В британской исторической литературе о Королевских военно-морских силах во Второй мировой войне действиям торпедных катеров в 1939–1941 гг. уделено очень мало внимания. Причины этого явления понятны: заметных успехов у катеров не было, и писать пришлось бы, скорее, о поражениях и повседневной рутине. Впрочем, нельзя сказать, что два с половиной года были потрачены впустую — это время ушло на совершенствование техники, становление тактики и подготовку кадров британских катерников, после чего они с лихвой наверстали упущенное. Однако, прежде чем говорить об успехах британских «москитов», нужно вспомнить их первые шаги.
В роли беспризорных
По состоянию на 3 сентября 1939 года в составе Королевского флота Великобритании, как и в немецких кригсмарине, было всего два десятка торпедных катеров. Две флотилии английских MTB (Motor Torpedo Boat) были оснащены 60-футовыми катерами фирмы BPB (British Power Boat), которая получила заказ Адмиралтейства на постройку первых шести единиц этого типа в январе 1936 года. В марте 1937 года из них была сформирована 1-я флотилия MTB. При полном водоизмещении в 22 тонны с тремя 600-сильными двигателями катера развивали скорость в 33 узла и были вооружены двумя 450-мм торпедами и двумя счетверёнными 7,7-мм пулемётными установками. Эти шесть катеров в 1937 году были направлены на Мальту, где сформировали 1-ю флотилию.
Затем последовал заказ на ещё 12 катеров, первые шесть из которых отправились в Гонконг, составив 2-ю флотилию. Остальные должны были отбыть в Сингапур, но, прибыв летом 1939 года своим ходом на Мальту, с началом войны были включены в состав 1-й флотилии. Этот переход рассеял сомнения скептиков по поводу мореходности и надёжности двигателей 60-футовых катеров.
На 1 сентября 1939 года в составе 1-й флотилии лейтенант-коммандера Чарльза-Монтегю Доннера (Charles Montague Donner) числились катера с номерами MTB-1…MTB-6 и MTB-14…MTB-19, а также траулер/плавбаза «Вулкан» (HMS Vulcan). После разочарований первых месяцев войны в мировоззрении старших офицеров ВМС, по старинке считавших, что будущее флота за крупными артиллерийскими кораблями, видимо, произошли какие-то изменения. Италия не спешила вступать в войну на стороне Германии, и 1-я флотилия, остававшаяся на Мальте в бездействии, в ноябре получила приказ возвращаться на родину. 11 ноября 1939 года первые девять катеров в сопровождении эсминца «Дэйнти» (HMS Dainty) покинули Ла-Валетту и направились в Бизерту.
Перебазирование прошло не без потерь: катера преследовали поломки и плохая погода. 16 ноября у берегов Сардинии во время шторма на MTB-6 произошла авария. Катер был взят на буксир эсминцем, но трос оборвался, и «Дэйнти» протаранил своего подопечного с фатальными для того последствиями. К 19 ноября уцелевшие 11 катеров собрались в Марселе, откуда 24 ноября своим ходом направились вверх по Роне и системе бургундских каналов, проследовав по Йонне и Сене мимо Парижа и Руана в Гавр. Конечным пунктом перехода стал Портсмут, куда флотилия прибыла 19 декабря.
С января 1940 года 1-я флотилия (MTB-1…MTB-5 и MTB-14…MTB-19) обосновалась в Филикстоу на восточном побережье Англии и была приписана к базе торпедных катеров «Бихайв» (HMS Beehive), ранее служившей базой гидроавиации. Реально только семь катеров (MTB-3, MTB-4, MTB-14…MTB-18) были боеспособны.
