Классификация и обозначения немецких танков — тема непростая. Достаточно всего лишь пары «неудобных» примеров, как распространённые точки зрения перестают работать, а с виду логичные объяснения превращаются в кашу. Значит ли это, что немецкие обозначения очень нелогичны и трудны в понимании? На самом деле нет. Здесь как с иностранными языками: для правильного перевода нельзя механически заменять каждое слово в русском предложении соответствующим иностранным. Вот и в немецкой системе обозначений тоже своя логика, не проще и не сложнее — она просто другая. Попробуем вникнуть в её суть и разобрать некоторые трудные с виду примеры.
Системы обозначений немецких танков развивались годами при участии сотен людей. Они отражают непростую историю развития бронетехники, полную ухабов и крутых поворотов, поэтому не стоит требовать от них математической точности и ясности.
Деление на семейства
Возьмём название Pz.Kpfw.I Ausf.A. Обычно его понимают примерно так: Pz.Kpfw.I — это название танка, а Ausf.A — его модификация, то есть Т-1A. На первый взгляд всё логично, ведь затем был Pz.Kpfw.I Ausf.B с более мощным двигателем и удлинённым шасси. Напрашивается аналогия с советскими обозначениями КВ-1 и КВ-1с, Т-34 и Т-34-85. Проблема в том, что дальше эта аналогия совершенно перестаёт работать.
Pz.Kpfw.I Ausf.C — не последующая модернизация Ausf.A или Ausf.B, а совершенно новый танк, сконструированный по другим принципам, с индивидуальной торсионной подвеской вместо блокированной на листовых рессорах, безвальной коробкой передач вместо вальной и т.д. Это вовсе не исключение из правил. Pz.Kpfw.I Ausf.F тоже стал самостоятельной конструкцией, его никак нельзя назвать развитием Ausf.C. Итого, обозначение Pz.Kpfw.I не может быть названием одного танка, ведь мы имеем дело с тремя разными танками, у каждого из которых есть свои модификации.
Подобное мы видим и у Pz.Kpfw.II. Если Pz.Kpfw.II Ausf.C основан на предыдущих модификациях, то Pz.Kpfw.II Ausf.D — это новый танк, у которого переработали даже общую компоновку. Pz.Kpfw.II Ausf.L без всяких натяжек можно назвать другим танком относительно Ausf.F и Ausf.D, это касается и Pz.Kpfw.II Ausf.J. Здесь мы насчитали аж четыре разных танка, у каждого из которых своя линия развития.
Можно продолжать и далее. Pz.Kpfw.III Ausf.E отличается от Pz.Kpfw.III Ausf.A чуть ли не больше, чем Т-43 от Т-34, технически это разные танки. Под обозначением Pz.Kpfw.IV мы видим не только привычные «четвёрки», но и Neubau Fahrzeug, который немцы обозначали как Neubau-Panzerkampfwagen IV. Думаем, никто не будет спорить, что трёхбашенный Nb.Fz. и однобашенный Pz.Kpfw.IV Ausf.C — это два совершенно разных танка, пусть и под общим названием Pz.Kpfw.IV.
Pz.Kpfw.I, Pz.Kpfw.II и так далее до Pz.Kpfw.VII — это обозначения не конкретных моделей танков, а их семейств. Словом Ausführung называли не только модификации танков, но и разные танки в рамках одного семейства. Логика немцев проста: если новый танк создаётся на замену существующему и относится к тому же семейству, то и название он получает похожее, даже если речь идёт о совершенно другой конструкции.
Pz.Kpfw.I Ausf.C создавался на замену устаревающим Ausf.A и Ausf.B по той же концепции двухместного пулемётного танка, поэтому он тоже получил название Pz.Kpfw.I. Neubau Fahrzeug, точно так же, как и Pz.Kpfw.IV, относится к семейству танков поддержки с 75-мм пушкой, поэтому в 1940 году его по аналогии переименовали в Neubau-Panzerkampfwagen IV.
Пожалуй, самым интересным обозначением отличился Pz.Kpfw.38(t). В начале Второй мировой войны по своим характеристикам он был сравним с ранними Pz.Kpfw.III и мог выполнять те же задачи, поэтому немцы назвали его tschechische Pz.Kpfw.III («чешский Pz.Kpfw.III»). Если бы подобную систему использовали в СССР, то Т-43 получил бы название «Т-34 тип Б», а Т-44 — «Т-34 тип В».
