Ровно 75 лет назад, 19 ноября 1942 года в ходе битвы за Сталинград началась операция «Уран». Советское контрнаступление стало поворотным моментом Второй мировой войны, а сама битва оказалась одним из самых масштабных и кровопролитных сражений в истории. Warspot не мог пройти мимо столь важной даты, и сегодня мы предлагаем сразу несколько материалов, посвящённых началу одного из важнейших наступлений в мировой истории. И начнём с того, как именно видели и понимали Сталинградскую битву кинематографисты разных стран в разное время.
Своим размахом и историческим значением бои за Сталинград привлекают внимание режиссёров всего мира со времён войны и до наших дней. Вспоминаем, какие фильмы сняты о Сталинграде более чем за 70 лет и сопоставляем художественную реальность со свидетельствами участников боёв.
«Сталинград» военного времени
Уже 20 мая 1943 года, что называется, по горячим следам, в США на экраны вышел художественный фильм «Мальчик из Сталинграда / The boy from Stalingrad» — одна из первых в целой череде американских кинолент, посвящённых борьбе Советского Союза против нацистов («Миссия в Москву», «Северная звезда», «Песнь о России», «Дни славы»). В ленте не показаны бои за сам город, а сюжет о группе юных сирот-партизан скорее фантастичен — хотя при этом изображён максимально реалистично. Примечателен эпизод, когда один из героев произносит, обращаясь к немцам: «Скорее Волга загорится, чем вы Сталинград возьмёте!» И финальный кадр без лишних слов говорит о том, какое значение в то время имел Сталинград для всего мира.
В СССР в том же 1943 году был снят документальный фильм «Сталинград». В нём использовалась не только советская, но и захваченная немецкая хроника. Фильм подробно рассказывал о работе снайперов, штурмовых групп, огнемётчиков, о закладке подземного фугаса, о взятии Г-образного дома. В картину вошли кадры с пленным фельдмаршалом Фридрихом Паулюсом и его штабом. Лента интересна как срез конкретной эпохи: в то время в СССР предполагалось, что после захвата Сталинграда немцы планировали идти вдоль Волги к Москве. Это убеждение прослеживается и в двух последующих советских фильмах, уже художественных.
Победный «Сталинград»
1945 год стал не только годом Победы, но и годом создания фильма «Великий перелом» Фридриха Эрмлера, в котором показаны войска Ленинградского фронта. Интересен режиссёрский подход. Советские войска защищают некий неназванный «город» на берегу большой реки. При этом на них идёт 6-я армия фон Клауса (почти фон Паулюса), который позже сдаётся в плен. На немецкой карте отмечен «Stalingrad / Zarizin». За рекой создаётся артиллерийская группировка, в самом городе идут упорные уличные бои, на фланге бойцы пытаются отвлечь внимание немцев. Все это — детали борьбы за Сталинград. С другой стороны, взятый в плен немецкий сапёр, знающий время наступления, стратегическая контрартподготовка и финальный победный салют в Москве однозначно указывают на Курскую дугу. К тому же герои фильма носят погоны, а не петлицы, чего требовала бы историческая достоверность.
Таким образом, при показе событий у создателей кино появляется определенная свобода действий — то, что сейчас называют «артистической лицензией». И лейтенант Фёдоров, киногерой обороны дома № 48, — это не реальные лейтенант Афанасьев и сержант Павлов, оборонявшие дом № 39 (современный адрес, до войны он носил номер 61).
Пожалуй, именно в «Великом переломе», как ни в каком другом фильме, наглядно и исключительно атмосферно показана «кухня» советского высшего командования. В какой-то мере сражающимся на передовой даже легче:
«Этот прекрасный офицер никогда не будет расстрелян. Если ему не удастся выполнить свою задачу, он умрёт героем. У высших командиров этого преимущества нет».
А офицерам приходится постоянно принимать жёсткие — и даже жестокие — решения.
