В прошлом году наш портал продолжал публикацию рубрики «Весёлые картинки Warspot», посвящённой военной и политической сатире и пропаганде. Ниже можно ознакомиться с дайджестом лучших публикаций 2020 года, составленным исходя из количества просмотров, комментариев, лайков и репостов. В конце материала можно проголосовать за тот материал, который понравился больше всех, а в комментариях предложить свой вариант — как из уже опубликованных, так и тех, которые читателю хотелось бы увидеть в новом 2021 году.
Несостоявшаяся любовь
После аншлюса Австрии Гитлер обратил свой взор на Чехословакию, и чехословацкие дипломаты бросились искать поддержку, в том числе и у Советского Союза. Эти контакты, а также заявления советских представителей в Лиге Наций не остались без внимания Германии, и в воскресенье 25 сентября 1938 года берлинский сатирический еженедельник «Кладдерадач» вышел с любопытной карикатурой.
Картошка — второй хлеб, кошка — второй баран
Тема продовольственной безопасности была крайне актуальна для большинства участников Первой мировой войны. В условиях резкого сокращения посевных площадей и тягловой силы, уменьшения числа занятых в сельском хозяйстве мужчин и невозможности импортировать недостающее количество продовольствия затяжная война поставила Германию на грань голода, но первое время немцы находили силы шутить над собой. Художник Артур Тиле нарисовал серию сюжетов под названием «Мясной дефицит».
Бунт в зоопарке
Сатирические географические карты — одна из любимых забав пропагандистов времён Первой мировой — обычно выглядят довольно однообразно, но не в этом случае. На карте, напечатанной в Германии и озаглавленной «Европейская облава», Европа представлена зоопарком, в котором взбунтовались животные, а потому людям — естественно, Германии и Австро-Венгрии — приходится их утихомиривать.
Звёздно-полосатые товарищи
Популярность ярких рисунков и надписей на американских самолётах времён Второй мировой войны к её второй половине приобрела столь широкие масштабы, что сложнее было встретить «Мустанг» или «Либерейтор» без фюзеляжной живописи, чем с ней. Порой творчество аэродромных умельцев приобретало причудливые формы, и тогда среди традиционных обнажённых красоток и персонажей студии Уолта Диснея появлялось нечто более оригинальное, и даже надписи на кириллице.
Красная Шапочка и тень Волка
27 мая 1952 года в Париже был подписан договор о Европейском оборонительном сообществе (ЕОС), в которое вошли первые шесть членов ЕС: Бельгия, ФРГ, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция. В его рамках предусматривалось создание единой Европейской армии — мощной военной группировки в составе 40 дивизий. Эта армия должна была иметь единую униформу, общий флаг и единый военный бюджет, совместное обучение войск и общую систему комплектации людьми, техникой и оружием. Новости о создании ЕОС не без оснований были с тревогой восприняты в ГДР, где их восприняли как усиление позиций ФРГ и окончательный отказ от возврата к единой Германии. Посмотреть на то, как реагировала на новость восточногерманская сатира, можно по ссылке.
«Окна ТАСС» — классика советской пропаганды
Ранним утром 27 июня 1941 года, на пятый день Великой Отечественной войны, в людных местах Москвы и Подмосковья появились яркие, набитые по трафарету сатирические плакаты, сопровождаемые короткими стихами. Группа художников организовала под эгидой ТАСС выпуск малотиражных плакатов, посвящённых событиям на фронтах. На их изготовление уходили всего сутки — художник и поэт разрабатывали макет, далее происходила раскладка на цвета, а следом в дело вступали резчики трафаретов для каждого цвета, по которым затем набивались рисунки и текст. Выпуск «Окон ТАСС» продолжался всю войну. Посмотреть на сатиру военных дней можно, пройдя по ссылке.
Четыре танкиста и собака на бумаге
Популярности в Польше и других странах соцлагеря телевизионной эпопеи «Четыре танкиста и собака», снятой в 1966–1970 гг., мог бы позавидовать любой современный телесериал уровня «Игры престолов». Однако одна реинкарнация танкистов в наши дни вообще практически неизвестна. В 1970–1971 гг. Януш Пшимановский в соавторстве с художником Шимоном Кобылиньским выпустил три сборника классических комиксов под названием «Приключения танкистов и пса Шарика», которые и сегодня будут интересны давно повзрослевшим мальчишкам тех лет.
Юмор и пафос в одном флаконе
До Первой мировой войны уроженец Лондона Кларенс Вуд успел стать всемирно известным художником. С началом войны, как истинный патриот своей родины, он пошёл добровольцем в армию и служил в воздухоплавательной роте Королевского воздушного корпуса. На фронте художник не забросил своё ремесло и стал автором множества сюжетов на злобу дня, причём в его произведениях смешались официоз и пафос с тонким английским юмором — если некоторые рисунки стали основой для известных плакатов своего времени, то для других было место только на почтовых карточках.
Рай для герра Гитлера
Эта забавная «Карта рая герра Гитлера, нарисованная с недипломатичной, но страстной надеждой, что изображённое не сбудется» вышла в американском журнале «Кен» в 1938 году, после мартовского аншлюса Австрии. Увы, но надежды художника не сбылись: растущие аппетиты Третьего рейха привели к мировому конфликту. Смешное о несмешном — по ссылке.
Русский медведь, он же паук
7 января 1940 года, в самый разгар советско-финляндской войны 1939–1940 гг., газета «Лос-Анджелес Экзаминер» вышла с большим красочным рисунком на вкладке. Кропотливо выполненная карта с эффектным заголовком «Русский паук сидит на вершине мира и высматривает новые жертвы» поясняла американскому обывателю, кто может стать следующей добычей кровожадных большевиков. Что сбылось и что не сбылось в красочном прогнозе — смотрим по ссылке.
Комментарии к данной статье отключены.