Теперь становится понятным, почему VK 45.01 (P) и VK 45.01 (H), такие разные по конструкции, обозначались как Pz.Kpfw.VI: ниша у них была одна и та же. А раз VK 45.03 создавался на замену Pz.Kpfw.VI Ausf.E, то он тоже получил название Pz.Kpfw.VI Ausf.B. Что интересно, к семейству Pz.Kpfw.VI также относились VK 30.01 (H), VK 36.01 и VK 30.01 (P). Аналогично обстоят дела и с Pz.Kpfw.V от разных родителей — MAN и Daimler-Benz.
Что касается «звериных» названий, то с ними не всё так просто. Обозначение Panther было синонимом Pz.Kpfw.V и обозначало целое семейство. С другой стороны, в семействе Pz.Kpfw.VII мы находим «Лёве» и «Маус», да и VK 30.01 (P) назывался не «Тигр», а «Леопард» — как, кстати, и VK 16.02. Так что здесь никакой системы нет.
Производственные серии
Некоторые танки (в основном ранние) немцы обозначали ещё и по производственным сериям, однако здесь никакого общего принципа усмотреть не удаётся. Например, Pz.Kpfw.I Ausf.A делились на четыре серии, а Ausf.B — на две, поэтому Ausf.A и Ausf.B прежде всего означают отличия в конструкции, а не конкретные производственные серии.
А вот в случае с Pz.Kpfw.III всё наоборот, обозначения Ausführung практически дублируют серии: 1-я серия — Ausf.A, 2-я серия — Ausf.B, 3-я серия — Ausf.C и Ausf.D, 4-я серия — Ausf.E, 5-я серия — Ausf.F, 6-я серия — Ausf.G, 7-я серия — Ausf.H. Изначально Ausf.E, F и G технически планировались совершенно одинаковыми, и разные обозначения у них только из-за разных серий. Именно поэтому неверно говорить, например, что Pz.Kpfw.III Ausf.F отличались от Ausf.E 50-мм пушкой. Изменения в конструкцию вносились постепенно в ходе производства, поэтому ранние Ausf.G от поздних Ausf.F отличить практически невозможно.
Было и так, что изменения конструкции планировалось начинать с конкретной серии, в этом случае можно говорить о том, что обозначение Ausführung подразумевает модификацию танка. Например, шестискоростную коробку передач внедрили на Pz.Kpfw.III Ausf.H. Позже немцы отказались от деления по сериям, поэтому последней 8-й серии соответствуют аж четыре обозначения: Ausf.J, L, M и N.
Аналогичная ситуация и с «четвёрками». Pz.Kpfw.IV Ausf.C практически ничем не отличались от Ausf.B, но получили отдельное обозначение из-за другой производственной серии. Точно так же ранние Pz.Kpfw.IV Ausf.G, кроме серии, ничем не отличались от поздних Pz.Kpfw.IV Ausf.F, поскольку многие изменения внедрялись прямо по ходу производства. С другой стороны, все Pz.Kpfw.IV седьмой серии получили усиленное до 50 мм бронирование лба, так что некоторые конструктивные изменения вполне соответствуют обозначениям Ausführung.
В последующих семействах танков немцы уже не отражали серии в названиях танков. Например, в случае Pz.Kpfw.IV так и писали: 1.Serie/BW, то есть BW (кодовое обозначение Pz.Kpfw.IV) первой серии. Однако никаких обозначений вроде 1.Serie/Tiger (P) в документах нет, хотя производство «Тигров» фирмы Porsche планировалось в двух сериях.
По орудию или по массе?
Давно укоренился миф, будто немцы классифицировали танки не по массе, а по калибру орудий. Именно поэтому в начале Второй мировой войны Pz.Kpfw.III с 37-мм пушкой назывался средним танком, а Pz.Kpfw.IV с 75-мм «окурком» был якобы тяжёлым. Этим объясняют и то, почему 45-тонная «Пантера» считалась средним танком: ведь калибр её орудия меньше, чем у тяжёлого «Тигра». Эта теория похожа на правду, но лишь на первый взгляд.
