Старая военная пословица гласит: «Любая армия готовится к предыдущей войне». Именно так поступили французские генералы 30-х годов, планируя производство новых противотанковых орудий. Представляя себе вражеские танки, они видели неуклюжие угловатые коробки, передвигающиеся по полю боя со скоростью пешехода и защищённые бронёй толщиной в пару сантиметров. Для борьбы с ними требовалось небольшое орудие, которое можно было бы легко укрыть на изрытом воронками поле и передвигать силами расчёта. Результатом воплощения этой концепции стала 25-мм противотанковая пушка модели 1934 года – Canon 25 mm S.A. Mle 1934.
История этого орудия началась ещё под занавес Первой мировой войны, когда известная французская фирма «Гочкис» занялась разработкой новой пушки для танков. Ввиду окончания войны проект положили под сукно и вспомнили о нём в начале 30-х годов, когда французская армия подыскивала подходящее противотанковое средство. Наложив ствол несостоявшегося танкового орудия на двухколёсный лафет с раздвижными станинами и небольшим щитом, фирма дёшево и сердито получила весьма приличную для своего времени противотанковую пушку. Прототип, изготовленный в 1933 году, успешно прошёл испытания. Орудие приняли на вооружение под обозначением Canon 25 mm S.A. Mle 1934, то есть 25-мм полуавтоматическая [S.A. — semi-automatique] пушка образца 1934 года. В 1934 году «Гочкис» получил первый заказ на 200 таких орудий.
Особенности конструкции
На фоне своих «сестёр» из полевой артиллерии 25-мм противотанковая пушка выглядела игрушечной, отличаясь небольшими размерами и массой. Конструкторы предприняли ряд дополнительных мер, облегчавших маскировку орудия на поле боя. В частности, верхней кромке щита придали волнообразную форму (прямые линии более резко выделяются на фоне местности) и снабдили ствол конусообразным пламегасителем. Пушка была полуавтоматической: затвор после выстрела открывался автоматически, выбрасывая гильзу, а закрывать затвора после заряжания нужно было вручную.
Орудие «Гочкиса» было противотанковым в самом прямом смысле этого слова: в его боекомплект входили только бронебойные снаряды двух модификаций: с трассером и без него. Снаряд с трассером (головка таких снарядов окрашивалась в зелёный цвет) существенно облегчал наводчику корректировку прицеливания, но в ряде случаев (например, при действиях из засады) при его применении возрастал риск демаскировать позиции орудия. В таких случаях применялись снаряды без трассера (с чёрными головками).
По своей конструкции снаряд напоминал увеличенную пулю для противотанкового ружья: он не содержал разрывного заряда, являясь просто стальной болванкой. Масса снаряда составляла 317 г (в варианте с трассером — 320 г), длина — 109 мм. Заряд пороха, помещённый в объёмистую гильзу длиной 145 мм, обеспечивал снаряду начальную скорость 920 м/с. Согласно французским данным, на дистанции 400 м при угле встречи 30° снаряд мог пробить броню толщиной 40 мм. Отчёт об испытаниях трофейного орудия в СССР менее оптимистичен: при том же угле встречи он указывает бронепробиваемость 36 мм на дистанции 100 м, 32 мм — на 300 м, 29 мм — на 500 м и 22 мм — на 1000 м.
Небольшой калибр и полуавтоматический затвор обеспечили пушке высокую скорострельность. Во французских наставлениях приводятся данные о 20 выстр./мин. В то же время ряд источников указывает другие цифры: 15 выстр./мин для огня по движущейся цели и 25 выстр./мин — по неподвижной. Хорошо подготовленный расчёт мог выпускать даже 35 снарядов в минуту — естественно, в этом случае ни о какой корректировке огня не могло быть и речи.
Орудие комплектовалось телескопическим прицелом с четырёхкратным увеличением и полем зрения 11°. Прицельная сетка была градуирована до дистанции 3500 м. Резервным служил механический прицел, состоявший из мушки и целика, установленных на телескопическом прицеле. Его регулируемая прицельная планка имела четыре положения, соответствовавшие 400, 600, 800 и 1000 м.
Орудийный щит, помимо волнистой верхней кромки, имел ещё одну особенность: на значительной части площади он был экранирован двумя дополнительными щитками, вынесенными вперёд. Лафет имел раздвижные станины и колеса с пневматиками. Благодаря небольшой массе орудия (всего 475 кг) по полю боя оно могло без труда перемещаться силами расчёта, состоявшего из шести человек. Для этого в комплект пушки входили специальные лямки. На марше пушка должна была перемещаться тягачом, однако практика показала, что её конструкция слишком деликатна, а потому часто ломаются прицельные приспособления и другие узлы. В итоге пришлось ограничить скорость буксировки: 15 км/ч по пересечённой местности; 30 км/ч — по шоссе. Попытки решить эту проблему привели к появлению паллиатива — специального прицепа с подрессоренным колёсным ходом, на который водружалось орудие для буксировки за тягачом. Такой приём, широко применявшийся для устаревших артсистем, выглядел довольно абсурдно по отношению к новой пушке, изначально проектировавшейся для механической тяги, тем не менее он получил определённое распространение. Другим способом повышения мобильности стала перевозка пушки в кузове тягача.
