За время службы в составе кригсмарине простая «семёрка» U 31 сумела поучаствовать во множестве ярких событий, которые только могут произойти с подлодкой во время войны. Несмотря на короткую карьеру, она сумела прочно вписать себя в историю Битвы за Атлантику, на своём примере доказав действенность двух принципов: «от судьбы не уйдёшь» и «кому суждено быть повешенным – тот не утонет». По лодке было выпущено более десятка британских торпед, но погибла она совсем по другой причине.
Первая жизнь простой «семёрки»
28 декабря 1936 года в Бремене судостроительная верфь «Везер» (AG Weser) пополнила немецкий флот новой субмариной с номером U 31. Лодка принадлежала к типу VIIA, а её первым командиром назначили капитан-лейтенанта Рольфа Дау (Rolf Dau). После вступления в строй она была приписана к подводной флотилии «Зальцведель» (Saltzwedel), базировавшейся на Вильгельмсхафен. 8 ноября 1938 года на лодке сменился командир – Дау сдал её капитан-лейтенанту Йоханнесу Хабекосту (Johannes Habekost).
В отличие от большинства океанских субмарин кригсмарине, за неделю до начала войны U 31 c двумя другими «семёрками» была передана в распоряжение командующего подводными силами на Балтике для участия в нападении на Польшу. 27 августа Хабекост привёл свою лодку из Нойштадта в Мемель, но 1 сентября 1939 года она была отозвана в Киль, откуда вернулась в Вильгельмсхафен.
9 сентября U 31 снова вышла в море, чтобы в первый раз увековечить себя в истории Битвы за Атлантику. Хабекост покинул Вильгельмсхафен и, пройдя Ла-Манш, достиг Западных Подходов, где начал действовать против британского судоходства к юго-западу от Ирландии. Лодке удалось обнаружить и атаковать британский конвой, что привело к потоплению судна «Эвимор» (Aviemore). Хотя этот пароход и не оказался первой жертвой из состава конвоев, потопленной немецкой лодкой, U 31 вошла в историю как первая субмарина, обнаружившая и атаковавшая конвой во Второй мировой войне. Кроме «Эвимор», Хабекост потопил в этом походе британское судно «Хазелсайд» (Hazelside).
Следующий поход U 31 продлился всего 10 суток, но стал самым результативным в её истории. 21 октября 1939 года лодка вышла в море с заданием установить минное поле в шотландском заливе Лох-Эве. Хабекост отлично справился с поставленной задачей, и результат не заставил себя долго ждать – спустя два месяца немецкая разведка установила, что на немецких минах подорвался и был серьёзно повреждён флагманский корабль британского флота метрополии – линкор «Нельсон» (HMS Nelson). Кроме этого, британцы потеряли на минах Хабекоста два вспомогательных тральщика.
В своём третьем походе Хабекост действовал в Северном море, где с 1 по 6 декабря 1939 года потопил шесть судов общим тоннажем 9256 брт. Проведя в море три недели, U 31 вернулась в Вильгельмсхафен 11 декабря 1939 года. Спустя месяц Хабекост снова вышел в поход с приказом о повторной постановке мин в заливе Лох-Эве. В ночь с 20 на 21 января 1940 года U 31 поставила 12 мин типа ТМС, которые так и не дождались своих жертв. После этого 28 января Хабекост совершил неудачную торпедную атаку на одиночное судно, которая оказалась последним ярким событием в этом походе. 1 февраля было обнаружено, что запас пресной воды малопригоден к употреблению, и лодка была вынуждена прервать поход. Спустя три дня U 31 вернулась в Вильгельмсхафен.
Так как U 31 нуждалась в ремонте, ей пришлось провести на верфи месяц. К началу марта работы были завершены, и 11 числа Хабекост вывел лодку в бухту Ядебузен для проведения пробного погружения. Около полудня над ней внезапно появился самолёт с выключенными моторами. Британский «Бленхейм» из 82-й эскадрильи Королевских ВВС сбросил на лодку две бомбы, после чего включил моторы и взмыл вверх, а U 31 затонула.
Штаб подводных сил узнал об инциденте от сторонних свидетелей, включая моряков с немецкого парохода, которые наблюдали атаку с воздуха. В район была оправлена спасательная группа кораблей, которая обнаружила U 31 на дне на глубине 17 метров. Лодка стала могилой не только для Хабекоста и его экипажа, но и 13 рабочих и инженеров с верфи, участвовавших в испытаниях – всего погибло 58 человек. Вновь U 31 выпала роль лидера, на этот раз сомнительная — она стала первой лодкой из ведомства Дёница, погибшей от действий вражеской авиации.
