• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 23 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 06 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    87

    Такой разный «Сталинград»

    • ВМВ
    • СССР
    • самые-самые
    • кино
    Евгений Белаш
    19 November '17

    Ровно 75 лет назад, 19 ноября 1942 года в ходе битвы за Сталинград началась операция «Уран». Советское контрнаступление стало поворотным моментом Второй мировой войны, а сама битва оказалась одним из самых масштабных и кровопролитных сражений в истории. Warspot не мог пройти мимо столь важной даты, и сегодня мы предлагаем сразу несколько материалов, посвящённых началу одного из важнейших наступлений в мировой истории. И начнём с того, как именно видели и понимали Сталинградскую битву кинематографисты разных стран в разное время.

    Своим размахом и историческим значением бои за Сталинград привлекают внимание режиссёров всего мира со времён войны и до наших дней. Вспоминаем, какие фильмы сняты о Сталинграде более чем за 70 лет и сопоставляем художественную реальность со свидетельствами участников боёв.

    «Сталинград» военного времени

    Уже 20 мая 1943 года, что называется, по горячим следам, в США на экраны вышел художественный фильм «Мальчик из Сталинграда / The boy from Stalingrad» — одна из первых в целой череде американских кинолент, посвящённых борьбе Советского Союза против нацистов («Миссия в Москву», «Северная звезда», «Песнь о России», «Дни славы»). В ленте не показаны бои за сам город, а сюжет о группе юных сирот-партизан скорее фантастичен — хотя при этом изображён максимально реалистично. Примечателен эпизод, когда один из героев произносит, обращаясь к немцам: «Скорее Волга загорится, чем вы Сталинград возьмёте!» И финальный кадр без лишних слов говорит о том, какое значение в то время имел Сталинград для всего мира.

    ​«Я могу описать Россию одним словом. В нём и героизм, и высшее самопожертвование, и преданность, и все добродетели, что есть в людях. И слово это — Сталинград». Генерал-лейтенант Брехон Сомервелл, глава службы материального обеспечения войск США. Кадр из фильма «Мальчик из Сталинграда» - Такой разный «Сталинград» | Военно-исторический портал Warspot.ru
    «Я могу описать Россию одним словом. В нём и героизм, и высшее самопожертвование, и преданность, и все добродетели, что есть в людях. И слово это — Сталинград». Генерал-лейтенант Брехон Сомервелл, глава службы материального обеспечения войск США. Кадр из фильма «Мальчик из Сталинграда»

    В СССР в том же 1943 году был снят документальный фильм «Сталинград». В нём использовалась не только советская, но и захваченная немецкая хроника. Фильм подробно рассказывал о работе снайперов, штурмовых групп, огнемётчиков, о закладке подземного фугаса, о взятии Г-образного дома. В картину вошли кадры с пленным фельдмаршалом Фридрихом Паулюсом и его штабом. Лента интересна как срез конкретной эпохи: в то время в СССР предполагалось, что после захвата Сталинграда немцы планировали идти вдоль Волги к Москве. Это убеждение прослеживается и в двух последующих советских фильмах, уже художественных.

    Победный «Сталинград»

    1945 год стал не только годом Победы, но и годом создания фильма «Великий перелом» Фридриха Эрмлера, в котором показаны войска Ленинградского фронта. Интересен режиссёрский подход. Советские войска защищают некий неназванный «город» на берегу большой реки. При этом на них идёт 6-я армия фон Клауса (почти фон Паулюса), который позже сдаётся в плен. На немецкой карте отмечен «Stalingrad / Zarizin». За рекой создаётся артиллерийская группировка, в самом городе идут упорные уличные бои, на фланге бойцы пытаются отвлечь внимание немцев. Все это — детали борьбы за Сталинград. С другой стороны, взятый в плен немецкий сапёр, знающий время наступления, стратегическая контрартподготовка и финальный победный салют в Москве однозначно указывают на Курскую дугу. К тому же герои фильма носят погоны, а не петлицы, чего требовала бы историческая достоверность.

