4 июня 1940 года завершилась крупнейшая за всю историю эвакуация морем — операция «Динамо». Королевский флот и частные судовладельцы смогли спасти британскую армию, прижатую вермахтом к побережью Ла-Манша в районе Дюнкерка. Боевой клич The Navy's here! — Флот здесь! — ещё никогда не звучал так гордо, как в эти дни. Но во Франции ещё оставались британские войска. Спустя неделю королевство облетела новость, что в небольшом нормандском портовом городке Сен-Валери-Ан-Ко было вынуждено сдаться врагу одно из самых прославленных соединений армии. Вопрос, почему была сорвана эвакуация в этом районе, до сих пор окутан туманом, опустившимся на берега Ла-Манша ещё 11 июня 1940 года.
Горцы в западне
51-я дивизия хайлендеров (горцев) — 51st (Highland) Division — вела свою историю с 1908 года, когда она была впервые сформирована в составе территориальных войск метрополии. Комплектовалось соединение жителями северной, горной части Шотландии, за что и получило своё наименование. Дивизия состояла из трёх пехотных бригад: 152-й, 153-й и 154-й, батальоны которых, помимо номеров, носили названия старейших шотландских полков королевской армии — «хайлендеры Сифорта», «хайлендеры Гордона», «Чёрная Стража», «Королевские хайлендеры Кэмерона» и тому подобные.
Дивизия прошла всю Первую мировую войну и участвовала практически во всех крупнейших битвах английской армии на Западном фронте, сражаясь на Сомме и у Арраса, при Ипре и Камбре, отражая «Весеннее наступление» Людендорфа и поддерживая «Стодневное наступление» союзной армии. После окончания войны 51-я дивизия осталась кадрированным соединением в составе территориальных войск. В 1937 году её возглавил 54-летний генерал-майор Виктор Форчун (Victor Fortune), абсолютно не чужой для дивизии офицер — сам горец родом из-под Абердина. В годы Первой мировой войны он командовал батальоном «Чёрной Стражи», после чего был командиром пехотной бригады, а затем соседней 52-й дивизии лоулендеров (равнинных шотландцев) — 52nd (Lowland) Division.
1 сентября 1939 года 51-я дивизия была отмобилизована, получила части усиления и приступила к боевой подготовке в полевом лагере Олдершот. В ходе боевого слаживания гордые шотландцы получили болезненное распоряжение военного министерства: перед отправкой во Францию снять национальные юбки-килты, так как они «не обеспечивают защиту в случае газовой атаки» и вообще мало подходят для современной войны. В полной мере это распоряжение выполнено не было, и килты во Францию некоторые батальоны всё-таки взяли.
В январе 1940 года подразделения дивизии высадились в Гавре, ещё не догадываясь, какую роль в их судьбе сыграет этот порт. 22 апреля 1940 года дивизию передали из британских экспедиционных сил в 3-ю французскую армию, занимавшую позиции на линии Мажино. Это решение, принятое для перенятия французского опыта обороны на долговременных оборонительных позициях, отделило горцев от основных сил британского экспедиционного корпуса и сыграло роковую роль в их судьбе.
После того, как немецкий удар в мае 1940 года буквально вспорол оборону союзников в северной Франции, они начали спешную переброску войск, чтобы закрыть прорыв и создать новый фронт по реке Сомма. 31 мая 1940 года 51-я дивизия вошла в состав 10-й французской армии, занявшей оборону на Сомме. Шотландцы и части 9-го французского армейского корпуса располагались на левом, приморском фланге армии и 4 июня попытались атаковать немецкие части у Абвиля, но потерпели неудачу во встречном бою и понесли серьёзные потери.
