Норвегия была захвачена вермахтом в 1940 году. Несмотря на это, многие норвежцы и в изгнании продолжили борьбу с немцами — вместе с ВВС и флотом Великобритании, в составе которых были сформированы норвежские подразделения. Англичане временно передали им три своих подлодки, которые затем воевали с норвежскими экипажами и под флагом с синим скандинавским крестом. Одной из этих лодок была «Ула», история которой примечательна не только значительными успехами на немецких коммуникациях в Северном и Норвежском морях, но и необычной чехардой на мостике.
3 апреля 1943 года в строй Королевского флота Норвегии вступила субмарина, получившая название «Ула» (HNoMS Ula). Она относилась к британским лодкам U-класса, небольшим и манёвренным, хорошо подходившим для Средиземного и Северного морей. Надёжные, дешёвые и быстрые в постройке, лодки этого типа стали настоящими рабочими лошадками британского подплава.
Изначально «Ула» была заложена на верфи «Виккерс-Армстронг» в Холи-Лох (Шотландия) как британская субмарина «Варн» (HMS Varne), но ходить в походы под «Юнион Джеком» ей не довелось. Сначала лодку выделили для Королевского флота Нидерландов, однако подготовленные для неё голландские подводники погибли на торпедированном немцами судне по пути из Австралии в Великобританию. В итоге новую субмарину принял норвежский экипаж, который возглавлял лейтенант Рейдар Микаэль Саш (Reidar Michael Sars).
4 апреля «Ула» под норвежским флагом покинула Холи-Лох для прохождения цикла испытаний лодки и тренировок экипажа, которые продлились более двух месяцев. После этого «Ула» была сочтена готовой к боевым действиям и включена в состав «норвежской секции» 9-й подводной флотилии Королевского флота Великобритании.
У родных берегов
В свой первый поход «Ула» вышла 20 июня 1943 года из Леруика на Шетландских островах: лейтенант Саш получил приказ занять позицию между Бергеном и Тронхеймом. К тому моменту лодки союзников создавали в Норвежском море постоянную завесу, чтобы не допустить прорыва немецких подлодок из норвежских баз в Атлантику. Для «Улы» это был короткий и небогатый на события поход — пробыв на позиции неделю, 29 июня она вернулась в Леруик. За первым походом последовал аналогичный второй — с теми же результатами.
31 августа «Ула» вышла в свой третий поход. На этот раз Сашу предстояло принять участие в операции британской секретной разведывательной службы (Secret Intelligence Service — SIS) под кодовым именем «Винес» (Venus). В ночь с 5 на 6 сентября 1943 года «Ула» высадила троих агентов-норвежцев на побережье между Нарвиком и Тромсе с целью сбора разведданных о вражеском судоходстве. Вот как описывает высадку Дерек Уолтерс в своей книге об истории лодок серии U:
«5 сентября они скрытно подошли к норвежскому побережью в районе Хвальвикена в Ме-фьорде, и в 23:20 всплыли, начав надувать резиновые лодки. В 23:25 первый из агентов, обозначенных лейтенантом Сашем как «патриоты», был доставлен на берег с помощью штурмана и матроса. От субмарины к берегу был протянут линь, с помощью которого несколькими партиями грузы были переправлены в резиновой лодке на сушу. В 01:00 после трёх ходок последними на берег были доставлены два остальных агента и аккумуляторы. Осуществлявшие помощь в высадке подводники вернулись на субмарину, и 01:15 она ушла в море».
11 сентября «Ула» вернулась в Леруик. Необходимо отметить, что это место было удобным для действий подлодок, так как располагалось близко к вражеским судоходным маршрутам, связывавших Норвегию с Германией. Однако субмарины союзников использовали его только как временную базу и уходили на ремонт и пополнение припасов в Данди — основную базу 9-й подводной флотилии в Шотландии.
Четвёртый поход «Улы» начался 25 сентября 1943 года. Изначально Саш получил приказ действовать у Маланген-фьорда на севере Норвегии, но затем задание было изменено — лодку отправили сначала на другую позицию, а затем приказали занять место в противолодочной завесе, как и раньше. 12 октября «Ула» завершила поход в Леруике, а затем перешла в Данди. Там на ней сменился командир: вместо заболевшего Саша прибыл лейтенант Сигурд Вальватне (Sigurd Valvatne), прежде командовавший норвежской подлодкой B-1.