    Егор Кобяков
    /
    Неизвестный Сталинград: самый длинный день
    14 сентября 1942 года, понедельник — первый день боёв в городе
    • ВМВ
    • СССР
    • Германия

    Таким образом, при показе событий у создателей кино появляется определенная свобода действий — то, что сейчас называют «артистической лицензией». И лейтенант Фёдоров, киногерой обороны дома № 48, — это не реальные лейтенант Афанасьев и сержант Павлов, оборонявшие дом № 39 (современный адрес, до войны он носил номер 61).

    Пожалуй, именно в «Великом переломе», как ни в каком другом фильме, наглядно и исключительно атмосферно показана «кухня» советского высшего командования. В какой-то мере сражающимся на передовой даже легче:

    «Этот прекрасный офицер никогда не будет расстрелян. Если ему не удастся выполнить свою задачу, он умрёт героем. У высших командиров этого преимущества нет».

    А офицерам приходится постоянно принимать жёсткие — и даже жестокие — решения.

    В городе находятся крупнейшие заводы (на одном только реальном Сталинградском тракторном заводе работало порядка 20 000 человек), и их необходимо эвакуировать. Но поезда нужны для доставки боеприпасов (а в реальности — ещё и для вывоза скота и тракторов). Поэтому ни промышленные предприятия, ни население не эвакуируются. В фильме прямо говорится, что «пустой город армия защищать не будет». И действительно, массовая эвакуация людей и заводов до начала бомбардировки Сталинграда немцами была запрещена. Командующий высчитывает, сколько ещё продержатся заводы под бомбами и снарядами до полного разрушения. СТЗ, Сталгрэс и другие предприятия на самом деле продолжали работу даже во время штурма города. Изготовленные танки с экипажами, частично набранными из рабочих, немедленно, «через 5–10 минут» (по словам секретаря Сталинградского городского комитета ВКП(б) Ивана Пиксина), вступали в бой.

    Войска истекают кровью и требуют резервы. Сдача города грозит катастрофой для всего хода войны. Как отмечал один из героев фильма, «мы будем иметь второй, а то и третий фронт». Резервы-то есть, но командование сберегает их, невзирая на огромные человеческие потери и мольбы нижестоящих офицеров, для решающего контрнаступления — иначе они будут раздёрганы для затыкания дыр, чего и добивается противник.

    ​«Мы не уйдём отсюда. На том берегу для нас земли нет». Кадр из фильма «Великий перелом». - Такой разный «Сталинград» | Военно-исторический портал Warspot.ru
    «Мы не уйдём отсюда. На том берегу для нас земли нет». Кадр из фильма «Великий перелом».

    Немецкое командование стремилось опередить действия советских войск, чтобы те не успевали реагировать на всё новые прорывы. И в фильме офицеры РККА признают этот замысел безошибочным. На тактическом уровне немцы не боятся уличных боёв — превосходно, кстати, снятых, — а в обороне отстреливаются от танков до последних секунд своей жизни. Первые взятые в Сталинграде пленные действительно вели себя очень нахально — как и на экране. Такого противника как-то надо переиграть, а цена возможной ошибки необычайно высока: немцы всё ещё могут одержать победу, если советские войска ошибутся или неправильно оценят замыслы германских войск.

    В фильме представлена красочная «палитра» советских офицеров. Здесь и явно «старорежимный» генерал с характерными «голубчик», «барышня», застенчивым «изволите ли видеть» — при этом он эксперт в обороне и большой знаток обороняемого города. И амбициозный представитель «новой школы», горячо жаждущий победы — но именно своей армии. И талантливый генерал, на чью долю выпали основные поражения. И командующий, на чьих плечах лежит наибольший груз ответственности.

    Генералы могут яростно спорить друг с другом, орать на подчиненных и даже впадать в панику. Такая откровенность — редкое явление не только для советского, но и для мирового кино. Вероятно, это отражение реальной отставки Семёна Тимошенко и последующей пикировки между Гордовым и Чуйковым. Вопреки мнению нового командующего Сталинградским фронтом Василия Гордова командующий 64-й армии Василий Чуйков быстро отвёл свои войска и тем самым, как считал, спас их от уничтожения. По итогам боёв в излучине Дона Гордов, чью грубость отмечал не один командир, 6 августа 1942 года тоже был снят с командования фронтом. А в 1947 году, то есть уже после выхода фильма, он будет арестован и впоследствии расстрелян.

