Когда речь заходит о боевом пути японского флота, на ум сразу же приходят Вторая мировая и Русско-японская войны. Знатоки также могут вспомнить конфликты с Китаем в 1894–1895 и 1930-х годах. Между тем японские моряки приняли участие и в Первой мировой войне. Самую заметную роль тогда сыграли не линкоры и крейсера, а скромные и небольшие эсминцы второго класса — потомки новаторских кораблей «Sakura» и «Tachibana».
Рождение японских эсминцев второго класса
Рубеж первого и второго десятилетий ХХ века стал временем больших потрясений для всех крупных военно-морских флотов мира. Появление линкоров-дредноутов принципиально изменило представления о балансе сил на море, подлодки из экзотики превращались в важный компонент военно-морских сил. Резко выросли требования к мореходности и вооружению эскадренных миноносцев, что привело к существенному росту водоизмещения этого класса кораблей. Военно-морские флоты, претендовавшие на звание первоклассных, во многом приходилось строить заново.
Япония, по итогам Русско-японской войны получившая статус великой морской державы и ценный боевой опыт, не оставалась в стороне от этих процессов. Японские эсминцы и миноносцы сыграли важную роль в конфликте с Россией, но это были классические для своего времени небольшие (максимум 400–450 т) «истребители» с маломощной машиной и архаичным угольным отоплением котлов, вооружённые парой торпедных аппаратов и малокалиберными пушками (не более 76 мм). Красноречив тот факт, что эсминцы типа «Asakaze», построенные в 1905–1906 годах крупной серией (31 единица), почти сразу после ввода в строй стали рассматриваться как морально устаревшие. Уже в 1907 году начались работы по проектированию принципиально нового типа эсминца.
Ответ японских кораблестроителей на вызовы времени стал впечатляющим. В 1909 году они заложили, а в 1911 году ввели в строй эсминцы «Umikaze» и «Yamakaze». Это были революционные корабли, крупные для своего класса океанские эсминцы водоизмещением 1150 т. Передовые машины с нефтяным питанием мощностью 20 500 л.с. (втрое мощнее, чем у предыдущего поколения японских эсминцев) позволяли развивать скорость в 33 узла. Вооружение состояло из четырёх торпедных аппаратов 457-мм, а главным калибром были две 120-мм пушки (дополненные пятью 76-мм). У эсминцев типа «Umikaze» имелся лишь один недостаток — они оказались слишком дорогими, и строительство серии прекратилось после ввода в строй двух кораблей.
Несбалансированность мощнейших кораблей типа «Umikaze» привела к рождению другой концепции развития японских эсминцев — также во многом революционной. Было предложено строить корабли меньшего водоизмещения и стоимости, но с современной ходовой частью и мощным вооружением. По размерам и цене такие корабли стали бы близки к многочисленным бюджетным «истребителям» предыдущего поколения, принципиально отличаясь от них лучшими скоростью, мореходностью и боеспособностью. Так военные моряки Японии пришли к концепции эсминцев второго класса, которая развивалась и совершенствовалась вплоть до конца Второй мировой войны. Венцом эволюции подобных кораблей стали эсминцы типа «Matsu», крупной серией строившиеся в 1944–1945 годах.
Первыми японскими эсминцами второго класса стали корабли «Sakura» и «Tachibana», заложенные в 1911 году и введённые в строй годом позже. Они обладали небольшим водоизмещением в 600 т (примечательно, что даже такое водоизмещение на 150–200 т превышало самые крупные «истребители») и оснащались современными машинами с нефтяным питанием, характеристики которых были скромнее, чем у океанских эсминцев типа «Umikaze» (9500 л.с., 30 узлов). Вооружение совсем немного уступало эсминцам первого класса — те же четыре торпедных аппарат 457-мм, четыре 76-мм и одно 120-мм орудие. Экипаж состоял из 92 человек. Любопытно, что названия кораблей в честь деревьев стали традицией для японских эсминцев второго класса, которые на протяжении всей своей истории получали имена растений.