На следующий день последовал контрудар немцев, который прорвал фронт 10-й армии и расколол её на две части. На острие удара действовала 7-я танковая дивизия под командованием будущего злого гения английской армии — генерал-майора Эрвина Роммеля (Erwin Rommel). Не признающий никаких ограничений и графиков, не обращая внимания на фланги, Роммель в течение трёх суток прорвался к Сене и ночью 8 июня взял Руан, отсекая пути отхода левого фланга 10-й армии на Париж. Не теряя ни минуты, следом он повернул свои танки на север, чтобы полностью окружить и прижать к морю 9-й корпус и 51-ю дивизию. Для союзников оставался один путь к отступлению — на Гавр, где можно было рассчитывать на эвакуацию.
Пытаясь обеспечить коридор к Гавру, генерал Форчун сформировал группу «Ковчег» (Ark Force) в составе 154-й бригады и частей усиления, которую срочно отправил на запад. Однако это распоряжение спасло только саму группу «Ковчег», которая на несколько часов разминулась с танками Роммеля, вышедшими к побережью Ла-Манша. После этого немцы начали стремительно сметать вдоль берега оборону окружённых союзников, у которых оставалась единственная маленькая гавань, пригодная для эвакуации, — порт Сен-Валери-Ан-Ко.
Согласно официальной истории 51-й дивизии, решение Форчуна о необходимости эвакуации из Сен-Валери Королевский флот получил 10 июня в 04:00. В это время подразделения дивизии ещё не были сосредоточены в городе, они только продолжали стягиваться к нему по всем свободным дорогам. Вместе с ними, усугубляя неразбериху и панику, беспорядочно отступали французские войска. То, что порт Сен-Валери — последняя надежда союзников, было совершенно очевидным и для Роммеля, и его танки шли буквально по пятам бегущего к морю противника.
Форчун понимал, что эвакуация потребует прикрытия, поэтому подходящие к Сен-Валери боевые подразделения занимали совместно с французами позиции, которые образовывали прямоугольный оборонительный периметр вокруг города. Англичане признают, что этот периметр носил очаговый характер, а арьергардные бои и просачивание противника через боевые порядки шли беспрерывно. В 10:00 11 июня Форчун отдал командирам предварительный приказ об эвакуации:
«Флот, вероятно, приложит все усилия, чтобы эвакуировать нас на шлюпках этой ночью или в течение двух следующих ночей. Я хочу, чтобы все до последнего солдата понимали, что это будет возможно только при полном взаимодействии. Люди должны быть готовы пройти 5 или 6 миль. Необходимо обеспечить строжайшую дисциплину».
Уже через несколько часов оборонительный периметр союзников вокруг Сен-Валери был прорван, и немцы начали атаку непосредственно на город и порт. Ровно спустя сутки всё было кончено. В 10:00 12 июня генерал Виктор Форчун объявил, что 51-я дивизия сдаётся. За два часа до этого капитулировал командир 9-го французского армейского корпуса генерал Марсель Илер (Marcel Ihler). Эвакуация не состоялась, флот не пришёл.
Флот пришёл
Если проанализировать британскую литературу и исследования, касающиеся гибели 51-й дивизии, можно выделить несколько основных версий, объясняющих срыв эвакуации. Нередко можно встретить лаконичный и безапелляционный вывод в отношении флота, без объяснения причин: «Корабли не пришли». Но каноничной версией является туман, который не позволил кораблям подойти к берегу. Вторым важным фактором поражения называются действия французского командования, которому подчинялась дивизия. И уже в самую последнюю очередь идут признания, что виноват и противник, который просто сделал эвакуацию невозможной. Уинстон Черчилль в своих воспоминаниях пишет:
«В ночь на 12 июня туман помешал кораблям эвакуировать войска из Сен-Валери. К утру 12 июня немцы вышли к морским скалам на юге, и побережье оказалось под прямым обстрелом. Я был раздражён тем, что французы не дали нашей дивизии вовремя отступить к Руану и заставили её оставаться на месте до того момента, когда она уже не смогла ни достичь Гавра, ни отступить на юг и, таким образом, была вынуждена капитулировать вместе с их собственными войсками».