В том же месяце здесь приступили к формированию 4-й флотилии из новых 70-футовых (MTB-22, MTB-29 и MTB-30) и 71-футовых (MTB-31 и MTB-32) катеров фирмы «Воспер» и 72-футовых (MTB-24 и MTB-27) фирмы «Торникрофт», а затем и 10-й флотилии из экспериментальных катеров различных фирм (MTB-67, MTB-68, MTB-104, MTB-106, MTB-107). Наконец, в апреле в Госпорте (Портсмут) была сформирована 3-я (учебная) флотилия, куда вошли 60-футовый MTB-100 производства BPB и 68-футовый экспериментальный MTB-102 от «Воспер».
Торпедные катера на побегушках
Во время «странной войны» MTB использовались в основном для спасения экипажей сбитых самолётов, связи и как быстроходные транспортные средства.
В конце мая 1940 года, когда дела на Западном фронте приняли скверный для союзников оборот, британцы решили заблокировать гавани бельгийских портов Зебрюгге (операция EF) и Остенде (операция DF). К операции EF были привлечены эсминец «Вега», блокшипы «Флорентино» (Florentino, 1822 брт) и «Тренси» (Transea, 1499 брт), три шлюпа, три тральщика, два траулера, а также MTB-15 и MTB-16. Однако попытка, предпринятая в ночь с 24 на 25 мая, оказалась неудачной — блокшипы преждевременно выскочили на мель, и торпедным катерам пришлось снять с них экипажи. Попытку повторили почти тем же составом ночью с 26 на 27 мая, задействовав предназначавшиеся для Остенде блокшипы «Атлантик Гайд» (Atlantic Guide, 1943 брт) и «Бородино» (Borodino, 2004 брт). На этот раз британцам сопутствовал успех — к утру блокшипы затопили в нужном месте, а их экипажи сняли MTB-14 и MTB-15.
25 мая MTB-22 и MTB-25 вывезли из Дюнкерка в Англию правительство Бельгии.
В операции «Динамо» по эвакуации Дюнкерка в числе прочих плавсредств с 27 мая были задействованы практически все боеспособные катера. Поначалу MTB-14…MTB-18 и MTB-22 вели ночное патрулирование восточного фланга плацдарма в 2-5 милях от берега, опасаясь немецких торпедных катеров. Угроза была реальной — после полуночи 23 мая у Дюнкерка шнелльботы S-21 и S-23 двумя торпедами отправили на дно французский лидер «Ягуар» (Jaguar). Однако вскоре MTB-16 и MTB-22 присоединились к катерам 3-й и 10-й флотилий, которые занимались непосредственно эвакуацией. Хотя в районе операции помимо англичан находилось шесть 70-футовых французских торпедных катеров VТВ-23…VТВ-28, вооружённых четырьмя 400-мм торпедами и двумя 13,2-мм пулемётами, все они были слишком слабо вооружены для борьбы с немецкими шнелльботами.
В результате малочисленные немецкие катера при подавляющей концентрации в районе английских и французских боевых кораблей добились заметных успехов: были потоплены британские пароход «Абукир» (Abukir), эсминец «Уэйкфул» (HMS Wakeful) и противолодочные траулеры «Аргайлшир» (HMAT Argyllshire) и «Стелла Дорадо» (HMT Stella Dorado), а также повреждены французские эсминцы «Циклон» (Cyclone) и «Сирокко» (Sirocco).
Первые торпеды по врагу
На момент капитуляции Франции в июне 1940 года в составе Королевского флота Великобритании насчитывалось пять флотилий торпедных катеров общей численностью в два десятка боевых единиц. Наиболее укомплектованная 1-я флотилия насчитывала шесть торпедных катеров, а остальные пять были переоборудованы в противолодочные или тральщики. Остальные флотилии были ещё малочисленнее и помимо вступавших в строй новых MTB представляли собой разношёрстное сборище экспериментальных катеров от «Торникрофт», «Воспер» и BPB, а также реквизированных заказов для ВМС других стран.
Никаких органов, координирующих взаимодействие торпедных катеров с другими силами, не было. Флотилии постоянно перемещались из порта в порт, их командиры действовали каждый по своему усмотрению, что наряду с малочисленностью MTB обуславливало их нулевую результативность. Не удивительно, что в ходе операций Королевского флота по срыву готовившегося немцами вторжения в Великобританию торпедные катера приняли участие в считанных боевых столкновениях.