Когда в 1914 году Японская империя вступила в Первую мировую войну, то оказалось, что помимо коллекции разнотипных морально устаревших «истребителей» страна располагает лишь четырьмя современными эсминцами — двумя большими типа «Umikaze» и двумя малыми типа «Sakura». Пришлось срочно принимать экстренную кораблестроительную программу и разрабатывать для неё недорогой тип эсминцев, пригодный к быстрой массовой постройке. Основой проекта стал тип «Sakura», конструкцию которого упростили и удешевили (например, вместо пяти котлов ставились четыре). Так на свет появились эсминцы второго класса типа «Kaba», десять из которых были оперативно построены в 1914–1915 годах.
Эсминцы типа «Kaba» были очень похожи на эсминцы типа «Sakura» как внешне, так и по характеристикам. Немного выросло их водоизмещение (до 665 т), остальные параметры оставались такими же: максимальная скорость — 30 узлов, четыре торпедных аппарата 457-мм, артиллерийское вооружение из пяти пушек (одной 120-мм и четырёх 76-мм), экипаж — 92 человека. В целом получился не выдающийся по боевым возможностям, но удачно сбалансированный корабль с приемлемой стоимостью и короткими сроками постройки. Франция, срочно нуждавшаяся в современных эсминцах, заказала у Японии 12 аналогичных кораблей, которые были переданы заказчику в 1917 году (экспортная копия типа «Kaba» известна под названиями тип «Arabe» или же тип «Algerien»).
Самыми мощными японскими эсминцами второго класса в годы Первой мировой стали корабли типа «Momo» (10 единиц введены в строй в 1916–1918 годах). Они создавались на основе накопленного опыта, что позволило существенно увеличить их боевую ценность. Эсминцы типа «Momo» были гораздо больше своих предшественников (835 т), оснащались новейшими машинами мощностью 16 000 л.с. (максимальная скорость — 31,5 узла) и несли гораздо более сильное вооружение: три 120-мм пушки и два новейших трёхтрубных торпедных аппарата 457-мм. Экипаж увеличился до 110 человек. По своим возможностям эти корабли приближались к океанским эсминцам первого класса.
Япония вступает в Первую мировую войну
Японская империя быстро вступила в разгоравшуюся войну на стороне держав Антанты — решающую роль в этом сыграл союзный договор с Великобританией, который обе стороны пока ещё считали взаимовыгодным для себя. В сентябре – ноябре 1914 года японский 2-й флот вице-адмирала барона Садакити Като активно участвовал в осаде германской базы Циндао. В его состав входили морально устаревшие эсминцы типа «Asakaze», один из которых погиб в бою. В самом начале сражения 3 сентября «Shirotae» сел на камни у вражеских позиций и был оставлен командой. Затем корабль обстреляла береговая артиллерия, после чего его добила канонерка «Jaguar».
В сентябре-октябре 1914 года японские военно-морские силы обеспечили захват германских колониальных владений в Тихом океане, не встречая сопротивления. Затем на протяжении долгого времени служба Императорского ВМФ заключалась в конвойной и патрульной службе в Индийском и Тихом океанах. С учётом того, что главной угрозой считались германские надводные рейдеры, в операциях участвовали главным образом линкоры и крейсера. Эсминцы применялись весьма ограниченно — так, в охране Малаккского пролива в 1916–1917 годах участвовал дивизион (4 корабля) эсминцев типа «Asakaze», базировавшийся в Сингапуре.
Нельзя не отметить, что после захвата Циндао японское военно-политическое руководство посчитало цели войны достигнутыми и гораздо сильнее интересовалось укреплением своих позиций в Китае, чем войной с Германией. Союзное патрулирование в Индийском океане (зоне ответственности японцев) оказалось малоэффективным против немецких рейдеров (таких как «Wolf», потопивший 120 000 т союзного судоходства). Япония воевала символически, без всякого энтузиазма, но под нажимом британской стороны в начале 1917 года обязалась активизировать своё участие в конфликте. Были сформированы две отдельных экспедиционных эскадры: 1-я эскадра предназначалась для морской обороны Австралии и Новой Зеландии, 2-я эскадра должна была действовать в Средиземном море в зоне активности германских и австро-венгерских субмарин.