Предположим, что немцы действительно называли Pz.Kpfw.IV тяжёлым танком по калибру. В этом случае аналогичные танки того же времени и с тем же орудием тоже должны обозначаться как тяжёлые. Правильно, — отвечают сторонники мифа, — Neubau Fahrzeug с 75-мм орудием — это тяжёлый трёхбашенный танк прорыва Pz.Kpfw.V (или Pz.Kpfw.VI, тут как фантазия разгуляется). Проблема в том, что Neubau Fahrzeug изначально назывался mittlerer Traktor, то есть средний трактор, а позже немцы переименовали его в Pz.Kpfw.IV. Слухи о тяжёлом танке прорыва — это работа немецких пропагандистов.
Что касается «Пантеры», то с ней ситуация ещё интереснее. Дело в том, что 75-мм орудие KwK 42 изначально разрабатывалось для тяжёлых танков «Тигр». Идея была в том, чтобы облегчить танк за счёт орудия меньшего калибра, но без потери в бронепробитии. Башня «Пантеры» и вовсе создавалась на основе башни Pz.Kpfw.VI Tiger H2.
Идея классификации по калибру орудия не выдерживает никакой критики. Судя по всему, для немцев важнейшим в классификации было предназначение танка. Что касается пределов массы, то немцы обращались с ними весьма вольно: не получилось создать 35-тонный средний танк — пусть будет 45-тонный, что уж говорить о 53-тонной Panther II.
Ранние кодовые обозначения
Помимо названий Panzerkampfwagen немцы активно использовали кодовые обозначения. Они были полезны, например, для обозначений разных прототипов и модификаций, а также в тех случаях, когда танк ещё не получил название Panzerkampfwagen.
По своим ранним танкам немцы вели работы втайне от наблюдателей за соблюдением условий Версаля, поэтому обозначения подбирались так, чтобы скрыть назначение машины. За примерами далеко ходить не надо: Grosstraktor — «большой трактор», mittlerer Traktor — «средний трактор», Leichttraktor — «лёгкий трактор», Kleintraktor — «малый трактор» и Landwirtschaftliche Schlepper — «сельскохозяйственный тягач», сокращённо La.S. Эти обозначения продолжали использоваться и после введения названий Panzerkampfwagen. Например, La.S. приняли на вооружение как Pz.Kpfw.I, а Pz.Kpfw.I Ausf.B пятой серии назывались 5.Serie/La.S.
После постройки Pz.Kpfw.II период «сельскохозяйственного вермахта» закончился, и последующие двухбуквенные обозначения прямо отражали назначение танка. Pz.Kpfw.III назывался Zugführerswagen (Z.W.) — «танк командира взвода», а Pz.Kpfw.IV обозначался как Begleitwagen (B.W.) — «танк сопровождения», т.е. огневой поддержки пехоты и других танков.
Двухбуквенными индексами удобно называть прототипы и модификации. Например, фирма Krupp представила два прототипа будущего Pz.Kpfw.IV — B.W.I Kp и B.W.II Kp. Их конкурентом был B.W. фирмы Rheinmetall, который оказался неудачным и вообще не получил обозначения Panzerkampfwagen. Использовались кодовые названия и для обозначений по сериям; например, 1.Serie/B.W. (сокращённо 1./B.W.) — это Pz.Kpfw.IV Ausf.A.
Очень активно немцы использовали двухбуквенные обозначения и на раннем этапе работ по тяжёлым танкам. Изначально тяжёлый танк назывался B.W. verstärkt — «усиленный B.W.», то есть речь шла о развитии концепции Pz.Kpfw.IV с более толстой бронёй. Дальнейшие изменения названий отражают размышления немцев о назначении нового типа танка. Обозначение I.W. (Infanteriewagen — «танк поддержки пехоты») использовалось недолго, вскоре его заменили на D.W. (Durchbruchswagen — «танк прорыва»). Более тяжёлые танки назывались A.W. (Artilleriewagen — «танк артиллерийской поддержки» со 105-мм гаубицей) и S.W. — в данном случае автору пока не удалось найти точную расшифровку. Возможно, это schwerer Panzer или stärkster Panzer, то есть «тяжёлый танк» и «сильнейший танк» соответственно.
