Хорошая связь во время войны всегда была залогом победы, поэтому координация действий войск с помощью новых технических средств в эпоху массовых войн стала предметом особенной заботы государства. Средства связи теперь должны были постоянно работать и передавать огромные, по сравнению с прежней эпохой, объёмы информации. Первая мировая война стала началом нового этапа в истории средств военной связи.
Использование старых средств связи во время войны
Уже войны второй половины XIX – начала XX вв. показали несомненную важность использования новейших технических средств быстрого обмена информацией между штабами и войсковыми подразделениями. Прежние способы передачи сообщений не годились: увеличивалась численность самих войск, возрастал и объём данных, которые надо было передавать. Исправить подобное положение должны были телефон, телеграф и радиосвязь. Использование новейшей техники отлично вписывалось в общий тренд усовершенствования старых и внедрения новых образцов вооружения. Новые взрывчатые вещества, танки, подводные лодки, аэропланы и т.д., разумеется, требовали и новых средств связи для координации войск.
С другой стороны, активно применялись и давно испытанные способы передачи срочных сведений в виде посылки конных (а также на велосипедах, мотоциклах и автомобилях) или пеших нарочных, или отправка сообщений с голубями. Иногда в качестве гонцов могли использоваться и собаки. Подобные системы связи, как подчеркивает историк Дэвид Т. Зэбеки, иногда имели преимущество над несовершенной техникой, хотя и вели к серьёзным потерям.
Своеобразным аналогом радиосвязи была голубиная почта. Ее применение известно с глубокой древности, активно использовали ее и участники конфликтов до 1914 года. Несмотря на особый технический характер Первой мировой войны, голуби, хорошо избегавшие огня с земли и поднимавшиеся выше облаков ядовитого газа, активно использовались военными.
К концу войны, как пишет исследователь Жуану Морейра Тавареш, тысячи стационарных и передвижных голубятен обслуживали войска по обе стороны Западного фронта: в армии США было 20 000 птиц, в армии Италии – 50 000, Франции – 60 000, а у Германии – 150 000! При этом за всё время войны лишь примерно 5% птиц погибло во время выполнения задания. Следует признать, что голуби оказались довольно действенным способом связи. Эффективность была признана, например, французским командованием, наградившим (посмертно) голубя, сумевшего передать важное сообщение во время битвы за Верден.
Тем не менее, полагаться на курьеров, будь они людьми или птицами, не всегда было возможно. Быстрая связь требовалась для корректировки огня артиллерии, оперативного получения приказов, передачи донесений разведки и т.п.
Проводная связь
Обеспечить подобную скорость могла проводная связь – телеграф и телефон. Так, британская армия активно использовала оба вида коммуникации, но огонь артиллерии и воздушные бомбардировки, повреждая провода, как указывают историки, постоянно нарушали передачи. Когда не было обстрелов, оборудование из строя выводили грязь и вода в окопах. Имела место и косность мышления военного командования. Майор Р.Э. Пристли, сам воевавший в годы Первой мировой и написавший труд по истории фронтовых войск связи в 1914–1918 гг., отмечает:
«До войны подразделения связи практически игнорировали использование телефона, за исключением артиллерийского наблюдения. Подготовленные телефонисты были неслыханным чудом и были только в артиллерийских частях или в штабах – например, армейских корпусов или главном штабе. Специальность «телефонист, оператор коммутатора» ещё не была создана. Во время высадки Британских экспедиционных сил во Франции подразделения связи располагали очень малым количеством как телефонных станций, так и телефонов».
Доходило до того, что всем участникам сражений, как войскам Антанты, так и немецким, приходилось использовать гражданские телефонные сети, что, конечно, вело к значительным утечкам информации. Во время битвы при Монсе в 1914 году противники могли по телефонам в городах прослушивать переговоры друг друга, причем зачастую на очень далеких расстояниях.
В той же британской армии, отмечает Пристли, старые кадровые офицеры также чурались телефона, привыкнув за годы службы к личным контактам или связи через посыльных. Сменившие их молодые и более склонные к использованию плодов технического прогресса «временные» офицеры, выходцы из образованного среднего класса, привычные к городскому «безличному» способу коммуникации, стали активно внедрять телефоны.
Постепенно фронт покрылся сетью линий, проложенных зачастую без общего плана, для удобства того или иного подразделения. Причем телеграф, в силу своей, как выяснилось, медленной работы сходил постепенно на нет. В марте 1915 года британская штаб-квартира передавала 3000 сообщений в день, а в мае того же года уже только на штаб какой-нибудь одной дивизии в среднем приходилось до 750 телефонограмм в день. Пристли замечает, что в сентябре 1914 г. главный штаб экспедиционных сил передал за месяц только 230 сообщений с помощью проводной техники.
Фронт постепенно оброс прямыми линиями связи, которые немедленно оказались перегруженными. Чтобы разрешить эту проблему, были созданы специальные фронтовые телефонные станции при штабах дивизий и армий, взявшие на себя нагрузку. На работу туда часто направлялись люди, прошедшие специальную выучку, либо они отбирались среди мобилизованных работников почты и телеграфа.
Ситуация на Западном фронте потребовала от телефонистов, во-первых, усиления мер защиты кабеля, а во-вторых, борьбы с хаосом проводов, опутавших окопы и непосредственный тыл войск. Первую проблему решали путём усиления защитной оболочки самого кабеля и закапыванием его в землю на глубину до 4 метров, чтобы его не могла достать вражеская артиллерия. Второе затруднение было преодолено путем создания специальных служб, следивших за обслуживанием существующих линий и постройкой новых. Любопытно, что именно несовершенство телефонов подтолкнуло развитие радиосвязи в окопах и способствовало широкому использованию голубей. Британцы были последними, кто не имел военных голубятен вплоть до 1917 года – в итоге им пришлось перенимать опыт французов и заодно закупать у них птиц.