Самая ответственная и сложная задача возлагалась на 2-ю отдельную эскадру под командованием контр-адмирала Кодзо Сато. Впервые с 1914 года японским морякам предстояло столкнуться с сильным и агрессивным противником, а необходимость противолодочной обороны подразумевала, что основная тяжесть боёв ляжет на эсминцы. При формировании эскадры сделали выбор в пользу эсминцев типа «Kaba» как относительно многочисленных, современных и хорошо освоенных командами.
Состав 2-й эскадры на момент формирования был следующим:
- бронепалубный крейсер «Akashi» типа «Suma» (флагман);
- 10-я флотилия эсминцев типа «Kaba» («Kaede», «Katsura», «Kusunoki», «Ume»);
- 11-я флотилия эсминцев типа «Kaba» («Kashiwa», «Matsu», «Sakaki», «Sugi»).
2-я эскадра на Средиземном море
11 марта 1917 года 2-я эскадра покинула Сингапур и направилась в зону боевых действий, 10 апреля прибыв в Порт-Саид. 16 апреля японцы перешли на Мальту, попутно отконвоировав свой первый корабль — британский войсковой транспорт. Помощь далёких японских союзников оказалась как нельзя кстати, поскольку немецкие и австро-венгерские подводники буквально терроризировали коммуникации в Средиземном море, только за апрель 1917 года потопив судов общим водоизмещением в 218 000 т.
Уже 4 мая эсминцы «Sakaki» и «Matsu» участвовали в оказании помощи гибнувшему британскому войсковому транспорту «Transylvania» — бывшему лайнеру водоизмещением 13 300 т. Судно торпедировала знаменитая германская подлодка U-63 под командованием аса капитан-лейтенанта Отто Шульце. Оно быстро затонуло, из примерно 3000 человек на борту погибли 413, а находившийся рядом «Matsu» буквально в последний момент уклонился от попадания торпеды. Тем не менее, действия японских моряков положительно оценивались союзным командованием:
«Адмиралтейство направило телеграмму с благодарностью и поздравлением японскому адмиралу на Средиземном море за отличную спасательную операцию, проведённую японцами».
Примечательные для японцев события произошли летом 1917 года. 11 июня эсминец «Sakaki» торпедировала у побережья Крита австро-венгерская подлодка U-27 (командир — капитан-лейтенант Роберт фон Фернланд) — одна из самых удачливых и результативных субмарин «Двуединой монархии». Японский корабль получил серьёзные повреждения, но его удалось благополучно отбуксировать в греческий порт Пирей и позднее отремонтировать. Потери в экипаже оказались очень тяжёлыми — 59 моряков погибли, 22 получили ранения.
Вскоре после этого инцидента 2-я эскадра получила серьёзное усиление. Крейсер «Akashi» заменили гораздо более мощным броненосным крейсером «Izumo» — головным кораблём своего типа. Что ещё более важно, на Мальту прибыла дополнительная 15-я флотилия новейших эсминцев типа «Momo» («Hinoki», «Kashi», «Momo», «Yanagi»). Кроме того, в июле Великобритания передала японцам в аренду два новых эсминца типа «Acorn», которые вошли в состав 2-й эскадры под названиями «Kanran» и «Sendan».
До самого конца войны служба японских эсминцев на Средиземном море проходила без ярких событий. Тем не менее моряки 2-й эскадры делали важную работу и хорошо справлялись со своими задачами. Известен крайне лестный отзыв о них старшего британского военно-морского командира на Мальте адмирала Джорджа Балларда, предоставленный в Адмиралтейство в августе 1917 года:
«Французские стандарты эффективности несомненно ниже, чем британские, а итальянские ещё ниже. С японцами ситуация иная. Эсминцы адмирала Сато поддерживаются в высокой степени готовности и проводят в море столь же большое количество времени, как и наши, что гораздо лучше французских и итальянских кораблей всех типов. Кроме того, японцы полностью независимы во всех вопросах управления и снабжения, в то время как французы не сделают для себя ничего, что они могли бы сделать сами».