Развёрнутая с 21 июня в Дувре 11-я флотилия первоначально имела в своём составе 70-футовые MTB-69 и MTB-70, и 60-футовые экс-греческие MTB-71 и MTB-72, а в начале июля она пополнилась норвежскими 60-футовыми MTB-5 и MTB-6, получившими эти номера «в наследство» после прежних переквалифицированного в тральщик MTB-5 и погибшего MTB-6. Все перечисленные катера были постройки «Воспер». Именно катерам 11-й флотилии и пришлось впервые столкнуться с противником лицом к лицу.
Первый бой с вражескими катерами провели MTB-69, MTB-70 и MTB-72, которые ночью 23 июля патрулировали у побережья Франции. Согласно британским данным, незадолго до рассвета MTB-70 лейтенанта Джона Кинг-Чёрча (John Bassett King-Church) у мыса Гри-Не наткнулся на шесть немецких торпедных катеров. Сначала англичанин «по очереди вышел на линию огня каждого из противников», затем немцы взяли его в полукольцо, при этом «по одному держалось с каждого борта и четыре следовали за кормой». Хотя у Кинг-Чёрча было всего четыре 7,7-мм пулемёта, он «отстреливался в течение 20 минут, пока восходящее солнце не вынудило немцев прекратить преследование». После этого MTB-70 остановился, чтобы оценить полученные повреждения, которые оказались незначительными.
Подошедший MTB-69 лейтенанта Роберта Хеннесси (Robert Angus Martin Hennessy) остался с MTB-70, а маленький 25-тонный MTB-72 лейтенанта Уильяма Бейта (William Bruce Thornton Bate) с двумя 12,7-мм и двумя 7,7-мм пулемётами промчался мимо, чтобы атаковать неприятеля, однако его турель заклинило, и катер вернулся к товарищам. Противниками англичан оказались 125-тонные 20-узловые раумботы 4-й флотилии, имевшие по две 20-мм пушки каждый, которые завершали траление у мыса Гри-Не. К счастью для британцев, из-за более низкой скорости противник не смог реализовать численное превосходство и преимущество в артиллерии.
Следующий бой британских катерников состоялся через двое суток. Проходивший 25 июля через Дуврский пролив маршрутом Саутенд – Фалмут конвой CW-8, состоявший из 21 судна, с полудня подвергался налётам немецкой авиации. Британские истребители оказывали ожесточённое сопротивление. В 16:30 один из истребительных патрулей у мыса Гри-Не заметил «9 или 10 вражеских торпедных катеров, следовавших на запад в направлении атакованного самолётами конвоя». На перехват из Дувра выслали два эсминца, а также катера MTB-69 и MTB-70 — последние на тот момент занимались спасением выживших с потопленных судов конвоя. Эсминец «Бриллиант» (HMS Brilliant) вышел из гавани в 17:05, увеличил ход до 30 узлов и принял курс 160°. В 17:16 у берега между Кале и мысом Гри-Не были замечены «девять торпедных катеров, следовавших на юго-запад».
После того, как к «Бриллианту» присоединились катера и эсминец «Бореас» (HMS Boreas), в 17:47 он на максимальном возвышении открыл огонь с 14 000 ярдов по головному шнелльботу. «Бореас» открыл огонь в 17:50, и почти одновременно британские корабли попали под огонь немецких береговых батарей с мыса Гри-Не. В 17:55 шнелльботы, неоднократно накрываемые британскими залпами, поставили дымовую завесу и повернули на северо-восток. Эсминцы сначала пошли вдогон, одновременно удаляясь от берега, но в 18:00 получили приказ прекратить бой, и катера поставили дымовую завесу, чтобы прикрыть их отступление.