Официальный историограф Королевского флота кэптен Стивен Роскилл (Stephen Roskill) ещё более категоричен в оценке произошедшего:
«Только в одном случае флот не сумел выполнить свои обязанности. 51-я дивизия хайлендеров была прижата к морю в районе Сен-Валери возле Дьеппа. Эвакуация была сорвана туманом и преждевременной капитуляцией французского командира».
Версия с туманом, который действительно был, и ошибками французов, видимо, устраивала почти всех: Адмиралтейство, правительство, командование армии. Не устраивала она только одного человека — адмирала сэра Уильяма Джеймса (William James), непосредственно отвечавшего за эвакуацию войск из сектора Гавра. Джеймс был не только заслуженным командиром, но и известным писателем, перу которого принадлежали многие труды по истории Королевского флота. Он имел склонность оформлять свои записки в форме писем, некоторые из которых были опубликованы в 1947 году. В своём предисловии к этим письмам, первое из которых датировано 16 июня 1940 года, Джеймс напишет:
«С того времени, как 51-я дивизия хайлендеров сдалась немецкой танковой дивизии в Сен-Валери, широко распространено мнение, что флотилия, посланная из Портсмута для эвакуации дивизии, не достигла пляжей, потому что побережье было закрыто туманом. Это совершенно не соответствует истине. Я в то время был командующим военно-морской базы Портсмут, и настоящая история трагедии [содержится] в этих двух письмах, написанных после того, как не удалось эвакуировать дивизию».
Далее адмирал подробно описывает свои действия и обстоятельства эвакуации из Сен-Валери. Используя эти описания, хроники боевых действий Королевского флота и 51-й дивизии, можно довольно точно восстановить ход событий.
8 июня 1940 года Джеймс получил приказ на проведение операции «Цикл» — эвакуации союзных войск из сектора Гавра. К этому времени он уже собрал около 200 самых различных судов и кораблей и разделил их на несколько флотилий, которые возглавили офицеры его штаба. Лидерами разношёрстной армады были десять эсминцев, включая два канадских. Флагманами, которые должны были непосредственно осуществлять руководство эвакуацией, Джеймс назначил самых опытных офицеров: начальника учебного центра флота в Фортоне кэптена Гая Уоррена (Guy Langton Warren) и начальника школы штурманов в Порстмуте кэптена Томаса Армстронга (Thomas Charles Armstrong).
Ранним утром 10 июня эскадра Джеймса прибыла к побережью Нормандии в районе Гавра и была готова начать эвакуацию, но для этого требовалось получить подтверждающий приказ из Лондона, которого пока не было. Погода стояла ясная, и воздушная разведка немцев обнаружила скопление судов у французского побережья. В ожидании приказа Джеймс решил лично высадиться в Гавре, чтобы разобраться в обстановке. Уже на подходе к порту ему стало ясно, что дело плохо — в воздух поднимались клубы дыма от горящих нефтяных резервуаров, постоянно раздавались взрывы: в порту и городе уничтожались склады и сооружения.
Понимая, что пассивное ожидание под немецкими бомбами негативно скажется на боевом духе людей, Джеймс связался со своими флагманами, приказал им ободрить военных и гражданских моряков, а сам отправился в порт. Пробираясь через огромные толпы беженцев, адмирал прибыл в штаб обороны сектора, где ему хватило одного взгляда на карту, чтобы понять положение 51-й дивизии. Выйдя на связь с Адмиралтейством, Джеймс сообщил, что 51-я дивизия отрезана от Гавра, и немцы начинают прижимать её к берегу. Он доложил, что принял решение направить свои корабли в район Сен-Валери — единственное место, куда войска могли отступить для эвакуации. После того, как решение одобрили, Джеймс направился к французскому командующему обороной сектора Гавра контр-адмиралу Раймону де Виллэну (Raymond Marie Auguste Gaudin de Villaine).