В 1937 году появилась новая модификация — Canon 25 mm S.A.-L Mle 1937, разработанная фирмой «Пюто» (буква «L» означала leger — «лёгкая»). Масса этого орудия составляла всего 310 кг. Внешне оно отличалось изменённой формой щита и пламегасителя. Доработке также подверглись затвор и спусковой механизм, что позволило повысить скорострельность.
В общей сложности до 1 мая 1940 года изготовили 4225 экземпляров пушки Canon 25 mm S.A. Mle 1934 и 1285 — Canon 25 mm S.A.-L Mle 1937. На смену 25-мм противотанковым пушкам должно было прийти новое, более мощное орудие Canon 37 mm S.A. Mle 1937, но его производство разворачивалось крайне медленно. Поэтому в 1934 году была предпринята ещё одна попытка модернизации 25-мм пушки. Вариант, обозначавшийся как Canon 25 mm S.A. Mle 1934 modifie 1939 («25-мм полуавтоматическая пушка образца 1934 года, модификации 1939 года»), получил более прочный лафет, позволивший снять ограничения по скорости буксировки. Армия заказала 1200 таких пушек, поставки которых должны были начаться в июне 1940 года. Получил ли заказчик хотя бы первую партию этих пушек — неизвестно.
Боевое применение
К началу Второй мировой войны 25-мм пушка была основным противотанковым средством французской армии. Согласно штатам, каждая пехотная дивизия располагала 52 такими орудиями: по 12 в каждом из трёх пехотных полков (в том числе по 2 в каждом батальоне и 6 — в полковой противотанковой роте), 12 — в дивизионной противотанковой роте, 4 — в разведывательной группе. По количеству противотанковых средств французская пехотная дивизия существенно уступала немецкой, штат которой предусматривал наличие семидесяти пяти 37-мм противотанковых пушек Pak.
25-мм пушки имелись и в других соединениях французской армии — правда, в заметно меньшем количестве. В частности, лёгкая механизированная дивизия располагала 24 такими орудиями (по 12 в полку драгун и дивизионном противотанковом эскадроне). В лёгкой кавалерийской дивизии имелось 28 таких пушек (8 — в полку драгун, по 4 — в двух кавалерийских полках, 12 — в противотанковом эскадроне). Наконец, танковая дивизия располагала лишь дюжиной 25-мм противотанковых пушек. Для полноты картины отметим, что по четыре таких орудия числилось в разведывательных группах армейских корпусов.
Бои мая — июня 1940 года показали, что в умелых руках 25-мм пушка выступает довольно эффективным противотанковым средством. Хрестоматийным стал эпизод, имевший место в бельгийском городе Гемблуа 14–15 мая. Расчёт противотанковой пушки под командованием капрала Луи Бриндежона из 2-го полка марокканских стрелков сумел подбить семь немецких танков (три Pz.Kpfw. II и четыре Pz.Kpfw. III) из состава немецкой 4-й танковой дивизии. Французы вели огонь с дистанции 600 м, причём орудие было настолько умело замаскировано, что немецкие танкисты так и не смогли его уничтожить. Прорваться через контролируемый Бриндежоном перекрёсток удалось лишь тогда, когда экипаж самолёта Fi 156 обнаружил позицию пушки и обозначил её дымовой свечой. В результате миномётного обстрела орудие было выведено из строя, а все французские бойцы погибли или получили ранения. Сам Бриндежон был ранен и попал в плен, но сумел дожить до освобождения и скончался в 2010 году в возрасте 92 лет.
Эффективность 25-мм пушки признавали и немцы. Полковник Кюне из 3-й танковой дивизии отмечал:
«Точность огня французской 25-мм противотанковой пушки является весьма хорошей. Лобовая броня Panzer III с лёгкостью пробивается снарядами отличного французского орудия…»
Однако далеко не все подразделения противотанковой артиллерии применяли свои пушки столь же умело, что и расчёт капрала Бриндежона. В большинстве случаев 25-мм орудия были бессильны даже против относительно «тонкокожих» немецких машин времён блицкрига на Западе. Один из участников боёв мая — июня 1940 года, командир расчёта 25-мм пушки капрал Жан Дюпон, изложил свои впечатления в статье «Сражаясь с танками», опубликованной в апреле 1941 года в американском журнале Field Artillery Journal. Дюпон вспоминал:
«Мой расчёт 25-мм пушки обстрелял три танка. Один удалось остановить, другой задержался лишь на пару минут; третий оставался невредимым, несмотря на то, что мы выпустили по нему множество снарядов с расстояния каких-нибудь 50 ярдов».
Проблемой было и то, что целый ряд французских частей не получил достаточного количества 25-мм пушек. Так, 71-я пехотная дивизия пошла в бой, располагая лишь 25% от предусмотренных штатом противотанковых средств.