    Евгений Белаш
    /
    Броня в руинах Сталинграда
    В городе танки… воюют!
    • ВМВ
    • танки

    Наряду с высшими командирами блестяще показаны опытные и уверенные в себе советские солдаты. Интересно, что, по рассказам реальных красноармейцев, рост их уверенности в своих силах отмечался именно после победы под Сталинградом. Эмоциональный подъём был столь силён, что, по словам знаменитого снайпера Василия Зайцева, спать не хотелось даже после 3–4 бессонных суток. Правдоподобно и финальное взятие масс пленных крошечными группами советских воинов.

    Редкость в советском фильме — цитирование зарубежного военного опыта, неоднократно выраженные надежды на второй фронт и упоминание победы англичан над Роммелем. Причём в данном случае и это чистая правда: интерес бойцов-сталинградцев к другим фронтам (в частности, к событиям в Тунисе) подтверждал, например, агитатор 38-ой стрелковой дивизии Изер Айзенберг.

    Эпичный «Сталинград»

    В 1949 году вышла почти трёхчасовая «Сталинградская битва». Первая серия фильма была показана 9 мая. Ленту можно назвать предвестником жанра киноэпопеи — например, знаменитого «Освобождения» 1970-х годов. В ней показан и друг СССР Рузвельт, и Черчилль в традиционном впоследствии амплуа «гадящей англичанки». По массовости участников батальные сцены сняты практически в масштабе один к одному — и, пожалуй, даже превосходят по качеству поздних «последователей». Сталинград на экране буквально стирается с земли бомбардировками, а затем перемалывается многочисленными танками (один советский наблюдатель при атаке 20 августа 1942 года насчитал «четыреста или пятьсот танков вперемежку с машинами»). Но советские части отбиваются до последнего человека, и это не раз отмечалось участниками боёв и в реальности. Бой в здании показан одним планом: камера «идёт» за сражающимися бойцами из комнаты в комнату, с этажа на этаж.

    Количество аутентичной техники просто поражает: есть и танки (как ранние Т-34 с 76-мм пушками, так и немецкие Pz.Kpfw II, Pz.Kpfw.38(t), Pz.Kpfw III и Pz.Kpfw IV разных модификаций, и даже трофейные французские R 35), и самоходки (Су-76М), и бронетранспортеры, и тягачи, и грузовики, и пушки. Редкий «гость» на экране — настоящие советские ИС-1. Конечно, ранние ИСы в Сталинграде — это анахронизм, но для кино 1940-х годов они куда более простительны, чем бесчисленные фанерные «Тигры под Москвой» (а то и 22 июня 1941 года) позднесоветского кино.

    ​Символический финал: пленные немцы проходят мимо знаменитого сталинградского фонтана. Кадр из фильма «Сталинградская битва» - Такой разный «Сталинград» | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Символический финал: пленные немцы проходят мимо знаменитого сталинградского фонтана. Кадр из фильма «Сталинградская битва»

    Как полагается хорошей эпопее, не забыты в «Сталинградской битве» и труженики тыла, и моряки Волжской флотилии, и ополченцы Сталинграда, действительно работавшие на износ и героически сражавшиеся. Поэтапно раскрыт весь ход борьбы на оперативном уровне, поднята тема драгоценных резервов. Интересно, что здесь, в отличие от «Великого перелома», советские командующие уже называются настоящими фамилиями, как и сержант Павлов. Общее руководство боевыми действиями осуществляет Сталин, в самом Сталинграде — Маленков, затем идут Чуйков, Ерёменко, Рокоссовский, Родимцев, Толбухин. При этом Жуков не появляется на экране, да и упоминается лишь единожды. Хотя именно к нему обращался Сталин в знаменитой телеграмме, цитируемой в фильме: «Сталинград могут взять сегодня или завтра, если Северная группа войск не окажет немедленной помощи». А в 1960 году из картины был вырезан другой знаменитый персонаж — Берия.

    Редакция Warspot
    /
    Фото дня: Меч Сталинграда
    29 ноября 1943 года в ходе Тегеранской конференции Уинстон Черчилль в знак восхищения британского народа вручил Иосифу Сталину уникальный наградной меч
    • ВМВ
    • СССР
    • Великобритания

    Из недостатков фильма можно назвать разве что встречающийся в некоторых эпизодах чрезмерный пафос. Кроме того, всю первую серию начальник Генштаба Василевский стоит рядом со Сталиным навытяжку и произносит одну и ту же фразу: «Будет исполнено, товарищ Сталин». Во второй серии создатели фильма уже дадут и самим советским военачальникам немного подумать над планами боёв.