В 18:10 в семи милях от Саут-Форленда вывалившиеся из низких облаков восемь пикировщиков Ju 87 атаковали «Бриллиант» бомбами и пулемётным огнём, но были встречены зенитчиками и улетели, не добившись успеха. В это же время «Бореас» был атакован восемью истребителями Bf 110. Хотя прямых попаданий корабль не получил, его рулевой механизм вышел из строя, и командир просил «Бриллиант» подождать. Тот на 20 узлах вернулся, а MTB-69 поставил дымовую завесу.
В 18:38 в четырёх милях от Саут-Форленда люфтваффе снова атаковали эсминцы. 12 Ju 87 с 1000 футов отбомбились по «Бриллианту». Эсминец уклонялся энергичным маневрированием, но был поражён двумя бомбами в квартердек. Хотя обе пробили корабль насквозь, не взорвавшись, его рулевое управление вышло из строя, и эсминец остановился. Впрочем, никто из экипажа не пострадал, а возникший у погреба пожар быстро потушили. В это же время «Бореас» получил две бомбы в мостик. Погибло 22 члена экипажа и 25 были ранены. Из Дувра на помощь немедленно вышли буксиры и норвежские MTB-5 и MTB-6 и уже к 20:00 привели оба пострадавших корабля в гавань.
Предотвратить разгром конвоя CW-8 не удалось. В этот день атаками авиации были потоплены пять судов, ещё четыре, не считая эсминцев 1-й флотилии, получили повреждения. Вернувшиеся после отхода британских кораблей шнелльботы поздно вечером 25 и ночью 26 июля потопили юго-западнее Шорхэма три судна: «Бродхерст» (Broadhurst, 1013 брт), «Лулонга» (Lulonga, 821 брт) и «Лондон Трейдер» (London Trader, 646 брт).
Ночью с 13 на 14 августа британские торпедные катера провели первую атаку вражеского конвоя. Встретив в районе острова Влиланд у голландского побережья группу немецких «эскортных кораблей и торпедных катеров», патрулировавшие в этих водах MTB-14, MTB-16 и MTB-18 1-й флотилии бросились в атаку, при этом последний под командованием лейтенанта Джеймса Мэнноха (James Terry Mannooch) таранил одного из противников.
На самом деле атакованными оказались пять вооружённых траулеров — 350–550-тонные корабли 12-й флотилии охотников за подводными лодками корветтен-капитана Ганса Корна (Hans Korn). Ударив в борт один из них, MTB-18 повредил себе носовую часть и снизил скорость до шести узлов. Вслед за ним был повреждён и MTB-16 лейтенанта Филиппа Гулда (Philip Francis Stewart Gould) — немцы отбивались пулемётным огнём и ручными гранатами. MTB-14 занялся оказанием помощи наиболее пострадавшему катеру Мэнноха, полагая, что немцы сейчас их расстреляют, но траулеры последовали дальше, и все MTB уцелели. По прибытии на базу было доложено, что атакованная цель также была повреждена.
31 августа пять британских эсминцев 20-й флотилии были отправлены на постановку минного заграждения у Фризских островов; в прикрытии находились ещё три эсминца. В 22:50 патрульный самолёт обнаружил у Терсхеллинга «множество вражеских судов, следовавших на запад». Немедленно эсминцы получили приказ спешить на перехват. В 23:07 в 40 милях северо-западнее острова Тексель наскочил на мину эсминец «Экспресс» (HMS Express), попавший на заграждение SW.1 из почти 600 мин, выставленное 7–8 августа немецкими минзагами. Остальные эсминцы поспешили на помощь, но в 23:25 взлетел на воздух флагманский «Эск» (HMS Esk), а в 00:51 — «Айвенго» (HMS Ivanhoe).
