Недавно Warspot публиковал статью «Вынужденные импровизации», которая рассказывала о полевых модификациях американских танков на западном фронте Второй мировой войны. Однако полевые доработки затрагивали не только бронетехнику, но и гораздо более многочисленный автотранспорт. Такие усовершенствования применялись на большинстве использовавшихся на западном фронте автомобилей. Читатель Warspot Александр Сметанин предлагает рассмотреть этот феномен на примере многочисленного и знаменитого «Виллиса» модификаций Willys MA и Willys MB.
«Бастл-рэк» – автомобильная «мечта оккупанта»
Английское название этого улучшения, – Bustle Rack, – пожалуй, можно перевести как «багажник для суматохи», в который не глядя можно бросить вещи и дать газу. По сути, это дополнительная корзина позади автомобиля для увеличения его вместимости. Подобные конструкции больше всего были свойственны именно «Виллису», так как в его кузове было не так много места даже для пассажиров, которых, по задумке конструкторов, помимо водителя предполагалось всего трое.
Если у каждого из четверых был вещевой мешок, то места в кузове уже не оставалось – именно поэтому на фотографиях военного времени часто можно увидеть мешки, привязанные по бортам автомобиля. К разработчикам «Виллиса» в данном случае претензий быть не должно – они создавали машину для разведки, по очень строгим критериям (в которые не вписались, но это отдельная история).
Корзины изготавливали из металлической полосы и монтировали на «Виллисы» позади кузова в ремонтных мастерских уже во Франции. Эта модификация свойственна именно западному фронту, в советских войсках такие доработки не производилось. Можно предположить, что это связано с разным использованием джипов в Красной Армии и у союзников. В то время, как у американцев это были рабочие лошадки пехоты, в СССР, в основном, «Виллисы» использовались как автомобили командного состава или артиллерийские тягачи.
Берегите голову!
Американские названия этого устройства звучат как Anti-decapitation Bar или Wire-Cutter – то есть, дословно, «брус против обезглавливания» и «резак для проволоки». В принципе, из названий сразу виден и функционал доработки. Конструктивно это был кусок стальной трубы, уголка или другого профиля, укреплённого сваркой или на болтах в передней части кузова «Виллиса». Верхний конец профиля был поднят выше уровня лобового стекла и голов пассажиров, слегка отогнут вперёд и снабжён специальным зубом.
Назначение устройства – рвать натянутую между деревьями поперёк лесных дорог проволоку или рояльные струны. Судя по тому, что модификация эта часто встречается на архивных фотографиях, количество таких ловушек было большим. Впрочем, возможно, подобные истории относились к области фронтового фольклора, распространявшегося с большой скоростью.
Необходимо обратить внимание на ещё один момент. У многих военных автомобилей того времени лобовое стекло можно было откинуть вперёд и положить на капот. Делалось это для того, чтобы уменьшить профиль машины и убрать демаскирующие автомобиль блики, поэтому езда без лобового стекла практиковалась часто. Также в комплекте с американскими автомобилями для таких случаев шёл и специальный чехол на лобовое стекло, использовавшийся в положении «на капоте». Судя по фотографиям, у чехла было и второе, непредусмотренное производителем, назначение – в качестве ещё одного места для хранения личных вещей экипажа.
Крепление носилок
Очень часто джипы с их манёвренностью и проходимостью использовали для эвакуации раненых с передовой. Конструкция «Виллиса» как нельзя лучше подходила для этой задачи, и при небольших переделках автомобиля на него можно было установить сразу двое, а то и трое носилок – в последнем случае их могли монтировать спереди, на капоте двигателя.
В Австралии на заводе фирмы «Холден» (Holden) эту идею развили и переоборудовали партию из 200 санитарных автомобилей, которые использовались Корпусом морской пехоты США на тихоокеанском театре военных действий. В них двое носилок располагались в два яруса, одни над другими.
Когда запас карман не трёт
Судя по большому количеству фото «Виллисов» с канистрами, закреплёнными в разных местах автомобилей, это было достаточно распространённой полевой модификацией. При среднем запасе хода в 400–500 км по хорошей дороге, на бездорожье автомобили тратили топлива в разы больше.
Особенно внушительно смотрелись в этом плане «Виллисы» и другие внедорожники SAS, родоначальников британских спецподразделений (Special Air Service – «Особая воздушная служба»), действовавших в североафриканской пустыне. Вынужденные в условиях длительных рейдов действовать по принципу «всё своё вожу с собой», они обвешивали свои автомобили не только канистрами с горючим, но и с водой, ящиками с боеприпасами, мешками с провизией и т.п.
Бронирование
Не были исключением и попытки добавить дополнительную защиту для джипов. Экспериментов в этом направлении проводилось очень много, но большей частью в серию они не пошли.
Бронелисты пытались устанавливать как на заводах, так и в полевых условиях, но это серьёзно утяжеляло конструкцию, да и задачи лёгкого разведывательного автомобиля значительно отличаются от таковых у бронетехники.
Заводские модификации
Несколько слов о заводских комплектах для модификаций автомобилей, которые выпускались для установки в полевых условиях. К ним относятся дополнительные обогреватели в салон, разъёмы для подключения внешних генераторов и комплекты брезентовых дверей и боковин для холодного времени года. Для действий в пустынной местности изготавливался комплект с дополнительным расширительным бачком для установки на решётке радиатора. Выпускались комплекты лебёдок для установки на штатные места в передней части автомобиля, комплекты для преодоления водных преград.
В статье намеренно не затронуто великое множество вариантов установки на автомобили дополнительного вооружения, или серьёзные модификации кузовов и подвески, которые проводились как в годы Второй мировой, так и после, во время корейского конфликта. Это тема для отдельного обширного исследования.
Комментарии к данной статье отключены.