Вскоре после начала Второй мировой войны знаменитые немецкие шнелльботы буквально затерроризировали британское прибрежное судоходство. В поисках эффективных мер противодействия англичане вынуждены были создать специальный класс артиллерийских катеров — MGB (Motor Gun Boat). Зачастую эти маленькие корабли уступали своему противнику как по характеристикам, так и в численности, но упорно шли в бой и вскоре начали одерживать победы.
Пролог
Вечером 19 ноября 1940 года немецкие шнелльботы S-38, S-54 и S-57 покинули Роттердам и отправились к берегам Англии, имея приказ атаковать любые обнаруженные надводные цели. Сначала они следовали вместе, но после 20:00 рассредоточились для поиска. Ярко светила луна, над поверхностью полосами стелился туман, когда в 01:58 в 12 милях к востоку от Саутволда с S-38 заметили эсминец. Немцы оценили дистанцию до противника в две мили, но в действительности вынырнувший из тумана «Кемпбелл» (HMS Campbell) был всего в 400 метрах и нёсся прямо на шнелльбот. Последний направил радиосообщение другим катерам и, разворачиваясь, выпустил в британца торпеду, прошедшую мимо цели. Тут немцы заметили и эскортный миноносец «Гарт» (HMS Garth), который шёл в кильватер «Кемпбеллу».
«Кемпбелл» открыл огонь из 20-мм автоматических зениток и сразу добился 7–8 попаданий в левый борт катера. S-38 попытался удрать, прикрывшись дымовой завесой, но из-за повреждённого рулевого управления мог только циркулировать. Один двигатель был выведен из строя, а в топливном баке разгорелся пожар, и немцы начали прыгать за борт. Один из членов экипажа попытался сбросить глубинные бомбы под нос подходившего эсминца, но британцы пулемётным огнём положили экипаж противника на палубу и продолжили обстрел, пройдя всего в 20 метрах от носа катера.
В 02:25 горящий S-38 затонул. «Кемпбелл», подсвечивая себе прожектором, выловил из воды 18 немцев, 10 из которых были ранены. Пятеро немецких моряков погибли. Этот, в общем-то, рядовой эпизод войны на море стал точкой отсчёта — Королевскими ВМС в бою был потоплен первый шнелльбот!
Рождение артиллерийских катеров и первые бои
До января 1941 года в Королевском флоте Великобритании класса артиллерийских катеров официально не существовало. Создавался этот вид кораблей в первую очередь для борьбы с германскими шнелльботами, которые с середины 1940 года буквально терроризировали судоходство у восточного и южного побережий Великобритании. До конца года они уничтожили в этих водах 26 судов общим водоизмещением 49 985 тонн и три эсминца, а ещё семь судов и два эсминца повредили. Собственные потери немцев были незначительны — три катера погибли на минах, и лишь S-38 был потоплен патрульными кораблями.
Аббревиатура MGB (Motor Gun Boat) была зарезервирована для строившихся в Великобритании других флотов и затем реквизированных под переоборудование 26 торпедных (MTB) и 16 противолодочных (MA/SB) катеров. Подавляющее большинство из них были 70-футовыми катерами фирмы ВРВ (British Power Boat). Такого количества импровизированных MGB было явно недостаточно. Кроме того, были и другие проблемы. Далеко не все артиллерийские катера имели сопоставимую с противником скорость, наиболее быстроходные несли артиллерийское вооружение не сильнее своих оппонентов, зато все были втрое меньшего водоизмещения. Тактических наработок противокатерной борьбы не было вовсе. Вскоре ряды артиллерийских катеров пополнили 12 полученных по ленд-лизу 70-футовых 40-узловых MGB фирмы ELCO, но первых успехов вполне закономерно пришлось ждать долго.
17 апреля 1941 года все три флотилии немецких торпедных катеров, действовавших в Северном море, направились к берегам Восточной Англии минировать «конвойные тропы». Первая флотилия капитан-лейтенанта Хайнца Бирнбахера (Heinz Birnbacher) выставила заграждение из 42 мин у Кромера, вторая флотилия корветтен-капитана Рудольфа Петерсена (Rudolf Petersen) — из 24 мин у плавучего маяка Кросс-Сандс, а третья флотилия капитан-лейтенанта Фридриха Кемнаде (Friedrich Kemnade) — из 32 мин у Хейсборо-Сандc.
