В конце года мы традиционно публикуем дайджесты лучших материалов наших рубрик, в которые попадают статьи и заметки, собравшие наибольшее количество просмотров, лайков и репостов. Ниже — лучшая десятка рубрики «Картинки Warspot» за 2021 год. По приведённым ссылкам можно перейти на странички соответствующими материалами.
Большая сага о маленьких армиях
Яркие почтовые открытки с незамысловатым армейским юмором всегда были популярны у солдат любой армии — такую, снабдив коротким текстом, можно было послать домой. Эта серия сюжетов, изданная в Бельгии в 1980–1990-хх годах, была нарисована художниками Люком Мезелем (Luc Maezelle), работавшим под псевдонимом «Мазель», и Жаном-Полем Бруком (Jean-Paul Broeck). Рисунки отличает повышенное внимание к деталям — так, несмотря на карикатурное отображение, все предметы униформы, оружие и техника вполне узнаваемы. Кроме собственно Бельгии, эти открытки были популярны в армии соседних Нидерландов.
Как вести себя в плену?
Эта серия из шести плакатов о том, как должен себя вести американский солдат, чтобы не попасть в плен, и как вести себя в плену, была выпущена в 1958–1960 гг. корпусом капелланов армии США — позади были Вторая мировая и Корейская войны, но впереди был ещё Вьетнам, и подобные плакаты весьма пригодились. Что обращает на себя внимание — то, что сейчас назвали бы «игрой со шрифтами», когда в заголовках зачем-то использовали даже готику, а также обязательный набор церквей различных религий и конфессий на заднем плане. Все они объединены одним слоганом «Я обещаю это богу, семье и стране» (I Owe This to God-Home-Country).
«Шерман» о 14 ногах
Американский художник Борис Арцыбашев (Boris Artzybasheff, 1899–1965) родился в Харькове, изучал юриспруденцию в Киеве, участвовал в гражданской войне, а в 1919 году без гроша в кармане и без знания азов английского языка оказался в Нью-Йорке. Там он со временем стал востребованным иллюстратором — ему заказывали плакаты и обложки самых популярных журналов, театральные декорации и ресторанные интерьеры, однако наиболее интересны работы художника в области промышленной рекламы. Работая с крупнейшими американскими промышленными компаниями, Арцыбашев был просто заворожён мощью производственного оборудования. В своих рисунках он придавал неживому, но подвижному металлу сюрреалистичные человеческие черты.
Кто тут крайний?
Хорошая защищённость и прекрасная обитаемость американских тяжёлых бомбардировщиков в годы Второй мировой войны имела обратную сторону — экипажи, состоявшие из 8–10 человек, были вынуждены покидать подбитую «Летающую крепость» или «Либерейтор» в порядке строгой очерёдности, предварительно облачившись в парашюты, которые в полёте не были надеты на членов экипажа, а хранились отдельно. Прорабатывать вопросы эвакуации требовалось заранее, поэтому для каждого типа многоместных машин издавалась подробное красочное руководство — по ссылке приведена такая инструкция для B-17, дополненная размещением парашютов и спасательных плотов.
Конец франко-немецкой вражды
На протяжении последних двух столетий граничащие друг с другом и претендующие на ведущие позиции в Европе Франция и Германия много раз становились заклятыми врагами в ходе военных конфликтов. Потушить давнюю угрозу удалось лишь после Второй мировой войны, когда за дело взялись канцлер ФРГ Конрад Аденауэр и президент Франции Шарль де Голль. Старые мудрые политики долго примерялись к проблеме, провели не одну встречу, пока 22 января 1963 года в Елисейском дворце в Париже не был подписан договор о франко-германском сотрудничестве, ныне известный как Елисейский договор. Однако скептиков, не желавших верить, что французы и немцы сумеют поладить и стать лучшими друзьями, всегда было достаточно, и подписание договора сопровождалось валом довольно остроумных карикатур.
Не будь рядовым Болваном!
Английское слово «Dope» в качестве характеристики человека имеет множество русских эквивалентов — «дурак», «тупица», «болван», «придурок». Все они подходят к персонажу пропагандистской кампании за бережное отношение к своему оружию и технике, развёрнутой в годы Второй мировой войны Отделом вооружений Министерства обороны США. Рядовой Джо Доуп по своему легкомыслию портил всё, к чему прикасался, и масса плакатов призывала не быть таким болваном. По ссылке — их небольшая подборка.
Охота на поколение Z
Вооружённые силы Великобритании, несмотря на их непрерывное сокращение последние несколько десятилетий, продолжают испытывать недостаток в новобранцах, и в отсутствие комплектования по призыву зачастую остаётся уповать лишь на рекламные рекрутинговые кампании. Стартовавшая в начале января 2019 года под лозунгом «Твоя армия нуждается в тебе» (Your Army Needs You) кампания отличалась необычным подходом к целевой аудитории — молодым людям от 18 до 25 лет, которых сегодня принято относить к последним годам «поколения Y», или миллениалам, и к «поколению Z».
Патриарх «бульварного рисунка»
Мортон «Морт» Кюнстлер, родившийся в 1931 году в Бруклине в семье художника, с детства пошёл по стопам отца. Поначалу он перебивался случайными заказами на киноафиши и плакаты, но постепенно его прекрасный реалистичный стиль рисунка оказался востребован в красочных мужских журналах, огромными тиражами издававшихся в 40–60-хх годах прошлого века. Рассказы о войне и приключениях перемежались в них с советами, как улучшить мужскую потенцию, не дать обмануть себя при покупке подержанного пикапа или моментально заработать миллион долларов, ковыряя в носу двумя руками. Вскоре Кюнстлер заработал себе репутацию «крестного отца иллюстраторов бульварного чтива» о полной опасностей и любви жизни настоящих мужчин.
Пропаганда для деревенщины
Государственная пропаганда в США во времена Второй мировой войны была весьма изобретательна в поисках подхода к самым разным целевым группам. Ниже приведена серия плакатов, обращённых к жизни хиллбилли — жителей горных районов страны, которых стереотипно принято изображать недалёкими мужланами, любителями выпивки, драки и стрельбы, постоянно попадающими в разные переделки, но при этом страшно гордыми своей репутацией. Плакаты, в которых банальные лозунги сопровождаются забавными сценками, нарисовал художник Пол Вебб. Его персонажи стали весьма популярными в США и зажили собственной жизнью.
Новый виток афганской спирали
Уход американцев из Афганистана стал одним из самых примечательных событий 2021 года. История сделала полный оборот — когда в феврале 1989 года из Афганистана выводил войска Советский Союз, западные издания на все лады публиковали карикатуры с русским медведем, улепётывающим от бородача со старой винтовкой, однако прошло три десятка лет, непокорную страну покинули уже другие солдаты. Вопрос о том, кто будет следующим желающим решить проблемы Афганистана или свои проблемы из-за Афганистана, пока остаётся открытым.
Комментарии к данной статье отключены.