекты лебёдок для установки на штатные места в передней части автомобиля, комплекты для преодоления водных преград.

    В статье намеренно не затронуто великое множество вариантов установки на автомобили дополнительного вооружения, или серьёзные модификации кузовов и подвески, которые проводились как в годы Второй мировой, так и после, во время корейского конфликта. Это тема для отдельного обширного исследования.

    Александр Сметанин

    Поделиться
    • 6
    • 58
    • 2
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Картография Warspot: странная поза на Warspot.ru
    Картография Warspot: странная поза
    «Сорокапятка»-неудачница: когда хорошее — враг лучшего на Warspot.ru
    «Сорокапятка»-неудачница: когда хорошее — враг лучшего
    Машины, которые пройдут где угодно на Warspot.ru
    Машины, которые пройдут где угодно
    «Чтоб под каждым под кустом был готов и стол, и дом…» на Warspot.ru
    «Чтоб под каждым под кустом был готов и стол, и дом…»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google