Сразу после установки мин 2-я флотилия (S-41, S-42, S-43, S-55 и S-104) наткнулась на следовавший на юг британский конвой FS-464. Немцы претендовали на уничтожение четырёх судов водоизмещением 13 000 тонн и повреждение ещё одного. На самом деле в ходе боя S-104 уничтожил у Грейт-Ярмута голландский пароход «Нереус» (Nereus, 1298 тонн), торпедированный S-42 у Грейт-Ярмута «Этель Редклифф» (Ethel Radcliffe, 5673 тонны) был посажен на грунт, а S-43 у маяка Кросс-Сандс потопил следовавшее с грузом угля судно «Эффра» (1446 тонн).
3-я флотилия (S-31, S-34, S-35, S-58, S-60 и S-61), установив мины, провела безуспешный поиск конвоя и была перехвачена британскими MGB-59, MGB-60 и MGB-64 6-й флотилии, вышедшими в море из Филикстоу в 19:15. В последовавшей схватке S-58 лейтенанта цур зее Гейгера получил попадания в машинное отделение и в бак, был ранен унтер-офицер, но большего англичане не сумели добиться, и немцы благополучно ушли на базу. Это был первый бой, который артиллерийские катера дали шнелльботам. В числе других в нём получил боевое крещение и командир MGB-64 лейтенант-волонтёр Роберт Хиченс (Robert Peverell Hichens), впоследствии прославленный катерник.
Ночью с 20 на 21 июня произошла новая стычка. S-20, S-22 и S-24, возвращавшиеся после установки мин на «конвойной тропе» у побережья Восточной Англии, в 20 милях к востоку от Эймёйдена подверглись внезапному нападению MGB-58, MGB-59 и MGB-65 6-й флотилии. После ожесточённой перестрелки на малой дистанции шнелльботам удалось оторваться от противника и скрыться; серьёзного ущерба стороны друг другу не нанесли.
В сентябре 1941 года Хиченс был назначен командиром 6-й флотилии MGB. Именно с ним связан первый успех британских артиллерийских катеров в их противостоянии со шнелльботами.
Новый успех MGB
В ночь на 20 ноября шнелльботы 2-й и 4-й флотилий проводили поиск по наведению самолёта-разведчика люфтваффе у побережья Восточной Англии. 2-я флотилия капитан-лейтенанта Клауса Фельдта (Klaus Feldt) в составе S-41, S-47, S-53, S-104 и S-105 близ Грейт-Ярмута обнаружила конвой FS-650, вышедший накануне из Метила в Саутэнд. В сопровождении шли эсминцы «Волси» (HMS Wolsey) и «Верден» (HMS Verdun), корветы «Виджеон» (HMS Widgeon) и «Киттиуэйк» (HMS Kittiwake), а также траулер «Кингстон Оливин» (HMS Kingston Olivine). Рядом также находилась группа поддержки — эсминцы «Веспер» (HMS Vesper) и «Кемпбелл», а также эскортный миноносец «Гарт», кроме того, маршрут патрулировали эскортные миноносцы «Хэмблдон» (HMS Hambledon) и «Куорн» (HMS Quorn).
В первой атаке S-105 потопил пароход «Аруба» (Aruba, 1159 тонн). Торпедированные S-41 и S-104 соответственно пароход «Валдинге» (Waldinge, 2462 тонны) и танкер «Во Мехтар» (War Mehtar, 5502 тонны) затонули на следующий день. При повторной атаке S-105 неправильно понял полученный по радио приказ и остановился. Избегая столкновения, идущие следом катера сломали боевой порядок, и S-41 обер-лейтенанта цур зее Пауля Поппа (Paul Popp) протаранил S-47. Оба получили серьёзные повреждения, и S-41 был взят на буксир. В то же время в ходе боя с охранением получил повреждения S-53, а эскортный миноносец «Гарт» был поражён в котельное отделение 40-мм снарядом с «Кемпбелла» и отбуксирован в Гарвич. Англичане отрапортовали о потоплении трёх торпедных катеров.
2-я флотилия отходила на базу одной группой. После неудачной попытки восстановить ход S-41 немцы решили оставить тонущий катер, и в этот момент неожиданно были атакованы двумя британскими артиллерийскими катерами.
Поздно вечером 19 ноября с задачей патрулировать в 10 милях от Хук-ван-Холланда и перехватывать возвращающиеся торпедные катера из Филикстоу была направлена группа из трёх MGB 6-й флотилии. MGB-63 лейтенанта Джорджа Бейли (George Edward Bailey) вскоре отстал из-за отказа двигателя, а MGB-64 лейтенант-коммандера Хиченса и MGB-67 лейтенанта Левесона Кемпбелла (Leveson Granville Robert Campbell) последовали дальше. По ходу следования Хиченсу из-за неполадок в двигателе пришлось временно снизить скорость до 18 узлов.