Нередко двухбуквенные названия усложнялись для более точного обозначения конкретных модификаций. Например, новая модель Pz.Kpfw.III с торсионной подвеской получила название Z.W.38, поскольку проект был готов в 1938 году. Её планировали выпускать в трёх сериях — Ausf.E, F и G. Развитие шасси с новой коробкой передач обозначалось как Z.W.39; эта модель легла в основу всех последующих Pz.Kpfw.III. Наконец, были Z.W.40 и Z.W.41 с другими ходовыми частями, но в серию они не пошли. Аналогично в семействе B.W. мы видим B.W.40 с переделанным корпусом и ходовой частью.
Обозначения с аббревиатурой VK
В 1937 году под влиянием инженера Генриха Книпкампа Отдел №6 Управления вооружений начал работы по танкам следующего поколения; тогда же были придуманы новые кодовые обозначения. Возможно, немцам надоела чехарда со сменой названий тяжёлых танков, к тому же двухбуквенные обозначения ограничены алфавитом.
К новым обозначениям немцы пришли далеко не сразу, что хорошо видно по обозначениям Pz.Kpfw.I Ausf.C. Поначалу они имели вид VK 3 t, то есть «гусеничная (Vollketten) машина массой 3 тонны». В дальнейшем от приписки «t» или «to» отказались и стали писать просто VK 6. Вскоре появилась необходимость обозначать варианты конструкции — так появились названия VK 6.01 и VK 6.02. Подобным образом называли и другие перспективные танки — например, VK 9.03 и VK 13.01. Наконец, при работе над VK 30.01 понадобилось разделять проекты Henschel и Porsche, поэтому появилась приписка с сокращённым названием фирмы, а обозначения приняли окончательный вид: VK 30.01 (H) или VK 45.02 (P).
Обозначения VK по назначению были аналогичны старым двухбуквенным названиям. Они тоже обозначали не только конкретные танки, но и их семейства, например, проекты VK 20 на смену Z.W. На Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV старые двухбуквенные названия продолжали использовать до конца войны, но D.W. решили переименовать. D.W. neue Konstruktion — «новой конструкции» — стал называться VK 30.01 (H), а D.W. (10 cm) — то есть тяжёлый танк со 105-мм орудием — переименовали в VK 36.01. Из-за этого некоторые горе-исследователи рассматривают VK 30.01 (H) как некий новый танк, созданный после D.W. 1 и D.W. 2, хотя на самом деле это лишь его переделка. Если бы не переименование, он, скорее всего, получил бы название D.W. 3.
Существует миф, будто обозначения VK использовались для прототипов, а Pz.Kpfw. — для принятых на вооружение серийных танков. На самом деле оба типа обозначений применялись параллельно. Возьмём, например, уникальный Tiger H1 с экспериментальной коробкой передач ZF 12 E 170: в документе от 18 февраля 1943 года его называют Pz.Kpfw.VI Tiger H1, а 2 марта 1943 года этот же танк упомянут как VK 45.01 (H). В одной из более поздних бумаг экспериментальный «Тигр» обозначен и как VK 45.01 (H), и как Pz.Kpfw.VI, причём в обоих случаях отмечен один и тот же номер шасси.
Переименования ради переименований
Немцы регулярно практиковали переименование танков и без какого-либо практического смысла. Эрвин Адерс, руководивший разработкой танковых шасси фирмы Henschel, после войны отметил, что VK 45.01, Tiger H1 и Tiger E — это одно и то же. Просто немцы однажды решили переименовать Tiger Ausf.H1 в Tiger Ausf.E, и никаких конкретных изменений в конструкции это не отражало.
Другой пример — это переименование Panther Ausf.D в Panther Ausf.A, причём логика изначального названия не ясна до сих пор. По идее, танк фирмы Daimler-Benz должен был обозначаться как Panther Ausf.D, а MAN — Panther Ausf.M, как это было в случае с «Тиграми». К слову, в семействе Pz.Kpfw.III на 8-ю серию приходится так много обозначений Ausführung в том числе и потому, что Ausf.J переименовали в Ausf.L.
Пожалуй, самый известный случай — переименование истребителя танков «Фердинанд» в «Элефант». Принято считать, что оно было связано с капитальным ремонтом, но в действительности Гитлер предложил переименование ещё в ноябре 1943 года, а на ремонт самоходки поступили только в январе следующего года.
