В середине 30-х годов, когда дивизионная артиллерия ведущих стран мира вовсю переходила на гаубицы калибра 105 мм и более, на вооружение итальянской армии приняли 75-мм гаубицу, причём сразу в двух вариантах — горном (mod. 34) и полевом (mod. 35). Если в первом качестве орудие было вполне приемлемым, то для полевой гаубицы его баллистических характеристик уже не хватало.
В 1929 году Техническая служба вооружения и боеприпасов (STAM — Servizio Tecnico Armi e Munizioni) итальянской армии подготовила программу модернизации артиллерии, предусматривавшую замену образцов времён Первой мировой войны. Одним из орудий, создававшихся в рамках этой программы, стала 75-мм гаубица, призванная заменить пушки аналогичного калибра: в горных дивизиях — 75/13 mod. 15 (широко распространённое горное орудие «Шкоды»), а в пехотных — 75/27 mod. 06 и 75/27 mod. 11 (выпускавшиеся в Италии по немецкой и французской лицензиям соответственно). Выбор калибра 75 мм диктовался не тактическими соображениями, а наличием больших запасов таких снарядов. Другими требованиями к артсистеме являлись высокая подвижность, возможность разборки для транспортировки вьючным способом и большой угол горизонтального наведения.
За разработку гаубицы взялась фирма «Ансальдо», в 1932 году представившая прототип горной гаубицы. Орудие в целом понравилось, но специалисты STAM под руководством подполковника Серджио Белезе внесли ряд изменений в его конструкцию — в частности, увеличили длину ствола с 17 до 18 калибров. Военные заказали предсерийную партию из четырёх орудий, по результатам испытаний которой систему приняли на вооружение, присвоив обозначение Obice da 75/18 modello 34.
Конструкция
Гаубица 75/18 mod. 34 имеет лейнированный ствол (замена лейнера была возможной непосредственно на огневой позиции) и горизонтальный клиновой затвор — подобный тому, что применялся на горной пушке 75/13 mod. 15. Первые серии орудия снабжались дульным тормозом, но впоследствии от него отказались.
Лафет с раздвижными станинами обеспечивал большие углы как горизонтального (50º), так и вертикального наведения (от −10 до +65º). Разъёмные станины, состоявшие из трёх частей, позволяли варьировать их длину — длинные или короткие. Допускалась даже установка орудия на позицию с одной длинной и одной короткой станиной. Это, а также наличие четырёх фиксированных углов разведения станин позволяло идеально «вписывать» орудие на очень ограниченные по размерам площадки. Прицел имел специальное устройство, учитывавшее разницу в высоте колёс, так что горизонтировать орудие не требовалось. Гаубица снабжалась щитом толщиной 4,4 мм.
Колёса диаметром 700 мм с десятью спицами изготавливались из лёгкого сплава электрон и снабжались полупневматическими шинами. Конструкция лафета позволяла изменять ширину колеи, сдвигая или раздвигая полуоси. Это облегчало транспортировку орудия по горным тропам. Орудие могло транспортироваться конной или механической тягой, а также вьючным способом — в последнем случае оно разбиралось на восемь частей (масса одного вьюка составляла 100-115 кг). Штатным средством механической тяги являлся «горный тягач» FIAT-OCI 708СМ — малогабаритная гусеничная машина с 30-сильным двигателем, созданная на базе сельскохозяйственного трактора. Скорость буксировки ограничивалась ввиду отсутствия подрессоривания колёс.
Боекомплект орудия состоял из осколочно-фугасных снарядов нескольких типов (массой 6,4-6,7 кг), а также шрапнельного, бронебойного, дымового снарядов. Позже в боекомплекте появились и кумулятивные снаряды.
Для полевой артиллерии
В целях унификации на базе горной гаубицы 75/18 mod. 34 разработали её полевой вариант — 75/18 mod. 35. Он отличался, главным образом, конструкцией лафета. Для обеспечения буксировки на более высоких скоростях колёса получили торсионную подвеску. Они имели увеличенный диаметр — 1300 мм. Первоначально 75/18 mod. 35 получила колёса из электрона с десятью спицами, но позже они были заменены штампованными из стального листа, с девятью спицами. Станины состояли не из трёх частей, а из двух — вести огонь при укороченных станинах было невозможно, но их можно было сложить для уменьшения длины на марше. Меньшим стал и максимальный угол возвышения — теперь он составлял 45º. Допускалась разборка орудия на две части для транспортировки конной тягой по горным тропам. Для применения конной тяги в равнинной местности к гаубице 75/18 mod. 35 создали передок. Штатным средством механической тяги являлся колёсный тягач SPA TL 37, но на практике использовались и другие средства — например, тракторы FIAT-OCI 708СМ.