Оба катера достигли своей позиции к 02:00, заглушили двигатели и принялись поджидать возвращающиеся шнелльботы. Здесь же они получили сообщение о трёх торпедированных судах. В 04:45 на западе был услышан слабый шум моторов, при этом видимость составляла всего 200 ярдов. Хиченс приблизительно определил курс противника, дал ход и двинулся на юго-восток в надежде его перехватить. Время от времени англичане останавливались, чтобы прислушаться. Внезапно слева Хиченс увидел мигающий голубой свет, а затем был замечен силуэт, опознанный как шнелльбот.
Дав полный ход, англичане пошли на сближение с «пятью противниками» и с 50 ярдов открыли огонь. До того, как немцы поняли, что происходит, два катера — один справа, другой слева по курсу англичан — попали под обстрел, а тот, который медленно двигался прямо по носу MGB-64, получил от него множество попаданий буквально с 20 ярдов. Ответный огонь немцев был неточным, и флагман Хиченса получил лишь одно попадание. Оправившись от неожиданности, шнелльботы рассеялись в разных направлениях.
Решив преследовать противника, Хиченс и Кемпбелл двинулись на юго-восток, к голландскому побережью. Внезапно по правому борту на параллельном курсе был замечен шнелльбот. Тут выяснилось, что крупнокалиберные пулемёты правого борта катера Хиченса не работают, и он имеет возможность вести огонь только из «Льюисов» винтовочного калибра, в то время как немец в любой момент мог ответить из 20-мм пушек. Однако на врага всей огневой мощью обрушился катер Кемпбелла, и тот, отстреливаясь, резко отвернул и исчез из виду. Снизив скорость до 18 узлов, британцы продолжили патрулирование, надеясь перехватить возвращающиеся на базу повреждённые шнелльботы, но безуспешно.
Когда англичане уже собирались прервать поиск и возвращаться на базу, они обнаружили брошенный экипажем и медленно погружающийся S-41. Трофей был обследован высаженной на борт абордажной партией. Оставленные немцами радиооборудование, документы, карты и флаг катера стали трофеями прежде, чем S-41 затонул. Хиченс за этот бой получил орден «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Order — DSO) и доказал, что британские катера даже в меньшинстве в состоянии побеждать более крупного и сильного противника.
С помощью «Спитфайров»
Следующий победный для артиллерийских катеров бой против шнелльботов состоялся спустя почти четыре месяца и очень походил на предыдущий. Вечером 14 марта 1942 года шнелльботы 2-й и 4-й флотилий вышли на британские судоходные маршруты у побережья Восточной Англии. Из семи катеров 2-й флотилии один, S-70, вскоре вернулся из-за неисправности двигателя. Их целями были конвой из Саутэнда и обнаруженный утром самолётами-разведчиками у Уитби конвой, двигавшийся на юг.
Действия 4-й флотилии, которая должна была двумя группами атаковать конвой Саутэнд – Метил FN-655, не увенчались успехом. В 23:40, по докладу немцев, «флотилия была окружена семью вражескими эсминцами. S-51 получил несколько попаданий 4-дюймовыми снарядами с тяжёлыми ранениями пятерых членов экипажа, на S-110 несколько человек было легко ранено». Немцы считали, что только очень низкая видимость спасла их от более серьёзных последствий. На самом деле, кратковременные обстрелы замеченных катеров провели эсминец «Уоллес» (HMS Wallace) из охранения конвоя и эскортный миноносец «Холдернесс» (HMS Holderness) из патруля «М»; первый претендовал на повреждение, а второй — на потопление шнелльбота.
2-я флотилия капитан-лейтенанта Фельдта действовала у побережья Норфолка против следовавшего на юг конвоя FS-749 Метил – Саутэнд. Поиск продолжался с 22:46 до 04:46. Условия для торпедных атак были идеальные — спокойная, но очень тёмная ночь, низкая облачность и сильный дождь, — но только S-104 обер-лейтенанта цур зее Ульриха Рёдера (Ullrich Roeder) сумел обнаружить в 17 милях севернее Кромера противника и атаковать его. Это был охранявший конвой эсминец «Вортиджерн» (HMS Vortigern). Двумя одиночными торпедными выстрелами, поразившими около 01:55 цель в левый борт в район котельного отделения и в носовую часть, катер менее чем за три минуты отправил эсминец на дно.