На помощь «Экспрессу» были направлены два тральщика, четыре буксира и катера MTB-29, MTB-30 и MTB-31, которым удалось привести повреждённый корабль на базу. Тем временем MTB-14, MTB-15, MTB-16 и MTB-17 до 14:15 1 сентября сняли экипаж с тонущего «Айвенго». Позже стало известно, что «Айвенго» остался на плаву. В конце концов, многострадальный корабль был найден эскортным миноносцем «Гарт» (HMS Garth) и в 17:00 добит торпедой эсминца «Келвин» (HMS Kelvin), хотя некоторые источники утверждают, что торпеда была пущена с MTB-15 или MTB-30. На подорвавшихся эсминцах погибло около 400 английских моряков.
Первые победы
Патрулирование британских торпедных катеров было безрезультатным вплоть до рейда 1-й флотилии на Остенде ночью с 8 на 9 сентября 1940 года. По воспоминаниям командовавшего операцией лейтенант-коммандера Роберта Фолкнера (Robert Ian Tardrew Falkner), он на MTB-17 с MTB-15 и MTB-14 на закате 8 сентября вышел из Филикстоу с приказом топить вражеские суда — у бельгийского побережья находился конвой из девяти судов в сопровождении пяти миноносцев. Спустя почти четыре часа, около 23:00, катера вышли к бельгийскому побережью.
Шёл сильнейший дождь, и при почти нулевой видимости следовавшая на 30 узлах группа потеряла из виду MTB-14, который отстал из-за поломки двигателя и вернулся на базу. Оставшиеся два катера некоторое время галсировали вдоль бельгийского побережья, пытаясь сквозь пелену дождя отыскать цель, когда Фолкнер решил наведаться в Остенде. Англичане зашли прямо на рейд, в этот момент ливень рассеялся — перед ними предстало «около 20 судов» укрывшегося здесь конвоя. В этот момент Остенде начали бомбить самолёты Королевских ВВС, что отвлекло внимание немцев и дало Фолкнеру возможность ещё лучше сориентироваться. MTB-15 лейтенанта Джона Эрдли-Уилмота (John Assheton Eardley-Wilmot), державшийся в полукабельтове справа, получил приказ действовать самостоятельно.
Это был первый бой Фолкнера. Замедлив ход, MTB-17 пошёл на сближение с намеченной целью, произвёл пуск торпеды из левого аппарата, а затем, увеличивая обороты до максимума, отвернул менее чем в 300 ярдах от борта атакованного транспорта. Оглянувшись назад, англичане отчётливо увидели попадание. После этого Фолкнер пошёл на второй заход и выпустил правую торпеду по другой цели, но к этому времени немцы уже снимались с якорей, так что MTB-17 пришлось уходить, не дожидаясь результатов атаки. MTB-15 также выпустил две торпеды и претендовал на поражение одной цели. Затем оба катера вместе благополучно вернулись на базу.
Узнав о том, что самолёт-разведчик утром заметил в Остенде «обломки трёх судов», Фолкнер тут же приписал два из них на счёт своих MTB. На самом деле был торпедирован только траулер «Ниендорф» (Niendorf, 257 брт) с грузом боеприпасов; бомбардировщики нанесли незначительные повреждения одному судну и двум миноносцам. Но, как бы то ни было, начало было положено — первая успешная атака британских торпедных катеров состоялась!
После этого катера 1-й флотилии почти каждую ночь выходили на патрулирование в Северное море, но развить успех им не удалось. Не нанеся противнику ущерба, флотилия в короткое время потеряла половину состава. Сначала 24 сентября погиб MTB-15, возвращавшийся вместе с MTB-14, MTB-16 и MTB-17 с патрулирования между Остенде и Дюнкерком и налетевший на мину в 30 милях к северо-востоку от Норт-Форленда.
Затем настал черёд MTB-17. В ходе поиска ночью с 20 на 21 октября группа из трёх катеров обнаружила у Остенде вражеский сторожевик (траулер). Англичане также были обнаружены, и немецкая береговая артиллерия открыла огонь. Два других катера пошли в обход, а Фолкнер на 30 узлах помчался на цель. Последовала команда «Левой пли!» В тот же момент под кормой катера взорвалась мина. Катер спасти не удалось, но уцелевшие члены экипажа во главе с командиром флотилии были выловлены из воды остальными катерами.