Как пишет Джеймс, «по странной организации французов, этот адмирал был единственным, кто обладал полномочиями на разрешение эвакуации». Виллэн находился в очень возбуждённом состоянии и не видел крайней необходимости эвакуации — он был уверен, что французская армия сможет удержать оборону. Не добившись ничего, Джеймс подтвердил Уоррену и Армстронгу приказ выдвигаться к побережью Сен-Валери и готовиться к эвакуации, а сам вернулся в Портсмут, откуда сразу же направился в военное министерство в Лондоне. К его удивлению, там ему сообщили, что французский командующий генерал Максим Вейган (Maxime Weygand) уверил, что французские войска на Сомме смогут удержать фронт, а приказывать напрямую 51-й дивизии они не могут, так как она действует в составе французской армии и всецело подчиняется французскому руководству.
В то же время, выполняя приказ Джеймса, его корабли прибыли к Сен-Валери, но никого там не встретили. Обследуя в течение дня побережье, они обнаружили отступающие по прибрежным дорогам разрозненные группы солдат союзников, которых принимали на борт. При этом корабли попали под огонь немецкой артиллерии, а вскоре появились и пикирующие бомбардировщики. Эсминцы «Бульдог» (HMS Bulldog) и «Боадицея» (HMS Boadicea), принявшие на борт около 100 английских и французских солдат, получили тяжёлые повреждения — так, на «Боадицее» даже уничтожили секретные документы, настолько казалась неизбежной гибель корабля. Корабли взяли курс на базу, «Боадицею» вёл на буксире эсминец «Броук» (HMS Broke).
Приказа на эвакуацию войск так и не было, да и сама дивизия к месту эвакуации ещё не прибыла. Учитывая бессмысленность нахождения в опасном районе, вечером 10 июня Джеймс приказал кораблям отойти от побережья в открытое море и ожидать разрешения на эвакуацию. На следующие сутки, в 17:00 11 июня, старший офицер Королевского флота в Гавре кэптен Иэн Тауэр (Ian Tower) радировал Джеймсу, что контр-адмирал де Виллэн разрешил эвакуацию. Командующий немедленно приказал кэптену Уоррену идти к французскому берегу.
Сэр Уильям признаёт, что туман действительно стоял над морем, и управление флотилиями было затруднено, но категорически утверждает, что основная масса судов пошла к Сен-Валери. Однако надежды Джеймса, что эвакуация состоится, были разрушены валом донесений, что берег встретил суда и корабли огнём, а сам город горит. Некоторые суда погибли или пропали без вести. Одна баржа сумела подойти к берегу, где сняла несколько офицеров и солдат, укрывавшихся от обстрела за каменной оградой. Джеймс писал: «Показания этих офицеров были довольно разрозненными, но у нас сложилось впечатление, что Сен-Валери был захвачен ещё до того, как был отдан приказ об эвакуации».
Флот пришёл, но было уже слишком поздно. В 01:00 12 июня 1940 года эсминец «Саладин» (HMS Saladin) дал оповещение по флоту, что Сен-Валери захвачен противником. Но до официальной капитуляции генерала Виктора Форчуна оставалось ещё девять часов, которые и будут объявлены позднее «ожиданием спасения». Что же на самом деле произошло у побережья Сен-Валери и на позициях 51-й дивизии днём и в ночь с 11 на 12 июня 1940 года?
В тумане версий
В настоящее время официальная история 51-й дивизии очень скупо и завуалированно, но подтверждает свидетельство адмирала Джеймса, что попытка эвакуации флотом осуществлялась, а вовсе не была полностью сорвана туманом:
«После того, как 10 июня военно-морские силы прибыли в гавань и никого не обнаружили, они были отведены в море, чтобы избежать ударов вражеской авиации. Когда пришёл приказ о проведении эвакуации, было уже поздно. Сочетание тумана, потерь среди судов и тот факт, что немцы заняли скалы, окружающие город, сделали эвакуацию невозможной».
