В возрасте 12 лет, после смерти своего отца, Ранджит Сингх стал главой сикхского клана Сукерчакия. С течением времени молодой военачальник сумел доказать, что он достоин своего положения. Все сикхские кланы-мисали Пенджаба признали его своим вождём. В 1801 году Ранджит Сингх короновался как махараджа Пенджаба, и 38 лет его правления стали «золотым веком» в истории региона. Отличительной чертой империи Сингха стал её светский и толерантный характер. При этом сам махараджа прославился своей воинственностью: практически всё то время, что он провёл на троне, Ранджит Сингх сражался с афганцами и в итоге сумел значительно расширить западные пределы империи. Правитель, всегда выступавший в походы во главе своих войск, получил почётное прозвище «Лев Пенджаба».
Толерантное отношение к иноверцам и иноземцам существовало в том числе и в армии Пенджаба. В её рядах служили не только сикхи, но и индуисты всех каст, мусульмане и буддисты. А в 1820-х годах в войске появились и европейцы. После окончания наполеоновских войн Жан Франсуа Аллар, как и многие другие офицеры, оказался не у дел и был вынужден искать себе занятие за пределами страны. Вместе со своим «коллегой» Жаном-Батистом Вентурой в 1822 году он явился к махарадже и вскоре возглавил кавалерийские части пенджабской армии. Через некоторое время Аллар стал уже главнокомандующим и преобразовал вверенные ему вооружённые силы по французскому образцу. Вентура занялся реорганизацией и обучением пехоты, сумев доказать махарадже, что пехота ничуть не менее важна, чем кавалерия, которая у сикхов рассматривалась как единственное достойное настоящего мужчины место службы.
За французами последовали и другие наёмники: пруссаки, испанцы, голландцы и итальянцы. К моменту своей смерти в 1839 году правитель Пенджаба имел армию в 50 тысяч человек. Офицерские посты в ней занимали 39 европейцев, среди которых было шестеро генералов.
Комментарии к данной статье отключены.