В городе находятся крупнейшие заводы (на одном только реальном Сталинградском тракторном заводе работало порядка 20 000 человек), и их необходимо эвакуировать. Но поезда нужны для доставки боеприпасов (а в реальности — ещё и для вывоза скота и тракторов). Поэтому ни промышленные предприятия, ни население не эвакуируются. В фильме прямо говорится, что «пустой город армия защищать не будет». И действительно, массовая эвакуация людей и заводов до начала бомбардировки Сталинграда немцами была запрещена. Командующий высчитывает, сколько ещё продержатся заводы под бомбами и снарядами до полного разрушения. СТЗ, Сталгрэс и другие предприятия на самом деле продолжали работу даже во время штурма города. Изготовленные танки с экипажами, частично набранными из рабочих, немедленно, «через 5–10 минут» (по словам секретаря Сталинградского городского комитета ВКП(б) Ивана Пиксина), вступали в бой.
Войска истекают кровью и требуют резервы. Сдача города грозит катастрофой для всего хода войны. Как отмечал один из героев фильма, «мы будем иметь второй, а то и третий фронт». Резервы-то есть, но командование сберегает их, невзирая на огромные человеческие потери и мольбы нижестоящих офицеров, для решающего контрнаступления — иначе они будут раздёрганы для затыкания дыр, чего и добивается противник.
Немецкое командование стремилось опередить действия советских войск, чтобы те не успевали реагировать на всё новые прорывы. И в фильме офицеры РККА признают этот замысел безошибочным. На тактическом уровне немцы не боятся уличных боёв — превосходно, кстати, снятых, — а в обороне отстреливаются от танков до последних секунд своей жизни. Первые взятые в Сталинграде пленные действительно вели себя очень нахально — как и на экране. Такого противника как-то надо переиграть, а цена возможной ошибки необычайно высока: немцы всё ещё могут одержать победу, если советские войска ошибутся или неправильно оценят замыслы германских войск.
В фильме представлена красочная «палитра» советских офицеров. Здесь и явно «старорежимный» генерал с характерными «голубчик», «барышня», застенчивым «изволите ли видеть» — при этом он эксперт в обороне и большой знаток обороняемого города. И амбициозный представитель «новой школы», горячо жаждущий победы — но именно своей армии. И талантливый генерал, на чью долю выпали основные поражения. И командующий, на чьих плечах лежит наибольший груз ответственности.
Генералы могут яростно спорить друг с другом, орать на подчиненных и даже впадать в панику. Такая откровенность — редкое явление не только для советского, но и для мирового кино. Вероятно, это отражение реальной отставки Семёна Тимошенко и последующей пикировки между Гордовым и Чуйковым. Вопреки мнению нового командующего Сталинградским фронтом Василия Гордова командующий 64-й армии Василий Чуйков быстро отвёл свои войска и тем самым, как считал, спас их от уничтожения. По итогам боёв в излучине Дона Гордов, чью грубость отмечал не один командир, 6 августа 1942 года тоже был снят с командования фронтом. А в 1947 году, то есть уже после выхода фильма, он будет арестован и впоследствии расстрелян.
Наряду с высшими командирами блестяще показаны опытные и уверенные в себе советские солдаты. Интересно, что, по рассказам реальных красноармейцев, рост их уверенности в своих силах отмечался именно после победы под Сталинградом. Эмоциональный подъём был столь силён, что, по словам знаменитого снайпера Василия Зайцева, спать не хотелось даже после 3–4 бессонных суток. Правдоподобно и финальное взятие масс пленных крошечными группами советских воинов.
Редкость в советском фильме — цитирование зарубежного военного опыта, неоднократно выраженные надежды на второй фронт и упоминание победы англичан над Роммелем. Причём в данном случае и это чистая правда: интерес бойцов-сталинградцев к другим фронтам (в частности, к событиям в Тунисе) подтверждал, например, агитатор 38-ой стрелковой дивизии Изер Айзенберг.