Тот факт, что суда приходили даже на рассвете 12 июня, подтверждает очевидец, капрал Том Гарсайд (Tom Garside), который с группой английских и французских солдат всю ночь укрывался от немецкого огня вблизи пляжей. Утром, во время затишья, они были сняты с берега шлюпками судна «Сэр Ивлин Вуд» (Sir Evelyn Wood). По словам Гарсайда, в это время он видел не менее восьми судов, стоящих у берега.
Остаётся несколько вопросов: когда именно немецкие танки прорвались к высотам вокруг порта, сделав эвакуацию дивизии и французских войск безнадёжной, и какой фактор действительно сделал поражение неизбежным.
Особенностью Сен-Валери-Ан-Ко является его порт, который находится в самом центре города. Родники и море создали очень узкий проход в меловых скалах, после чего морские воды проложили канал вглубь побережья и образовали самую узкую и закрытую бухту Нормандии. Эвакуация из этой гавани, сильно мелеющей во время отлива, была немыслима, и войска могли использовать только полосу пляжей, прилегающих к бухте. Именно над этими пляжами и городом нависали меловые скалы высотой в несколько десятков метров.
Свидетельства переживших плен офицеров 51-й дивизии рисуют горькую картину, которая сопровождает любое окружение и разгром. Когда генерал Форчун отдавал утром 11 июня приказ о подготовке к эвакуации, оборона Сен-Валери уже начала рушиться. Кто-то спасался бегством, где-то царила паника, были зафиксированы случаи, когда обезумевшие солдаты открывали огонь по своим сослуживцам. Некоторые подразделения мужественно принимали бой и стояли до конца, причём это касалось как англичан, так и французов.
В первой половине дня немцы нанесли мощный удар с южного направления, через деревню Сен-Пьер-ле-Виже, где оборонялся 1-й батальон «Чёрной Стражи». В памяти шотландцев остались вставшие рядом с ними французские кавалеристы 5-й лёгкой кавалерийской дивизии, которые отпустили своих коней и приняли последний бой в качестве пехоты. На западе периметра, в районе посёлка Ле-Тот, был полностью окружён и прижат к морю 2-й батальон хайлендеров Сифорта.
По свидетельству капитана Джона Тейлора (John Taylor), офицера штаба 1-го батальона хайлендеров Гордона, в 15:00 11 июня немцы предприняли на них атаку с юго-западного направления силами до 35 танков при поддержке пехоты и миномётов и к 15:30 прорвались к высотам вокруг Сен-Валери. Остановить танки горцам было нечем, боеприпасы к противотанковым ружьям закончились.
То, что высоты были захвачены не к утру 12 июня, а днём 11 июня, в ходе стремительного прорыва немецких танков, подтверждает ещё один ценный свидетель — офицер связи Королевского флота при 51-й дивизии коммандер Роберт Элкинс (Robert Elkins). Утром 11 июня он инструктировал офицеров, которые должны были командовать участками эвакуации на пляжах. Около трёх часов дня, после совещания в штабе Форчуна, коммандер спустился к берегу и обходил пляжи, когда его из пулемёта обстреляли сверху, со скал. Элкинс укрылся за камнем, но голос сверху на хорошем английском посоветовал ему не дурить и сдаваться. Выбравшись из укрытия, Элкинс увидел на вершинах скал немецкие танки. Вместе с ещё одним офицером дивизии ему впоследствии удалось бежать из плена и под видом французских рыбаков добраться до берегов Англии.
Когда оборона 51-й дивизии распалась на несколько изолированных очагов, танкисты Роммеля предложили окружённым сдаться, но эти предложения были отвергнуты. Немцы не стали решать дело немедленным штурмом — город и пляжи и так лежали перед ними как на ладони. Были вызваны пикировщики и огонь артиллерии, которые обрушились на Сен-Валери. Вплоть до самого утра 12 июня город и порт, в котором располагались штаб дивизии, 52-й противотанковый полк и несколько рот горцев, были в полном окружении и подвергались непрерывным ударам артиллерии и авиации.