Хотя корабль затонул на небольшой 17-метровой глубине, и его корма осталась над водой, погибло 147 членов экипажа в главе с капитаном лейтенант-коммандером Рональдом Хоулеттом (Ronald Stanley Howlett). Корвет «Гиллемот» (HMS Guillemot), другой сопровождавший конвой корабль, по наведению одного из траулеров охранения устремился на звук взрыва на восток, заметил катер и открыл по нему огонь, «поразив цель». В этот момент другой шнелльбот был замечен в выгодном для торпедной атаки положении, и корвет погнался за ним, не подобрав из воды пострадавших. Когда «Гиллемот» вернулся к месту катастрофы, он сумел спасти, по разным данным, всего 10 или 13 членов экипажа эсминца.
На этом успехи немцев закончились. В темноте шнелльботы потеряли друг друга и возвращались на базу кто парами, кто поодиночке, а S-104 ещё и «с попаданием 120-мм неразорвавшегося снаряда в мостик и одним легкораненым огнём автоматов». В 09:00 все катера, кроме S-111, вошли в Остенде. Вскоре после швартовки от командующего торпедными катерами было получено уведомление о том, что в 07:30 поступило сообщение о бое «немецкого торпедного катера с вражескими катерами в квадрате 8528». Фельдт с S-104, S-62 и S-29 немедленно вышел в море на поиск S-111 и вскоре обнаружил его в окружении трёх британских катеров.
В эту ночь к Эймёйдену перехватывать возвращающиеся на базы шнелльботы из Лоустофта были направлены MGB-88 под флагом командира 7-й флотилии лейтенант-коммандера Джона Хорна (John Bremner Richards Horne), MGB-87 лейтенанта Самюэля Беннетта (Samuel Brittain Bennett) и MGB-91 суб-лейтенанта Питера Томпсона (Peter Andrew Ruttan Thompson). Именно на них перед рассветом в 20 милях от голландского побережья наткнулся следовавший на максимальной скорости S-111. Катера 7-й флотилии немедленно дали полный ход, заставили противника изменить курс и понеслись рядом, ведя огонь из всех стволов.
Немец попытался оторваться маневрированием на 40-узловой скорости, но англичане не отставали и, основательно изрешетив его корпус, быстро обездвижили противника. Часть экипажа шнелльбота в панике попрыгала за борт, другие выбежали на палубу с поднятыми руками. В ходе боя 14 членов экипажа шнелльбота, в том числе и оба офицера — обер-лейтенант-цур-зее Попп и мичман Йоппинг, — были убиты. После этого, пока MGB-88 и MGB-91 подбирали немцев из воды, MGB-87 высадил на борт S-111 абордажную партию, которая подняла английский флаг и захватила в плен оставшихся в живых членов экипажа.
Из-за затоплений в носовой части винты и рули трофея торчали над водой, поэтому MGB-88 попытался буксировать его на свою базу кормой вперёд. Англичане уже потащили было S-111, когда в восточной части горизонта появились приближающиеся на полном ходу «четыре торпедных катера». Отдав буксирный конец и забрав людей с S-111, Хорн решил отходить на северо-восток, в направлении тумана. Немцы преследовали англичан, ведя сильный огонь, на что те лишь огрызались из-за нехватки боеприпасов. Внезапно MGB-91 начал терять скорость — произошла поломка одной из муфт валов. Увидев это, его спутники начали ставить дымзавесу, но влетели в туман и потеряли с MGB-91 контакт. После безрезультатного поиска пропавшего товарища MGB-87 и MGB-88 повернули на базу.
Между тем завеса рассеялась, и Томпсон обнаружил себя между двумя шнелльботами. У него почти не было боеприпасов, а скорость упала до 20 узлов. Создалась реальная угроза захвата катера. Томпсон подготовил документы к уничтожению и приказал одному из членов экипажа пробить бензобак и поджечь его, но тут катер вошёл в полосу густого тумана. Пользуясь этим, MGB-91 отвернул, чтобы не наскочить на подрезавший его курс шнелльбот, и благополучно скрылся в западном направлении.
Когда MGB-87 и MGB-88 почти без топлива и боеприпасов прибыли в Лоустофт со своими пленными и захваченным флагом шнелльбота, им был оказан торжественный приём. Спустя несколько часов приковылял домой и MGB-91 с шестью ранеными членами экипажа из 13 и добычей в виде остальных пленных немцев. Всего в плен было взято 16 членов экипажа S-111.