31 октября в устье Темзы на мине погиб MTB-16, 26 сентября в шторм в Ла-Манше затонул норвежский MTB-6, 16 октября на немецкой авиационной мине в устье Темзы погиб экспериментальный «Торникрофт» MTB-106 из 10-й флотилии. Немецкие бомбардировщики тоже внесли свою лепту — 11 сентября в Дувре они повредили MTB-71, затем четыре месяца не выходивший из ремонта, а 29 сентября в Портсмуте на верфи «Воспер» уничтожили MTB-33.
Первый успех 4-й флотилии лейтенант-коммандера сэра Энтони Коула (Antony Bartholomew Cole) относится к ночи с 10 на 11 октября, когда ведомый им MTB-22, MTB-31 лейтенанта Денниса Джермейна (Dennis Jermain) и MTB-32 лейтенанта Майкла Полларда (Michael John Pollard), находившиеся в прикрытии обстреливавшего Кале монитора «Эребус» (HMS Erebus), атаковали торпедами обнаруженную группу вражеских траулеров. При этом «Бранденбург» (Brandenburg, 438 брт) отправился на дно немедленно, а «Норденхам» (Nordenham, 234 брт) был подбит. Лейтенант Джермейн ещё в бытность командиром MTB-19 1-й флотилии разработал тактику уничтожения судов глубинными бомбами. Теперь ему представился случай проверить теорию на практике. После того, как с повреждённого траулера были сняты 34 немца, Джермейн добил неприятеля двумя сброшенными ему под нос глубинными бомбами. За этот бой лейтенант был отмечен в приказе.
Следующий результативный поход 4-й флотилии состоялся 30 ноября. MTB-22 лейтенант-коммандера Коула, MTB-31 лейтенанта Джермейна и MTB-30 лейтенанта Питера Корсера (Peter McGeoch Corsar) вышли из базы и направились в устье Шельды. Катер Коула из-за проблем с двигателем вынужден был вернуться в Филикстоу, а Джермейн и Корсер последовали дальше и в тумане наткнулись на «стоявший на якоре у Флиссингена большой вражеский конвой». Охранение, накануне усиленное сторожевыми кораблями V-204 и V-209, настороженное шумом моторов, встретило вышедших в атаку британцев огнём. MTB-31 атаковал один из эскортных кораблей, но взрыва не последовало — видимо, торпеда, хотя и была направлена точно, прошла под целью. В это же время MTB-30 получил попадание и с повреждённым рулевым управлением и оборудованием для торпедной стрельбы начал циркулировать, потеряв контакт с MTB-31. Как только управление было восстановлено, катер взял курс на базу.
Между тем, MTB-31 атаковал свою цель повторно, но вторая торпеда не вышла из аппарата. Тогда Джермейн, по-прежнему находясь под обстрелом, решил атаковать одно из судов конвоя глубинными бомбами. Он выполнил два захода на стоящее на якоре большое судно, сбросив под среднюю часть корпуса две бомбы. Пройдя всего в нескольких ярдах от носа парохода, катер коснулся его борта. Обе бомбы взорвались под целью, но спешивший скрыться Джермейн не дождался результата атаки, зафиксировав при отходе лишь сигнал бедствия судна. Согласно немецким документам, нападению подвергся военный транспорт Н-41, оно же «в мирной жизни» пароход «Сантос» (Santos, 5943 брт), который вёз 3534 тонны древесины из Гавра в Гамбург. «Сантос» получил серьёзные повреждения, но остался на плаву. V-204 доложил о вероятном уничтожении или повреждении двух британских торпедных катеров, хотя реально был повреждён только один. «Сантос» стал первым отмеченным немцами успехом британских катерников. За успешную атаку 30 ноября лейтенант Джермейн был награждён крестом «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Cross).