Таким образом, можно сделать вывод, что ещё до принятия решения о начале эвакуации прорыв немцев днём 11 июня к высотам, которые господствовали над побережьем, сделал её невозможной и обрёк 51-ю дивизию и войска 9-го корпуса на капитуляцию.
Адмирал Джеймс считал, что виной всему командование французов, которое задержало приказ об эвакуации. Однако генерал Виктор Форчун сам принял решение эвакуироваться ночью 12 июня или двумя следующими ночами, так как эвакуироваться днём 11 июня под ударами авиации и артиллерии противника, который мог перейти в решительную атаку, было чревато полным разгромом и большими потерями. Генерал Форчун, генерал Илер и контр-адмирал де Виллэн рассчитывали, что у союзных войск ещё достаточно времени, чтобы сдержать немцев и организовать эвакуацию.
Но этого времени им не дал генерал Роммель. Именно его крайне агрессивная тактика, ставшая знаменитой во время французской кампании 1940 года, и стала причиной молниеносного разгрома 51-й дивизии и 9-го корпуса у Сен-Валери. Роммель отдавал своим командирам приказы, считавшиеся невыполнимыми, и ждал от них не только успеха, но и перевыполнения боевой задачи. Не давая союзникам ни малейшей передышки, танки Роммеля рассекали их боевые порядки, сеяли панику, не давали закрепиться и организовать устойчивую оборону. Впоследствии тактика Роммеля ещё не раз станет причиной многих болезненных поражений английской армии. В январе 1942 года, после многих неудач в Африке, когда уже никто не вспоминал Сен-Валери, а англичанам не мешали туманы и французские союзники, Черчилль будет вынужден признать: «Нам противостоит очень отважный и умелый противник. Несмотря на разделяющий нас огонь войны, я могу сказать, что это великий генерал».
Остаётся добавить, что за исключением Сен-Валери операция «Цикл» по эвакуации сектора Гавра везде, где не было непосредственного соприкосновения с войсками Роммеля, прошла успешно и без серьёзных помех со стороны погоды или противника. Только из самого Гавра было эвакуировано порядка 11 000 британских солдат, а всего лишь в девяти километрах восточнее Сен-Валери, в местечке Вёль-ле-Роз, корабли смогли эвакуировать 2137 британских и 1184 французских солдата.
Вместе с генералом Форчуном в плен попали более 6000 горцев. В августе 1940 года англичане сформировали новую 51-ю дивизию хайлендеров, которая в августе 1942 года была отправлена в Северную Африку и снова встретилась со своим прежним врагом, теперь уже генерал-фельдмаршалом Эрвином Роммелем. Виктор Форчун в плену пережил инсульт, но дождался победы и освобождения в апреле 1945 года. Сразу после освобождения он был возведён в рыцарское достоинство, став рыцарем-командором ордена Британской империи «в знак признания заслуг по защите интересов британских военнопленных».
Можно только предполагать, почему после капитуляции 51-й дивизии основной причиной такого неблагоприятного исхода были объявлены погодные условия, а после войны ещё и неудачные действия французских союзников. Видимо, правительство Великобритании решило, что для мирного населения и солдат, и так потрясённых катастрофой на континенте, реальные подробности нового поражения будут излишними. Думать, что армия и флот сделали всё, что могли, но помешал проклятый туман, было проще.
Источники и литература:
- Admiralty War Diaries
- Стивен Роскилл. Флаг Святого Георгия: Английский флот во Второй мировой войне – М.: ACT, 2000
- Уинстон Черчилль. Вторая мировая война – Воениздат, 1991
- Freedoms Battle. Vol.1. The War at Sea 1939-1945. An Antology of Personal Experience. Edited by Jonh Winton – London: Vintage books, 2007
- http://51hd.co.uk
- https://archive.org
- http://www.naval-history.net
- https://france-guide.livejournal.com
Комментарии к данной статье отключены.