11 ноября 1918 года было подписано Компьенское перемирие, завершившее Первую мировую войну. Одним из пунктов соглашения значилось интернирование германского флота, на тот момент всё ещё представлявшего из себя грозную силу. Вскоре его корабли должны были разделить между собой победители, что очень не нравилось контр-адмиралу Людвигу фон Ройтеру. Наши коллеги с портала worldofwarships.ru рассказывают, что он предпринял, чтобы германский флот не достался англичанам.
Под давлением Великобритании местом временного размещения германских кораблей была выбрана главная база британского флота в Скапа-Флоу на Оркнейских островах. Ночью 15 ноября на борту Queen Elizabeth, флагманского корабля адмирала Битти, представитель командующего Флотом Открытого моря адмирала фон Хиппера контр-адмирал Мойрер получил условия сдачи.
В предрассветных сумерках 21 ноября корабли Гранд Флита начали операцию «ZZ» — встречу и сопровождение германского флота к месту его «заключения». Армада британских кораблей в составе 33 дредноутов, девяти линейных, двух броненосных и 27 лёгких крейсеров построилась параллельно в две кильватерные колонны протяжённостью 15 миль с расстоянием между линиями в 6 миль. Между ними пятиугольником расположились пять лёгких крейсеров. Около 10 часов из тумана навстречу британцам вышли германские корабли, шедшие одной кильватерной колонной под флагом контр-адмирала фон Ройтера. Первыми шли пять линейных крейсеров, за ними девять дредноутов, семь лёгких крейсеров и 49 эсминцев. На кораблях не было боеприпасов, численность команд был сокращена. Лёгкий крейсер Cardiff занял место в голове германской колонны и повел её сквозь строй своих кораблей. Когда они достигли британского флагмана, флот Битти выполнил поворот «все вдруг» в сторону британской базы.
В бухте Абеледи на острове Мэй германские корабли встали на якорь. В 15:57 по приказу Битти на них был спущен имперский флаг. Адмирал обратился к экипажу своего корабля:
«Я всегда говорил, что им придётся сдаться».
В последующие дни все корабли проверили на наличие боеприпасов, а с орудий сняли замки. К 27 ноября германские корабли были переведены в Скапа-Флоу, на стоянку к северу и западу от острова Кава. Миноносцы разместили вокруг острова Рюса. Чтобы не допустить попыток прорваться в нейтральные порты, англичанам пришлось держать в охранении эскадру линкоров, флотилию эсминцев и другие лёгкие силы. В это же время делегация союзников в Киле готовила отправку линкоров König и Baden, лёгкого крейсера Dresden и ещё одного эсминца в Скапа-Флоу, чтобы довести количество кораблей германской эскадры до установленных договором.
Потянулись долгие месяцы ожидания мирного договора, в соответствии с которым германский флот предстояло разделить победителям. Пока же, согласно условиям перемирия, корабли считались интернированными, поэтому допуск на борт англичан разрешался только в случае нарушения условий перемирия или с личного согласия фон Ройтера. Всё это время пресса союзников трубила о позоре и малодушии германского флота, который предпочёл последнему бою сдачу в плен. Настроение самих моряков оставляло желать лучшего. Вдобавок у них отсутствовало нормальное питание, не хватало квалифицированной медицинской помощи, им было запрещено сходить на берег, и единственным развлечением стала ловля рыбы и чаек.
Наблюдая за полной деморализацией своих подчинённых и назреванием революционных настроений, фон Ройтер начал постепенно сокращать команды кораблей, доведя их до минимума в 1783 человек. Этим решением адмирал, во-первых, оставил на кораблях самых преданных людей, а во-вторых, усыпил бдительность охраны. 17 июня 1919 года фон Ройтер отдал приказ о затоплении флота 21 июня в 10:00, чтобы избежать захвата кораблей англичанами.