Охота на картофель
Первый поход лейтенанта Вальватне в качестве командира «Улы» был таким же рутинным, как и ранее. С 30 октября по 12 ноября лодка вновь ловила немецкие подлодки в Норвежском море, но так и не смогла обнаружить ни одну из них. Однако в следующем, шестом для «Улы» походе, всё изменилось. 20 ноября Вальватне покинул Леруик и отправился на позицию южнее норвежского порта Олесунн. Там новому командиру и его экипажу пришлось проявить свои лучше качества, чтобы добиться успеха.
22 ноября Вальватне получил доклад от инженера-механика, что левый дизель вышел из строя, и его ремонт в море невозможен. Однако этого было недостаточно, чтобы убедить упорного командира прервать поход. Командир 9-й флотилии впоследствии писал по этому поводу: «Его решимость продолжать поход, принимая во внимание различные аспекты, была в конце концов хорошо вознаграждена».
В два часа дня к юго-западу от Олесунна с лодки были замечены три цели: торговое судно на 3500 брт, которое сопровождали вооружённые буксир и китобойный траулер. Фактически это были буксир «Фюрю» (Furu) и сторожевик V 5101, которые буксировали норвежский пароход «Арктурус» (Arcturus) в охранении тральщика М 5615 и противолодочного корабля UJ 1709. «Арктурус» шёл из Осло в северную Норвегию с грузом картофеля и стройматериалов, но был обстрелян и подожжён английскими самолётами за несколько часов до обнаружения его лодкой. Вальватне, не зная об этом, заметил небольшой пожар на борту судна.
На момент обнаружения буксирный трос со сторожевика порвался, и он остался сзади подбирать лини. Тральщик же был, видимо, слишком мал, поэтому норвежцы его не заметили. Вальватне, кроме судна, видел только мобилизованный китобой UJ 1709 и «Фюрю». В 14:14 «Ула» выпустила первую торпеду в UJ 1709 с 700 ярдов, а спустя минуту — вторую в транспорт.
После пуска Вальватне увёл субмарину на глубину, поэтому попадания не наблюдал, а лишь слышал — вскоре раздалось два взрыва. Из-за технической неисправности на короткое время контроль над лодкой был утерян, и она, ударившись о дно, всплыла на поверхность, где Вальватне успел заметить на месте атаки только один корабль. После этого командир вновь увёл «Улу» на глубину, уверенный в двойной победе.
Днём 24 ноября «Ула» обнаружила конвой, состоявший из трёх крупных судов в охранении нескольких эскортных кораблей. Расстояние до противника было слишком большим, но командир решил атаковать, в 14:30 выпустив с 10 000 ярдов две торпеды в судно, оценённое в 8000 брт. Спустя девять минут на лодке услышали два взрыва, но норвежцы усомнились в успехе, подумав, что торпеды, скорее всего, попали в берег. Контратаки не последовало: немцы решили, что взрываются снесённые на берег мины.
Спустя 25 минут после атаки Вальватне заметил в 8000 ярдах от лодки гружёное судно на 4500 брт с одним кораблём охранения. Это был немецкий теплоход «Айсштром» (Eisstrom), гружёный боеприпасами и продовольствием, который сопровождал тральщик М 407. На «Уле» была объявлена торпедная атака, и лодка начала сближение с целями. В 15:08 Вальватне выпустил две торпеды с 7000 ярдов и спустя пять минут наблюдал два попадания в судно. Фактически в цель попала только одна торпеда, вторая взорвалась перед носом М 407. Немцы вновь приписали эти взрывы минам.
2 декабря 1943 года «Ула» вернулась в Данди, предварительно зайдя в Леруик. Результатом похода Вальватне объявил потопление сторожевика и двух торговых судов общим тоннажем в 8000 брт. В действительности успехи были скромнее: во время атаки 22 ноября обе торпеды достались «Арктурусу» (1632 брт), который после их попадания быстро затонул, а небольшой «Айсштром» (887 брт), получив одно попадание, сумел выброситься на мель и затонул там уже позже.