Сведения об объёмах выпуска гаубиц 75/18 mod. 34 и 75/18 mod. 35 в различных источниках сильно разнятся. Максимальные цифры, которые можно встретить — это 614 горных гаубиц (270 производства фирмы ОТО, 200 — «Ансальдо», 100 — арсенала в Неаполе и 44 — арсенала в Пьяченце) и 186 полевых (выпускавшихся фирмами ОТО и «Ансальдо»). По другим данным, было выпущено всего 418 гаубиц обоих типов. Возможно, что первое число включает также орудия для самоходок Semovente da 75/18. Как бы там ни было, объёмы производства 75-мм гаубиц сильно отставали от потребностей итальянской армии. Несмотря на это, часть орудий 75/18 mod. 34 до Второй мировой войны экспортировалась — Италии требовалась валюта. Сравнительно крупную партию (56 единиц) купила Португалия, меньшие поступили в Венесуэлу, Боливию и Сальвадор.
Служба и боевое применение
Публичный дебют гаубиц 75/18 mod. 34 состоялся во время манёвров в горном массиве Ирпиния на юге Италии, проходивших с 26 по 29 августа 1936 года. К тому времени было изготовлено 40 новых орудий. Ими успели вооружить одну из групп (дивизион) 10-го артполка «Вольтурно» 25-й пехотной дивизии «Вольтурно». Группа, получившая гаубицы 75/18 mod. 34 всего за двадцать дней до начала учений, имела три батареи на мехтяге с тракторами FIAT-OCI 708СМ (по другим данным, две батареи были на мехтяге, а третья — вьючной). Как и многие другие образцы итальянского оружия, гаубицы 75/18 mod. 34 прошли проверку боем в ходе гражданской войны в Испании. Впрочем, их участие в этом конфликте было, скорее, символическим — в Испанию отправили лишь два таких орудия.
Производство новых 75-мм гаубиц разворачивалось медленно. На момент вступления Италии во Вторую мировую войну 10 июня 1940 года её армия имела лишь 114 орудий 75/18 mod. 34, а гаубицы 75/18 mod. 35 были представлены только одной экспериментальной батареей — в более или менее заметном количестве они начали поступать в войска в 1941 году.
Основным регионом применения гаубиц 75/18 mod. 34 стали Балканы. Когда в октябре 1940 года Италия начала войну против Греции, на фронт отправились две группы, вооружённые такими орудиями — в составе 19-й пехотной дивизии «Венеция» и 23-й «Феррара». Эти соединения имели статус горных, но не альпийских. Единственным отличием их от обычных пехотных дивизий являлось вооружение и организация артиллерийского полка. В условиях Балканского театра военных действий гаубицы зарекомендовали себя неплохо, и к марту 1941 года на греческом фронте насчитывалось уже восемь групп, вооружённых Оbice 75/18 mod. 34 (96 орудий).
Полевые гаубицы 75/18 mod. 35 в большинстве своём попали на Восточный фронт. Летом 1942 года в Россию прибыли 2-я пехотная дивизия «Сфорцеска», 3-я «Равенна» и 5-я «Коссерия». Артполки каждой из них располагали двумя группами 75-мм гаубиц (вероятно, как mod. 34, так и mod. 35) и одной — более тяжёлых орудий (во 2-й и 5-й дивизиях — 105-мм пушки, в 3-й — 100-мм гаубицы). Эти дивизии, равно как и их артиллерию, ожидал бесславный конец в донских степях.
Вероятно, единственным соединением, использовавшим 75-мм гаубицы в боях в Северной Африке, стала 1-я пехотная дивизия «Суперга». Она входила в состав войск, готовившихся к несостоявшейся десантной операции на Мальте, но в ноябре 1942 года была переброшена в Тунис для противодействия войскам союзников, высадившимся в Алжире. 5-й артполк дивизии «Суперга» имел в своём составе две группы 75-мм гаубиц и две — 100-мм. Остатки этой дивизии сдались британцам 12 мая 1943 года.