    «Сталинград» отечественный и зарубежный

    В 1956 году вышел фильм А. Иванова «Солдаты» по мотивам повести участника обороны города Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Лето 1942 года. Три человека из уже несуществующего полка. Страшно уставшие, небритые, в рваной форме и обуви, но готовые сражаться. Картины массового отступления под взглядами мирного населения не могут не вызвать в памяти другой выдающийся фильм — «Они сражались за Родину». Герои кино не раз задают себе вопросы: почему мы отступаем? Почему плохо воюем? В Сталинграде они научатся воевать, но заплатят высокую цену за это умение.

    Ночная атака больше всего напоминает такие же пехотные сражения Первой мировой — увы, с теми же ошибками. Нельзя не отметить смелость создателей фильма: они честно показали, что командиры тоже могут быть неидеальными. Причём критика начальников, храбрых и безжалостных, но некомпетентных, не единожды встречается и в интервью участников битвы, сделанных «по горячим следам». К сожалению, позднее Некрасов, автор повести и киносценария, был вынужден эмигрировать, и фильм стал не слишком частым гостем на экранах.

    ​После неудачной атаки солдаты прячутся в воронках. Типичный пейзаж Первой мировой войны, повторяющийся под Сталинградом. Кадр из фильма «Солдаты» - Такой разный «Сталинград» | Военно-исторический портал Warspot.ru
    После неудачной атаки солдаты прячутся в воронках. Типичный пейзаж Первой мировой войны, повторяющийся под Сталинградом. Кадр из фильма «Солдаты»

    В 1959 году, после массового возвращения немцев из плена и публикации их воспоминаний о Сталинграде, в ФРГ сняли фильм «Собаки, хотите жить вечно? / Hunde, wollt ihr ewig leben?» по одноимённой книге офицера, взявшего псевдоним Фриц Весс. Название отсылает к фразе прусского короля Фридриха Великого, обратившегося так к своим солдатам, бежавшим с поля боя. Но в XX веке отношение к собственной армии как к пушечному мясу («Мой фюрер, Шестая армия уничтожена. — Это всего лишь армия, выставьте новую») приведёт Германию к гибели. Бравурные парады обрываются показом груд немецких трупов под Сталинградом. Такой же приём использовался и в «Сталинграде» 1943 года.

    Быт окружённых германских солдат отражён практически документально. Во многом он совпадает с мрачными деталями вышедших чуть позже книг — например, «Солдаты, которых предали» Гельмута Вельца и «Катастрофы на Волге» Иоахима Видера. Также примечательно знание создателями фильма местности: в фильме упомянуты Питомник, Гумрак, Калач, Тацинская.

    ​«Русские танки раздавили нас». Кадр из фильма «Собаки, хотите жить вечно?» - Такой разный «Сталинград» | Военно-исторический портал Warspot.ru
    «Русские танки раздавили нас». Кадр из фильма «Собаки, хотите жить вечно?»

    Любопытно, что создатели фильма не стали сваливать вину на румын, по которым пришелся основной советский удар. Напротив, отмечен дефицит артиллерии и вообще противотанковых средств — и это объясняет быстрый развал румынской, а затем и немецкой обороны. Русские показаны достойным и во многом человечным противником. Тогда как Гитлеру, Герингу и отчасти Паулюсу достаётся без всякой пощады, как и некоторым начальникам «на местах». А немецким солдатам, отбивавшимся до конца, остаётся цепляться за улетающие самолеты или всё же сдаться в плен. Финал картины показывает полную катастрофу армии Паулюса — и полное безразличие к ней Гитлера. Пожалуй, «Собак…» можно назвать лучшим зарубежным фильмом о Сталинграде.