Эпичный «Сталинград»
В 1949 году вышла почти трёхчасовая «Сталинградская битва». Первая серия фильма была показана 9 мая. Ленту можно назвать предвестником жанра киноэпопеи — например, знаменитого «Освобождения» 1970-х годов. В ней показан и друг СССР Рузвельт, и Черчилль в традиционном впоследствии амплуа «гадящей англичанки». По массовости участников батальные сцены сняты практически в масштабе один к одному — и, пожалуй, даже превосходят по качеству поздних «последователей». Сталинград на экране буквально стирается с земли бомбардировками, а затем перемалывается многочисленными танками (один советский наблюдатель при атаке 20 августа 1942 года насчитал «четыреста или пятьсот танков вперемежку с машинами»). Но советские части отбиваются до последнего человека, и это не раз отмечалось участниками боёв и в реальности. Бой в здании показан одним планом: камера «идёт» за сражающимися бойцами из комнаты в комнату, с этажа на этаж.
Количество аутентичной техники просто поражает: есть и танки (как ранние Т-34 с 76-мм пушками, так и немецкие Pz.Kpfw II, Pz.Kpfw.38(t), Pz.Kpfw III и Pz.Kpfw IV разных модификаций, и даже трофейные французские R 35), и самоходки (Су-76М), и бронетранспортеры, и тягачи, и грузовики, и пушки. Редкий «гость» на экране — настоящие советские ИС-1. Конечно, ранние ИСы в Сталинграде — это анахронизм, но для кино 1940-х годов они куда более простительны, чем бесчисленные фанерные «Тигры под Москвой» (а то и 22 июня 1941 года) позднесоветского кино.
Как полагается хорошей эпопее, не забыты в «Сталинградской битве» и труженики тыла, и моряки Волжской флотилии, и ополченцы Сталинграда, действительно работавшие на износ и героически сражавшиеся. Поэтапно раскрыт весь ход борьбы на оперативном уровне, поднята тема драгоценных резервов. Интересно, что здесь, в отличие от «Великого перелома», советские командующие уже называются настоящими фамилиями, как и сержант Павлов. Общее руководство боевыми действиями осуществляет Сталин, в самом Сталинграде — Маленков, затем идут Чуйков, Ерёменко, Рокоссовский, Родимцев, Толбухин. При этом Жуков не появляется на экране, да и упоминается лишь единожды. Хотя именно к нему обращался Сталин в знаменитой телеграмме, цитируемой в фильме: «Сталинград могут взять сегодня или завтра, если Северная группа войск не окажет немедленной помощи». А в 1960 году из картины был вырезан другой знаменитый персонаж — Берия.
Из недостатков фильма можно назвать разве что встречающийся в некоторых эпизодах чрезмерный пафос. Кроме того, всю первую серию начальник Генштаба Василевский стоит рядом со Сталиным навытяжку и произносит одну и ту же фразу: «Будет исполнено, товарищ Сталин». Во второй серии создатели фильма уже дадут и самим советским военачальникам немного подумать над планами боёв.
«Сталинград» отечественный и зарубежный
В 1956 году вышел фильм А. Иванова «Солдаты» по мотивам повести участника обороны города Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Лето 1942 года. Три человека из уже несуществующего полка. Страшно уставшие, небритые, в рваной форме и обуви, но готовые сражаться. Картины массового отступления под взглядами мирного населения не могут не вызвать в памяти другой выдающийся фильм — «Они сражались за Родину». Герои кино не раз задают себе вопросы: почему мы отступаем? Почему плохо воюем? В Сталинграде они научатся воевать, но заплатят высокую цену за это умение.
Ночная атака больше всего напоминает такие же пехотные сражения Первой мировой — увы, с теми же ошибками. Нельзя не отметить смелость создателей фильма: они честно показали, что командиры тоже могут быть неидеальными. Причём критика начальников, храбрых и безжалостных, но некомпетентных, не единожды встречается и в интервью участников битвы, сделанных «по горячим следам». К сожалению, позднее Некрасов, автор повести и киносценария, был вынужден эмигрировать, и фильм стал не слишком частым гостем на экранах.