Второй шанс
Уже 28 марта 1940 года U 31 была поднята со дна залива и доставлена на Западную верфь в Вильгельмсхафене. На её ремонт ушло четыре месяца, и 30 июля она вновь вступила в строй кригсмарине. Её новым командиром стал капитан-лейтенант Вилфрид Прелльберг (Wilfried Prellberg). Пройдя десятидневную проверку, U 31 ушла на Балтику, где ещё месяц её экипаж проходил всевозможные тренировки.
Утром 17 сентября Прелльберг покинул Киль и вышел в море для перехода в Норвегию в сопровождении кораблей эскорта. Спустя двое суток U 31 рассталась с эскортом у Кристиансанда и взяла курс на Шетландские острова. Согласно приказу, лодка должна была обогнуть Шотландию и достичь района между Северным проливом и банкой Роколл, чтобы действовать против судоходства противника.
21 сентября U 31 обогнула Шетландские острова и вышла в Атлантику. Вечером следующего дня в 100 милях к северу от мыса Батт-оф-Льюис (северная точка Внешних Гебридских островов) с лодки был замечен фарерский рыболовный траулер «Юнион Джек» (Union Jack). Прелльберг решил потопить судно, и U 31 дала предупредительную очередь из пулемёта. Экипаж траулера покинул корабль на моторной лодке. Подойдя ближе, немцы пустили «рыбака» на дно огнём из палубного орудия, после чего лодка продолжила движение на юго-запад, огибая Шотландию и Ирландию.
Днём 24 сентября Прелльберг получил радиограмму с U 29 капитан-лейтенанта Отто Шухарта (Otto Schuhart), которая преследовала вражеский конвой. Это был ОВ-217, который вышел из Ливерпуля 21 сентября. Сообщения поступали каждый час, и U 31 подключилась к преследованию. В 21:15 (здесь и далее время берлинское) на горизонте ею был замечен дым, но сблизиться с его источником Прелльберг не смог: замеченное судно давало не менее 16 узлов. Тем временем другие лодки спешили к конвою, в который мёртвой хваткой вцепилась U 29.
U 31 сумела установить контакт с конвоем лишь в 01:45 25 сентября, когда Прелльберг заметил 18 судов, идущих противолодочным зигзагом. Первая атака в 03:36 закончилась неудачей – торпеда не попала в замыкающее судно. После этого U 31 продолжила преследовать OB-217, совершив днём две торпедных атаки. Но цели часто меняли курс, а приблизиться к ним мешали корабли эскорта. Успеха «волчья стая» смогла добиться лишь после полудня, когда конвой был распущен. После этого в течение трёх суток было потоплено пять судов и одно повреждено, но к этим успехам U 31 отношения не имела.
Хлебнув неудачи с OB-217, Прелльберг начал поиск других целей. 26 сентября в час дня U 31 снова приняла сообщение от U 29, что к западу от Ирландии в квадрате AL9813 замечен конвой, идущий на север. Чуть позже Прелльберг получил сообщение из штаба подводных сил, что этот конвой находится в квадрате AL5813. Решив, что Дёницу виднее, командир U 31 погнал свою лодку по бурному морю навстречу предполагаемому конвою, но, оказавшись на месте в 20:00, принял ещё одну радиограмму от Шухарта, указывающую на ошибку Дёница в обозначении квадрата. Разозлённый Прелльберг выразил своё мнение о штабе и командующем в журнале боевых действий U 31 следующей записью:
«Занял позицию на пути конвоя. Полная чушь. Конвой, о котором сообщила U 29, всё-таки оказался в квадрате 9813 – слишком далеко на юге. Сигналов нет. Возвращаюсь на свою позицию».
Фортуна повернулась к Прелльбергу лицом только утром 27 сентября. В 10:35 на контркурсе было замечено одиночное судно, и U 31 погрузилась, начав сближаться с целью на большой скорости. В 11:04 лодка выпустила первую торпеду с расстояния в 500 метров, но «угорь» прошёл под судном. Второй выстрел был произведён спустя девять минут с 340 метров. На этот раз глубина хода торпеды была уменьшена на метр, и она поразила судно прямо под ходовым мостиком.
Дождавшись, когда экипаж судна спустит шлюпки, Прелльберг всплыл, чтобы получить данные о цели. Так как пароход ещё держался наплаву, немцы смогли прочитать его название – «Вествард» (Vestvard). После этого U 31 выпустила ещё одну торпеду, которая отправила судно на дно. Взрывом была разрушена одна из шлюпок, но в ней обошлось без жертв. Во время обеих атак из всего экипажа погиб один моряк, которого засосало под воду тонущим судном.