Тем временем британское командование уже готовило абордажные партии, полагая, что после подписания Версальского мирного договора бо́льшая часть германского флота достанется им. Контр-адмирал Фримантл, линкоры которого охраняли стоянку, получил сообщение, что 21 июня договор будет подписан. Он решил остаться со своей эскадрой в базе, чтобы сразу после заключения мира захватить все германские корабли, подавив малейшее сопротивление. 20 июня стало известно, что срок подписания договора перенесён на два дня, а главы держав-победителей в Париже распорядились взять германский флот под контроль по окончании времени перемирия 23 июня в 19:00. Тогда Фримантл отправился на учения совместно с флотилией эсминцев, сообщив фон Ройтеру, что перемирие продлено ещё на 48 часов.
21 июня в 10:00 на лёгком крейсере Emden, флагмане адмирала фон Ройтера, появился флажный сигнал «Внимание, приготовиться к получению распоряжения». Спустя полтора часа на все германские корабли поступил кодированный приказ:
«Всем старшим офицерам и лидеру миноносцев. Параграф 11, сегодняшней даты. Подтверждаю. Командир эскадры».
Это был условный знак начать затопление. Команды подняли имперские флаги и принялись открывать кингстоны, разрушать кувалдами трубопроводы, заклинивать клапаны и вентили. Только на Emden царило спокойствие, чтобы не встревожить команду пришвартованного к его борту британского дрифтера. Лишь в 12:00 Фримантл получил срочную радиограмму:
«Германские корабли тонут. Некоторые уже затонули».
Остававшиеся в гавани два британских эсминца и несколько траулеров не смогли ничего сделать. Германские команды покидали тонущие корабли и переходили на шлюпки. Оружейным огнём англичане попытались принудить их вернуться и остановить затопление, но было уже поздно. Под пулями погибли девять человек, включая командира линкора Markgraf корветтен-капитана Шумана, ещё 16 были ранены.
К 14:00 корабли Фримантла прибыли в Скапа-Флоу и попыталась спасти что возможно, но их старания в большинстве случаев закончились ничем. Позже командир линкора Revenge вспоминал:
«Мы никак не могли добиться от немецкого экипажа, чтобы нам показали открытые кингстоны. Нетрудно вообразить, каково было спускаться в трюмы незнакомого корабля со множеством отсеков, как на всех германских кораблях, не имея ничего, кроме факела в руке, и зная, что корабль тонет и в любой момент может пойти к дну».
Тем не менее англичане смогли предотвратить затопление линкора Baden, лёгких крейсеров Emden, Frankfurt, Nurnberg и 17 эсминцев. К 17:00 остальные корабли германского флота лежали на дне. Позже контр-адмирал фон Ройтер сказал:
«Немыслимо было сдать беззащитные корабли врагу. Мы, офицеры, поклялись всем святым уничтожить их».
Ярость британцев едва поддаётся описанию. Во второй половине дня 1774 германских моряка были приняты на борт английских линкоров. Фримантл издал приказ о том, что они считаются военнопленными как нарушившие условия перемирия. Фон Ройтер и несколько старших офицеров были доставлены на британский флагман Revenge, где через переводчика адмирал обрушился на них с упрёками за бесчестные действия. Ответом ему были безмолвие и каменные лица. Позже Фримантл вспоминал, что не смог удержаться от симпатии к фон Ройтеру, сохранившему достоинство, несмотря на все обвинения в его адрес.
Поначалу из общей массы затопленных кораблей англичане подняли четыре эсминца. Они были пущены на слом. Только в 1924 году начались работы по подъёму части кораблей, которые угрожали судоходству в районе Оркнейских островов. В 1924–1926 годах были подняты все оставшиеся 28 эсминцев. К 1938 году со дна извлекли шесть линкоров, четыре линейных и один лёгкий крейсер. Последним весной 1939 года был поднят знаменитый линейный крейсер Derfflinger. Из-за начала Второй мировой войны его перевёрнутый корпус отбуксировали и разобрали на металл только в 1946 году. Права на останки семи затопленных германских кораблей были полностью урегулированы между правительствами Германии и Великобритании в 1962 году. Спустя 17 лет гавань Скапа-Флоу стала памятником археологического наследия и постепенно превратилась в очень популярное среди любителей дайвинга место.
Комментарии к данной статье отключены.