Отбив у противника S-111, немцы взяли его на буксир и под прикрытием истребителей люфтваффе потащили на базу. Однако едва воздушный патруль, исчерпав топливо, улетел на свой аэродром, как над катерами 2-й флотилии появилась десятка «Спитфайров» Mk.VВ из 412-й эскадрильи Королевских ВВС, поднятая в 11:15 с Колтишолла. Истребители «обнаружили и атаковали четыре катера, один из них подожгли, и повредили три других; один истребитель был повреждён зенитным огнём». В 13:40 на ту же цель была отправлена 137-я эскадрилья двухмоторных истребителей «Уирлуинд», но она противника не обнаружила. В результате нападения «Спитфайров» S-111, получивший новые повреждения, в 14:09 затонул. Три других катера 2-й флотилии были серьёзно повреждены и отправились после возвращения на базу в четырёхнедельный ремонт, а 13 человек из их экипажей были ранены. Таким образом, почти вся 2-я флотилия на месяц была выведена из строя.
На британских катерников пролился дождь наград: все три командира участвовавших в бою катеров получили крест «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Cross — DSC), а ещё семь членов экипажей — медаль «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Medal – DSM).
Хотя, с точки зрения немецкого командования, гибель вражеского эсминца более чем восполняла потерю S-111, там обратили внимание на усиление охранения противником прибрежных конвоев, что увеличивало риск для атакующих торпедных катеров. Другим немаловажным моментом являлась заметная специальная направленность атак английских истребителей на возвращающиеся в светлое время суток на свои базы немецкие катера.
Если ранее эти атаки были случайными, то начиная с января 1942 года Истребительное командование присоединилось к противокатерным операциям «Бофайтеров» Берегового командования, выполнив с начала года около 90 целенаправленных атак — налёт 412-й эскадрильи был одним из них. Хотя катера были очень уязвимы для авиапушек, попасть в них с быстролетящего самолёта было очень трудно, и материальный эффект от этих операций был крайне невысокий. Тем не менее, чтобы избежать атак вражеских истребителей, немцы вынуждены были ограничить действия торпедных катеров исключительно тёмным временем суток.
Другим итогом операции стало то, что англичане получили весомое подтверждение правильности использования артиллерийских катеров в качестве охотников на шнелльботы. Последнее ещё раз доказал в ночь на 22 апреля лейтенант-коммандер Хиченс, атаковавший с тремя MGB своей флотилии у Норт-Хиндера (побережье Голландии) возвращавшиеся в Остенде из рейда к английским берегам шнелльботы 4-й флотилии. В ожесточённой перестрелке на малой дистанции S-52 был повреждён, снизил скорость, но скрылся вместе с остальными катерами. От огня немцев получил несколько попаданий MGB-64. Затем произошла ещё одна короткая стычка с другой возвращающейся группой шнелльботов этой же флотилии. За бои этой ночи «с шестью вражескими торпедными катерами» Хиченс был награждён DSO.
Литература и источники:
- Admiralty War Diaries
- War diary: German Naval Staff Operations Division – Washington: Office of Naval Intelligence, 1948-1955
- Bryan Cooper. The E-boat Threat – Barnsley: Pen & Sword, 2015
- David Jefferson. Coastal Forces at War: Royal Navy Little Ships in World War II – Somerset: Patrick Stephens Ltd, 1996
- Lawrence Paterson. Schnellboote: A Complete Operational History – Barnsley: Seaforth Publishing, 2015
- Leonard C. Reynolds. Dog Boats at War: Royal Navy D-class MTBs and MGBs 1939-1945 – Stroud: The History Press, 2009
- Leonard C. Reynolds. Home Waters MTBs at War: Channel and North Sea MTB and MGB Flotilla Operations, 1939-1945 – Stroud: Sutton Publishing Ltd, 1996
- Peter M. Scott. The Battle of the Narrow Seas: The History of the Light Coastal Forces in the Channel & North Sea, 1939-1945 – London: Naval Institute Press, 2009
- Stephen Wentworth Roskill. War at Sea, 1939-1945, vol.II – London: Her Majesty's Stationery Office, 1956
- http://cfv.org.uk/forum
- http://www.naval-history.net
- http://www.s-boot.net
- http://www.uboatarchive.net
Комментарии к данной статье отключены.