В 1959 году, после массового возвращения немцев из плена и публикации их воспоминаний о Сталинграде, в ФРГ сняли фильм «Собаки, хотите жить вечно? / Hunde, wollt ihr ewig leben?» по одноимённой книге офицера, взявшего псевдоним Фриц Весс. Название отсылает к фразе прусского короля Фридриха Великого, обратившегося так к своим солдатам, бежавшим с поля боя. Но в XX веке отношение к собственной армии как к пушечному мясу («Мой фюрер, Шестая армия уничтожена. — Это всего лишь армия, выставьте новую») приведёт Германию к гибели. Бравурные парады обрываются показом груд немецких трупов под Сталинградом. Такой же приём использовался и в «Сталинграде» 1943 года.
Быт окружённых германских солдат отражён практически документально. Во многом он совпадает с мрачными деталями вышедших чуть позже книг — например, «Солдаты, которых предали» Гельмута Вельца и «Катастрофы на Волге» Иоахима Видера. Также примечательно знание создателями фильма местности: в фильме упомянуты Питомник, Гумрак, Калач, Тацинская.
Любопытно, что создатели фильма не стали сваливать вину на румын, по которым пришелся основной советский удар. Напротив, отмечен дефицит артиллерии и вообще противотанковых средств — и это объясняет быстрый развал румынской, а затем и немецкой обороны. Русские показаны достойным и во многом человечным противником. Тогда как Гитлеру, Герингу и отчасти Паулюсу достаётся без всякой пощады, как и некоторым начальникам «на местах». А немецким солдатам, отбивавшимся до конца, остаётся цепляться за улетающие самолеты или всё же сдаться в плен. Финал картины показывает полную катастрофу армии Паулюса — и полное безразличие к ней Гитлера. Пожалуй, «Собак…» можно назвать лучшим зарубежным фильмом о Сталинграде.
Полвека назад, в 1967 году, режиссёр Александр Столпер снял фильм «Возмездие». Сценарий картины основан на втором романе трилогии «Живые и мёртвые» Константина Симонова. Чтобы подробно описать такой фильм, надо самому обладать талантом Симонова. Каждый эпизод и каждая фраза достойны цитирования. Это исключительно честное и даже беспощадное кино. Некоторые моменты напоминают «Великий перелом» и «Солдат». Слово автору романа:
«Там, впереди, умирали немцы. Умирали и должны были умирать, потому что пришли сюда, потому что не сдались вчера, когда им предлагали, потому что когда-нибудь должен быть конец всему этому здесь, в Сталинграде».
Современный «Сталинград»
Увы, некоторые недавние фильмы о грандиозном сражении иначе как халтурой назвать трудно — например, творения Озерова или печально известный «Враг у ворот». Тем не менее, и в постсоветские годы сняты качественные картины.
В 1993 году вышел «Сталинград» Йозефа Вильсмайера — фильм о «самом жестоком сражении века». Интересно, что такая формулировка появилась в немецких газетах ещё в августе 1942 года, когда сражение только начиналось.
Группа опытных солдат, элита германской армии, получив награды за бои в Африке, отправляется на восточный фронт под пафосные речи о надписи «С нами бог» на их пряжках. Из солнечной Италии с её морем и пляжами солдаты попадают в суровую Россию. Ещё не доехав до Сталинграда, герои видят толпы раненых соотечественников с потухшими взглядами. Там же солдат возмущает бесчеловечное обращение с русскими пленными.
Сталинград — это месиво битого кирпича и бессмысленные атаки на упорно отбивающихся русских. Даже эсесовская газета «Das Schwarze Korps» в конце октября 1942 года писала о защитниках города: «Каждый солдат сражается порой даже тогда, когда он по человеческим понятиям больше не может отбиваться», — и в фильме это ощущение передано. Немцы несут чудовищные потери, доводящие людей до нервных срывов. Это состояние упоминается и в письмах германских солдат из Сталинграда. От элитного батальона в 400 человек к началу ноября остаётся чуть больше 60 бойцов. А дальше будет только хуже…
Как и в «Собаках…», герои вынуждены отбиваться от грозных Т-34 едва ли не голыми руками. Несмотря на наличие противотанковых кумулятивных мин, выживут после танковой атаки не все. Интересно, что германские солдаты любят ППШ и утверждают, что он, в отличие от немецкого MP-40, не заклинит. Финал фильма по понятным причинам немного предсказуем.