«Карьера» за границей
Две сотни 25-мм пушек Франция передала британцам, получив взамен противотанковые ружья «Бойс». В британской армии эти орудия получили обозначение 25 mm Hotchkiss Mark I. Они использовались не только Британскими экспедиционными силами во Франции, но и контингентом, участвовавшим в Норвежской кампании. Наиболее известный боевой эпизод с их участием произошёл именно в Норвегии. 23 апреля 1940 года к позициям у города Андалснес, которые обороняли две роты Собственного Королевского Йоркширского полка лёгкой пехоты, приблизилась немецкая колонна, состоявшая из лёгкого танка Pz.Kpfw. II, бронеавтомобиля Sd.Kfz. 231 и трёхбашенного танка NbFz. За ними следовала пехота (частью на грузовиках, частью в пешем порядке). Как только голова колонны вошла в долину речки Лаген, открыла огонь 25-мм пушка, приданная одной из английских рот. Стреляя с дистанции около 400 м, артиллеристы сумели обездвижить NbFz., повредив его ходовую часть, а затем вывести из строя лёгкий танк. Немецкому броневику не оставалось ничего другого, как выйти из боя. Таким образом, противотанковая пушка малого калибра смогла нейтрализовать самый тяжёлый немецкий танк по состоянию на 1940 год.
После поражения Франции в руках англичан осталось очень немного 25-мм противотанковых пушек — главным образом тех, что удалось эвакуировать из Норвегии. Они использовались в учебных целях до полного расходования боеприпасов (выпуск 25-мм снарядов признали нецелесообразным ввиду малого количества таких орудий).
Финляндия незадолго до начала советско-финской войны заказала во Франции 50 пушек Canon 25 mm S.A.-L Mle 1937, но успела получить только 40, а в боях приняли участие лишь 20 из них. Последняя партия из десяти орудий, предназначавшихся для Финляндии, была захвачена немцами в Норвегии. После поражения Франции финны приобрели у немцев крупную партию трофейных 25-мм пушек (200 единиц — 133 Canon 25 mm S.A. Mle 1934 и 67 единиц — Canon 25 mm S.A.-L Mle 1937). Французские 25-мм пушки использовались финнами до 1943 года, обозначались как 25 PstK/34 и 25 PstK/37 и даже имели неофициальное прозвище «Марианна».
В вермахте пушки Canon 25 mm S.A. Mle 1934 поучили обозначение Pak 112(f), а Canon 25 mm S.A.-L Mle 1937 — Pak 113(f). Немцы использовали их в частях второй и третьей линий — главным образом, на территории оккупированных стран Западной Европы. Некоторое количество «Гочкисов» попало и к итальянцам, принявшим их на вооружение под наименованием Cannone a 25/72 и впоследствии применявшим в Северной Африке.
В Северной Африке некоторое количество пушек Canon 25 mm S.A. Mle 1934 применялось войсками Свободной Франции — в том числе в качестве импровизированных самоходок: пушка монтировалась на тумбе «морского типа» в кузове автомобиля «Додж» WC-51.
Общая оценка 25-мм противотанковых пушек волей-неволей формировалась под влиянием поражения Франции в 1940 году. Да, «Гочкисы» не смогли предотвратить его, но в целом ряде эпизодов эти маленькие пушечки показали себя весьма достойно. С одной стороны, хорошая бронепробиваемость и высокая скорострельность позволяли поражать тогдашние немецкие танки. С другой — орудие не имело резервов для дальнейшего повышения бронебойных характеристик (а необходимость этого стала очевидной уже в 1941 году, когда на поле боя вышло множество танков с противоснарядным бронированием). Отчасти этим объясняется довольно скромное применение немцами трофейных 25-мм пушек. Ещё одним недостатком, также вызванным малым калибром, было отсутствие в боекомплекте пушки осколочного снаряда, что не позволяло применять её для решения каких-либо других задач, кроме борьбы с танками. Таким образом, 25-мм орудия «переросли» противотанковые ружья, но до «настоящих» пушек, увы, не дотягивали.
Калибр, мм |
25 |
---|---|
Длина ствола, калибров |
72 |
Масса орудия, кг |
475 |
Длина орудия в походном/боевом положении, м |
3,57/3,46 |
Ширина орудия в походном/боевом положении, м |
1,04/2,53 |
Колея колёс лафета, м |
1 |
Высота по верхней кромке щита, м |
1,1 |
Угол вертикальной наводки, град. |
–5, +15 |
Угол горизонтальной наводки, град. |
60 |
Скорострельность, выстр./мин |
15–35 |
Дальность стрельбы практическая/максимальная, м |
1000/1800 |
Список литературы:
- Chamber P., Gander T. Anti-Tank Weapons. — New York, 1974.
- Henry C. British anti-tank artillery. — Oxford, 2004.
- Męczykowski Ł. Canon 25 mm S.A. Mle 1934 — krótka charakterystyka // Militaria XX wieku. — 2010. — № spec. 2.
- Vauvillier F. Le Canon de 25 mm antichar modele 1934 Hotchkiss // Histoire de Guerre, Blindes & Materiel. — 2007. — №77.
Комментарии к данной статье отключены.