«Вествард» был норвежским вооружённым судном, входившим в состав конвоя OB-218, вышедшего из Англии 24 сентября. В пути он отстал от ордера и пал жертвой U 31. Сам же конвой уже сутки подвергался атакам нескольких лодок и потерял в итоге еще четыре судна.
Мишень для английских торпед
После успешной атаки U 31 продолжила движение на восток, к банке Роколл. Радист лодки докладывал о сообщениях с других лодок об обнаружении конвоев, но U 31 находилась от них слишком далеко. Прелльберг рассчитывал приблизиться к району выхода конвоев в океан и самостоятельно найти один из них, но чем ближе он оказывался к Англии, тем чаще появлялся туман, таивший в себе опасность.
Днём 28 сентября лодка шла в надводном положении в условиях плохой видимости. Тем не менее, верхняя вахта смогла заметить справа по борту английскую субмарину. U 31 срочно погрузилась, развернулась на 90°, и затаилась на глубине, прослушивая горизонт. Спустя короткое время акустик доложил о шумах торпеды за кормой, прошедшей выше.
Несмотря на отвратительную видимость, к вечеру следующего дня U 31 удалось заметить дымы конвоя. Лодка двигалась параллельным ему курсом в течение нескольких часов, чтобы в нужный момент обогнать и атаковать. Когда же это время настало, впереди была замечена тень, которую немцы приняли за эсминец эскорта. Прелльберг решил обойти её слева, чтобы оказаться прямо перед конвоем, но не тут-то было:
«30 сентября 1940 года, 03:16. Пеленг 280 по левому борту в 200 метрах – второй вахтофицер заметил торпеду, идущую по поверхности, помогло морское фосфоресцирование. В тот же момент заметили вторую торпеду, идущую прямо на нас. Резко отвернули вправо на полном ходу, на курс, параллельный торпедам. Вторая торпеда прошла в 20 метрах за кормой, первая же продолжает беспорядочное движение на поверхности рядом с лодкой (сближение до одного метра). Были на краю гибели, но всё обошлось. Торпеды выпущены с погружённой лодки. Мы видели её силуэт с левого борта, но приняли за эсминец».
Доложив о нападении вражеской субмарины, U 31 продолжила действовать. Контакт с конвоем был восстановлен только после полудня 30 сентября, но вскоре снова был утерян. Надежду на возобновление преследования вселила радиограмма об обнаружении конвоя, полученная с U 38 капитан-лейтенанта Генриха Либе (Heinrich Liebe), но в течение 1 октября последний, докладывая о контакте, присылал противоречивые сообщения. Запутавшийся Прелльберг задал Либе вопрос: «Какой квадрат, 85-й или 95-й?», на что с U 38 ответили, что контакт уже потерян. Радиоигру в «Что? Где? Когда?» прервала грозная радиограмма Дёница с требованием уточнить местоположение конвоя.
В 23:00 1 октября U 31 заметила два эсминца, обменивавшихся сообщениями с помощью сигнальных прожекторов. Обрадованный Прелльберг решил, что это эскорт конвоя, который он так долго искал вместе с Либе, но один из эсминцев сразу же испортил ему настроение, направившись к лодке на большой скорости. U 31 уклонилась погружением, уйдя на глубину 85 метров, но ожидаемого сброса бомб не последовало. Вместо взрывов немцы услышали треск рвущегося металла — это лопнул шов в балластной цистерне правого борта. Если бы эсминцы начали преследовать лодку, то последствия были бы печальными, но корабли, вероятно, попросту не заметили лодку в момент погружения.
В 02:02 U 31 вплыла и покинула опасный район. Отойдя на безопасное расстояние, Прелльберг приказал осмотреть повреждения. Было установлено, что во время погружения на цистерне главного балласта правого борта в районе 43-го шпангоута образовалась трещина в 15 сантиметров длиной. В штаб подводных сил было отправлено сообщение с описанием повреждений и уведомлением о прекращении похода, после чего U 31 взяла курс на Лориан.
Бой в Бискайском заливе
Прелльберг не терял надежд, что во время возвращения ещё сможет найти цель для своих торпед, но не предполагал, что сам станет целью. Это случилось рано утром 8 октября 1940 года, когда U 31 на подходах к Лориану была атакована английской субмариной «Трайдент» (HMS Trident) лейтенант-коммандера Джеффри Мейнваринга Слейдена (Geoffrey Mainwaring Sladen), которая охотилась на немецкие подлодки в Бискайском заливе. Двумя неделями ранее британская лодка «Трибьюн» неудачно атаковала U 138 Вольфганга Люта (Wolfgang Lüth), и Слейден надеялся быть удачливее своего коллеги.