А в 2013 году вышел новый «Сталинград» Фёдора Бондарчука. Необычный подход: вместо ожидаемых массовых баталий значительная часть фильма посвящена обитателям всего одного дома. Насколько может судить автор, ранее в кино мирным жителям Сталинграда такого внимания не уделяли. При этом для любителей перестрелок есть набор достаточно редкого в кино оружия: СВТ-40, хвалимая снайпером Зайцевым, чешские и испанские винтовки, пистолеты-пулемёты ППД-40 и Erma EMP 35, пулемёты ZB 53 и MG08, установки реактивных снарядов Wurfgerät 40.
Некоторые моменты боёв вполне историчны. Например, ночная переправа, льющаяся из бензобаков в Волгу пылающая нефть, «атака голых горящих людей», которую не раз вспоминал Зайцев, многократный переход домов из рук в руки, «путёвка в жизнь» бывших осуждённых, ставших героями, использование для маскировки убитых немцев. Достоверны проблемы с корректировкой в начале сражения, непрерывные немецкие обстрелы и бомбардировки, выводящие из равновесия даже закалённых бойцов, вызов огня на себя, мощный советский артналёт в финале. В декорациях использованы подлинные руины завода «Ленспиртстрой» в посёлке Сапёрный Ленинградской области. Сбитый бомбардировщик на площади тоже реален. И даже такой избитый штамп, как немецкий офицер-аристократ, в 1942 году вполне встречался в жизни.
Фильм критиковали в том числе за то, что некоторые его герои перед боем крестятся. Насколько же надо не знать отечественный кинематограф, чтобы не вспомнить такую же сцену в «Они сражались за Родину»?
В «Сталинграде» Бондарчука есть отсылки к одноимённому фильму Вильсмайера (кроме того, одну из ролей здесь играет Томас Кречманн, снявшийся и в фильме 1993 года) и к прозе Василия Гроссмана, военкора в Сталинграде.
Режиссёр сумел избежать одного из самых больших соблазнов жанра военного кино — показать, как горстка непобедимых героев без страха и упрёка уничтожает толпы врагов. Соотношение потерь весьма реалистично для Сталинграда осени 1942 года. Фильм наглядно демонстрирует, что нахрапом противника не победить, для этого нужны профессионализм и умение думать. Персонажи фильма — не цельнометаллические киборги, а живые люди своего времени, каждый со своей жизнью и судьбой, о которой зрителю рассказывает голос за кадром.
Герои картины стараются сохранить человечность даже в самых страшных условиях, каких мы сейчас и представить-то не можем. Даже вовремя эвакуированные жители упоминали «чрезвычайно жуткие картины», а по возвращении домой встречали седых детей. «Тут я насмотрелся всяких ужасов», — говорил капитан Аксёнов о проходе по передовой. И несмотря на это люди всё-таки стремятся остаться людьми. Тогда как немцы показаны… немцами начального периода Второй мировой. Их поведение в реальности шокировало даже опытных советских офицеров. «Сталинград» Бондарчука показывает те грани битвы, которые обычно остаются в тени. Показывает качественно и на современном уровне.
Литература:
- Internet Movie Firearms Database (imfdb.org)
- Гроссман, В. С. Годы войны. — М.: Правда, 1989.
- Гроссман, В. С. Жизнь и судьба. — М.: Книжная палата, 1990.
- Зайцев, В. Г. За Волгой земли для нас не было. Записки снайпера. — М.: Современник, 1981.
- Исаев, А. Георгий Жуков. — М.: Яуза, Эксмо, 2006.
- Исаев, А. Мифы и правда о Сталинграде. — М.: Яуза, Эксмо, 2013.
- Сталинградская битва — свидетельства участников и очевидцев / ред. Хелльбек Йохен. — М.: Новое Литературное Обозрение, 2015.
Комментарии к данной статье отключены.