Невезучий Саш и неудержимый Вальватне
За проявленное упорство и полученный результат англичане представили Вальватне к кресту «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Cross — DSC). Но в следующий поход «Ула» вышла с прежним командиром: Саш выписался из госпиталя, и Вальватне уступил ему должность. На этот раз лодка должна была действовать между Бергеном и Ставангером, где Сашу довелось выпустить первые торпеды.
Днём 28 декабря у Скудеснес-фьорда «Ула» атаковала двумя торпедами одиночное норвежское судно «Пан» (Pan), но безрезультатно. Спустя четверо суток там же Саш заметил два судна, одно из которых оценил в 8000 брт. Это был немецкий пароход «Пергамон» (Pergamon), входивший в конвой, охранявшийся двумя сторожевиками. Последовала атака, и одна из трёх торпед попала в цель, но её взрыватель не сработал. Стальная «сигара», врезавшись в борт «Пергамона», оставила там лишь небольшую пробоину, и Саш, не видя взрыва, посчитал, что промахнулся. 3 января 1944 года он привёл «Улу» в Леруик, закончив поход.
Следующий поход начался 16 февраля, и лодка была отправлена в тот же район. Ближе к обеду 20 февраля «Ула» обнаружила большой конвой из пяти судов в охранении семи эскортных кораблей. Саш выбрал два судна и в 11:32 выпустил по ним четыре торпеды. Услышав взрывы, он посчитал обе цели потопленными, хотя в действительности это был промах. Немцы засекли взрывы торпед, и корабли ПЛО устроили на лодку охоту, но та сумела ускользнуть.
Утром 25 февраля Сашу снова представился шанс атаковать. В 08:32 была замечена одиночная цель — норвежское почтовое судно «Рюфюльке» (Ryfylke). Однако три торпеды, выпущенные с расстояния в 6500 ярдов, в цель не попали. На «Рюфюльке» заметили их следы и доложили о нападении. В район атаки была отправлена группа кораблей ПЛО, однако «Ула» ушла от них и 28 февраля закончила поход в Леруике. 1 марта 1944 года Саш привёл свою лодку в Данди, где снова сдал командование Сигурду Вальватне. Последний был явно удачливее, и «Улу» вновь ждал реальный успех.
16 марта Вальватне привёл лодку в Леруик и в тот же день снова вышел в море для действий перед Олесунном. 21 марта там был замечен вражеский конвой из двух (в действительности трёх) судов в охранении трёх кораблей. «Ула» пошла в атаку и в 12:46 выпустила три торпеды, две из которых взорвались, но цель не поразили. Немцы видели взрывы, и один из кораблей начал поиск подлодки, который не дал результата. Это была единственная атака в походе, и спустя двое суток «Ула» вернулась на Шетландские острова.
Несмотря на то, что «блин вышел комом», Вальватне верил в успех и 25 марта снова вышел в море для охоты на вражеские суда. Для начала ему пришлось посетить Ме-фьорд, чтобы закинуть полтонны грузов агентам SIS, которых «Ула» высадила в сентябре 1943 года. Эта акция была осуществлена 30 марта, после чего лодка ушла на юг, чтобы действовать между Бергеном и Олесунном.
Рано утром 4 апреля у Стадландеда ею был атакован крупный конвой из пяти судов в охранении пяти кораблей эскорта. Вальватне выпустил три торпеды: две взорвались, врезавшись в берег, но третья поразила корму танкера «Илль» (Ill), повредив его. Немецкие корабли преследовали «Улу» несколько часов, сбросив 114 глубинных бомб, но ей удалось оторваться, пройдя под минным полем.
На этом неприятности для немцев не закончились: 6 апреля Вальватне снова заявил о себе, атаковав конвой из двух судов с двумя эскортами. Две торпеды поразили угольщик «Везергау» (Wesergau), но тот не затонул, сумев выброситься на берег. Немецкие корабли преследовали лодку, сбросив 68 глубинных бомб, но она вновь ушла. На следующий день Вальватне пришёл в Леруик, завершив десятый по счёту и самый напряжённый поход «Улы».