Беспроводная связь
Беспроводная связь еще до Первой мировой войны быстро распространилась во флотах соперничающих держав. Уже к 1909 году на всех крупных немецких кораблях стояли радиостанции, а британцы спешно оборудовали радиорубками свои суда. Флоты всех держав по обе стороны океана быстро оценили новшество, адмиралы были от него в восторге. «Воздух нельзя перерубить, как кабель!» – восклицал один из британских флотоводцев. Однако быстро выяснилось, что радио обладает одной неприятной особенностью – оно хуже защищено от перехвата, нежели кабель. В 1912 году один морской офицер в США встревожил свое командование рапортом, в котором обратил внимание на появившуюся на Лонг-Айленде радиостанцию некой фирмы, аффилированной с германскими корпорациями. Наличие на этой радиостанции одного немецкого офицера способно было свести на нет всю секретность переговоров. Потребовалось разработать методы защиты передаваемой информации.
Армейское начальство было, наоборот, настроено очень скептически по отношению к беспроводной связи. Впрочем, как было указано выше, оно и к телефону отнеслось без особого энтузиазма. Радиоприемные устройства были несовершенны и уязвимы к перехвату, и телефон представлялся более надежной и понятной вещью. В данной ситуации именно немцы снова опередили своих противников. Если британцы и французы только натягивали телефонные провода, то германские штабы (на уровне армии и дивизии) уже снабжались радиоустановками.
Как замечает историк Хайди Творек, радиофикации немецких сил способствовала и блокада Германии, вызвавшая дефицит меди в стране. Невозможность производить телефонный провод в достаточных количествах вынудила немецких военных перейти на другие способы связи. При этом немцы изначально делали ставку именно на радио, тогда как их противники экспериментировали с флагами, лампами и гелиографами, хотя к концу войны радиослужбы противников уже сравнялись по своим возможностям. Радио усилилось настолько, что союзники, например, в июне 1918 года смогли с его помощью при наступлении под Ле-Амель на Сомме координировать не только большие массы пехоты, танков и артиллерии, но и одновременно получать сведения от воздушных разведчиков.
На море радио вообще стало главным и единственным эффективным средством связи. Немецкое командование использовало его, чтобы координировать действия подводных лодок, связываться с колониями и торговыми кораблями. Когда США вступили в войну, пишет историк Хайди Творек, их ВМФ начал специально забирать к себе всех мобилизованных граждан, работавших на радио, чтобы укомплектовать службу перехвата субмарин. Немцы пытались защитить себя с помощью сложных кодов, но у британцев появилась копия книги с кодами, когда война только началась. Знаменитая «Комната 40», служба криптоанализа британского адмиралтейства, началась именно с изучения этой добычи.
Прорыв также произошел в уменьшении размеров и веса радиоприемников. Это позволило установить их на самолеты, что сразу же изменило весь процесс получения информации от воздушной разведки. За противником можно было следить теперь в прямом эфире.
Интересно, что радио сыграло свою роль и в пропагандистских кампаниях по переманиванию «нейтралов» на ту или иную сторону. Одна из радиостанций под Берлином, способная достать до Северной Америки, передавала новости, которые достигали той самой радиостанции на Лонг-Айленде, построенной на деньги немецкой фирмы Telefunken. В октябре 1916 года, говорят историки, новости через эту радиостанцию рассылались затем в 2000 американских газет, формируя, естественно, вполне определенное общественное мнение.
По системе кабелей сообщения шли еще дальше, в Южную Америку. После вступления США в войну американские морские пехотинцы первым делом захватили станцию на Лонг-Айленде, однако немцы уже обладали настолько мощными передатчиками, что вполне могли обойтись без неё, как и без тех перерезанных британцами в начале войны трансатлантических кабелей.
Первая мировая война открыла новую эпоху в истории средств связи. Телефон, телеграф, радио окончательно вытеснили любые другие методы коммуникации. Удешевление производства радиоаппаратуры за счет открытий, сделанных в годы войны, проложило дорогу коммерческим радиостанциям 1920-х гг. Широчайшее распространение телефона на фронте превратило его в элемент повседневной жизни для всех слоев общества. Наработки и изобретения Первой мировой войны будут использоваться и в период интербеллума, и в годы Второй мировой войны. То информационное общество, какое мы знаем, во многом стало результатом невероятного конфликта, что развернулся сто лет назад.
Литература:
- Bond A.R. Inventions of the Great War – Century Company, 1919
- Bruton E. Communication Technology: International Encyclopedia of the First World War (http://encyclopedia.1914–1918-online.net)
- Johnson J. Science and Technology: International Encyclopedia of the First World War (http://encyclopedia.1914–1918-online.net)
- Priestley R.E. The Signal Service in the European War of 1914–1918 (France) – Chatham: W.&J. Mackay & Co., 1921
- Tavares J.M. Carrier Pigeons (Portugal): International Encyclopedia of the First World War (http://encyclopedia.1914–1918-online.net)
- Tworek H.J.S. Wireless Telegraphy: International Encyclopedia of the First World War (http://encyclopedia.1914–1918-online.net)
- Winkler J.R. Nexus – Harvard University Press, 2009
- Zabecki D.T. Military Developments of World War I: International Encyclopedia of the First World War (http://encyclopedia.1914–1918-online.net)
Комментарии к данной статье отключены.