    Редакция Warspot
    /
    Кино о Великой Отечественной: тест Warspot
    22 июня, в годовщину нападения Германии на СССР, Warspot предлагает угадать десять фильмов о Великой Отечественной войне по отдельным кадрам
    • ВМВ
    • СССР
    • РФ
    • кино

    Полвека назад, в 1967 году, режиссёр Александр Столпер снял фильм «Возмездие». Сценарий картины основан на втором романе трилогии «Живые и мёртвые» Константина Симонова. Чтобы подробно описать такой фильм, надо самому обладать талантом Симонова. Каждый эпизод и каждая фраза достойны цитирования. Это исключительно честное и даже беспощадное кино. Некоторые моменты напоминают «Великий перелом» и «Солдат». Слово автору романа:

    «Там, впереди, умирали немцы. Умирали и должны были умирать, потому что пришли сюда, потому что не сдались вчера, когда им предлагали, потому что когда-нибудь должен быть конец всему этому здесь, в Сталинграде».

    ​Серпилин — герой Буйничского поля, теперь комдив. Кадр из фильма «Возмездие». - Такой разный «Сталинград» | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Серпилин — герой Буйничского поля, теперь комдив. Кадр из фильма «Возмездие».

    Современный «Сталинград»

    Увы, некоторые недавние фильмы о грандиозном сражении иначе как халтурой назвать трудно — например, творения Озерова или печально известный «Враг у ворот». Тем не менее, и в постсоветские годы сняты качественные картины.

    В 1993 году вышел «Сталинград» Йозефа Вильсмайера — фильм о «самом жестоком сражении века». Интересно, что такая формулировка появилась в немецких газетах ещё в августе 1942 года, когда сражение только начиналось.

    Группа опытных солдат, элита германской армии, получив награды за бои в Африке, отправляется на восточный фронт под пафосные речи о надписи «С нами бог» на их пряжках. Из солнечной Италии с её морем и пляжами солдаты попадают в суровую Россию. Ещё не доехав до Сталинграда, герои видят толпы раненых соотечественников с потухшими взглядами. Там же солдат возмущает бесчеловечное обращение с русскими пленными.

    Сталинград — это месиво битого кирпича и бессмысленные атаки на упорно отбивающихся русских. Даже эсесовская газета «Das Schwarze Korps» в конце октября 1942 года писала о защитниках города: «Каждый солдат сражается порой даже тогда, когда он по человеческим понятиям больше не может отбиваться», — и в фильме это ощущение передано. Немцы несут чудовищные потери, доводящие людей до нервных срывов. Это состояние упоминается и в письмах германских солдат из Сталинграда. От элитного батальона в 400 человек к началу ноября остаётся чуть больше 60 бойцов. А дальше будет только хуже…

    ​Кадр из фильма «Сталинград» 1993 года. Интересно наличие у немцев ППШ.  imfdb.org - Такой разный «Сталинград» | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Кадр из фильма «Сталинград» 1993 года. Интересно наличие у немцев ППШ.
    imfdb.org

    Как и в «Собаках…», герои вынуждены отбиваться от грозных Т-34 едва ли не голыми руками. Несмотря на наличие противотанковых кумулятивных мин, выживут после танковой атаки не все. Интересно, что германские солдаты любят ППШ и утверждают, что он, в отличие от немецкого MP-40, не заклинит. Финал фильма по понятным причинам немного предсказуем.

    А в 2013 году вышел новый «Сталинград» Фёдора Бондарчука. Необычный подход: вместо ожидаемых массовых баталий значительная часть фильма посвящена обитателям всего одного дома. Насколько может судить автор, ранее в кино мирным жителям Сталинграда такого внимания не уделяли. При этом для любителей перестрелок есть набор достаточно редкого в кино оружия: СВТ-40, хвалимая снайпером Зайцевым, чешские и испанские винтовки, пистолеты-пулемёты ППД-40 и Erma EMP 35, пулемёты ZB 53 и MG08, установки реактивных снарядов Wurfgerät 40.

    Некоторые моменты боёв вполне историчны. Например, ночная переправа, льющаяся из бензобаков в Волгу пылающая нефть, «атака голых горящих людей», которую не раз вспоминал Зайцев, многократный переход домов из рук в руки, «путёвка в жизнь» бывших осуждённых, ставших героями, использование для маскировки убитых немцев. Достоверны проблемы с корректировкой в начале сражения, непрерывные немецкие обстрелы и бомбардировки, выводящие из равновесия даже закалённых бойцов, вызов огня на себя, мощный советский артналёт в финале. В декорациях использованы подлинные руины завода «Ленспиртстрой» в посёлке Сапёрный Ленинградской области. Сбитый бомбардировщик на площади тоже реален. И даже такой избитый штамп, как немецкий офицер-аристократ, в 1942 году вполне встречался в жизни.