Обозначения фирмы Porsche K.G.
Наконец, мы не можем пройти мимо системы обозначения фирмы Porsche K.G. Без неё говорить о серьёзном изучении истории немецких тяжёлых танков говорить не приходится — несмотря на простоту, она позволяет очень точно разделять варианты конструкций.
Фирма Porsche обозначала свои танки индексами Typ с трёхзначным номером. Например, тяжёлый танк VK 30.01 (P) обозначался как Typ 100, а Maus назывался Typ 205. Однако далеко не всегда между внутрифирменными индексами Porsche и обозначениями Управления вооружений были однозначные соответствия. Например, названию VK 45.01 (P) соответствуют два индекса — Typ 100 и Typ 101, а Typ 100 в разное время назывался VK 30.01 (P) и VK 45.01 (P).
Дело в том, что названия Управления вооружений отражали весовой класс, а индексы Porsche соответствовали деталям конструкции, особенно разным двигателям и трансмиссиям. Изначально тяжёлый танк Typ 100 назывался VK 30.01 (P), но в марте 1941 года его масса превысила 45 тонн, поэтому Отдел №6 переименовал его в VK 45.01 (P). А вот работы по Typ 101, известному как Tiger (P), начались только в июле 1941 года. Индекс VK 45 ему достался по наследству, хотя речь изначально шла о 52-тонном танке.
Но и с Pz.Kpfw.VI Tiger (P) всё не так просто, ему соответствуют целых пять индексов: Typ 101 и Typ 102 с электрической и гидромеханической трансмиссией, Typ 103 с новой системой охлаждения, а также Typ 130 и Typ 131 с двигателями водяного охлаждения с электрической и гидромеханической трансмиссиями соответственно. И это не считая Typ 101C и Typ 101D для переделанных корпусов!
Фирма Porsche разрабатывала не только танки, но и двигатели к ним, причём название каждого мотора повторяло название танка, для которого он изначально создавался. Например, для танка Typ 100 Porsche спроектировала 10-литровый двигатель Typ 100, а для более тяжёлого Typ 101 — более мощный 15-литровый мотор Typ 101. На танке Typ 180, более известном как VK 45.02 (P) или Tiger P2, кроме бензиновых Typ 101 рассматривались и дизельные двигатели Typ 180/1 и Typ 180/2, причём конструкция последнего выросла в Sla.16.
Наконец, именно с подачи Порше немцы начали давать бронетехнике «звериные» имена. Первенцем стал Typ 100 — Pz.Kpfw. Leopard, за ним последовали «Тигры» и «Пантеры». Этой традиции немцы следуют до сих пор.
Источники и литература:
- BAMA (Bundesarchiv)
- Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Panzerkampfwagen VI P (Sd.Kfz.181): The history of the Porsche Typ 100 and 101 also known as the Leopard and Tiger (P) — Darlington Productions, 1999
- Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Panzerkampfwagen I: Kl.Pz.Bef.Wg. to VK 18.01 (Panzer Tracts Nr. 1-2) — Panzer Tracts, 2002
- Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Panzerkampfwagen III Ausf.E, F, G, und H development and production from 1938 to 1941 (Panzer Tracts Nr. 3-2) — Panzer Tracts, 2007
- Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Panzerkampfwagen III Ausf.J, L, M, und N, development and production from 1941 to 1943 (Panzer Tracts Nr. 3-3) — Panzer Tracts, 2009
- Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Panzerkampfwagen IV (Panzer Tracts Nr. 4-1) — Darlington Productions, 1997
- Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Paper Panzers: Panzerkampfwagen & Jagdpanzer (Panzer Tracts Nr. 20-1) — Panzer Tracts, 2001
- Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Schwere-Panzerkampfwagen: D.W to E-100 (Panzer Tracts Nr. 6) — Panzer Tracts, 2001
- Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Jagdpanzer: Jagdpanzer 38 to Jagdtiger (Panzer Tracts Nr. 9) — Darlington Productions, 1997
- Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Germany’s Tiger Tanks. VK45.02 to Tiger II: Design, Production & Modifications — Schiffer Military History, 1997
- Walter J. Spielberger. Der Panzer-Kampfwagen Tiger und seine Abarten — Motorbuch Verlag, 1987
Комментарии к данной статье отключены.