По состоянию на сентябрь 1942 года итальянская армия располагала 230 гаубицами 75/18 mod. 34, а ещё 380 было заказано. Гаубиц 75/18 mod. 35 имелось лишь 68, а ещё 206 заказали. В июне следующего года, уже после потери значительного числа 75-мм гаубиц в России и Тунисе, в армии насчитывалось 19 групп, вооружённых такими орудиями, а ещё четыре находились в стадии формирования. В боях на Сицилии в июне 1943 года артполками пехотных дивизий «Наполи», «Аоста» и «Ливорно» использовалось некоторое количество 75-мм гаубиц.
Перемирие 8 сентября 1943 года привело к фактическому прекращению существования старой итальянской армии, хотя некоторые её соединения пытались оказывать сопротивление вермахту — как в Италии, так и на оккупированных территориях. В частности, 20-я пехотная дивизия «Фриули», так же, как и «Суперга», готовившаяся к десанту на Мальту, в ноябре 1942 года была использована для оккупации Корсики. Из четырёх групп её артполка две были вооружены гаубицами 75/18 mod. 34. В сентябре 1943 года дивизия «Фриули», сражаясь на стороне союзников, участвовала в боях против немецких войск на Корсике. В ноябре личный состав дивизии перебросили на юг Италии (подконтрольный правительству, перешедшему на сторону антигитлеровской коалиции), а матчасть, в том числе и 75-мм гаубицы, передали французам.
После оккупации северной части Италии вермахтом некоторое количество 75-мм гаубиц стало немецкими трофеями. Орудиям mod. 34 присвоили наименование 7,5 cm GebH 254(i), а mod. 35 — 7,5 cm FH 255(i). Использовались они и вооружёнными силами Итальянской социальной республики — 2-м артполком дивизии «Литторио» и 4-м артполком дивизии «Италия». В вооружённых силах Италии на стороне союзников гаубицы 75/18 mod. 35 использовались 11-м артполком, вошедшим в состав 1-й моторизованной группы (сформирована 28 сентября 1943 года). Эта часть состояла из четырёх групп, две из которых имели 75-мм гаубицы. Когда в марте 1944 года был сформирован Итальянский корпус освобождения, 11-й полк стал его корпусной артиллерийской частью, но уже в октябре его перевооружили британскими 25-фунтовыми орудиями.
Итальянская гаубица 75/18 mod. 34 являлась неплохим для своего времени горным орудием — например, при сравнимых массогабаритных характеристиках она превосходила немецкую 75-мм горную пушку GebG 36 по массе снаряда и дальности стрельбы. Но вот попытка использовать её модификацию 75/18 mod. 35 в качестве полевой гаубицы оказалась заведомо провальной. Теоретически это орудие ещё годилось для полкового звена, однако использовалось в дивизионном. На этом уровне оно уступало даже советским трёхдюймовкам, не говоря уже о системах более крупных калибров, составлявших дивизионную артиллерию армий Великобритании, США и Германии.
|
75/18 mod. 34 |
75/18 mod. 35 |
---|---|---|
Калибр, мм |
75 |
75 |
Длина ствола, мм |
1557 |
1557 |
Длина нарезной части, мм |
1370 |
1370 |
Длина орудия в походном положении, мм |
2345 |
|
Ширина орудия в походном положении, мм |
1470 |
|
Колея, мм |
984-1284 |
1150-1450 |
Диаметр колёс, мм |
700 |
1300 |
Масса орудия в боевом положении, кг |
780 (без щита) |
1050 |
Масса орудия в походном положении, кг |
1065 |
1832 (с передком) |
Угол вертикальной наводки, град. |
-10, +65 |
-10, +45 |
Угол горизонтальной наводки, град. |
50 |
50 |
Максимальная начальная скорость снаряда, м/с |
430 |
430 |
Максимальная дальность стрельбы, м |
9500 |
9500 |
Практическая скорострельность, выстр./мин |
8-10 |
8-10 |
Численность расчёта, чел. |
7 |
7 |
Литература:
- Bishop C. The Encyclopedia of Weapons of World War II. Barnes & Noble Books, 1998
- Chamberlain P., Gander T. Infantry, Mountain and Airborne Guns. Acro Publ., 1975
- Finazzer E., Riccio R.A. Italian Artillery of WWII. Stratus, 2015
- comandosupremo.com
- tvd.im
Комментарии к данной статье отключены.