    Фильм критиковали в том числе за то, что некоторые его герои перед боем крестятся. Насколько же надо не знать отечественный кинематограф, чтобы не вспомнить такую же сцену в «Они сражались за Родину»?

    В «Сталинграде» Бондарчука есть отсылки к одноимённому фильму Вильсмайера (кроме того, одну из ролей здесь играет Томас Кречманн, снявшийся и в фильме 1993 года) и к прозе Василия Гроссмана, военкора в Сталинграде.

    ​Кадр из фильма «Сталинград» 2013 года. filmpro.ru - Такой разный «Сталинград» | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Кадр из фильма «Сталинград» 2013 года.
    filmpro.ru

    Режиссёр сумел избежать одного из самых больших соблазнов жанра военного кино — показать, как горстка непобедимых героев без страха и упрёка уничтожает толпы врагов. Соотношение потерь весьма реалистично для Сталинграда осени 1942 года. Фильм наглядно демонстрирует, что нахрапом противника не победить, для этого нужны профессионализм и умение думать. Персонажи фильма — не цельнометаллические киборги, а живые люди своего времени, каждый со своей жизнью и судьбой, о которой зрителю рассказывает голос за кадром.

    Герои картины стараются сохранить человечность даже в самых страшных условиях, каких мы сейчас и представить-то не можем. Даже вовремя эвакуированные жители упоминали «чрезвычайно жуткие картины», а по возвращении домой встречали седых детей. «Тут я насмотрелся всяких ужасов», — говорил капитан Аксёнов о проходе по передовой. И несмотря на это люди всё-таки стремятся остаться людьми. Тогда как немцы показаны… немцами начального периода Второй мировой. Их поведение в реальности шокировало даже опытных советских офицеров. «Сталинград» Бондарчука показывает те грани битвы, которые обычно остаются в тени. Показывает качественно и на современном уровне.

    Владимир Пинаев
    /
    150 километров до Сталинграда
    Прежде чем сойтись в решающей схватке на берегах Волги, Красная армия и вермахт прошли долгий путь. Его запечатлели камеры военных фотографов
    • ВМВ
    • СССР
    • Германия
    Олег Бэйда
    /
    «Но кто знал, что нас тут окружат?». Сталинградский дневник майора фон Лоссова
    Вашему вниманию предлагается дневник немецкого офицера, выжившего в сталинградском окружении
    • ВМВ
    • Германия
    Редакция Warspot
    /
    Сталинград — взгляд с немецкой стороны фронта
    Цветная хроника великой битвы
    • ВМВ
    • армия
    • Германия

    Литература:

    1. Internet Movie Firearms Database (imfdb.org)
    2. Гроссман, В. С. Годы войны. — М.: Правда, 1989.
    3. Гроссман, В. С. Жизнь и судьба. — М.: Книжная палата, 1990.
    4. Зайцев, В. Г. За Волгой земли для нас не было. Записки снайпера. — М.: Современник, 1981.
    5. Исаев, А. Георгий Жуков. — М.: Яуза, Эксмо, 2006.
    6. Исаев, А. Мифы и правда о Сталинграде. — М.: Яуза, Эксмо, 2013.
    7. Сталинградская битва — свидетельства участников и очевидцев / ред. Хелльбек Йохен. — М.: Новое Литературное Обозрение, 2015.

    Евгений Белаш

    Ассегаи против «гатлинга» на Warspot.ru
    Ассегаи против «гатлинга»
    Одиссея интербригадовца  на Warspot.ru
    Одиссея интербригадовца
    Герой с чистой совестью на Warspot.ru
    Герой с чистой совестью
    Поделиться
    • 500
    • 712
    • 12
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Вечная память героям Великой Отечественной войны! на Warspot.ru
    Вечная память героям Великой Отечественной войны!
    «Как был сдан город, никто толком объяснить не мог» на Warspot.ru
    «Как был сдан город, никто толком объяснить не мог»
    Цифры Warspot: 20 дней  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 20 дней
    Трудный «Восток» на Warspot.ru
    Трудный «Восток»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google