В 06:30 сигнальщики «Трайдент» заметили слева по борту немецкую субмарину. Слейден приказал дать полный ход и лёг на боевой курс. Спустя минуту «англичанка» дала залп пятью торпедами, из которых к цели помчались четыре, а пятая не вышла из аппарата. Так как выпущенные торпеды в цель не попали, в 06:35 «Трайдент» практически в упор выстрелила в U 31 ещё двумя торпедами, а спустя две минуты к немецкой лодке устремилась седьмая торпеда – та самая, которая не сработала первом залпе. Удивительно, но U 31, активно маневрируя, сумела увернуться от смертоносных «сигар»!
Упрямый Слейден приказал открыть огонь из палубного орудия, и, как наблюдали англичане, в 06:38 второй снаряд поразил рубку немецкой лодки, после чего она ушла под воду. «Трайдент» погрузилась, и акустик начал поиск цели, но ничего не обнаружил. Английская лодка оставалась под водой, ведя поиск «асдиком», и в 09:00 гидролокатор установил контакт, который приняли за корпус потопленной немецкой субмарины. Англичане покинули место боя, уверенные в своей победе, но они были неправы – U 31 не погибла.
Удивительно, но немцы заметили «Трайдент» на 15 минут раньше, но ошибочно приняли её сначала за скалу, а затем за рыболовное судно. Поднявшийся в этот момент на мостик командир U 31 понял, что перед ним английская подлодка, изначально полагая, что противник его не заметил, но бурун, появившийся у носа «англичанки», начавшей движение в его сторону на высокой скорости, избавил Прелльберга от сомнений – противник начал атаку. Был отдан приказ подготовить к стрельбе два торпедных аппарата, и U 31 начала маневрировать, дав полный ход.
С немецкой лодки были замечены две торпеды, от которых она успешно уклонилась. После этого Прелльберг отдал приказ открыть по противнику огонь из зенитки, но на третьем снаряде зенитный автомат заело. В этот момент немцы заметили ещё две торпеды, устремившиеся к их лодке, и еле успели увернуться от них. Командир U 31 надеялся своими манёврами вывести англичан прямо под свои торпедные аппараты, но те открыли огонь из орудия.
Как только первый снаряд просвистел над рубкой, U 31 быстро погрузилась, достигнув дна на 70 метрах. В этот момент немцы услышали взрывы, похожие на глубинные бомбы, и подумали, что англичане кидают в месте погружения U 31 связки ручных гранат. Однако, вероятнее всего, это вдалеке взрывались английские торпеды. Вскоре на немецкой лодке услышали, что английская субмарина испускает странные звуки:
«Англичанин погрузился через 10 минут и начал, по-видимому, постановку мин. Скользящий шум был слышан перед каждым выходом – при этом он проходил большое расстояние, останавливался, включал гидролокатор, и этот шум был слышан 10 раз».
В 09:45 U 31 всплыла и дала радиограмму в штаб о произошедшем, а затем, встретившись с эскортом, в 16:00 прибыла в Лориан. Уже придя на базу, Прелльберг сделал в журнале боевых действий последнюю запись, саркастически подводя итоги похода:
«В этом походе лодка исполняла роль корабля-мишени для английских субмарин. Был три раза атакован и получил в общей сложности семь «угрей».
Стоит отметить, что подсчёт торпед был неточен. На данный момент невозможно установить, кто атаковал его 28 и 30 сентября 1940 года, но с учётом атаки «Трайдент» по U 31 было выпущено не менее 11 торпед. Вероятно, за годы войны такому торпедному обстрелу не подвергалась ни одна немецкая субмарина.
Но, как говорится, кому суждено быть повешенным, тот не утонет». Как оказалось, судьба оберегала U 31 от британских торпед в одном походе лишь для того, чтобы она погибла от глубинных бомб в следующем.
19 октября 1940 года Прелльберг вышел в следующий поход. 29 октября он добил английское судно «Матина» (Matina), ранее повреждённое U 29, а уже 2 ноября попал в плен с большей частью своего экипажа, когда лодку потопил английский эсминец «Энтилоуп» (HMS Antelope). Таким образом, U 31 было суждено стать единственной немецкой лодкой в Битве за Атлантику, потопленной дважды.
Автор выражает глубокую признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота)
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
- Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annapolis: Naval Institute Press, 1999
- Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Verlag E.S. Mittler & Sohn, Hamburg – Berlin – Bonn, 2001
- Berr R. Das Kriegstagebuch der U-Bootwaffe (http://www.ubootwaffe.net)
- Niestlé A. German U-Boat Losses During World War II: Details of Destruction – Frontline Books, 2014
- Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 1. Norderstedt
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
- http://www.convoyweb.org.uk
- http://rnsubs.co.uk
Комментарии к данной статье отключены.