За время участия в боевых действиях эсминцы 2-й эскадры сопроводили 767 судов, на которых, как утверждается, транспортировались около 700 000 человек, и 21 боевой корабль. В абсолютном большинстве случаев японцы взаимодействовали с англичанами (644 судно и 21 корабль), а также сопроводили 100 французских и 18 итальянских судов. Основными маршрутами были Александрия – Марсель, Александрия – Таранто и Мальта – Салоники. Японские эсминцы имели 34 контакта с германскими и австро-венгерскими субмаринами, но об участии кораблей 2-й эскадры в потоплении вражеских подлодок никакой информации нет. Сами японцы в свою очередь потеряли тяжело повреждённым эсминец «Sakaki» (при описанных выше обстоятельствах). Безвозвратные потери составили 72 человека, из которых 59 погибли на «Sakaki».
Знаком уважения к труду японских моряков стало их участие в церемониях капитуляции неприятельских флотов. В декабре 1918 года крейсер «Izumo» в сопровождении эсминцев «Hinoki» и «Yanagi» находился в Скапа-Флоу (Великобритания), где команды кораблей символически обеспечивали сдачу германского Флота открытого моря. Моряки приняли под свой контроль семь трофейных подлодок, которые позднее перегнали в Японию. Эсминцы «Katsura», «Kaede», «Matsu» и «Sakaki» принимали капитуляцию германского и австро-венгерского флотов в итальянском порту Бриндизи. Наконец, недавно прибывший на Средиземное море броненосный крейсер «Nisshin» с эсминцами «Kashiwa», «Kanran» и «Sendan» находились в Стамбуле. Японские моряки также участвовали в парадах в Лондоне и Париже.
Итоги
Весной 1919 года 2-я эскадра покинула Мальту двумя группами кораблей. Группа во главе с крейсером «Nisshin», включавшая в себя трофейные немецкие подлодки, отправилась в путь в апреле и добралась до Йокосуки 18 июня. Группа во главе с крейсером «Izumo» совершила прощальный тур по Средиземному морю, посетив Неаполь, Геную и Марсель, и покинула Мальту в мае. Последние японские корабли 2-й эскадры пришли в Йокосуку 10 июля 1919 года. Два эсминца, полученные в 1917 году от англичан, вернули прежним хозяевам ещё в Европе.
Участие Японии в Первой мировой войне в целом и в Средиземноморской операции в частности стало пиком союзных отношений Японии и Великобритании. Затем дружба постепенно ушла в прошлое, и операции 2-й японской эскадры остались малозаметным эпизодом истории. Хотя наиболее ответственная служба ВМФ Японии в годы Первой мировой была связана с противолодочной обороной, японские стратеги не оценили полученный опыт и не придали ему большого значения. В годы Второй мировой войны слабая противолодочная оборона стала одной из причин поражения Японии.
Что же касается судеб японских эсминцев-участников Первой мировой войны, то «Sakura» и «Tachibana» не покидали воды метрополии, и никаких примечательных событий с ними не происходило до самого списания в 1931 году. В том же году из состава флота были выведены и все эсминцы типа «Kaba». Эсминцы типа «Urakaze» некоторое время использовались в качестве быстроходных тральщиков и были списаны в 1936 году. Наконец, эсминцы типа «Momo» частично вывели из состава флота на протяжении 30-х годов, но некоторые из них участвовали во Второй мировой войне. Ветеран 2-й эскадры «Yanagi» доживал свои дни в качестве блокшива, формально пережил две войны и последним из своего семейства был списан в 1947 году. Корпус корабля использовали при создании волнолома в городе Китакюсю, поэтому можно говорить о том, что он сохранился до сих пор, хотя и спрятан под землёй.
Источники и литература:
- http://www.combinedfleet.com
- www.iwm.org.uk (официальный сайт Имперского военного музея Великобритании)
- http://www.naval-encyclopedia.com
- https://uboat.net
- Hirama, Yochi «Rising Sun in the Mediterranean: The Second Special Squadron, 1917-18» http://hiramayoihi.com/yh_e_top.html
- Saxon, Timothy «Anglo-Japanese Military Cooperation, 1914-1918» http://digitalcommons.liberty.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1004&context=hist_fac_pubs
- Балакин С. А. ВМС Японии Турции и других стран Азии 1914-1918 («Морская коллекция», №5, 1999)
Комментарии к данной статье отключены.