Действия Вальватне заставили немцев признать, что лодки союзников научились определять и преодолевать ранее выставленные противолодочные минные заграждения у норвежского побережья. Так, 7 апреля 1944 года в журнале боевых действий командующего немецкими ВМС в Норвегии было отмечено:
«В случае, если подтвердится предположение, что противник на подлодках может однозначно засекать мины, установка одно- или двухрядных противолодочных заграждений становится бесполезной. Заграждения могли бы вызывать устрашающее воздействие, если бы они устанавливались глубоко «лестницей» при большом количестве мин».
Блестящий успех
Выйдя в море 16 апреля 1944 года в свой очередной поход на «Уле», Вальватне действовал между Бергеном и Кристиансандом, где достиг блестящего успеха. Рано утром 19 апреля «Ула» находилась на позиции у Ставангера, где ею были замечены тральщик и субмарина. Это была «семёрка» U 974, совершавшая переход в Берген в сопровождении «старого знакомого» Вальватне — тральщика М 407.
В 07:01 «Ула» выпустила в них четыре торпеды с дистанции в 600 ярдов. Спустя минуту Вальватне наблюдал в перископ, как одна из торпед поразила U 974 позади рубки, через секунды раздался второй взрыв, и «семёрка» исчезла с поверхности моря навсегда. Спустя 10 минут тральщик начал сбрасывать глубинные бомбы, которые не причинили «Уле» никакого вреда. После этого М 407 занялся подбором выживших подводников и выудил из воды восемь человек, включая командира U 974.
22 апреля Вальватне закрепил успех блестящей ночной атакой конвоя. Последний был обнаружен у маяка Листы в 02:48, после чего в 02:56 последовал торпедный залп. С дистанции 800 ярдов «Ула» выпустила четыре торпеды, после чего Вальватне наблюдал одно попадание в большое судно. Им оказался гружённый 7500 тоннами угля немецкий пароход «Байя» (Bahia), который затонул. Организованный немцами поиск подлодки ничего не дал. 24 апреля Вальватне вернулся в Леруик, а спустя трое суток привёл «Улу» в Данди.
За такой успех Вальватне был награждён англичанами орденом «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Order — DSO). Он стал третьим по счёту награждённым им командиром подлодки с не британским экипажем, воевавшей в составе ВМС Великобритании. Кроме того, два офицера из экипажа «Улы» получили крест «За выдающиеся заслуги», а несколько нижних чинов наградили медалью «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Medal — DSM). Командующий подводными силами Великобритании контр-адмирал Клод Барри (Claud Barry) писал по этому поводу следующее:
«Норвежская подлодка «Ула» является эффективным кораблём, укомплектованным хорошей командой, которая не пасует перед опасностями, под особенно квалифицированным и смелым руководством».
Однако этот поход стал последним для Вальватне в качестве командира «Улы»: после прихода в Данди он снова сдал лодку Сашу, до этого не блиставшего успехами.
Сами виноваты
После апрельского триумфа для «Улы» наступил трёхмесячный перерыв, пока на ней монтировали радар и проводили его испытания. Поэтому в новый поход Саш вышел только 20 июля 1944 года. Он почти три недели караулил немецкие подлодки в Норвежском море, однако ничего существенного не добился. 26 июля норвежцы видели издалека рубку вражеской субмарины, но преследовать противника не стали. 5 августа Саш вернулся в Леруик, после чего ушёл в Данди.
Следующий, 13-й по счёту, поход «Улы» чуть было не стал последним для неё по вине командира и офицеров лодки. На этот раз Саш снова повёл субмарину в район Ставангера, где в апреле Вальватне показал неплохой результат. Однако, в отличие от своего коллеги, Саш подставил там свой корабль под бомбы английского самолёта.
4 октября 1944 года «Ула» находилась к северу от Бергена в пути на позицию. В 21:10 она подверглась нападению «Веллингтона» Берегового Командования, совершавшего противолодочное патрулирование этой зоны. Заметив самолёт, вахтенный офицер лодки ошибся с опознавательным сигналом, и «Веллингтон» ринулся в атаку. «Ула» начала срочное погружение, но взрывами глубинных бомб её выбросило на поверхность. После этого норвежцам удалось дать правильный сигнал, и опасность новой атаки миновала.