Успехи, которых не было
Остальные успехи британских торпедных катеров в декабре 1940 года, приписанные исключительно 4-й флотилии, не подтверждаются противником. Информация, содержащаяся в официальной хронике Адмиралтейства (Admiralty War Diaries), об атаке и уничтожении 5 декабря катерами MTB-32, MTB-29 и MTB-31 у Флиссингена судна «Паранагуа» (Paranagua, 6062 брт), мягко говоря, не соответствует действительности. На самом деле 5 декабря оно, следуя из Антверпена в Гамбург, во время шторма подорвалось на британской авиационной мине, выбросилось на берег юго-западнее Ден-Хелдера и было разбито штормами.
Следующий случай со слов лейтенанта Джермейна описывает в своём исследовании историк Леонард Рейнольдс. Отправленная на поиск неприятеля к Флиссингену 7 декабря группа катеров 4-й флотилии в составе флагманского MTB-32 лейтенанта Ричарда Эллиса (Richard Adrian Ellis), MTB-29 лейтенанта Кристофера Джеймса (Christopher Alexander James) и MTB-31 лейтенанта Денниса Джермейна после нескольких часов патрулирования неожиданно натолкнулась на стоявшее на якоре буквально в 100 ярдах большое судно. Эллис и Джеймс выстрелили в него по торпеде и оба добились успеха. При отходе они столкнулись с «траулером ПВО». К счастью, немецкие артиллеристы стреляли исключительно плохо, и MTB-31 торпедой отправил его на дно. Торпедные катера благополучно ушли, а атакованное торговое судно, как якобы позже было установлено, называлось «Сантос». Можно предположить, что выход катеров к Флиссингену с атакой какой-то цели действительно был, но немецкие источники не подтверждают гибель 7 декабря каких-либо судов в устье Шельды.
Самую странную историю рассказывает в своём исследовании историк Дэвид Джефферсон. Он утверждает, что военный транспорт H-32, он же судно «Биркенфельс» (Birkenfels, 6322 брт) с 7500 тоннами пшеницы в трюмах, был потоплен у Флиссингена 18 декабря глубинными бомбами катера MTB-31. При этом, описывая атаку судна, он с точностью до мелочей приводит все подробности боя 30 ноября, когда Джермейн подорвал «Сантос».
Согласно журналу боевых действий немецкого военно-морского командования в Нидерландах, 18 декабря никакого боя не было. На военном транспорте H-31 и сторожевиках V-1510 и V-1512, стоявших в сильном тумане на якорях у Флиссингена вместе с «Биркенфельсом», услышали сильный взрыв, но ничего не видели. На пляже нашли одну целую и одну разрушенную английские торпеды. Из 39 членов экипажа и девяти солдат военной команды транспорта погибло, по разным данным, семь или девять человек. Официально «Биркенфельс» числится погибшим на мине.
В ноябре 1940 года в деятельности торпедных катеров произошли важные изменения. Для координации действий катеров различного назначения в решении задач по защите собственных прилегающих вод и операций в водах, контролируемых неприятелем, были сформированы Прибрежные силы (Coastal Forces) во главе с контр-адмиралом Пирсом Кекуичем (Piers Keane Kekewich) со штабом в Портсмуте. Однако с момента подрыва «Сантоса» прошли долгие месяцы бесплодных патрулирований, прежде чем британские «москиты» заставили немцев считаться со своим присутствием в водах Северного моря и Ла-Манша.
Литература и источники:
- Admiralty War Diaries
- David Jefferson. Coastal Forces at War: Royal Navy Little Ships in World War 2 – Patrick Stephens Ltd, 1996
- Leonard C. Reynolds. Home Waters MTBs at War: Channel and North Sea MTB and MGB Flotilla Operations, 1939-1945 – Sutton Publishing Ltd, 1996
- http://www.naval-history.net
- http://cfv.org.uk/forum
Комментарии к данной статье отключены.