К счастью, лодка не получила серьёзных повреждений и сумела продолжить поход, хотя никакого результата в нём не добилась. 18 октября она вернулась в Данди. По поводу инцидента с самолётом адмирал Барри писал следующее:
«С большим сожалением нужно упомянуть этот случай, за который, как я считаю, можно винить только «Улу». К счастью, повреждения подлодки с отличным боевым счётом оказались незначительными. Из этого случая были сделаны далеко идущие выводы в целом и лейтенант-коммандером норвежского флота Сашем — в частности».
В свой последний поход «Ула» вышла 4 ноября 1944 года для действий в районе между Тронхеймом и Насмусом. Лодка провела на позиции более двух недель, за время которых не совершила ни одной атаки. 26 ноября Саш привёл «Улу» в Данди, после чего лодка в походы больше не выходила. В январе 1945 года она была поставлена на ремонт, который продлился до конца войны. После её окончания лодка продолжила находиться в составе ВМС Норвегии до 1965 года, после чего была списана и отправлена на слом.
Когда командиров больше, чем кораблей
Прочитав историю «Улы», читатель, возможно, задастся вопросом: чем была вызвана постоянная смена командиров на лодке? Ведь Вальватне больше подходил для этой должности, чем Саш, доказав это делом. Чтобы получить ответ, нужно окунуться в обстановку, которая царила среди офицеров норвежского флота и его командования, находящихся в Англии.
После падения Норвегии в Великобритании норвежских моряков оказалось больше, чем норвежских кораблей. Когда встал вопрос о передаче им английских подлодок, проблем с формированием экипажей не возникло: у норвежцев не было недостатка в имевшихся кадрах. Наоборот, офицеры рвались в бой и заваливали командование рапортами о назначении. В результате даже возникло несколько некрасивых ситуаций, когда командиры кораблей давали своим офицерам нелестные характеристики, чтобы освободить их должности для других.
Особенно ярко это проявилось в отношении кадровых офицеров к своим коллегам-резервистам: как оказалось, Саш таким образом расчистил путь на свою лодку для Вальватне. Последний окончил военно-морское училище в Хортене на два года позже Саша и до момента оккупации Норвегии служил на устаревших норвежских подлодках типа A. Затем Вальватне сумел бежать в Швецию и в мае 1941 года перебрался в Великобританию, где до марта 1943 года служил на норвежской лодке B-1, уведённой экипажем к англичанам после немецкого вторжения.
С марта по июнь 1943 года Вальватне учился на курсах командиров подлодок. Закончив их, он узнал, что экипажи всех норвежских лодок полностью укомплектованы. К своему разочарованию, Вальватне получил должность инспекционного офицера в Норвежском военно-морском училище в Лондоне, чему решительно противился и просил назначить его на британскую лодку, если нет вакансий на норвежских.
29 июля 1943 года он был назначен на «Улу» к Сашу после того, как последний добился перевода своего прежнего первого офицера на В-1, указав в рапорте о его несоответствии должности. В результате офицера перевели на B-1 командиром (!), а Вальватне пришёл на его место, став «вторым командиром» с правом замещения Саша в случае необходимости. Но полностью сменить Саша Вальватне не мог, так как последний был старше его по званию и имел больший ценз службы на флоте.
В результате возникла парадоксальная ситуация, когда на лодке было два командира — основной и запасной, — что сказалось на результатах походов. Однако командование норвежских ВМС ничего с этим поделать не смогло ввиду описанной ситуации. Поэтому «Улу» делили два командира, что не помешало Вальватне стать лучшим норвежским подводным асом Второй мировой, а Сашу получить Орден Британской империи как старшему офицеру норвежских подводных сил в Великобритании.
Автор выражает признательность Игорю Борисенко и Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота)
- The Admirality. His Majesty's submarines – Merriam Press, 2007
- Walters D. The History of the British 'U' Class Submarine – Pen & Sword, 2004
- Hezlet A. British and Allied Submarine Operations in World War II. Vol.1 – The Royal Navy Submarine Museum, 2001
- Steenstrup B. Hvem er Hvem? – Kunnskapsforl, 1973
- A Charmed Life. A Biography of Einar Lauritsen, Merchant Sailor & Wartime Submariner 1913-2005 (http://www.charmedlife.info)
- http://submarine.no
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
- http://www.naval-history.net
- http://warsailors.com
Комментарии к данной статье отключены.